Музыкально-речевые игры и упражнения (2 мл.гр) .

 

 Игра - неотъемлемая часть детства. Через игру ребёнок учится, игровые приёмы помогают усвоить большую информацию, приобрести необходимые навыки.

    

    В музыкальном воспитании известны дидактические, подвижные, хороводные, театральные игры.         Я предлагаю разработанные  разными авторами игры, упражнения и пособия, найденные в интернет-ресурсах.           

 

 

Речевые игры и упражнения

Вторая младшая группа.

 

1.«Угадай, на чём играет Петрушка».

 

Задача:Упражнять детей в различении музыкальных инструментов по тембру звука.

Оборудование.Ширма, набор музыкальных инструментов, игрушка-заяц.

Ход игры.Педагог показывает несколько музыкальных инструментов, на которых «будет играть» Петрушка (3-4), называет их, извлекает звук («Вот как они звучат!»). «Петрушка будет вам играть, а вы скажете, на чём он играет. Если ответ верный – Петрушка выглянет из-за ширмы». Педагог убирает инструменты за ширму, где Петрушка «извлекает звуки», а дети определяют инструмент.

Примечание.Первоначально используются контрастные по звучанию инструменты из разных мелодических групп, затем более близкие по звучанию.

 

2. «Тихий и громкий дождик».

Задача:Учить различать и воспроизводить на деревянных кубиках или палочках тихое и громкое звучание.

Оборудование.  Деревянные кубики.

Ход игры.Педагог предлагает изобразить с помощью кубиков (палочек) дождик, но указывает на то, что дождик будет идти то сильнее, то тише. Значит, и звучать кубики (палочки) будут то громко, то тихо. «Слушайте, какой у меня дождик, и изобразите такой же». Педагог произвольно чередует тихое и громкое звучание.

Примечание.Первоначально педагог и дети имитируют дождь на кубиках, позднее педагог исполняет фортепианную пьесу Любарского «Дождик», а дети изображают дождь на кубиках.

 

 

3. «Музыкальные картинки».

Задача:Учить детей звукоподражанию на музыкальных инструментах.

Оборудование.Серия оформленных «музыкальных картинок», музыкальные инструменты.

Описание.В «серию» входит несколько карточек с названием (например, «Лягушка»), на которых помещена картинка для ребёнка, стихотворение и музыкальное сопровождение к импровизации ребёнка для педагога.

Ход игры.Педагог показывает ребёнку карточку, читает стишок и предлагает «озвучить» картинку при помощи музыкального инструмента.

 

  и т.д.

_________________________________________________________________________________

Игры и упражнения

Старшая группа

1. «Хлопаем в такт».

Задача:чувствовать и воспроизводить в хлопках метрический пульс речи (стихов) и музыки.

Методика проведения:педагог читает стишок или исполняет музыкальную пьесу, дети улавливают и воспроизводят хлопками метрическую пульсацию.

 

2. «Сенокос».

Задача:читать стихотворение в ритме и сопровождать его ритмичными движениями. Развитие внимания, координации, метроритмического чувства.

 

Старый заяц сено косит,

А лиса сгребает.

Муха сено к возу носит,

А комар кидает.

Довезли до сеновала.

С воза муха закричала:

«На чердак я не пойду,

Я оттуда упаду,

Ноженьку сломаю,

Буду я хромая.

«косит»

«сгребает»

«носит»

«кидает»

вращение колёс

 

движение головы вправо-влево

притопы

4 прыжка на одной ноге

«хромает»

 

3. «Помидоры».

Задача:чувствовать и воспроизводить в хлопках ритм стихов.

Методика проведения:педагог и дети читают стишок  и воспроизводят хлопками ритм.

 

В огороде за забором

Созревают помидоры.

Держатся за колышки,

Греются на солнышке. 

 

и т.д. 

____________________________________________________________________________________

Игры и упражнения

Подготовительная группа

1. «Фома и Тимошка».

Задача:развитие слухового внимания, ритмичности.

Стучит, бренчит по улице,     Топающий шаг вперёд по кругу

Фома едет на курице.

Тимошка на кошке                    Лёгкий бег по кругу

Туда же по дорожке.

 

2. «Лиса по лесу ходила».

 

Задача:развитие ритмичности, координации, внимания.

 

Лиса по лесу ходил,

Звонки песни заводила.

Лиса лычки драла,

Лиса лапотки сплела.

Дробный шаг по кругу

На последний слог – разворот лицом в круг

Хлопки-тарелки

Поочерёдное выставление ног на пятку

 

 

3. «Скок-скок-поскок».

 

Задача:Развивать внимание, ритмичность, координацию движений.

 

Скок-скок-поскок,       ритмичные поскоки по кругу,

Сколочу мосток,         в руках – деревянные ложки или кубики, на них

Серебром замощу,      отстукивается ритм стиха

Всех ребят пущу.

В конце все останавливаются, ведущий вступает в диалог с кем-нибудь из участников («ритмический разговор»). 

 и т.д  .  

__________________________________________________________________________________

 

"Звонкая песенка"(пособие для песенной импровизации)

 "Большие-маленькие"(речевая игра-импровизация)

 "Знакомимся с оркестром"(пособие)  

Дидактические игры и пособия из сборника Э.П.Костиной: 

   "Солнышко и тучка"(пособие на различение характера музыки)

   "Цирковые собачки"(игра на различение звукоряда)

   "Кто как идёт"(пособие на восприятие акцента)

   "Море"(пособие, выразительные возможности музыки)

   "Музыкальный домик"(пособие на развитие тембрового слуха)

   "Эхо"(пособие на развитие звуковысотного слуха)  

 

Дидактические игры и упражнения

«Солнышко и дождик» (муз. Косенко).

Задача: услышать и воспроизвести капли дождя и лучи солнца

а) в движении,

б) в игре на музыкальных инструментах.

Методика проведения:

1.     На музыку, изображающую дождь, дети выполняют «танец ладошек» (шлёпают ладошками одна об одну). На смену  музыки выполняют плавные движения, как нежные, тёплые «лучи солнца». Повтор – «танец ладошек».

2.     Импровизированный танец «Капелек и солнечных лучиков» с лентами голубого и оранжевого цвета. Совместное со взрослыми творчество.

3.     Дети сами выбирают музыкальный инструмент для изображения дождика и солнышка. Инструментальная импровизация в 3-х частной форме.

 

«Кто вышел погулять?».

Задача: под музыку представить соответствующий образ и передать в движении.

Методика проведения:на лесную полянку вышли погулять животные. А какие – вам подскажет музыка. Послушайте, угадайте и изобразите, кто вышел погулять.

Галынин «Медведь», Жилинский «Марш зайчат», Д. Кабалевский «Ёжик».

 

«Зайки ходят и прыгают».

Задача:Учить детей различать равномерное движение четвертями и восьмыми, отмечать это спокойной ходьбой и легкими прыжками.

Методика проведения:педагог воспроизводит на инструменте равномерный ритм четвертями и восьмыми, дети передают это соответствующим движением.

 

«Звери в домиках».

Задача: учить детей определять по характеру музыки животного, двигаться в соответствии с образом.

Методика проведения: дети распределяются на 4 группы, каждая занимает свой «домик» в одном из 4-х углов зала: медведь, лиса, зайчик, лошадка. Чья музыка начинает звучать, та группа двигается по залу  в соответствии с образом (двигательная импровизация).

После того, как все «звери» прогуляются один раз, под весёлую музыку лёгким бегом дети переходят в соседний домик против часовой стрелки. Таким образом, каждый ребёнок побывает в разных образах.

 

 «День и ночь».

Задача:различать контрастную музыку и передавать это в движении.

Методика проведения: дети двигаются поскоками врассыпную (день). Смена музыки – садятся на корточки (ночь).

Музыкальный материал: весёлая полька и колыбельная по выбору педагога.

 

«Собачка пляшет и спит».

Задача:учить детей различать жанр колыбельной и плясовой музыки.

Методика проведения:педагог исполняет колыбельную или плясовую, дети выполняют соответствующие движения: колыбельная – «спят», ладошки под щёчку (собачка спит), плясовая – хлопки в ладоши (собачка пляшет).

Как вариант игры можно использовать картинки, соответствующие жанру плясовой и колыбельной.  

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Речевые игры и упражнения

Вторая младшая группа.

1.«Угадай, на чём играет Петрушка».

Задача: Упражнять детей в различении музыкальных инструментов по тембру звука.

Оборудование. Ширма, набор музыкальных инструментов, игрушка-заяц.

Ход игры. Педагог показывает несколько музыкальных инструментов, на которых «будет играть» Петрушка (3-4), называет их, извлекает звук («Вот как они звучат!»). «Петрушка будет вам играть, а вы скажете, на чём он играет. Если ответ верный – Петрушка выглянет из-за ширмы». Педагог убирает инструменты за ширму, где Петрушка «извлекает звуки», а дети определяют инструмент.

Примечание. Первоначально используются контрастные по звучанию инструменты из разных мелодических групп, затем более близкие по звучанию.

 

2. «Тихий и громкий дождик».

Задача: Учить различать и воспроизводить на деревянных кубиках или палочках тихое и громкое звучание.

Оборудование.  Деревянные кубики.

Ход игры. Педагог предлагает изобразить с помощью кубиков (палочек) дождик, но указывает на то, что дождик будет идти то сильнее, то тише. Значит, и звучать кубики (палочки) будут то громко, то тихо. «Слушайте, какой у меня дождик, и изобразите такой же». Педагог произвольно чередует тихое и громкое звучание.

Примечание. Первоначально педагог и дети имитируют дождь на кубиках, позднее педагог исполняет фортепианную пьесу Любарского «Дождик», а дети изображают дождь на кубиках.

 

3. «Музыкальные картинки».

Задача: Учить детей звукоподражанию на музыкальных инструментах.

Оборудование. Серия оформленных «музыкальных картинок», музыкальные инструменты.

Описание. В «серию» входит несколько карточек с названием (например, «Лягушка»), на которых помещена картинка для ребёнка, стихотворение и музыкальное сопровождение к импровизации ребёнка для педагога.

Ход игры. Педагог показывает ребёнку карточку, читает стишок и предлагает «озвучить» картинку при помощи музыкального инструмента.

 

4. «Ножки шагают и бегают».

Задача: Учить детей различать ритм шага ( q q ) и бега ( eeee).

Оборудование. Деревянные палочки.

Ход игры. Педагог предлагает детям «пойти погулять». «Палочками будем изображать свои шаги. Будто это не палочки, а  ножки. Ножки могут идти шагом

( q q ), а могут бежать ( eeee). Внимательно слушайте мои шаги и, чтобы не отстать и не убежать вперёд, шагайте или бегите так же.

Примечание. Когда игра достаточно усвоена, роль ведущего можно поручить ребёнку.

5. «Солнышко» (потешка).

Солнышко, солнышко,                  q     q    q     q  

Выгляни в оконышко.                   q     q    q     q  

Твои детки плачут,                       q     q    q     q  

По камушкам скачут.                    q     q    q     q

Задача: Развитие ощущения метрической пульсации и координации.

Движение.

1, 2 строка – «пружинка» с хлопком,

3, 4 строка – лёгкие прыжки с одновременными хлопками в ладоши.

Варианты выполнения упражнения:

1.     дети воспроизводят ритм стиха в хлопках и на кубиках;

2.     декламация с движением.

6. «Зайцы и медведь».

Задача: узнавать музыку зайцев и медведя. Движением передать образ зверей.

Ход игры: дети изображают зайчиков и прыгают, стуча кубиками. Смена музыки – зайчики приседают (прячутся), медведь идёт и выстукивает на барабане ритм шагов.

 

7. «Солнышко и дождик» (муз. Косенко).

Задача: услышать и воспроизвести капли дождя и лучи солнца

а) в движении,

б) в игре на музыкальных инструментах.

Методика проведения:

1.  На музыку, изображающую дождь, дети выполняют «танец ладошек» (шлёпают ладошками одна об одну). На смену  музыки выполняют плавные движения, как нежные, тёплые «лучи солнца». Повтор – «танец ладошек».

2.  Импровизированный танец «Капелек и солнечных лучиков» с лентами голубого и оранжевого цвета. Совместное со взрослыми творчество.

3.  Дети сами выбирают музыкальный инструмент для изображения дождика и солнышка. Инструментальная импровизация в 3-х частной форме.

 

8. «Что делает Петрушка?».

Задача: на слух угадать, что звучит за ширмой (звенит колокольчик, брякают ключи, шуршит бумага, льётся вода и т.д.).

Оборудование: ширма, набор карточек с соответствующими предметами (картотека звуков), кукла Петрушка.

Методика проведения: педагог говорит детям: «Сейчас мы будем слушать и по звукам угадывать, что делает Петрушка за ширмой». Если дети угадывают, то Петрушка даёт соответствующую карточку, которая вставляется в окошко пособия.

 

9. «На что похож звук?».

Задача: знакомство детей с тембрами детских музыкальных инструментов, активизация ассоциативно-образного мышления при восприятии тембра.

Методика проведения: педагог знакомит детей с музыкальным инструментом, играет на нём, показывает приёмы игры и выразительные возможности инструмента. Дети слушают и пытаются представить, на что похож звук.

Детям предлагается поиграть на инструменте.

 

10. «Что как звучит?».

Задача: придумать звукоподражание часам, шагам, воде, молотку, мячу, кукушке, собаке, кошке, скрипу двери, звонку и т.д.

Методика проведения: сейчас мы попробуем проверить, что может изобразить наш голос. Как булькает вода? Как лает собака? И т.д.

 

11. «Кто вышел погулять?».

Задача: под музыку представить соответствующий образ и передать в движении.

Методика проведения: на лесную полянку вышли погулять животные. А какие – вам подскажет музыка. Послушайте, угадайте и изобразите, кто вышел погулять.

 

12. «Кто идёт?».

Задача: смоделировать и воспроизвести в хлопках или на деревянных кубиках шаги разных животных.

Методика проведения: звери оставляют на снегу, на песке следы. Давайте попробуем  нарисовать следы и изобразить, кто как ходит:

Топ-топ, топ-топ,

Это мишенька идёт.

Ти-ти-там, ти-ти-там,

Скачет зайка по кустам.

По дорожке ёж бежит

И листочками шуршит.

 

13. «Говорим по-разному».

Задача: воспроизведение небольшого стишка с разной динамикой голоса.

Методика проведения: сейчас мы будем читать стишки по-разному.

Тише мыши, тише мыши,                   p    

Кот сидит на самой крыше.

Мышка, мышка, берегись                  f

И коту не попадись!

На скамейке у окошка                       p

Улеглась и дремлет кошка.

 

Вот теперь мышам раздолье,          f

Быстро вышли из  подполья!

Разбрелись по всем углам,

Тащат крошки тут и там.

 

Кошка глазки открывает,               p

Кошка спинку выгибает.

Когти распускает…

Прыг! – побежала,                           f

Мышек разогнала!

 

Тише, тише, тише, тише.              p

Кто кузнечика услышит?

То тут, то там                               f

Кто-то скачет по кустам.

 

Наша Таня громко плачет.           f

Уронила в речку мячик.

Тише, Танечка, не плачь:              p

Не утонет в речке мяч.

14. «Озвучим оркестром».

Задача: озвучивание музыкальными инструментами определённых сюжетов, стихов, рассказов, сказок.

Методика проведения: педагог читает текст, а дети с помощью музыкальных инструментов озвучивают тот или иной фрагмент сказки, стишка, выбирая инструменты в соответствии с содержанием.

Игры и упражнения

Средняя группа 

1. «Музыкальный паровоз».

Задача: Учить определять характер музыки.

Оборудование: Пособие «Паровоз», детские музыкальные инструменты.

Описание: В пособие входит паровоз с вагончиком, изображённый на листе картона. На месте окошек в вагоне имеются кармашки, куда вкладываются карточки с символами, изображающими характер музыки (например, солнышко – весёлая, молния – страшная).

Методика проведения: Педагог показывает детям пособие, сообщает, что это не обычный, а музыкальный паровоз. В нём «едет» музыка. И в каждом окошке своя музыка – весёлая, спокойная, страшная (показывает карточки). После этого детям предлагается послушать музыку каждого окошечка и определить её характер, вложить соответствующую карточку.

Дети слушают небольшие пьески или музыкальные фрагменты соответственно возрасту. 

 

2. «Кто вышел погулять?»

Задача: учить детей определять по характеру музыки животного, двигаться в соответствии с образом.

Методика проведения: дети распределяются на 4 группы, каждая занимает свой «домик» в одном из 4-х углов зала: медведь, лиса, зайчик, лошадка. Чья музыка начинает звучать, та группа двигается по залу  в соответствии с образом (двигательная импровизация).

После того, как все «звери» прогуляются один раз, под весёлую музыку лёгким бегом дети переходят в соседний домик против часовой стрелки. Таким образом, каждый ребёнок побывает в разных образах.

 

3. «Что ты, ёж?»

Задача: развивать координацию (движение и слово). Учиться выполнять боковой приставной шаг, сужать и расширять круг.

Методика проведения: Дети выполняют движения, стоя в кругу, произнося чётко текст.

   Что ты, ёж, такой колючий?       (2 приставных шага с «незнайкой»)

   Это я на всякий случай.                  (4 раза грозят пальчиком)

   Ведь в лесу мои соседи                    (сужение круга, 4 шага)

  Лисы, волки да медведи.                (расширение круга, 4 шага)

 

4. «Настали стужи».

Задача: учить детей читать стихи в ритме, сопровождая их движением; развивать ритм и координацию.

Методика проведения: дети сидят на стульях, выполняют ритмизацию текста с движениями.

 Наконец настали стужи.             4 хлопка

 Во дворе замёрзли лужи.              (будто шлёпают ладошками по льду)

 И, чирикая, детей                        («клювики»)

 Поджидает воробей.                (повороты головы вправо-влево  с кивком на 4 счёта)

 

5. «Зайчики и лошадки».

Задача: усвоить и воспроизвести ритм зайца и лошадки на музыкальных инструментах и в движении.

Методика проведения: дети сидят на ковре по кругу, у одной группы ложки. У другой – бубны.

1-я группа детей исполняет ритм зайца на бубнах, 2-я группа изображает ритм в движении ( e e q  - три прыжка, 3-й более долгий).

2-я группа исполняет ритм лошадки на ложках (e e e e), 1-я группа – бег с высоким подниманием колен.

 

6. «Утята».

Задача: освоить равномерный ритм на барабане и глиссандо на металлофоне; выполнять ритмизацию текста с движением.

Методика проведения:

1) дети выполняют ритмизацию текста с хлопками, затем с движением.

2) добавляются барабан и металлофон, задания распределяются между группами детей.

  Вышли с мамой налегке                          шаг ( q q q q ) + игра на барабане

  Малые ребята.        

  И поплыли по реке                               «плывут» + глиссандо на металлофоне

  Жёлтые утята. 

 

7. «Капли».

Задача: передать смену ритмической пульсации в движении.

Методика проведения:

Капли раз, капли два,

Капли медленно сперва –

Кап-кап, кап-кап,                              (ладошки-капельки q q q q )

Кап-кап, кап-кап.

Стали капли поспевать,          

Капля каплю догонять –

Кап-кап, кап-кап,                                 (ладошки-капельки  eeee )

Кап-кап, кап-кап.

 

Зонтик поскорей раскроем,        

От дождя себя укроем.                        (имитируют крышу) 

 

 

8. «Ёж».

Задание: читать текст в ритме, сопровождая движением.

По дорожке ёж, ёж                           шаги ( q q q q )

Собирает, фош-фош,

Яркие листочки,                              пружинка с разворотом

Вкусные грибочки.                                       ( 4 раза) 

 

9. «Волк».

Задание: читать текст в ритме, сопровождая движением.

Через речку, через мост          eeeeee q  приставной шаг с пружинкой

Серый грозный волк идёт.      eeeeee q

Страшный волк-волчи-ще,      eeee q q  выбрасывание пальцев рук вперёд,

                                                       раскрывая кулачки

Щёлк-щёлк, щёлк-щёлк.            q q q q      4 хлопка

Острые зуби-щи,                    eeee q q  выбрасывание пальцев рук вперёд,

                                                        раскрывая кулачки

Щёлк-щёлк, щёлк-щёлк.            q q q q       4 хлопка

 

10. «День и ночь».

Задача: различать контрастную музыку и передавать это в движении.

Методика проведения: дети двигаются поскоками врассыпную (день). Смена музыки – садятся на корточки (ночь).

Музыкальный материал:

 

11. «Сочиняем музыку».

Задача: развитие детского музыкального творчества (инструментальная импровизация на собственный сюжет).

Методика проведения: педагог предлагает ребёнку сочинить свою музыку о том, о чём он хочет.

 

12. «Музыкальные зарисовки».

Задача: озвучивание музыкальными инструментами небольших сюжетов, стихов, рассказов, сказок.

Методика проведения: педагог читает текст, а дети с помощью музыкальных инструментов озвучивают тот или иной фрагмент сказки, стишка, выбирая инструменты в соответствии с содержанием.

 

13. «Хлопаем в такт».

Задача: чувствовать и воспроизводить в хлопках метрический пульс речи (стихов) и музыки.

Методика проведения: педагог читает стишок или исполняет музыкальную пьесу, дети улавливают и воспроизводят хлопками метрическую пульсацию.

 

 

14. «Шагаем под музыку».

Задача: почувствовать и передать в движении метрический пульс музыки.

Методика проведения: под звучащую музыку дети шагают сначала на месте, а затем по залу, передавая в шагах метрический пульс.

 

15. «Карусель».

Задача: передать ускорение и замедление темпа музыки медленным и быстрым  шагом.

Методика проведения: под музыку дети двигаются по кругу, держась за руки, передавая движением изменение темпа. 



Предварительный просмотр:

 Игры и упражнения

Старшая группа 

1. «Хлопаем в такт».

Задача: чувствовать и воспроизводить в хлопках метрический пульс речи (стихов) и музыки.

Методика проведения: педагог читает стишок или исполняет музыкальную пьесу, дети улавливают и воспроизводят хлопками метрическую пульсацию.

 

2. «Сенокос».

Задача: читать стихотворение в ритме и сопровождать его ритмичными движениями. Развитие внимания, координации, метроритмического чувства.

Старый заяц сено косит,

А лиса сгребает.

Муха сено к возу носит,

А комар кидает.

Довезли до сеновала.

С воза муха закричала:

«На чердак я не пойду,

Я оттуда упаду,

Ноженьку сломаю,

Буду я хромая.

«косит»

«сгребает»

«носит»

«кидает»

вращение колёс

 

движение головы вправо-влево

притопы

4 прыжка на одной ноге

«хромает»

3. «Помидоры».

Задача: чувствовать и воспроизводить в хлопках ритм стихов.

Методика проведения: педагог и дети читают стишок  и воспроизводят хлопками ритм.

 

В огороде за забором

Созревают помидоры.

Держатся за колышки,

Греются на солнышке.

 

 

4. «Яблонька».

Задача: декламация текста с движением. Развитие внимания, координации, выразительности и ритмичности  движений.

 

Веточки на яблоньке

Висли от печали.

 

Яблочки на веточках

Висели и скучали.

 

Девочки и мальчики

Ветки раскачали,

 

Яблоки о землю

Громко застучали.

Качание рук над головой вправо-влево, постепенно опуская вниз

 

Качание опущенных рук вправо-влево.

 

 

Качание рук вперёд-назад

 

 

Хлопки по коленкам

 

 

5. «Ай, дуду».

Задание: читать текст в ритме, сопровождая движением. Развитие ритмичности, координации движений и слова.

Ай, дуду, дуду, дуду,

Сидит ворон на дубу.

Он играет во трубу,

Во трубу серебряну.

Через мышкин, мышкин дом

Идёт дым столбом, столбом.

Кошка с мышкой подрались,

В одной ямке собрались.

Пружинка с разворотом

 

Имитация игры на трубе

 

Изображают дым

 

Выброс пальцев кистей рук («брызги»)

Сужение круга в центре, присесть

6. «Волк».

Задание: читать текст в ритме, сопровождая движением. Развитие ритмичности, координации движений и слова.

Через речку, через мост            приставной шаг с пружинкой

Серый грозный волк идёт.     

Страшный волк-волчи-ще,        выбрасывание пальцев рук вперёд, 

                                                      раскрывая кулачки

Щёлк-щёлк, щёлк-щёлк.             4 хлопка

Острые зуби-щи,                        выбрасывание пальцев рук вперёд,

                                                     раскрывая кулачки

Щёлк-щёлк, щёлк-щёлк.              4 хлопка

 

7. «Ты, мороз!»

Задача: развитие слухового внимания, ритмичности.

Ты, мороз, мороз, мороз,

Не показывай свой нос!

Уходи скорей домой,

Стужу уноси с собой.

А мы саночки возьмём

И на улицу пойдём.

Сядем в саночки-самокаточки,

С горки –Ух!

Сужение круга

Расширение круга

Сужение круга

Расширение круга

Лёгкий бег по кругу на носочках, держась за руки

 

Присели

 

 8. «Как на горке снег».

Задача: развивать внимание, чувство ритма, координацию.

Как на горке снег, снег,

И под горкой снег, снег.

А под снегом спит медведь,

Тише, тише, не шуметь.

4 хлопка

4 шлепка по коленкам

7 притопов

«тс» - показать 4 раза

 

9. «Тили-бом!»

Задача: развивать внимание, чувство ритма, координацию.

Тили-тили, тили-бом!

Сбил сосну зайчишка лбом!

Жалко мне зайчишку –

Носит зайка шишку.

Поскорее сбегай в лес,

Сделай заиньке компресс!

Прист. шаг, пружинка (2 раза)

3 хлопка, «ударить» ладонями по лбу

наклоны головы вправо-влево

 

лёгкий бег по кругу

на последнее слово - присесть

 

10. «Тук-тук».

Задача: развивать ритмичность, координацию, умение воспроизводить ритм стиха в звучащих жестах и на деревянных палочках.

 

Тук-тук-тук-тук-

Это что за стук?

Деревянный это звук:

Тук-тук-тук-тук.

 

Тук-тук-тук-тук-

Это что за стук?

Дятел жил в дупле пустом,

Дуб долбил, как долотом.

 

 

Кулачок о кулачок

Хлопки

Шлепки

Кулачок о кулачок

 

Кулачок о кулачок

Хлопки

Шлепки

Кулачок о кулачок

 

 

11. «Маляр».

Задача: развивать плавность движений, чувство ритма, координацию движения и речи.

Есть у мастера сноровка:

Водит кистью очень ловко,

Тянет следом за собой

Ленту краски голубой.

Удивлялась птичья стая,

Мимо дома пролетая:

«Вот так крыша! Чудеса!

Голубей, чем небеса».

Плавные движения рук, будто красим кистью

 

 

 

«Незнайка»

 

Хлопки

 

 

12. «Едет мышка на ежах».

Задача: развивать внимание, координацию, чувство ритма.

Трах-трах-тарарах!

Едет мышка на ежах.

 - Подожди, колючий ёж!

Больше ехать невтерпёж!

Больше ехать невтерпёж!

Очень колешься ты, ёж!

Хлопки

Шлепки по коленкам

Щелчки-клювики

Притопы

Хлопки – «тарелочки»

Хлопки

 

13. «Котенька-коток».

Задача: развивать внимание, чувство ритма, координацию.

Ах ты, котенька-коток,

Котя – серенький хвосток.

Приди, котик, ночевать,

Нашу деточку качать.

Я тебе коту, коту

За работу заплачу.

Дам кусочек пирога,

Полну миску молока.

Шаги по кругу, «вышагивать» ритм.

 

«Зовут» ручками

плавные движения качания

Шаги по кругу в другую сторону

 

Будто держат пирог и миску на ладошках, делают пружинки в это время



Предварительный просмотр:

 Игры и упражнения

Подготовительная группа 

1. «Фома и Тимошка».

Задача: развитие слухового внимания, ритмичности.

Стучит, бренчит по улице,     Топающий шаг вперёд по кругу

Фома едет на курице.

Тимошка на кошке                    Лёгкий бег по кругу

Туда же по дорожке.

 

2. «Лиса по лесу ходила».

 

Задача: развитие ритмичности, координации, внимания.

Лиса по лесу ходил,

Звонки песни заводила.

Лиса лычки драла,

Лиса лапотки сплела.

Дробный шаг по кругу

На последний слог – разворот лицом в круг

Хлопки-тарелки

Поочерёдное выставление ног на пятку

 

3. «Скок-скок-поскок».

 

Задача: Развивать внимание, ритмичность, координацию движений.

 

Скок-скок-поскок,       ритмичные поскоки по кругу,

Сколочу мосток,         в руках – деревянные ложки или кубики, на них

Серебром замощу,      отстукивается ритм стиха

Всех ребят пущу.

В конце все останавливаются, ведущий вступает в диалог с кем-нибудь из участников («ритмический разговор»).

 

4. «На стене часы висели».

Задача: закреплять слуховые представления о равномерной пульсации, о долгих и коротких звуках. Использование звучащих жестов и шумовых инструментов.

 

На стене часы висели:

«Тик-так, тик-так».

Тараканы стрелки съели,

«Хрум-трак, хрум-трак».

Мыши гири оторвали,

«Бом-бом, бом-бом».

И часы ходить не стали:

«Динь-стон, динь-стон».

Качание

Хлопки        

Качание

Хлопки-тарелки

Качание

Шлепки

Качание

Притопы

 

Деревянные палочки

 

Рубель, ксилофон

 

Тарелка

 

Треугольник

 

5. «Стало теплее».

 

Задача: Воспроизведение синкопы с ритмослогами и на фоне метрического пульса в 2-х дольном размере.

 

Стало теплее,

Воздух свежее.

День прибывает,

Снег  уже тает.

 

6. «Капельки».

Задача: Развитие внимания, выразительности движений, координации.

Побежали капельки в синеньких сапожках (лёгкий бег),

Превратились капельки в ручейки-дорожки,

Бежал ручей по камешкам, по камешкам бежал (бег),

Потом в прозрачной лужице лежал, лежал, лежал (дети приседают: «засыпают»),

Вот снова он помчался вскачь и громко зажурчал (подскоки с перестроением в круг),

Увидел речку- прыг туда (прыжки вперёд),

И сразу замолчал (дети садятся на ковёр).

 

7. «Апрель!»

Задача: Декламация стиха со звучащими жестами и с музыкальными инструментами.

а) декламация стиха с пластическими жестами; 

б) подбор сопровождения к стиху:

      - мелодическое остинато;

      - сопровождение на треугольнике (капельки);

      - остинато на ксилофоне: тоническая квинта или терция 2-мя руками

        одновременно.

Апрель, апрель!

На дворе звенит капель,

По полям бегут ручьи,

На дорожках лужи,

 

Выбегают муравьи

После зимней стужи.

Пробирается медведь

Сквозь густой валежник.

Стали птицы громче петь

И расцвёл подснежник.

4 хлопка

«капельки» или шлепки

перебор пальцами, «ручьи»

ладошки вниз, руки двигаются как по поверхности лужи

перебирают пальцами, как бы поднимаются вверх

 

имитируют шаги

 

взмахи рук

изображают подснежник

 

8. «Едем, едем на тележке».

Задача: Озвучивание стишка, развитие ритмичности, творческого воображения.

Развитие внимания и чувства ритма, менять характер движения в соответствии с изменением ритма музыки.

 

Едем, едем на тележке

Распевать в лесу потешки.

Листья ласково шуршат,

Птички звонко так свистят.

Белочка на ветке орешки грызёт,

Рыжая лисичка зайца стережёт.

Едем, едем на тележке

Распевать в лесу потешки.

Ручеёк журчит,

В речку он бежит.

Долго-долго ехали,

Наконец, приехали!

Ух!

Скрип-скрип

 

Ш-ш-ш

Фью-фью

Цок-цок

Тс-тс

Скрип-скрип

 

Болтание языком

 

Скрип-скрип

 

Хором

 

9. «Сильная и слабая доли».

Задача: различать и выделять звучащими жестами сильную и слабую доли в стихах и в пении.

Методика проведения: дети выделяют сильную долю хлопками, а слабую – шлепками при ритмизации текста и во время пения.

 

10. «Будем листья собирать».

Задача: развивать ритмичность, мелкую моторику.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем листья собирать.

Листья берёзы, листья рябины,

Листики тополя, листья осины.

Листики дуба мы соберём.

В садик  осенний букет принесём.

Сжимают и разжимают кулачки

Поочерёдно загибают пальцы

 

 

 

Сжимают, разжимают кулачки

 

11. «Осенние листочки».

Задача: почувствовать и воспроизвести в движении ритм качания, заложенный в стихе.

Листья осенние тихо кружатся,             

Листья нам под ноги тихо ложатся        

И под ногами шуршат, шелестят,            

Будто опять закружиться хотят.  

 

12. «Снежинка».

Цель: развитие внимания, координации слова и движения. Тренировка плавного длительного выдоха.

Кружатся снежинки

В воздухе морозном.

Падают на землю

Кружевные звёзды.

Вот одна упала

На мою ладошку.

Ой, не тай, снежинка,

Подожди немножко!

Кружение на носочках

 

Медленно присесть, показать плавное падение снежинок

Встать, поймать воображаемую снежинку на ладошку

 

Бережно прикрыть рукой снежинку другой ладошкой

 

В конце игры дети легко дуют на воображаемую снежинку.

 

13. «Снежная баба».

Задача: развитие координации, внимания, плавно, напевной речи.

Сегодня из снежного мокрого кома

Мы снежную бабу слепили у дома.

Стоит эта баба у самых ворот –

Никто не проедет! Никто не пройдёт!

 

Знакома она уже всей детворе,

А Жучка всё лает: «Чужой во дворе».

Идти по кругу, катить воображаемый ком.

Пружинки, руки на пояс

Грозить пальцем пр. и л. руки поочереди

Хлопки с прыжками

Притопы



Предварительный просмотр:

 

Речевая игра-импровизация

«Большие и маленькие».

Задача: развивать у детей способность передавать  голосом  звуки  окружающего мира.

Оборудование: Иллюстрации с изображением большого паровоза и

маленького паровозика, больших часов и маленьких часиков, большого  и  маленького колокольчика, кошки и котёнка.

Взрослый  предварительно беседует с ребёнком  о том, как гудит большой паровоз (низко, громко), маленький (тихо, высоко) и т.д.

Ребёнок создаёт небольшой мотив, частично из реплики взрослого:

                                  

Па-ро-воз гу-дит:  ту -у - у,    ту -у - у.

Методика проведения:

Взрослый  предварительно беседует с ребёнком  о том, как гудит большой паровоз (низко, громко), маленький (тихо, высоко) и т.д.

Ребёнок создаёт небольшой мотив, частично из реплики взрослого:

                                  

Па-ро-воз гу-дит:  ту -у - у,    ту -у - у.

Взрослый: У мальчика Саши есть много разных игрушек: паровоз, паровозик, часы, часики, колокол, колокольчик, кошка, котёнок.

Однажды игрушки заспорили, у кого голос лучше. Игрушки стали петь.

Взрослый: Паровоз гудит:

реб: Ту-у-у.

Взрослый А паровозик отвечает:

реб: Ту-у-у.

Взрослый: Большой колокол звонит:

реб: Бом-бом-бом!

Взрослый: Колокольчик отвечает:

реб: Бим-бим-бим!

Взрослый: Часы стучат:

реб: Тик-тик-тик-тик.

Взрослый: Часики стучат:

реб: Тики-тики-тики-тики.

Взрослый: Кошка мурлычет:

реб: Му-ур,  му-ур…

Взрослый: А котёнок поёт:

реб: Мур-мур-мур…

Взрослый: Как ты думаешь,  чей голос понравился Саше больше? (прийти к выводу, что каждый голос хорошо по-своему).



Предварительный просмотр:

Дидактическое пособие «Эхо».

Цель. Закреплять различение звуков сексты (реси). Требует ся знание песни «Эхо» Е. Тиличеевой.

Описание. Большая карточка — игровое поле, на котором на рисованы четыре девочки, заблудившиеся в лесу, они кричат «а-у», две из них только начинают кричать низкий звук а, слегка наклонив голову, две другие — высокий звук у, приподняв голову вверх. Четыре фигурки елок, которыми перед игрой закрыты изображения девочек. Металлофон.

Ход игры. Ведущий выкладывает перед двумя детьми игровое поле. Назначает, кто из них будет искать девочку, которая кричит высоким звуком, а кто — девочку, которая кричит низким звуком. Затем предлагает детям спеть песню «Эхо» и отдельно пропеть звуки а, у. Далее ведущий поочередно играет звуки и каждый раз спрашивает детей: «Девочка поет а или у?» Игра продолжается до тех пор, пока оба играющих не найдут своих девочек.

 Дидактическое пособие




Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

Дидактическое пособие «Море».

Цель: Развивать у детей представление об изобразительных возможностях музыки, ее способности отображать явления окру жающей природы.

Описание: Три карточки условно передают различное состояние моря: на первой   «море взвол нованное»; на второй  «море бушующее»; на третьей  «море успокаивающееся, буря затихает».

Методика проведения: Дети слушают в грамзаписи «Море» Н. Римского-Корсакова. После исполнения делятся своими впечат лениями о характере музыки. Педагог обращает внимание на то, что композитор нарисовал яркую картину моря, показывая самые разные его состояния; оно то взволнованное, то бушующее, то ус покаивающееся. Затем педагог знакомит детей с пособием, объяс няет условные изображения, передающие то или иное состояние моря. Музыкальный руководитель предлагает еще раз послушать произведение и проследить, как изменяется характер музыки на протяжении звучания всей пьесы. Один из детей с помощью карточек показывает эти изменения, т. е. раскладывает карточки в той последовательности, которая соответствует развитию музыкального образа.

Музыкальный репертуар. «Море» Н. Римского-Корсакова (отры вок из вступления к опере «Садко»).

 Дидактическое пособие




Предварительный просмотр:

 Дидактическое пособие

Дидактическое пособие «Музыкальный домик».

 Цель. Развивать у детей умение различать тембр различных детских музыкальных инструментов.

Описание. Сказочный домик окошками, карточки (по размеру окошек) с изображением какого-либо музы кального инструмента.

Методика применения. Педагог показывает детям домик и гово рит, что он сказочный, в нем живут веселые музыканты, играю щие на разных инструментах. Если внимательно послушать, то можно определить, на каких инструментах они играют. Педагог исполняет несложный ритмический рисунок или знакомую ребятам попевку поочередно на разных инструментах, но так, чтобы дети их не видели. Ребенок, выполняющий задание, определив на слух, какой инструмент звучит, находит его изображение среди карточек и закрывает ею одно из окошек домика.

Музыкальный репертуар. Используются знакомые детям песенки-попевки.


         

 



Предварительный просмотр:

 Дидактическое пособие





Предварительный просмотр:

 Дидактическое пособие

Дидактическое пособие «Солнышко и тучка».

 Цель: Развивать у детей представление о различном характере музыки (веселая, жизнерадостная; спокойная, колыбельная; груст ная).

Описание: Карточка  разделена на три квадрата двумя вертикальны ми линиями. На отдельных карточках изображено сияющее солнышко, сол нышко, чуть прикрытое тучкой («спящее») и тучка с дождем. Рисунки условно соответствуют разному характеру музыки: бодрому, жизнерадостному; спокойному, колыбельному; грустному.

Методика проведения: Число участников определяется коли чеством комплектов пособия. Детям раздают карточки (по одному комплекту) и предлагают послушать три музыкальных произве дения. Дети поочередно определяют характер каждого из них, за крывая пустые квадраты на прямоугольной карточке квадратами с условным изображением.

Музыкальный репертуар: «Рондо-Марш» Д. Кабалевского, «Ходит месяц над лугами» С. Прокофьева, «Зима» М. Крутицкого.         



Предварительный просмотр:

       

Дидактическая игра «Цирковые собачки».

Цель. Упражнять детей в различении полного звукоряда (семь ступеней), неполного звукоряда (пять ступеней), последователь ностей из трех звуков мажорного трезвучия. Все последовательности звуков даются в поступенном движении вверх и вниз. Знать песню «Цирковые собачки» Е. Тиличеевой (см. с. 140).

Описание. Две большие карточки, на которых изображены ле сенки из кубиков, по ним прыгают цирковые собачки. Каждая сту пенька имеет свой цвет и соответствует определенному звуку (начи ная снизу вверх: до, ре, ми, фа, соль, ля, си). На маленьких кар точках, одинаковых по размеру со ступеньками, нарисованы ноты. Два набора маленьких карточек такие же по цвету, как и две большие карточки; карточки с заданиями: 1) нарисован полный звукоряд; 2) последовательность из пяти зву ков, идущих вверх: до соль; 3) последовательность из пяти зву ков, идущих вниз: соль — до; 4) последовательность из трех звуков мажорного трезвучия: до ми соль; 5) последовательность из трех звуков мажорного трезвучия, идущих сверху вниз: соль ми до; 6) два звука разной высоты: до\ до2. Для игры нужны поощрительные жетоны, металлофон и четыре ширмы. Примерный иллюстративный материал на цветной таблице 15.

Ход игры. В игре участвуют трое детей, один из них ведущий. Он раздает играющим большие карточки и соответствующие им маленькие карточки, которые они прячут за ширму. Карточки с заданиями и металлофон находятся у ведущего за ширмой. Он перемешивает карточки с заданиями, напоминает детям, как звучат последовательности звуков, указанные в карточках. Затем берет верхнюю карточку и проигрывает задание. Дети за ширмой кладут маленькие карточки на соответствующие ступени лесенок. Затем поднимают ширму, и все смотрят, как выполнено задание. За правильное действие ребенок получает поощрительный жетон. Игра заканчивается, когда дети выполнят все шесть заданий. Победи телем считается тот, кто набрал большее количество жетонов.

        

 Дидактическая игра

 




Предварительный просмотр:

Дидактическое пособие

«Звонкая песенка».

Задача: Учить ребёнка  передавать в песенной импровизации  голоса животных и

               птиц.

Оборудование: Карточки с изображением кошки, собаки, петушка, мышки,

             бычка, лошадки. Кукла.

Методика проведения:

Взрослый  говорит, что принёс картинки для интересной игры, спрашивает, хочет ли ребёнок поиграть. Если ребёнок соглашается, то взрослый сажает рядом куклу, берёт картинки по-очереди и продолжает:

Взрослый:  Жила-была весёлая девочка Катя. Она любила петь. У Кати был много друзей: петушок, кошка Мурка, мышка, бычок, собачка Жучка, лошадка. Вышла Катя во двор и увидела петушка, спросила его:

- Петушок, как ты песенку поёшь?

А петушок ей спел в ответ:

Ребёнок:  Ку-ка-ре-ку!

Взрослый:  Встретила она кошку Мурку и спросила:

- Кошка, как ты песенку поёшь?

Кошка ей спела песенку так:

Ребёнок: Мяу, мяу!

Также бычок, лошадка, собачка, мышка.

Рекомендации: Следить, чтобы ребёнок пропевал слоги,  а не проговаривал.