Главные вкладки

    Роль ДОУ в формировании здорового образа жизни у дошкольников

    Горячева Татьяна Юрьевна

         Охрана здоровья подрастающего поколения в нашем обществе имеет большое государственное и социальное значение, так как в этот ответственный период жизни человека — период детства формируется его физическое и психическое здоровье, заклады­ваются основы нравственной личности.

         По мнению ученых, дошкольный возраст относится к так назы­ваемым критическим периодам в жизни ребенка. Причин для этого много. На протяжении всего дошкольного детства происходит нарастание силы и подвижности нервных про­цессов, формирование высшей нервной деятельности. Нервные про­цессы отличаются быстрой истощаемостью. Эмоциональное перена­пряжение связано с ростом частоты пограничных состояний и невротических реакций. Не случайно именно в этом возрасте родители и педагоги час­то сталкиваются с такими проявлениями в поведении детей, как смена настроения, повышенная раздражительность, психомоторная возбудимость, плаксивость, быстрая утомляемость, невниматель­ность при выполнении заданий. У детей могут наблюдаться следу­ющие реакции: они грызут ногти, крутят волосы, длительное время не засыпают, совершают беспорядочные движения (покачивания, подпрыгивания и т. д.).

       В период дошкольного детства происходят «глубинные» перест­ройки в обмене веществ, которые связаны с максимальной часто­той детских инфекций и представляют серьезную опасность для здо­ровья ребенка.

    Кроме того, данный возрастной период — это возможность фор­мирования и проявления всевозможных аллергических реакций и хронических соматических заболеваний, в основном у часто бо­леющих и предрасположенных к тем или иным хроническим забо­леваниям детей.

    Но даже здоровый дошкольник нуждается в тщательной забо­те и участии со стороны окружающих его взрослых. Это связано с тем, что здоровье ребенка формируется на протяжении всей его жизни.

         Януш Корчак писал: «Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье: если за ними не смотреть, они повыпадали бы все из окон, поутонули бы, попали бы под машины, повыбивали бы себе глаза, поломали бы ноги и позаболели бы воспалением мозга и воспалением легких – и уже сам не знаю, какими болезнями. Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают,  что для этого  надо делать. Объясним им, и они  будут беречься».
         Задача укрепления здоровья детей является необходимым условием их всестороннего развития и обеспечения нормальной жизнедеятельности растущего организма. Чтобы сохранить и улуч­шить здоровье ребенка в один из самых ответственных периодов его жизни, необходима огромная, каждодневная работа в семье и до­школьном образовательном учреждении.

    Задача педагогов — своевре­менно распознать отклонения в здоровье дошкольников, так как только вовремя оказанная помощь может предотвратить развитие у таких детей отклонения в развитии, появление невротических состояний и неврозов. А для этого необходимы определенные психологические знания.

    Отрадно, что в последние годы в нашей стране к положению детей приковано при­стальное внимание. В соответствии с требова­ниями Конвенции ООН о правах ребенка принят ряд законодательных актов, действует президентская программа "Дети России", Ука­зом Президента РФ № 942 от 14 августа 1996 г. был утвержден Национальный план дейст­вий в интересах детей до 2000 г. и положено начало формированию государственной соци­альной политики, в субъектах Российской Фе­дерации принимаются свои законы и разраба­тываются детские социальные программы, со­здаются специальные государственные органы и социальные учреждения, призванные зани­маться адресной помощью детям, начата под­готовка социальных работников, психологов и педагогов. И тем не менее положение детей вызывает обоснованную тревогу, его иначе как кризис­ным, не назовешь.

    Еще в «Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы» (1984), постановлении Совета Министров СССР «О дальнейшем улучшении общественного дошкольного воспита­ния и подготовке детей к обучению в школе» (1984) ставились задачи воспитания подрастающего поколения: «Необходимо улучшить организацию воспитания и образования детей дошкольного возрас­та. С ранних лет воспитывать у них любовь к Родине, уважение к старшим, товарищество и коллективизм, культуру поведении, чувство красоты, развивать у каждого ребенка познавательные интересы и способности, самостоятельность, организованность и дисциплину».

    Затем, решая проблему о здоровье дошкольников,  было издано Постановление Правительства РФ от 28.08.1997 N 1117 "Об утверждении типового положения об оздоровительном учреждении санаторного типа для детей нуждающихся в длительном лечении"

    В дошкольных учреждениях много делается для воспитания в коллективе здоровых, всесторонне развитых детей. Здесь они полу­чают полноценный уход, рациональное питание, систематический контроль над развитием и здоровьем, теплое, сердечное отношение обслуживающего персонала, обеспечивающее положительную эмо­циональную настроенность ребенка к оздоровительным и воспита­тельным воздействиям.

    Система   общественного   дошкольного   воспитания   предусмат­ривает подготовку детей к обучению в школе, формирование нравственной   личности,   воспитание  любви   к   труду,   к  людям   труда, начальных представлений о будущей профессии, обучение трудовым навыкам, соответствующим возрасту ребенка.

    Медицинское обслуживание детей в дошкольных учреждениях включает очень важные разделы работы: диспансеризацию  (контроль  над  развитием и здоровьем детей), организацию соответствующих профилактических и оздоровительных воздействий, контроль за условиями, необходимыми для нормального развития и здоровья ребенка.

    Основные из них — здоровый образ жизни семьи, обеспечение возрастного режима и рационального питания, нормального физического инервно-психического развития, ги­гиеническое воспитание и обучение детей. На создание этих условий направлены все усилия работников дошкольных учреждений. Однако в настоящее время не достаточно ни теоретических, ни практических исследований по вопросу формирования здорового образа дошкольников.

    Среди авторов, занимающихся проблемой формирования представлений о здоровом образе жизни в дошкольном возрасте, можно отметить таких, как Вайнер Э.Н., Егоров Б.Б., Змановский Ю.Ф., Козин Э.М., Кудрявцев В.Т., Татарникова Л.П. и др.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл didakticheskiy_material_k_zanyatiyam_po_valeologii.docx17.23 КБ

    Предварительный просмотр:

    Одним из основных компонентов валеологического образования в ДОУ является комфортность в общении ребенка и педагога, творческое содружество детей и педагогов в нахождении путей решения проблемы, познание через игру, решение проблемно-творческих задач разного уровня сложности, подготовка детей к верному самоопределению в любой жизненной ситуации, опирающемуся на опыт самопознания и культурно-исторический опыт. Из этого всего можно вывести основной принцип валеологии и валеологического образования: «Человек, познай и сотвори себя».

    Задачи образовательного процесса можно сформулировать следующим образом:

    1. Помочь детям овладеть основами гигиенической и двигательной культуры.
    2. Формировать элементарные знания о строении человеческого тела, о значении организма.
    3. Обучать детей  уходу  за своим телом, навыками оказания первой  элементарной помощи.
    4. Развивать представление о том, что полезно, а что вредно для организма.
    5. Формировать привычку  ежедневных физических упражнений.
    6. Изучать причины возникновения  экстремальных ситуаций, умение находить выходы из них, соблюдение мер безопасности.
    7. Выработать у детей  осознанное отношение к своему здоровью, умение определить свое состояние и ощущение.

      Валеологическая культура ребенка  - это  осознанное отношение ребенка к здоровью и жизни человека, решение задач, связанных с поддержанием, укреплением и сохранением здоровья, оказанием элементарной медицинской, психологической  помощи и самопомощи. В работе используются такие методы диагностики как наблюдение, беседа, анкетирование, анализ продуктивной деятельности, вопросы к детям  и др.

      Показателями  эффективности работы по валеологическому воспитанию будет наличие у детей:

    1. знание правил гигиены и ухода за своим телом;
    2. знание наиболее опасных факторов риска для здоровья и жизни;
    3. знание о том, как устроен человек, какие органы нуждаются  в особой защите;
    4. знание о своем физическом развитии, уровне физической подготовленности.

    Основными средствами обучения детей является игра, наблюдение, беседы, экспериментирование, КВНы, развлечения, практическая деятельность: в качестве дидактического материала к занятиям по валеологии  можно использовать  коллажи, мнемотаблицы, тактильные дощечки. Они представлены в книге Сизовой Н.О. «Валеология». Коллажи – учебные пособия, выполняющие следующие задачи:

    1. развитие зрительной памяти;
    2. формирование умения говорить, рассказывать.

            Коллаж размещается на листе картона или плотной бумаги, на которые наклеиваются или рисуются картинки, буквы, цифры, геометрические фигуры. Главная задача коллажа – соединить, связать все картинки между собой. Предлагаем детям рассмотреть коллаж и объяснить, что они видят.  Конце педагог предлагает детям запомнить расположение картинок на коллаже в течение 15-30 секунд, убирает коллаж и предлагает воспроизвести по памяти все картинки и их месторасположение.

           Мнемотаблица – это схема, структура, в которую можно заложить различную информацию по истории, валеологии и т.д. Общие задачи мнемотаблиц:

    1. развитие памяти, логики, смекалки;
    2. развитие умения мыслить и связно высказываться, составлять рассказы;
    3. развитие образного мышления.

    Работа с мнемотаблицами проходит поэтапно:

    1 этап – детям показывается таблица и разбирается, что на ней изображено.

    2 этап – информацию преобразуем из абстрактных символов в образы.

    3 этап – составляем рассказ.

    4 этап – составляем таблицу таким образом, чтобы было как можно больше логических связок.

    5 этап – разбираем и запоминаем 10-15 секунд. Дети воспроизводят по памяти на листах с пронумерованными клеточками.

    Тактильные дощечки – можно использовать для рассказывания сказок.

    Они представляю собой дощечки с наклеенной плотной тканью, фольгой, фланелью, кусочками меха, грубой тканью т.д.Дети выбирают дощечку в соответствии от ощущений и восприятия героев.

         Дидактические игры.

    В развитии представлений о здоровом образе жизни в дошкольном учреждении особую роль играют различные дидактические игры. Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, спо соб переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и вообра жения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

    Выдающийся исследователь в области отечественной психологии Л. С. Выготский подчеркивал неповторимую специфику до школьной игры. Игра как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребенка, она способствует освоению им опыта человеческой деятельности, в том числе и воспитанию здорового образа жизни.

    Вопросам игры посвящали свои труды такие ведущие специалисты в области психологии и педагогики как Жуковская Р.И., Запорожец А.В., Менджерицкая Д.В., Усова А.П.,  Флерина Е.А., Эльконин Д.В.,  и многие другие.

    Любая дидактическая игра ставит целью обогатить чувственный опыт ребенка, развить его умственные способности (умение сравнивать, обобщать, классифицировать предметы и явления окружающего мира, высказывать свои суждения, делать умозаключения), в том числе и формирует представления о здоровом образе жизни.

    Наиболее эффективными для развития представлений о здоровом образе жизни являются игры с элементами моделирования. Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками. Основными направлениями в валеологических занятиях в дошкольном учреждении являются следующие: нужно сформировать модель, а не внедрять конкретные анатомные вопросы (т.к. это не основное), можно рассказать о строении, о сложности строения того или иного органа о вредности влияния окружающей среды и не спрашивать их о строении органа; а спросить о гигиенических правилах, т.е. как жить в этом мире, сохраняя свое здоровье, знать о последствиях и самому отвечать за них в тех рамках, в которых он хочет быть свободным.