Уголок природы в старшей группе.

Ессер Галина Ивановна

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей.Ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ugolok_prirody_v_starshey_gruppe.doc735.5 КБ

Предварительный просмотр:

  Уголок природы в старшей группе.

                                               Ты пришёл в гости в природу –

не делай ничего, что бы счёл

неприличным сделать в гостях.

Д.Л. Арманд

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей. Ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней.

В нашем дошкольном учреждении ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства.

Познакомить детей с природой, воспитать любовь к ней помогает уголок природы детского сада. Уголок природы предоставляет возможность сосредоточить внимание детей на небольшом количестве обитателей, на наиболее типичных их признаках и тем самым обеспечить более глубокие и прочные знания. Разнообразие растений и животных, с которыми дети встречаются непосредственно в природе, затрудняет выделение общего, существенного и закономерного в жизни растений и животных.

Ознакомление с ограниченным количеством специально подобранных объектов в уголке природы позволяет решить эту сложную и важную задачу. Имеет значение и пространственная близость обитателей уголка природы. Дети получают возможность хорошо рассмотреть растения и животных, наблюдать за ними длительное время.

В уголке природы дошкольники могут в течение всего дня подходить к животным и растениям, рассматривать их, вести за ними длительное наблюдение. У детей расширяются конкретные знания о природе. При ознакомлении с живыми объектами у дошкольников развивается наблюдательность, интерес к природе.

C:\Users\бац\Desktop\экология\фото экология\DSCN3231.JPG

Во время работы в уголке природы у детей дошкольного возраста развиваются следующие познавательные процессы: восприятие, мышление, воображение, а также внимание и память. Дети мыслят (устанавливают причинно – следственные связи), запоминают названия обитателей уголка природы, придумывают игры с использованием объектов уголка природы. Во время ухода за обитателями природы у детей формируются трудовые навыки и такие ценные качества, как трудолюбие, бережное отношение к живому, ответственность за порученное дело.

C:\Users\бац\Desktop\экология\фото экология\DSCN1214.JPG

При отборе растений и животных для уголка природы учитываем требования, предъявляемые программой «Детство» по которой работает коллектив нашего детского сада. Только при этом условии можно обеспечить воспитательное и образовательное воздействие на детей труда и наблюдений. При пополнении уголка природы, мы привлекаем внимание всех детей к новым растениям и животным, называем их, рассматриваем вместе с детьми, рассказываем, где произрастает растение постоянно, определяем ему место в уголке природы и беседуем с детьми о том, как за ним нужно ухаживать.

Всех обитателей уголка природы в детском саду можно подразделить на постоянных и временных. Первые живут в уголке круглый год (комнатные растения, рыбки), вторые вносятся на короткое время.

Временные обитатели — это растения и животные местного края, жизнедеятельность которых особенно интересно и ярко проявляется в те или другие сезоны: первоцветы весной (гиацинты, крокусы, нарциссы), яркие растения цветника (астры, петуньи).

Постоянные обитатели уголков природы в детском саду — комнатные растения. Они издавна украшали жилище человека. Одни из них обильно и долго цветут, другие имеют красивую листву, стебли их разнообразны (прямостоячие, лежачие, восходящие, вьющиеся и т. д.). Большинство комнатных растений — выходцы из тропических и субтропических стран: жарких пустынь и саванн, тропических, влажных лесов и болот, горных склонов и долин.

                   В зависимости от места произрастания в природе комнатные растения требуют различного ухода (разной почвы, поливки, степени освещенности и т. д.). Интересны комнатные растения и тем, что каждый вид имеет свои сроки и периоды активной вегетации. Комнатные растения — ценный дидактический материал, они являются обязательными обитателями уголка природы.

Традиционно для уголка содержим рыб в аквариуме. В аквариуме могут жить как рыбы местных водоемов (малый прудовой карась, красноперка, вьюн, верхоплавка), так и неприхотливые виды экзотических, теплолюбивых рыбок (гуппи, меченосцы, скалярии и др.).

Наблюдения за рыбами разнообразны, а труд по уходу за ними вполне доступен дошкольникам (кормление, уборка аквариума, частичная смена воды).

В старшей группе (возраст детей 5 – 6 лет), где работаю я, продолжается формирование у детей умений наблюдать, сравнивать предметы, обобщать и классифицировать их по различным признакам. Основным содержанием наблюдений становятся рост и развитие растений и животных, изменения их по сезонам. Дети должны знать, что растения для своего роста нуждаются в свете, влаге, тепле, почвенном питании; разные растения нуждаются в разном количестве света, влаги.

Мы продолжаем ознакомление детей с растениями, с особенностями их внешнего строения: не только с разнообразием листьев, но и стеблей, цветков. Закрепляем умения, определять способ ухода за растениями в зависимости от характера листьев и стебля (способ поддержания растения в чистоте).

В содержание познавательных задач о растениях я включаю знания о некоторых способах их вегетативного размножения, в частности стеблевыми черенками (фикус «Бенджамин», зигокактус, хлорофитум).

Все это требует пополнения нашего уголка природы новыми растениями  с разнообразными стеблями (вьющимися, стелющимися или видоизменениями прямостоячих стеблей). Это два – три вида традесканции, плющ обыкновенный, восковой плющ. Растениями, имеющими луковицы, клубнелуковицы, клубни (амариллис, кливия, бегония, алоэ, эпифиллюм). Они имеют разнообразные по форме и характеру листья, стебли, цветы, у них разные потребности в свете и влаге.

В аквариуме хорошо содержать теплолюбивых живородящих и икромечущих рыб — гуппи, меченосцев, скалярий. Но у меня в группе только гуппи. Дети моей группы самостоятельно кормят рыбок.

Из птиц отдаю предпочтение тем, которые выводят в неволе потомство, — канарейка, волнистые попугайчики. Рост и развитие птенцов, забота взрослых птиц о потомстве — ценнейший материал для наблюдения. Не следует при этом забывать о том, что детям присуще чувство особо бережного и покровительственного отношения к детенышам, и забота о беспомощных, растущих птенчиках — источник добрых и гуманных чувств, бережного, и заботливого отношения ко всему живому. 

Уход за живыми объектами в уголке природы осуществляют дежурные под руководством воспитателя. Эта работа приучает ребенка к ответственности и аккуратному выполнению своих обязанностей и вместе с тем дает возможность накапливать знания и трудовые навыки.

Перед назначением первых дежурных по уголку природы мы проводим  беседу: показываем и рассказываем, в чем заключаются обязанности каждого дежурного, знакомим с предметами, нужными для дежурных, показываем, где висят фартуки, где стоят половые щетки и т. п., объясняем, в каком порядке их нужно оставлять после дежурства.

Периодически в группе проводится уборка уголка природы с участием всей группы. Уборка проходит спокойно и весело. Все предметы, которыми дети пользовались во время уборки, всегда оставлены чистыми и сложены в порядке на определенные места. По окончании работы проводим беседу с детьми о том, как проявил себя каждый участник уборки, какое значение имеет общая уборка и как дежурные должны поддерживать чистоту и порядок в уголке.

Чтобы облегчить работу, создала ресурсный материал к занятиям, где собрала загадки по темам: «Явления природы», «Деревья», «Домашние животные», «Насекомые», «Цветы», «Грибы», «Дикие животные», «Ягоды», «Овощи», «Птицы». Стихи, загадки и маленькие рассказы о временах года, частях суток, месяцах.

В группе мы с детьми посадили мини - огород. Зелень лука срезаем и во время обеда дети с удовольствием ее едят. А также зелень петрушки, укропа, салата. 

В группе есть полочка, где размещены различные поделки детей и их родителей.


 

Комментарии

Галина Ивановна, а у нас запретили в уголках держать рыбок, птичек и другую живность, даже цветы в уголке только по программе. А раньше и у нас все это было.
Ессер Галина Ивановна

Алла Анатольевна у нас аквариумы в группах при условии, что нет детей страдающих аллергией, а цветы - не должно быть ядовитых. Был молочай выбросила - это в "Светлячке", а сейчас я работаю в Новосибирском МБДОУ №42, так здесь тоже запрещено иметь аквариумы в группах, а с цветами проблем нет.