«ИГРЫ НА ПЕСКЕ» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Наш детский сад работает с детьми с задержкой психического развития (ЗПР). Для этих детей...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_3.docx16.73 КБ

Предварительный просмотр:

«ИГРЫ НА ПЕСКЕ»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Наш детский сад работает с детьми  ЗПР (задержка психического развития). Для этих детей очень большое значение имеет умение обратиться с вопросом, просьбой, самим ответить на множество вопросов. Они должны уметь строить фразу, обозначать предметы и действия. Опорой формирования этих умений является использование песочных игр как средства развития и коррекции коммуникативных навыков и эмоционально-волевой сферы.

     Как известно, дети с удовольствием играют в песок, потому что такие игры насыщены разными эмоциями: восторгом, удивлением, волнением, радостью. Это да возможность использовать игры с песком для развития, обогащения эмоционального опыта ребенка, для профилактики и коррекции его психических состояний.

Песок пропускает воду, поэтому, по утверждению парапсихологов, он поглощает и негативную энергию человека, стабилизирует его эмоциональное состояние. Он обладает способностью завораживать человека своей податливостью, способностью принимать любые формы. Игры на песке – одна из форм естественной деятельности детей. «Песочница» является маленькой моделью окружающего мира, местом, где во внешнем мире могут разыграться внутренние баталии и конфликты маленького человека. А выразив их во вне, и посмотрев на свой внутренний мир со стороны, ребенок, играючи, находит решение для вполне реальных жизненных задач. Происходит это за счет того, что на каждом занятии ребенок неоднократно создает рисунок из песка; стирает его – и создает новый – и снова, и снова… благодаря чему уходит страх ошибок, неуверенность в своих силах, сомнения. Это дает ребенку опыт того, что все может пройти, закончиться, и на месте старого, ушедшего, начнется, новое, а значит и бояться этой большой и пока такой незнакомой жизни не стоит, он справится.

       Для коррекционных игр в песочнице используется следующее оборудование:

  • деревянный ящик размером 50х70х8 см (такой размер соответствует оптимальному полю зрительного восприятия, и это позволяет охватывать его взглядом целиком). Он может быть снабжен ручками для удобства транспортировки. Для занятий с большими группами детей потребуется ящик значительно большего размера. Внутренняя поверхность ящика окрашивается в синий цвет или голубой. Таким образом, дно будет символизировать воду, а борта – небо. Ящик можно заменить и пластмассовой песочницей.
  • чистый просеянный песок. Он не должен быть слишком крупным или слишком мелким. Песком заполняется меньшая часть ящика, он может быть влажным или сухим. Песок задает символическую линию горизонта.
  • «Коллекция» миниатюрных фигурок, желательно, не более 8 см высотой. В набор могут входить: человечки, здания, животные, транспорт, растения, сказочные герои, злые и добрые, различные геометрические фигуры, природный сматериал – камешки, веточки, шишки, орехи, желуди, каштаны,- словом все, что может быть использовано в песочных играх.

Основные принципы игр на песке

  • создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно. Проявляет творческую активность. Для этого подбираются задания, формируются инструкции к играм в сказочной форме.
  • «Оживление» абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур. Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям.
  • Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр. На основе этого принципа осуществляется взаимный переход Воображаемого в Реальное и наоборот.

Игры, которые можно использовать с песком

«Что спряталось в песке»

Ребенок опускает руки в песок и находит то, что ему попадется. Ребенок находит и достает из песка цифры. Взрослый предлагает назвать все цифры, которые найдены в песке. Предлагается выложить цифры на песке по порядку, можно поиграть в игру «Чего не стало?». Ребенок закрывает глаза, взрослый убирает одну цифру. Можно поменять цифры местами.

«Угадай, какая цифра тебе попалась в руки»

Ребенку предлагается опустить руки в песок, найти цифру и, не доставая ее из песка, определить, какая цифра ему попалась в руки. По такому же принципу можно провести игру «Угадай, какая геометрическая форма тебе попалась».

«Найди в песке нужное количество камешков» (шишек, ракушек, желудей)

Взрослый показывает ребенку цифру и просит назвать ее. Далее предлагается найти в песке нужное количество и объяснить, почему он нашел такое количество камешков.

«Наведем в песочнице порядок»

Перед ребенком лежат цифры в перевернутом и правильном положении. Сначала педагог предлагает назвать только те цифры, которые лежат правильно, затем перевернуть те цифры, которые лежали неправильно, и назвать их. Можно предложить ребенку разложить цифры в правильном порядке и поиграть в игру «Назови соседей числа».

Кроме того, с помощью игр на песке можно изучать грамоту, счет, использовать в изодеятельности при написании картин. Затем можно приступить к постановке сказок на песке: «Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба», Мы рассказываем сказку и рукой ребенка передвигаем фигурки в разных направлениях. Постепенно ребенок учится соотносить речь с движением персонажей и начинает действовать самостоятельно.