Эмоции играют важную роль в музыкальном воспитании дошкольников

Шайдурова Ольга Ивановна

Музыкальное воспитание в нашем детском саду подчинено общей цели всестороннего и гармонического воспитания личности ребенка и строится с учетом своеобразия музыкального искусства и особенностей дошкольников.

С первых дней жизни ребенок сталкивается с многообразием окружающего мира: людьми, предметами, событиями.

Ребенок знакомится  со всем тем, что его окружает, но всегда в той или иной форме выражает свое отношение к вещам, явлениям с помощью интонаций, мимики, жестов, речи.

Богатство эмоциональных переживаний помогает человеку глубже понимать происходящее, более тонко проникать в переживания других людей, их межличностные отношения, способствует познанию человеком самого себя, своих возможностей, способностей, достоинств и недостатков, мира окружающих его предметов и явлений.Эмоции и чувства проявляются с помощью: мимики, пантомимики, жестов, изменений интонации и тембра голоса. Подобный эмоциональный комфорт детям могут обеспечить занятия музыкальным искусством - пение, слушание музыки и творческая импровизация (вокальная, инструментальная, ритмико-двигательная). Этот взгляд на воспитание ребенка сделал эту проблему актуальной, наш педагогический коллектив работает над темой «Социально-эмоциональное развитие дошкольника» в течение трех лет, всё это  позволило мне обратиться к психогимнастике, составить парциальную программу на тему « Элементы психогимнастики на музыкальном занятии». 

 Главная цель:  -  развития эмоциональной сферы дошкольников - научить детей понимать эмоциональные состояния свои и окружающих их людей; дать представления о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слово), а также совершенствовать способность управлять своими чувствами и эмоциями,  потребность детей в творческом самовыражении, преодоление барьеров в общении. Знакомство детей с эмоциями осуществляется как в ходе всего учебного - воспитательного процесса, так и на специальных занятиях, где дети переживают эмоциональные состояния, вербализуют свои переживания, знакомятся с опытом сверстников, а также с литературой, живописью, музыкой. Ценность таких занятий состоит в том, что у детей расширяется круг осознаваемых эмоций, они начинают глубже понимать себя и других, помогают всесторонне развивать ребенка, у них чаще возникает интерес по отношению к взрослым и детям. Только  совместная работа в контакте с воспитателями и другими специалистами детского сада подтверждает необходимость специального обучения детей, умелому и уместному использованию жестов и мимики во всех сферах жизни.

  Толчком к работе в этом направлении стала практика, которая показала, что дошколята, читая или рассказывая, либо вообще не используют такие специфические для устной речи средства выразительности, как жесты и мимика, либо используют их неумело. Например, рассказывают или поют о веселом, но с «каменным», равнодушным выражением лица или, наоборот, о грустном, печальном – с усмешкой на лице. С помощью сюжетно- ролевых игр, подвижных игр и игровых упражнений, элементов психогимнастики, техники выразительных движений, этюдов, тренингов, психомышечной тренировки, мимики и пантомимики, музыкальных и литературных произведений (игр-драматизаций) мы способствуем развитию эмоциональной сферы ребенка. На своих занятиях я стараюсь развивать не только двигательные навыки детей, но и память, внимание, воображение. Эти задачи необходимо решать и в связи с подготовкой детей к обучению в школе. Дети с большим интересом откликнулись на элементы психогимнастики, аутотренинга, К каждому новому методу подхожу осторожно, ввожу его постепенно. Выразительность движений включает

* 1. Мимику - примеры: (этюды «Что там происходит?»- выражение интереса, «Удивление»- выражение удивления, «Золотые капельки»- выражение удовольствия и радости, «Соленый чай», «Золушка», «Ем лимон»- выражение страдания, печали,  «Сердитый дедушка» - выражение гнева, «Страх», «Гроза»- выражение страха, «Провинившийся», «Стыдно»- выражение вины и стыда,   «Поссорились – помирились»,

«Потерялся» - игры на выражение разных эмоций), а также этюды на отображение положительных черт характера - «Смелый заяц», «Добрый мальчик», и отрицательных – «Хочу и всё!», «Чуня- задавака». При изображении нежелательных черт характера положительные и отрицательные роли разыгрываются детьми в парах со сменой ролей. Этюды и игры на эмоции радости должны обязательно быть на каждом занятии.

 Продолжение следует....