По дороге домой...

Чадаева Анна Владимировна

 

«По дороге домой…»

 

Ребёнок в 4-5 лет плохо произносит слова или искажает их структуру, не запоминает простые четверостишия, сказки и рассказы, если у него низкая речевая активность, это серьёзный сигнал стойкого системного нарушения всей его речевой деятельности.

Речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всеми психическими процессами протекающими в сенсорной, интеллектуальной аффективно-волевой сферах.

Таким образом, речевая недостаточность у детей младшего дошкольного возраста влияет на их общее развитие: тормозит формирование психических функций, ограничивает познавательные возможности, нарушает процесс социальной адаптации. И только комплексное воздействие на ребёнка даёт успешную динамику речевого развития.

Под комплексным воздействием следует понимать не только занятия и помощь различных специалистов (педагогов, психологов, логопедов, медиков), но и общение родителей с ребёнком в домашней обстановке. Многие родители и хотели бы заниматься со своим ребёнком, но ссылаются на нехватку времени.

Не забывайте, что для ребёнка родители и семья – это целый мир, в котором он живёт, учится радоваться и общаться. Будучи членом семьи, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые оказывают большое влияние на развитие не только интеллектуальной, но и эмоциональной сферы. Вследствие этого ребёнок растёт либо доброжелательным, открытым и общительным, либо тревожным и неразговорчивым.

Современные родители – это люди очень занятые, привыкшие делать всё на бегу. Бывает так, что нет времени сесть и прочитать своему малышу сказку. Но мало кто задумывается, что заниматься с ребёнком и даже развивать его речь можно по дороге домой из детского сада, из магазина и т.д.

Прогуливаясь с ребёнком по улицам, парку или по двору около своего дома можно играть в различные словесные игры, которые не требуют от взрослого никакой подготовки. Спросите малыша знает ли он названия деревьев, цветов, трав мимо которых вы идёте, а потом попросите назвать их ласково (клён-кленок, астра-астрочка). Аналогично можно играть в игры :

·        «Один-много» (это лист, а это листы; это дерево, а это деревья),

·        «Скажи наоборот» - этот цветок высокий, а этот низкий,

·        «Четвёртый лишний» -(предложить названия трёх деревьев и одгного цветка),

·        «Мамы и малыши» - (назвать детёнышей животных и птиц

·        «Чей хвост?» - у лисы- лисий, у белки- беличий,

·        «Пять» - называть любые пять предметов с числительным пять – пять птиц, пять кустов.

·        «Кто кем работает?»- называть профессии людей – строитель, водитель.

·        «Съедобное – несъедобное»- огурец – цветок.

·        «Узнай что загадала?» - отгадывать предмет по описанию признаков (кислый, желтый, овальный – лимон)

·        «Летает- не летает» - воробей – муравей и т.д.

Вспомните любимые стихи, пословицы и поговорки, цвета, формы и счёт, съедобные и несъедобные грибы и ягоды, правила дорожного движения и многое другое.

Или просто спросите как Ваш малыш провёл день, чем занимался. Пусть ответит не одним словом «хорошо», а расскажет в нескольких предложениях.

Побуждайте ребёнка рассказывать Вам о том, что он делает, помогая подбирать точные слова для выражения мысли. Тем самым Вы будете способствовать развитию связности речи.

Говорите с Вашим малышом как можно больше и обязательно слушайте его ответы.