формы коллективной художественной деятельности

Корнильцева Ольга Николаевна

Дети с детским церебральным параличом, воспитывающиеся с условно здоровыми детьми в режиме интеграции требуют особого подхода к их художественным возможностям.Коллективная художественная работа, сделанная в технике аппликации, коллажа и т.д. помогает этим детям проявить коммуникативные навыки, выразить эмоции, повысить свой  статус в группе. Общая работа сплачивает детский коллектив, улучшает микроклимат в группе, привлекает родителей к достижениям своего ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soobshchenie_iz_opyta_raboty.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Введение 

Почему именно изобразительная деятельность оказывается наиболее эффективной в решении задач нравственного воспитания детей?

Особенностью изобразительной деятельности является то, что ее результат (рисунок, скульптура, аппликация и др.) не исчезает в момент окончания ребенком действий.

Детей радуют коллективные занятия, их совместная деятельность по созданию одного общего рисунка, аппликации, конструкции. Особое удовлетворение им доставляет общий результат, который в этом случае всегда богаче по содержанию, производит на них более яркое впечатление, чем индивидуально выполненная работа. Они понимают, что вместе могут получить более значительное изображение, чем каждый в отдельности. В процессе коллективных занятий создаются благоприятные условия для общения детей друг с другом и воспитателем по поводу того, что они создают и как это лучше сделать. А по завершению изображения дети вместе радуются результатам совместной деятельности. Радостные чувства объединяют их. Что же собой представляют коллективные занятия детей?

Коллективная изобразительная деятельность – эффективное средство решения многих воспитательных и дидактических задач. Содержание изображаемого способствует не только решению задач эстетического и художественного воспитания, но и активно воздействует на формирование личности. Коллективная форма организации дает возможность формировать умения и навыки работать вместе, строить общение, развивает привычку к взаимопомощи, создает почву для проявления и формирования общественно ценных мотивов. Каждый чувствует себя сопричастным полученному общему продукту, и это, безусловно, радует детей. Как правило, результат – картина, созданная всеми вместе, - получается более  впечатляющая, эмоционально гораздо сильнее затрагивающая детей. При этом коллективная форма изображения не снижает значения деятельности каждого ребенка, не нивелирует его индивидуальные усилия. Наоборот, от качества работы каждого зависит общий результат: чем лучше ребенок выполнит свою часть изображения, тем красивее, богаче по содержанию, интереснее будет общая композиция. Поэтому дети стараются выполнить свою часть работы как можно лучше.

Руководство коллективной изобразительной деятельностью детей требует от педагога больших усилий, чем индивидуальная изобразительная деятельность. Все это нуждается в тщательном продумывании, четком планировании всех этапов работы и согласовании, рациональном размещении материалов и оборудования.

Широкое включение в работу по изобразительной деятельности коллективных форм позволит сделать ее интересной и привлекательной для детей. Эти занятия очень значимы для формирования личности ребенка, его отношения к миру, людям, искусству.

  1. Классификация коллективных работ по изобразительной деятельности.

Для успешного внедрения коллективной изобразительной деятельности в педагогический процесс детского сада нужна проверенная на практике классификация видов ее организации. Это позволит педагогам осуществлять целенаправленное и квалифицированное руководство этим видом творческой деятельности. Такая классификация позволит педагогам понять сущность и форму ее организации в каждом случае, выбрать наиболее подходящий для решения той или иной темы вид. Выбор разных форм проведения коллективных занятий даст возможность для творчества в области конкретной педагогической инструментовки: в выборе тем, разработке содержания, методов, приемов.

Одной из первых классификаций коллективных работ по изобразительному искусству была классификация, предложенная исследователем М.Н.Турро в начале 70-х годов, в основе ее одна из главных особенностей коллективной изобразительной деятельности – форма организации совместной работы. По этому признаку автор выделяет три группы коллективных работ: первая группа -  работы, полученные путем соединения индивидуальных рисунков, сделанных с учетом общего замысла (фронтальные); вторая группа – работы, выполненные по общему решению на одном листе, когда каждый ребенок делает свою часть задания, согласовывая это с тем, что делают другие (комплексные работы); третья группа – работы, при выполнении которых каждый участник выполняет только одну определенную операцию (коллективно-производственная).

Впоследствии, в конце 70-х – начале 80-х годов распространение получила иная классификация коллективных работ по изобразительному искусству (Т.Н.Доронова, Е.И.Коротеева, Б.В.Пионтик, Н.С.Михнюк и др.), согласно которой они делятся на парные, групповые, коллективные. Эта классификация коллективной деятельности весьма популярна в отечественной дидактике. Однако такое деление является чисто внешним. А ведь изобразительная деятельность, будучи организована как совместная, выгодно отличается от занятий математикой, языком и другими видами учебной деятельности. В результате изобразительной деятельности ребенок создает осязаемый продукт (рисунок, трехмерное изображение), что позволяет реализовывать практически все выделенные в психологии формы организации совместной деятельности. Следовательно, и сам процесс совместной деятельности детей может быть более тонко дифференцирован.

Поэтому, мы обратились к психологическим исследованиям, в которых рассматривались вопросы совместной деятельности. Советскими психологами, занимающимися проблемами совместной деятельности – В.Г.Асеев, Ф.Д.Горбов, А.И.Донцов, Н.Н.Обозов, Д.А.Ошанин, Л.И.Уманский, А.С.Чернышев и другие – выделили три основные формы ее организации: совместно индивидуальная, совместно-последовательная и совместно- взаимодействующая. Первая характеризуется тем, что участники деятельности вначале работают индивидуально, с учетом общего замысла, и лишь на завершающем этапе работа каждого становится частью общей композиции. Вторая предполагает работу по принципу конвейера, эстафеты, когда результат действий одного участника находится в тесной зависимости от результатов предыдущего и последующего участников. Третья – самая сложная в плане организации, когда работа выполняется всеми участниками одновременно, согласование их действий осуществляется на всех этапах. А то деление – парные, подгрупповые, групповые – вполне возможно в рамках названной классификации.

  1. Организация коллективной деятельности детей.

Как же конкретно следует организовать коллективные занятия? Выбор той или иной формы организации коллективного занятия зависит от возраста детей, темы изображаемой картины, количества детей в группе, от того, осуществляется ли создание изображения на общегрупповом занятии или в свободное от занятий время, в процессе самостоятельной художественной деятельности детей.

Созданию изображения должна предшествовать большая работа по накоплению и обогащению накопленного опыта, по уточнению представлений детей. Этому способствует знакомство с изобразительным искусством, организация целевых прогулок и экскурсий, наблюдения, чтение произведений художественной литературы.

             

Совместно-индивидуальная форма организации коллективной деятельности

Планирование при данной форме совместной деятельности наиболее простое: задание каждому выдается сразу, в начале работы, и затем корректируется в зависимости от того, что сделано другими.

Выполняя свою часть работы, ребенок знает: чем лучше он сам выполнит то, что ему поручено, тем лучше будет работа коллектива. Это, с одной стороны, создает условия для мобилизации творческих возможностей ребенка, с другой – требует их проявления в качестве необходимого условия. К достоинствам такой формы организации относится также и то, что она позволяет вовлечь в коллективную творческую деятельность довольно большую группа детей, не имеющих опыта совместной работы.

Совместно индивидуальная форма используется в любой возрастной группе. Тематика занятий зависит от возраста детей, их индивидуальных способностей, уровня изобразительных навыков. При выполнении работ активно используются игровые методы и приемы.

Построенное на основе данной формы занятие проходит в три этапа. Первый этап, подготовительный – проводится предварительная работа – наблюдения, беседа, игра, чтение. Второй, основной этап состоит из игровой ситуации, которая объясняет детям задание, планируется объем выполняемой работы. Для успешного выполнения работы необходимо разработать несколько игровых ситуаций, которые, постепенно сменяя друг друга, позволили бы сохранить необходимый темп и ритм деятельности, сделали бы ее более интересной и увлекательной. Третий эта – анализ работы. Когда полностью смонтированная работа укреплена на доске, предлагается игровая ситуация для анализа и оценки итогов собственного труда. Дети по очереди рассказывают, как они выполняли работу, находят удачные и неудачные, объясняются допущенные ошибки и недочеты.

Занятия, построенные на основе совместно-индивидуальной формы организации деятельности, позволяют сформировать у детей простейшие умения и навыки сотрудничества. Но при выполнении этих работ, несмотря на то, что дети ориентированы на создание коллективной композиции, единство группы носит во многом формальный характер, так как взаимодействие осуществляется только на этапах планирование и оценки. Это осложняет процесс формирования умений координировать совместную деятельность, но зато позволяет продемонстрировать детям простейшие варианты совместного планирования. Результат работы каждого, являющийся частью общей композиции, достаточно четко выделен, и есть возможность объективно оценить то, как учитывались задачи общей работы каждого ребенка, насколько он заинтересован в общем успехе. Это особенно важно потому, что в условиях совместно-последовательной и совместно-взаимодействующей форм организации деятельности этот результат завуалирован. Склонные к завышенной оценки собственного труда эгоистичные дети могут оказаться в оцениваемой ситуации, когда их необъективность очевидна и легко доказуема, и напротив, дети с заниженной самооценкой оцениваются в соответствии со своими заслугами перед коллективом.

Данная форма организации коллективных работ используется во всех возрастных группах, в большей степени в младшей и в средней группах.

Совместно-последовательная форма организации коллективной изобразительной деятельности.

Совместно-последовательная форма организации коллективной изобразительной деятельности предполагает последовательное выполнение действий участниками, когда результат действия выполненного одним становится предметом деятельности другого. По этому принципу действует производственный конвейер, этот же принцип лежит в основе спортивных эстафет. Эта форма – действенное средство нравственного воспитания. На основе данной формы организации совместной деятельности разработана диагностика готовности к сотрудничеству младших школьников. Она успешно применялась в исследованиях О.С.Богдановой.

Однако, многие специалисты, в том числе и те, которые разработали проблемы коллективной изобразительной деятельности, относятся к ней весьма скептически. Виной тому ассоциации с производственным конвейером, который не только не предполагает в своем традиционном виде проявлений творчества, но и напротив – исключает их.

Наша опытно-экспериментальная работа показала, что, используя совместно- последовательной формы организации коллективной деятельности в изобразительном творчестве детей, вовсе не обязательно копировать производственный конвейер. И при этом способе организации действия детей могут иметь не просто коллективный, а творческий характер.

Построенное на основе данной формы занятие проходит в четыре этапа. Первый этап – сообщение темы занятия, обсуждение предполагаемых персонажей, предметов, деталей. Второй эта – распределение конвейерных линий между детьми, подготовка необходимых деталей, шаблонов, трафаретов, образцов для каждой линии, подготовка материалов для выполнения задания. Третий этап – каждый ребенок должен наклеить выполненную им деталь, учитывая то, что сделано до него другими. Причем, выполнить свою операцию каждый должен так, чтобы придать изображению нужную эмоциональную окраску. Четвертый этап – анализ выполненной работы.

Данная форма организации совместной деятельности создает прекрасные условия для формирования умений координировать работу коллектива. В этих условиях неудача одного ребенка неизбежно приводит к нарушению ритма всей работы, к общей неудаче.

Данная форма организации коллективных работ используется во всех возрастных группах, в большей степени в старшей и подготовительной к школе группе.

Совместно-взаимодействующая форма организации коллективной изобразительной деятельности.

Наиболее сложны в плане организации задания, построенные на основе совместно-взаимодейстующей формы организации коллективной деятельности. Композиция, выполненная таким образом, не просто составлена из распределенных заранее и выполненных индивидуально рисунков, но это в полном смысле слова плод коллективного творческого мышления, совместного планирования, активного взаимодействия на всех этапах работы. При этой форме организации от каждого требуется инициатива и в той же время готовность и способность согласовать свои идеи с задачами общей работы.

Данная форма организации деятельности, с одной стороны, предполагает наличие у детей определенного уровня способностей работать в коллективе, с другой – выступает важнейшим средством формирования умений планировать, координировать свою деятельность и оценивать объективно результаты творческого труда.

Разработанные задания позволяют последовательно включать детей в различные варианты творческого взаимодействия, от наиболее простых – работа в паре, небольшой группе (3-4 человека), до более сложных (большими группами).

Построенное на основе данной формы занятие проходит в четыре  этапа. Первый этап – беседа, в ходе которой выясняется сюжет по данной теме занятия, персонажи, герои. Второй этап -  распределение пар, групп, планирование своей композиции в парах, распределение обязанностей в паре, группе. Третий этап – выполнение заданий, корректировка взаимоотношений детей. Четвертый этап – анализ выполненной работы, например, устроить выставку-обсуждение созданной композиции. В ходе этого обсуждения и на конкретных примерах значительно легче показать детям, что умение работать вместе приводит к хорошим результатам. Очень важно подчеркнуть то, что никто из детей в отдельности не смог бы сделать такую большую интересную композицию. Это помогает детям ощутить преимущества совместной работы, создает хороший эмоциональный фон для выполнения подобных работ в дальнейшем.

 При выполнении работ такого рода особое внимание следует уделять комплектованию пар, групп. Первое время комплектование пар, групп происходит на основе личных симпатий, положительного эмоционального отношения (взаимных позитивных выборов, желания работать вместе). Делалось это для того, чтобы упростить процесс приобретения детьми первых умений и навыков работы в паре и в небольших группах. Затем стали объединять детей по принципу односторонних позитивных выборов, а впоследствии и тех, кто не сделал даже односторонних выборов друг друга. Более сложный вариант взаимодействия – взаимодействие между группами.

Данная форма организации коллективных работ используется во всех возрастных группах, в большей степени в старшей и подготовительной к школе группе.