Правовое воспитание в ДОУ

Любцева Алла Владимировна

Одним из важнейших условий развития общества является воспитание граждан правового, демократического государства, способных к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью, проявляющих национальную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов.

Нам, россиянам, исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли - роль гражданина и роль патриота.

В настоящее время возрастает актуальность проблемы "Гражданско-правовых знаний взрослых и детей". Среди функций, которые выполняет ДОУ в системе народного образования, большое место должно занимать воспитание основ правового сознания с дошкольного возраста, формирование у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития, уважения и терпимости к другим людям и их правам.

Ребенком, по нормам международного права, признается человеческое существо от рождения до 18 лет. Права человека, как и права ребенка, начинаются с права на жизнь. Жизнь - это первое и главное, что дано человеку. Она уникальна, свята, неприкосновенна.

При отборе материала по правовому воспитанию учитывать возрастные особенности дошкольников, в частности, их особую восприимчивость, желание и умение играть, что способствует эффективному познанию окружающего мира. Учитывать то, что ребенок руководствуется в отношении к действительности эмоциями и бессознательными стремлениями. Глубина и устойчивость впечатлений обеспечивается яркостью и чистотой эмоциональных реакций, получаемых ребенком.

Дошкольное учреждение способно внести ощутимый вклад в формирование гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную и правовую культуру.

В результате работы дети осознают, что каждый человек имеет право на жизнь, охрану здоровья, равенство с другими людьми, честь и достоинство. Однако по отношению к детям дошкольного возраста эта задача понимается порой непростительно примитивно: мол, дети посмотрят на картинки, почитают рифмовки - и с правами будет все в порядке. Из картинок и из инсценировок по мотивам Конвенции правовая культура ребенка не возникает. Первая необходимая составляющая, обеспечивающая ее, это правовая культура взрослых и их соответствующее поведение.

Что касается детей, то в них нужно воспитывать уверенность в себе, самоуважение и уважение к другим. Полнота самоощущения и толерантность - вот основа правового воспитания дошкольников.

В дошкольных учреждениях и на низших ступенях начального школьного образования преподавание прав человека имеет своей целью воспитание чувства уверенности в себе и социальной терпимости. Эти качества составляют основу всей культуры прав человека. Поэтому личность преподавателя становится решающим фактором.

На дошкольном уровне и на низших ступенях начальной школы учащиеся приобретают навыки того, как выражать себя, общаться между собой и заботиться друг о друге.

Задача работников дошкольных образовательных учреждений - донести до сознания детей в доступной форме "Конвенцию о правах ребенка".

Сейчас в нашем обществе значительно возрастает роль правового образования граждан, растет ответственность человека за свою судьбу. Правовые нормы позволяют упорядочить общественные отношения, поведение людей. Они определяют что "можно", а что "нельзя", каким образом надо поступать в той или иной ситуации. С первых шагов, которые ребенок делает самостоятельно, выбирая способы поведения, знание норм права должно оказывать ему помощь.

Потенциал ребенка в области его интеллектуального и морального развития выше, чем принято считать. Между тем упущенные в дошкольном возрасте возможности впоследствии не восполняются или восполняются с трудом. В дошкольном возрасте можно существенно активизировать познавательные интересы ребенка, способствовать воспитанию уверенности в себе, воли, доброжелательного отношения к людям, ощущения себя Человеком Земли и гражданином собственной страны.

Правовая культура не ограничивается лишь знаниями, оценками, установками, она шире, чем сфера сознания, так как включает в себя непосредственные действия человека, его поведение в различных, часто непредвиденных ситуациях. Она предполагает умение и готовность личности решить свои жизненные проблемы, жить среди людей, общаться с ними, ориентируясь на нормы права и не выходя за рамки закона.

 

Создание правового пространства в ДОУ ставит следующие задачи:

1.Создание условий для формирования у ребенка положительного   самоощущения.
2.Способствовать развитию положительного отношения ребенка к окружающим людям.
3.Создание возможности для приобщения детей к ценностям сотрудничества с другими людьми.
4.Развитие коммуникативной компетентности ребенка.
5.Развитие социальных навыков.
6.Формирование правового сознания детей.

 

Отсюда вытекают программные задачи:

  1. Развивать духовно-нравственные отношения и чувство сопричастности к родной стране, городу, семье, дому, детскому саду.
  2. Обобщить начальные правовые знания у детей.
  3. Дать возможность почувствовать себя гражданином своей страны, способствовать формированию собственного достоинства, осознания своих прав и обязанностей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_prava_rebenkadokument_microsoft_word.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

 Программные задачи:

  1. Развивать духовно-нравственные отношения и чувство сопричастности к родной стране, городу, семье, дому, детскому саду.
  2. Обобщить начальные правовые знания у детей.
  3. Дать возможность почувствовать себя гражданином своей страны, способствовать формированию собственного достоинства, осознания своих прав и обязанностей.

Игра « Наоборот»

Ребята, поиграем в игру «наоборот» :

Закат-рассвет,                        ложь-правда,             трусливый –смелый,    чужбина – Родина

скупой/ жадный/ - щедрый   умирать-рождаться     грусть-радость            слабый-сильный

Загадка

Отгадайте загадку:

       Русская красавица

       С плакучими ветвями,

       Черные узоры на белом сарафане  / береза/

Береза – это дерево, которое по праву можно считать символом России. / песня « Березы»/

Плакучие ветви, белоснежный ствол, могучие корни, а в корне спряталось слово. Прочитайте его. /РОД/

Придумайте однокоренные слова к слову РОД / родня, родственники, родинка, Родина/

Составление карты

За каждый правильный ответ , ребенку дается одна из составных частей карты России.

Дети составляют из полученных частей территорию России в триколлоре

Схемы « Права ребенка»

Как вы думаете, что у нас получилось./Россия/

У каждого человека есть то место, где он родился – это малая родина. А Россия – это наша большая Родина. Родная земля для каждого русского человека., где дети, как и взрослые люди,  имеют права и обязанности. Это записано в документе «Конвенция о правах ребенка».

Попробуйте отгадать , какое право зашифровано в данной схеме./Логопед показывает схемы, дети отгадывают/

- « Ребенок имеет право знать родителей и рассчитывать на их любовь и защиту/ст.7/;

-«Ребенок имеет право на самое лучшее медицинское обслуживание»/ст.24/;

-«Все дети имеют равные права независимо от их национальности, религии, пола./ст.30/;

-«Ребенок имеет право на бесплатное образование и уважительное отношение к нему    

    учителей»;

-«Ребенок имеет право на жилье»

-«Ребенок имеет право на индивидуальность./ У меня есть собственное имя,

    родственники, которых я люблю».

Чтение стихотворения детьми:

Как хорошо, что есть права                                               Чтоб нас никто не мог побить,                                    

Закон нас строго защищает!                                              Украсть, унизить и обидеть.

И в нем важны нам все права

Они великой силой обладают                                             Как хорошо, что есть права!

                                                                                               Они останутся навеки

                                                                                               Права помогут человеку

                                                                                               Мир восстановят навсегда!