"Окружающий мир"

программа предназначена для работы с детьми 4, 5 и 6 лет в дополнительном образовании

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir1.docx29.78 КБ

Предварительный просмотр:

                   Утверждаю:                                

Директор МЦДО «Поиск»                                                                                                            _________Зиятдинова И.С.                            

                                                                                                          « 01 » сентября  2011 г.

МОУ ДОД МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ЦЕНТР

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОАНИЯ «ПОИСК»

Муниципального района Сергиевский Самарской области

Образовательная ПРОГРАММА

«Капелька»

 Раздел: «Окружающий мир»

Учитель:  Качкина Ольга Николаевна

  1. Цели и задачи курса.

Цель: обеспечить развитие творческих способностей, любви к окружающему миру, к людям.

Задачи:  

- формирования произвольного поведения;

- овладение средствами и эталонами познавательной деятельности;

- формирование способности  видеть мир с точки зрения другого или других;

- формирование осознанного отношения к процессам, происходящим в окружающем мире

2. Одна из характернейших и ярких черт дошкольников – любознательность. Дети постоянно задают вопросы и хотят получить ответы на них в тот же момент. Если взрослые не могут или не хотят объяснить детям то, что их интересует, их любознательность пропадает. Поэтому , единственный вариант знакомства детей с окружающим миром – научиться отвечать на любые вопросы детей.

Вопросов много, как же в них не запутаться? Как научиться найти каждому явлению место в своей памяти? Средством для этого служит знакомство с целостной элементарной картиной мира, т.е при минимуме знаний можно сделать человека сознательным участником жизни . Поэтому важно научить ребёнка целостному взгляду на мир, дать представить пусть не полную, но целостную картину мира.

3. На первом году обучения программа знакомит детей с картиной мира для постижения мира и своего жизненного опыта. Поэтому процесс знакомства с окружающим миром должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что дети во время занятий учатся использовать полученные знания, выполняя конкретные задания. Решение проблемных творческих задач – главный способ осмысления жизни. При этом разнообразные знания, которые могут запомнить и понять дети, не являются непосредственной целью обучения, а служат его побочным результатом. Ведь рано или поздно эти знания дети получат в школе.

4. На втором году обучения следует помочь ребёнку научиться свободно ориентироваться, правильно использовать по назначению и ценить предметы материальной культуры, которые окружают его в повседневной жизни дома, в детском саду, на улице. Организуя познание, раскрыть детям сущностные особенности предметов, способствовать освоению способов познания и видов интеллектуальной деятельности, развивать наблюдательность, исследовательский подход к доступным для детей объектам окружающей действительности. Именно это открывает перед ребёнком возможности действовать в повседневной жизни разумно и достаточно самостоятельно, позволяет понимать осмысливать и реализовывать в своём поведении нравственное отношение к предметам как результатам человеческого труда. Ознакомление с техникой, машинами и механизмами, доступными для понимания дошкольника, разнообразными видами труда взрослых в ближайшем окружении, профессиями родителей обеспечивает дальнейшее вхождение ребёнка в современный мир, приобщение к его ценностям.

5. На третьем году обучения формируются отчётливые представления о предметах материальной культуры, с которыми дети  сталкиваются в повседневной жизни. Обогащаются знания ребёнка о свойствах и разновидностях различных материалов. Знания о явлениях природы, полученные детьми ранее, расширяются, уточняются и систематизируются. Особое внимание уделяется формированию у детей обобщённых представлений на основе выделения характерных и существенных признаков природных объектов. Воспитатель расширяет представления детей о растительном и животном мире в разных уголках планеты: дети получают знания о их внешнем облике и поведении животных; учатся выделять особенности формы, размера, окраски отдельных частей тела, функции; ведется вместе с детьми календарь наблюдения природы. У детей формируются элементарные понятия: «травы», «кустарники», «деревья», «растения», «насекомые», «рыбы», «птицы», «среда обитания», «сезонные изменения». Обогащаются и уточняются знания ребенка о самом себе, своей семье, ближайшем социальном окружении; формируются этические нормы и правила поведения в обществе.

6. Поскольку жизненный опыт ребёнка невелик, то он познаёт мир, сравнивая его с собой, как наиболее известным ему объектом. Поэтому весь раздел написана с позиций узнающего мир ребёнка. Она позволяет показать всеобщую взаимосвязь ребёнка со всей окружающей его действительностью.

 Специфика преподавания любого предмета для трёх - шестилетних детей определяется тремя важнейшими ограничениями:

дети не умеют читать и писать, поэтому невозможно воспользоваться традиционными способами обучения: чтением учебника, записями в тетрадях и на доске;

личный жизненный опыт детей ограничен их ближайшим окружением;

рефлексия – осознание и без того крайне ограниченного опыта- находится в зачаточном состоянии.

Первое из этих ограничений порождает необходимость замены традиционных текстов изображениями. Используя пиктографический метод представления учебного материала. Пиктограмма- это ребус, т.е игра Но при помощи такой игры возможно научить ребят воспринимать и «прочитывать» задание , сопоставлять вопрос со своим жизненным опытом, находить в рисунке ответ на поставленный вопрос.

7. Методика проведения занятий по курсу окружающего мира для дошкольников:

Цели и задачи курса окружающего мира определяют и методику проведения занятий. В основе занятий лежит игра, так как для детей этого возраста игра - ведущая форма деятельности, наряду с которой важную роль играет слушание рассказов, сказок и стихов, рисование, лепка, аппликация, конструирование из строительных материалов. В процессе игры дети моделируют реальные и вымышленные ситуации в созданном ими мире. При таком подходе преподавателю не нужно самому рассказывать детям о явлениях природы и жизни общества. Как можно больше вопросов и как можно меньше рассказов - это нам важнейший принцип проведения занятий. Задавая вопросы, побуждающие фантазию и творчество детей, преподаватель незаметно руководит творчеством ребёнка, заставляя его самостоятельно открывать окружающий мир и его закономерности. Однако к концу обучения старшей группы игровых сюжетов становиться меньше, их заменяет прослушивание аудиозаписей и отрывков из художественных произведений, рассматривание репродукций и иллюстраций, что соответствует возрастным особенностям старшего дошкольного возраста. Каждый дошкольник на занятиях может узнать всё, что его интересует, но должен понять и запомнить сравнительно небольшой обязательный минимум. Принцип минимакса позволяет обеспечить индивидуальный подход к обучению каждого дошкольника. В процессе занятий ориентация идёт я на уровень развития ребёнка: с одной стороны, вопросы должны формировать зону ближайшего развития, с другой - соответствовать его уровню развития.

8. Ход занятия состоит из постоянного многократного в течение занятия чередования следующих этапов:

Актуализация имеющихся у детей знаний. Педагог задаёт проблемный вопрос и выслушивает ответы детей. На основании хода размышлений детей, педагог оценивает их знания.

Совместное открытие знаний. Задавая наводящие вопросы, педагог корректирует знания детей. При этом новые знания формируются в процессе беседы, а не рассказываются в готовом виде педагогом.

Закрепление новых знаний в игре. Обсудив тему, дети под руководством педагога вовлекаются в имитационную игру, разыгрывая ситуации и закрепляя тем самым полученные ими знания.

В конце занятия подводится итог, на котором дети вместе с педагогом делятся впечатлениями о занятии и вспоминают, что они узнали нового.        

Ожидаемые результаты

К концу первого года обучения дети должны:

1) узнавать и группировать предметы в соответствии с познавательной задачей;

2)  знать,  что предмет – это творение человека;

3) родственные отношения;

К концу второго года обучения дети должны:

1)  элементарные правила поведения в городе и природе;

2)  обобщенное представление о сезонных изменениях в природе;

3) иметь обобщенное представление о животных, растениях;

4) соблюдать осторожность, оказавшись в новых жизненных ситуациях

К концу третьего года обучения дети должны знать :

  1. о правилах личной безопасности;
  2. о службах помощи;
  3. свой адрес, название страны, города;
  4. об условиях, необходимых для роста растений;
  5. основные трудовые действия библиотекаря, почтальона, пожарника и т.д.;
  6.  зимующих птиц.
  7. о правилах поведения в общественных местах (в парке, в магазине, в гостях, в поликлинике, в театре, на транспорте, во время путешествия);
  8.  иметь представление о родном крае;

Тематическое планирование

1 год обучения

Тема занятий

Кол-во

часов

1

Знакомство с предметами

1 ч

2

Семья

2 ч

3

Комната

1 ч

4

Игрушки

2 ч

5

Одежда

1 ч

6

Времена года

4 ч

7

На даче, в огороде

2 ч

8

Овощи, фрукты, ягоды

3 ч

9

На кухне

1 ч

10

Транспорт и профессии

3 ч

11

Профессии

2 ч

12

Любимые занятия

2 ч

13

Домашние животные и птицы

4 ч

14

Идём в цирк

1 ч

2 год обучения

Тема занятий

Кол-во

часов

1

Мы живём в посёлке. Прогулка по посёлку.

1 ч

2

Как вести себя на улице

2 ч

3

Моя семья

1 ч

4

Какие мы

2 ч

5

Кто с нами живёт

1 ч

6

Экскурсия в парк

1 ч

7

В лес за грибами и ягодами

1 ч

8

Как животные к зиме готовятся

1 ч

9

Мы идём в магазин

1 ч

10

Откуда овощи в магазине

1 ч

11

Мы помогаем маме готовить

1 ч

12

Откуда хлеб пришёл

1 ч

13

Профессии людей

1 ч

14

Зима в посёлке

1 ч

15

Лесные обитатели – звери

1 ч

16

Обитатели скотного двора

1 ч

17

Обитатели воды – рыбы

1 ч

18

Весенние праздники

2 ч

19

Весеннее пробуждение природы

2 ч

20

Шестиногие малыши

1 ч

21

Времена года

2 ч

22

Учимся сажать растения

1 ч

23

Подведём итоги

1 ч

3 год обучения

Тема занятий

Кол-во

часов

1

Подготовка к путешествию.

1 ч

2

Семья (повторение). Взаимоотношения в семье. Взаимопомощь в семье. Прием гостей. Приготовление праздничного стола. Правила хорошего тона. Угощение. Вредные и ядовитые вещества в нашем доме. Огонь – друг, огонь – враг. Как спасаться от огня. Наши помощники – службы помощи.

1 ч

3

Поликлиника. Врач и больной. Поведение в гардеробе. Регистратура. Профессии врачей (глазной; ухо-горло-нос; кожник; терапевт; рентгенолог; стоматолог; хирург). Строение тела человека. Физкультура, спорт и здоровье. Закаливание организма. Если кто-то заболел.

1 ч

4

Магазин. Продавец и покупатель. Правила поведения в магазине. Разнообразие магазинов. Покупка товаров для путешествия.

1 ч

5

Библиотека. Библиотекарь и читатель. Правила поведения в библиотеке. Книги – наши помощники. Путешествие с помощью книг.

1 ч

6

Почта. Работники почты. Правила поведения на почте. Адрес. Как написать письмо и телеграмму. Газеты и журналы, их доставка.

1 ч

7

Знакомство со своим районом. Экскурсия по району: улицы, дворы, здания, бульвары и парки. Правила поведения на улице.

1 ч

8

Осень – время года. Признаки зимы. Подготовка растений и животных к зиме. Оседлые и перелетные птицы.

1 ч

9

Транспорт. Выбор средств передвижения. Водный, наземный и воздушный транспорт. Автомобильный и железнодорожный транспорт. Сказочный транспорт. Правила поведения в транспорте.

1 ч

10

Северный полюс. Полярная ночь. Холод, лед. Животный мир ледовой пустыни (медведи, тюлени). Сравнение погоды северных и наших широт. Календарь погоды.

1 ч

11

Тундра. Погода в тундре. Вечная мерзлота. Растительный и животный мир. Жители тундры. Труд, быт, народные промыслы.

1 ч

12

Тайга. Погода в тайге. Растительный и животный мир. Дары тайги (орехи, грибы). Тайга – наше богатство.

1 ч

13

Смешанный и лиственный лес. Погода. Растительный и животный мир. Дары леса. Лес – наше богатство.

1 ч

14

Зима – время года. Признаки зимы. Звери и птицы зимой.

1 ч

15

Москва – столица России. Герб и флаг России. История Москвы. Исторические названия улиц и площадей. Принципы градостроительства Москвы.

1 ч

16

Прогулки по Москве. Кремль. Большой театр. Достопримечательности столицы.

1 ч

17

Народные промыслы лесной зоны. Городецкая роспись.

1 ч

18

Золотая Хохлома.

1 ч

19

В гости к дымковским мастерам. Глиняная игрушка.

1 ч

20

История русского костюма. Как одевались раньше и одеваются теперь.

1 ч

21

Ярмарка. Одежда, игрушки, утварь.

1 ч

22

Степи. Погода.  Растительный и животный мир. Весна в степи. Труд людей в степных районах. Степь – житница страны. Как родится хлеб.

1 ч

23

Африка. Пустыня. Тропический лес. Погода в Африке. Растения и животные Африки. Жители Африки и их быт. Заморские кушанья.

1 ч

24

Америка. Индейцы – коренные жители Америки. Родина картофеля, томатов, кукурузы.

1 ч

25

Антарктида.  Лед. Погода. Животный мир Антарктиды (пингвины).

1 ч

26

Австралия. Удивительные животные Австралии (кенгуру, коала, утконос, ехидна).

1 ч

27

Зоопарк. Обитатели разных стран в зоопарке.

1 ч

28

Подводим итоги

1 ч

Литература:

  1. Учебно- методический комплект по курсу окружающего мира для дошкольников: пособие «Здравствуй, мир!»  для 3-4 лет, 4-5 лет и 5-6 лет (авторы А.А Вахрушев, Е.Е. Кочемасова); часть 1, 2.
  2. Ольга Александрова «Окружающий мир для малышей».
  3. Ольга Александрова «Мир вокруг нас для малышей».