Совершенствование тонкой ручной моторики.

Богатырева Наталья Борисовна

    Совершенствование тонкой ручной моторики.

 

 

     Усвоение ребенком любых необходимых ему в жизни умений и навыков протекает значительно легче, если они являются для него привлекательными, представляющими какой-то интерес. В подобных случаях он сам активно старается овладеть этими навыками, а не воспринимает их «в штыки» как нечто идущее вразрез с его собственными желаниями и интересами.

Это обстоятельство особенно важно учитывать при формировании у детей сложных и жизненно важных навыков, к числу которых, несомненно, принадлежит и письменная речь. Поэтому Л.С.Выготский не случайно говорит о том, что обучение письму должно быть естественным, что «письмо нужно не навязать ребенку», а постараться «вырастить у него в процессе игры потребность в письме».

Но что такое «письмо» для маленького ребенка? Оно может быть воспринято им лишь в его внешней, хорошо видимой части — в виде движений пишущей руки. Значит, ребенка раннего возраста можно и заинтересовать только этой «двигательной» частью сложного процесса письма. И это обязательно нужно постараться сделать, поскольку именно правильные, координированные и достаточно быстрые движения руки обеспечивают скорость и разборчивость письма, без чего письменная речь не может быть полноценным средством общения. А заинтересовав ребенка этой стороной вопроса, мы получим прекрасную возможность еще в дошкольном возрасте хорошо подготовить его руку к процессу письма, то есть развить у него тонкую ручную моторику.

При этом родителям необходимо знать, что развитие мелкой моторики рук важно не только для процесса письма, но и для полноценного формирования у ребенка устной речи.

Развитие функции рук и речевой функции человека шло параллельно и взаимосвязано. По мере совершенствования функции рук, выполнявших все более и более тонкую и дифференцированную работу, увеличивалась и площадь их представительства (особенно представительства кисти руки) в коре головного мозга. Параллельно с этим, не без стимулирующего влияния активных движений рук, развивалась и совершенствовалась и речевая функция человека.

Прямая зависимость между уровнем сформированности речи и развитием тонкой моторики рук отчетливо прослеживается и в ходе индивидуального развития каждого ребенка (это уже убедительно доказано как специальными научными исследованиями, так и многолетней практикой работы дефектологов). Поэтому развитые, усовершенствованные движения пальцев рук способствуют более быстрому и полноценному формированию у ребенка речи, тогда как неразвитая ручная моторика, наоборот, тормозит такое развитие.

Многие игры и упражнения, направленные на развитие у детей ручной умелости, дошли к нам из глубины веков. И это не простая случайность. В те далекие времена, когда еще не существовало письменности, люди хорошо понимали большое значение «ловкости рук» как одного из важнейших условий приспособленности человека к жизни. Это нашло свое отражение и в народных сказках, преданиях, пословицах и поговорках. Всем нам хорошо известны такие выражения, как «мастер золотые руки», «большой умелец» или, наоборот, «руки-крюки», «руки как грабли», «не руками сделано», «не руками сшито», «руки оторвать за такую работу» и т.п. А кто не знает таких детских игр, как «Ладушки» или «Сорока кашу варила»?!

К сожалению, в наш «машинный век» мы стали как-то больше надеяться на машины, чем на собственные руки, в связи, с чем многие родители не стараются развивать у своих детей тонкую ручную моторику и вообще приучать их к «ручной работе». Не потому ли теперь в нашем обществе стало так много людей, в буквальном смысле слова не умеющих «гвоздя забить?». И не обидно ли людям, имеющим от природы нормальные руки, всю жизнь оставаться «безрукими», вынужденными из-за любой мелочи обращаться к кому-то за помощью? А ведь все начинается с детства... В приобретении любого навыка маленькому ребенку важнее всего дать в "нужный момент лишь самый первый толчок, а дальше он уже прокладывает собственные пути и нередко приобретает такую ручную умелость, которая потом далеко превосходит умения самих родителей.

Все сказанное имеет самое прямое отношение и к процессу письма. Нас уже давно перестало удивлять то обстоятельство, что многие родители после поступления их ребенка в школу обращаются к нам с жалобами на то, что у него «очень плохой почерк», что он «совершенно не умеет держать ручку» или, что рука у него «очень быстро устает при письме». В ходе обследования такого ребенка у него нередко обнаруживается просто поразительная ручная неумелость, при которой процесс письма с чисто технической его стороны представляет большую сложность. Вполне понятно, что нетренированные руки, не приученные совершать дифференцированные движения и выдерживать достаточно длительную нагрузку, окажутся неспособными к выполнению такой тонкой и сложной деятельности, как процесс письма. Из всего сказанного должна быть ясна необходимость специальной заботы родителей о развитии у ребенка тонких и дифференцированных движений пальцев рук. Без этого не приходится говорить о полноценности его подготовки к школе. Сначала проверьте состояние ручной моторики у Вашего ребенка.

Исследование ручной моторики проводится при помощи специально разработанной для этой цели серии тестов. Они позволяют выяснить состояние отдельных составляющих сложных двигательных актов: силы и точности движений, их быстроты, координированности, возможности перехода от одного движения к другому (переключаемости движений) и т.п. Для общей ориентировки в состоянии ручной моторики часто используются и так называемые комплексные пробы. В этом случае человеку предлагают совершить какое-либо предметное, то есть направленное на определенный предмет, действие — застегнуть пуговицу, завязать бант, зашнуровать ботинки, намотать на клубок нитку и т.п. Все имеющиеся «изъяны» моторики рук, неловкость и некоординированность их движений при этом будут хорошо видны.

Для наших конкретных целей вполне достаточно этих последних проб с добавлением к ним нескольких заданий на изолированные движения пальцев рук. Такое ориентировочное исследование вполне может быть проведено в домашних условиях. Оно позволит Вам с чисто «житейской» точки зрения оценить ловкость или, наоборот, неловкость рук Вашего ребенка и сделать отсюда необходимые практические выводы.

Предложите ребенку такие задания:

§   нанизывание бус на твердую леску или на нитку с иголкой (чем мельче бусы, тем труднее их нанизать);

§   застегивание пуговиц (чем мельче пуговицы, тем труднее их застегнуть);

§   шнуровка ботинок;

§   наматывание ниток на катушку;

§   складывание в коробок рассыпанных спичек, причем спички берутся по одной;

§   имитация «игры на рояле» — ребенок поочередно касается стола каждым пальцем руки сначала в направлении от большого пальца к мизинцу, а затем наоборот (как при проигрывании гаммы);

§   поочередное касание большого пальца руки каждым пальцем, начиная с мизинца («пальчики здороваются»);

§   поочередное сгибание всех пальцев, начиная с мизинца, с последующим поочередным их разгибанием (по одному);

§   раскрашивание картинок.

Дети 5-6-летнего (а во многих случаях и более раннего) возраста должны достаточно уверенно и быстро справляться со всеми этими заданиями. Если же движения ребенка при выполнении заданий окажутся неловкими, напряженными, слишком замедленными, нескоординированными, то это будет свидетельствовать об отставании в его моторном развитии. В этом случае нужно немедленно заняться совершенствованием тонкой ручной моторики ребенка с целью выравнивания имеющегося отставания до начала школьного обучения. (Мы не касаемся здесь вопроса о необходимости развития не только ручной, но и общей моторики).

Развитие тонкой ручной моторики ребенка должно начинаться с раннего детства. Сначала упражнения могут носить пассивный характер. Уже начиная с полугода можно производить осторожное сгибание и разгибание пальчиков рук ребенка, а также слегка поглаживать его руки в направлении от пальцев к запястью.

В более позднем возрасте для развития мелкой моторики рук могут использоваться все задания, рекомендованные для обследования. Основная задача тренировочных упражнений будет состоять в том, чтобы сделать все эти упражнения доступными и легко выполнимыми для ребенка. Достигнуть этого можно будет лишь путем постепенного развития ручной умелости, достигаемого в результате перехода к все более и более сложным для ребенка заданиям по мере овладения менее сложными.

Дополнительно можно рекомендовать следующие упражнения и виды занятий:

§   различные виды конструирования;

§   упражнения с мозаикой, особенно — с мелкой;

§   рисование;

§   перевод картинок через копировальную бумагу (обведение контура);

§   вырезывание ножницами различных фигур;

§   вязание, вышивание (преимущественно для девочек);

§   доступная работа с инструментами (для мальчиков);

§   перебирание крупы, гороха для приготовления пищи;

§   обучение игре на пианино, на аккордеоне и пр.;

§   перелистывание книжных страниц;

§   лепка из пластилина, что особенно важно для развития силы пальцев рук.

Перечень возможных видов занятий для развития у ребенка ручной моторики можно продолжать до бесконечности. Неограниченный простор в этом отношении дает сама жизнь, нужно только умело и своевременно привлекать ребенка к доступным для него видам деятельности (прополка на огороде, сбор лесных и садовых ягод с последующей их «переборкой», чистка и резка вареных овощей, не требующая использования острого ножа, и многое другое). Благодаря всем этим систематическим и разнообразным упражнениям руки ребенка постепенно приобретут ту точность, силу и дифференцированность движений, которая необходима для письма. Остановимся на этом несколько подробнее.

Для ребенка, овладевающего письмом, часто бывает характерна «излишняя мышечная напряженность пишущей руки», а также «неумение координировать движения звеньев пишущей руки — пальцев, кисти, предплечья и плечевой части» (по автору, соотношение этих звеньев в различных частях слова и строки не может быть одинаковым).

Развитие у ребенка письменной речи начинается задолго до того, как его начнут обучать письму, если в окружающей среде имеются для этого благоприятные условия (наличие письменных принадлежностей, частая возможность наблюдать пишущих людей и т.д.). В противном случае начало графической деятельности детей может задерживаться до самого поступления их в школу.

Еще в дошкольном возрасте ребенок может осознать смысл письма как средства общения. Он видит, что взрослые пишут письма, и сам он тоже может написать «письмо» отцу или бабушке, что поможет ему понять важность овладения письмом и пробудит желание к такому овладению. А это уже само по себе очень большое достижение — письмо не будет навязано ребенку извне, а значит, и сопряженные с овладением им трудности не будут иметь для него в дальнейшем негативной эмоциональной окраски.

Дошкольник может заблаговременно овладеть и рядом важных для письма двигательных навыков, которые позволят ему более постепенно войти в школьную жизнь и успешнее овладеть письмом. Так, в процессе рисования, раскрашивания картинок, обводки трафаретов и контурных изображений ребенок научится соразмерять свои усилия, ограничивать движения, овладеет навыком легкого прикосновения карандаша к бумаге и скольжения по ней, навыком плавного «хода» руки при выписывании непрерывных волнистых линий и пр. Положительную роль всех этих умений трудно переоценить — ведь некоторые первоклассники, не владеющие ими и не соразмеряющие по этой причине своих усилий, буквально насквозь прорывают карандашом .тетрадный лист.

Одновременно нужно привлечь внимание ребенка к самому пространству листа, научить его «писать» начиная с верхней его части и в направлении слева направо. (Нередко даже ученики 1 класса начинают писать с середины листа или с середины строки, причем в направлении, справа налево).

Особое значение в овладении свободой движений кисти руки имеет плавное выписывание ребенком непрерывных волнистых линий. Это наилучшим образом способствует предупреждению у него скованности и напряженности движений руки при письме.

Заканчивая разговор о необходимости развития у детей ручной моторики, а вместе с тем и о необходимости разносторонней их подготовки к процессу письма, считаем своим профессиональным долгом еще и еще раз сказать родителям следующее. В вопросах подготовки ребенка к школе вообще и к овладению письмом — в частности, нет и не может быть мелочей. То, что представляется неважным или несущественным в дошкольный период, в дальнейшем может обернуться самой серьезной проблемой.