«Формирование социально-общественных качеств у детей дошкольного возраста»

Щавелева Ольга Анатольевна

 

В середине прошлого столетия были сооружены искусственные берега для детей. В педагогической науке сложились стереотипы воспитания и обучения, подменившие подлинное понимание детства и заботу о нём. Дошкольный возраст считался периодом подготовки к школьному обучению. В жертву учебно-воспитательному процессу приносилась потребность детей и взрослых в развитии своих личностных качеств и взаимоотношений. Эта система воспитания выглядела как связь: «взрослый – для того, чтобы воспитывать и учить; ребёнок – для того, чтобы слушать и учиться». Но при такой системе воспитания и обучения отрицается ценность проживания эпохи детства ребёнком. А ведь каждый человек, которому даровано Богом это великое чудо – жить на Земле, имеет право на счастье. Именно поэтому необходимо вменить в обязанности взрослых (педагогов и родителей) не утешаться верой в счастливое детство наших воспитанников, а создать уникальные условия для воспитания неповторимой индивидуальности с собственными вкусами, интересами и способностями.

      К сожалению, в последнее время в жизни нашего общества материальные ценности стали преобладать над духовными. Учитывая то, что главной задачей педагогов в настоящее время является воспитание у детей осознанно-правильного отношения к объектам действительности, необходимо прежде всего заложить в души и сердца детей основы толерантности и культуры мира. Экран компьютера или телевизора, занимая центральное место, никогда не заменит ребёнку необходимости общения.

      Всё чаще и чаще человеком овладевают негативные чувства и эмоции, такие как грусть, злость, страх, равнодушие, тревожность. Печально осознавать, что защититься от подобных проявлений тяжелее всего детям. Только тогда ребёнок будет гармонично развиваться, когда будет учитываться согласованное развитие  эмоциональной и интеллектуальной сфер.

      В возрасте трёх-четырёх лет ребёнок постепенно выходит за пределы семейного круга. Взрослый становится для малыша не только членом семьи, но и носителем определённой общественной функции. Желание ребёнка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через игру, которая является ведущим видом деятельности ребёнка-дошкольника.

      Являясь основным видом деятельности, игра служит эффективным средством для выявления тех объективных отношений, в которых живёт ребёнок. Вступая в игре в реальные отношения со своими партнёрами, он проявляет присущие ему личностные качества и эмоциональные переживания. Переживание же радости от общения со сверстниками или от перевоплощения в роли способствует нейтрализации отрицательных эмоциональных проявлений у детей, приводит к формированию у них новых положительных качеств и стремлений, новых побуждений и потребностей.

     Формирование социально-общественных качеств у детей дошкольного возраста является одной из основных задач каждого ДОУ. Ведь воспитание – это не только получение ребёнком определённых знаний, умений и навыков (как ошибочно полагают многие взрослые), но и создание социального единства его с окружающим миром. Работу в данном направлении можно представить в виде схемы:

 

Организационная диаграмма

 

     Повышение уровня педагогического мастерства работников образования– основной аспект социально-общественного воспитания. Начинать с самопознания и самосовершенствования мудрецы рекомендовали всем без исключения. Так и в деле формирования социально-общественных качеств педагогу необходимо, в первую очередь, вспомнить о себе и выяснить, как у него самого обстоит дело с уважением не только себя, но и других. Чтобы идти в ногу со временем, воспитателю стоит следить за появлением новых и усовершенствованием уже имеющихся образовательных программ и инновационных технологий, изучать опыт  коллег и неустанно работать над своей речью, мимикой, социальным поведением, то есть самосовершенствоваться.

       Взаимодействие педагога с детьмипредполагает двусторонний контакт участников процесса, который, в свою очередь, нужно рассматривать не как воздействие педагога на детей, а как «сотрудничество» с ними. Обучаться общению с окружающим миром должен не только ребёнок, но и обучающий его. Ошибочное убеждение в том, что ребёнок знает меньше, тормозит воспитательный процесс. Квалифицированный педагог не только учит, но и учится у своих воспитанников непосредственному восприятию мира, умению радоваться мелочам, открыто выражать свои чувства и эмоции. 

       Процесс взаимодействия воспитателя и воспитанников предполагает непрерывное и тесное общение между ними в течение всех режимных моментов: занятия, прогулки, самостоятельная игровая деятельность, праздники и развлечения.

       Ребёнок не рождается с определённым набором социальных качеств и норм поведения. Такие проявления, как уважение к окружающим, забота о ближнем, взаимовыручка и взаимопомощь, во многом зависят от того, насколько грамотно строится учебно-воспитательный процесс. Умело налаженный контакт педагога и детей – это залог правильного осознания  воспитанниками своего места в жизни.

       Взаимодействие педагога с родителями – не менее важный аспект формирования социально-общественных качеств дошкольников, так как семья – важнейший социальный институт, без которого невозможно развитие определённых личностных качеств и возможностей. Цель педагога – это изучение особенностей семейного воспитания, семейных укладов и традиций для создания у родителей установки  на социально-коррекционную работу.

         Чем теснее контакт педагога с родителями, тем легче определить оптимальные способы и методы воздействия на ребёнка в воспитательном плане и тем охотнее дети будут усваивать необходимые нормы социального поведения.

       Педагог обязан не только уметь взаимодействовать с воспитанниками, но и учить этому родителей. Родители, равно как и педагоги, должны демонстрировать в присутствии детей только свои положительные качества и эмоции. Информационные корзины для родителей, родительские уголки, дни открытых дверей, родительские собрания и конференции, посещения на дому – всё это способствует укреплению отношений детского сада и семьи, следствием чего является осознание важности единых требований семьи и дошкольных учреждений в совместной воспитательной работе. Ведь непонимание между ними всегда тяжело сказывается на ребёнке.

        Формирование социальных навыков ребёнка в условиях ДОУ проходит в несколько этапов в зависимости от возрастных и индивидуально-психических особенностей каждого ребёнка. Младший дошкольный возраст, являясь периодом адаптации, предполагает приобретение практического опыта общения со сверстниками; развитие отзывчивости на конкретную эмоциональную ситуацию, перенесение в игру первоначальных жизненных наблюдений.

       В средней возрастной группе дети получают представление о проявлении сочувствия к товарищам, способности принимать их позицию, что ведёт к взаимному адекватному поведению.

         В старшем дошкольном возрасте следует обратить внимание на формирование взаимопонимания и доброжелательного отношению к партнёру в условиях совместной деятельности в целях достижения результата.

         Таким образом, формирование социально-общественных качеств является важным звеном в воспитании гармонично развитой личности. Педагогам-дошкольникам не следует забывать о том, что именно в детском возрасте закладываются основы корректного поведения в обществе, являющиеся залогом морального благополучия и социально-эмоционального равновесия в будущем.

 

 

 

Библиографический список.

1.     Васильева, М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С. Программа воспитания и обучения в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.

2.     Князева, О.Л., Стеркина, Р.Б. Я, ты, мы: Социально-эмоциональное развитие детей от 3 до 6 лет. – М.: Просвещение, 2005. 

3.     Кольцова, О.В., Шедько, С.Н. Создание образовательной и предметно-развивающей среды в жизнедеятельности детей дошкольного возраста. – Тамбов: ИПКРО, 2009.

4.     Сушкова, И.В. Социально-личностное развитие. – М.: Сфера, 2008.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

       

Статья

 «Формирование

социально-общественных качеств

 у детей дошкольного возраста».

Выполнила:

Воспитатель МБДОУ

 «Детский сад «Берёзка»

пос. Первомайский

Первомайского района

Тамбовской области

    Щавелева Ольга Анатольевна

В середине прошлого столетия были сооружены искусственные берега для детей. В педагогической науке сложились стереотипы воспитания и обучения, подменившие подлинное понимание детства и заботу о нём. Дошкольный возраст считался периодом подготовки к школьному обучению. В жертву учебно-воспитательному процессу приносилась потребность детей и взрослых в развитии своих личностных качеств и взаимоотношений. Эта система воспитания выглядела как связь: «взрослый – для того, чтобы воспитывать и учить; ребёнок – для того, чтобы слушать и учиться». Но при такой системе воспитания и обучения отрицается ценность проживания эпохи детства ребёнком. А ведь каждый человек, которому даровано Богом это великое чудо – жить на Земле, имеет право на счастье. Именно поэтому необходимо вменить в обязанности взрослых (педагогов и родителей) не утешаться верой в счастливое детство наших воспитанников, а создать уникальные условия для воспитания неповторимой индивидуальности с собственными вкусами, интересами и способностями.

      К сожалению, в последнее время в жизни нашего общества материальные ценности стали преобладать над духовными. Учитывая то, что главной задачей педагогов в настоящее время является воспитание у детей осознанно-правильного отношения к объектам действительности, необходимо прежде всего заложить в души и сердца детей основы толерантности и культуры мира. Экран компьютера или телевизора, занимая центральное место, никогда не заменит ребёнку необходимости общения.

      Всё чаще и чаще человеком овладевают негативные чувства и эмоции, такие как грусть, злость, страх, равнодушие, тревожность. Печально осознавать, что защититься от подобных проявлений тяжелее всего детям. Только тогда ребёнок будет гармонично развиваться, когда будет учитываться согласованное развитие  эмоциональной и интеллектуальной сфер.

      В возрасте трёх-четырёх лет ребёнок постепенно выходит за пределы семейного круга. Взрослый становится для малыша не только членом семьи, но и носителем определённой общественной функции. Желание ребёнка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через игру, которая является ведущим видом деятельности ребёнка-дошкольника.

      Являясь основным видом деятельности, игра служит эффективным средством для выявления тех объективных отношений, в которых живёт ребёнок. Вступая в игре в реальные отношения со своими партнёрами, он проявляет присущие ему личностные качества и эмоциональные переживания. Переживание же радости от общения со сверстниками или от перевоплощения в роли способствует нейтрализации отрицательных эмоциональных проявлений у детей, приводит к формированию у них новых положительных качеств и стремлений, новых побуждений и потребностей.

     Формирование социально-общественных качеств у детей дошкольного возраста является одной из основных задач каждого ДОУ. Ведь воспитание – это не только получение ребёнком определённых знаний, умений и навыков (как ошибочно полагают многие взрослые), но и создание социального единства его с окружающим миром. Работу в данном направлении можно представить в виде схемы:

Формирование социально-общественных качеств ребёнка

Взаимодействие педагога с детьми

Повышение уровня педагогического мастерства работников образования

Взаимодействие педагога с родителями детей

     Повышение уровня педагогического мастерства работников образования – основной аспект социально-общественного воспитания. Начинать с самопознания и самосовершенствования мудрецы рекомендовали всем без исключения. Так и в деле формирования социально-общественных качеств педагогу необходимо, в первую очередь, вспомнить о себе и выяснить, как у него самого обстоит дело с уважением не только себя, но и других. Чтобы идти в ногу со временем, воспитателю стоит следить за появлением новых и усовершенствованием уже имеющихся образовательных программ и инновационных технологий, изучать опыт  коллег и неустанно работать над своей речью, мимикой, социальным поведением, то есть самосовершенствоваться.

       Взаимодействие педагога с детьми предполагает двусторонний контакт участников процесса, который, в свою очередь, нужно рассматривать не как воздействие педагога на детей, а как «сотрудничество» с ними. Обучаться общению с окружающим миром должен не только ребёнок, но и обучающий его. Ошибочное убеждение в том, что ребёнок знает меньше, тормозит воспитательный процесс. Квалифицированный педагог не только учит, но и учится у своих воспитанников непосредственному восприятию мира, умению радоваться мелочам, открыто выражать свои чувства и эмоции.  

       Процесс взаимодействия воспитателя и воспитанников предполагает непрерывное и тесное общение между ними в течение всех режимных моментов: занятия, прогулки, самостоятельная игровая деятельность, праздники и развлечения.

       Ребёнок не рождается с определённым набором социальных качеств и норм поведения. Такие проявления, как уважение к окружающим, забота о ближнем, взаимовыручка и взаимопомощь, во многом зависят от того, насколько грамотно строится учебно-воспитательный процесс. Умело налаженный контакт педагога и детей – это залог правильного осознания  воспитанниками своего места в жизни.

       Взаимодействие педагога с родителями – не менее важный аспект формирования социально-общественных качеств дошкольников, так как семья – важнейший социальный институт, без которого невозможно развитие определённых личностных качеств и возможностей. Цель педагога – это изучение особенностей семейного воспитания, семейных укладов и традиций для создания у родителей установки  на социально-коррекционную работу.

               Чем теснее контакт педагога с родителями, тем легче определить оптимальные способы и методы воздействия на ребёнка в воспитательном плане и тем охотнее дети будут усваивать необходимые нормы социального поведения.

       Педагог обязан не только уметь взаимодействовать с воспитанниками, но и учить этому родителей. Родители, равно как и педагоги, должны демонстрировать в присутствии детей только свои положительные качества и эмоции. Информационные корзины для родителей, родительские уголки, дни открытых дверей, родительские собрания и конференции, посещения на дому – всё это способствует укреплению отношений детского сада и семьи, следствием чего является осознание важности единых требований семьи и дошкольных учреждений в совместной воспитательной работе. Ведь непонимание между ними всегда тяжело сказывается на ребёнке.

        Формирование социальных навыков ребёнка в условиях ДОУ проходит в несколько этапов в зависимости от возрастных и индивидуально-психических особенностей каждого ребёнка. Младший дошкольный возраст, являясь периодом адаптации, предполагает приобретение практического опыта общения со сверстниками; развитие отзывчивости на конкретную эмоциональную ситуацию, перенесение в игру первоначальных жизненных наблюдений.

       В средней возрастной группе дети получают представление о проявлении сочувствия к товарищам, способности принимать их позицию, что ведёт к взаимному адекватному поведению.

        В старшем дошкольном возрасте следует обратить внимание на формирование взаимопонимания и доброжелательного отношению к партнёру в условиях совместной деятельности в целях достижения результата.

        Таким образом, формирование социально-общественных качеств является важным звеном в воспитании гармонично развитой личности. Педагогам-дошкольникам не следует забывать о том, что именно в детском возрасте закладываются основы корректного поведения в обществе, являющиеся залогом морального благополучия и социально-эмоционального равновесия в будущем.

Библиографический список.

  1. Васильева, М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С. Программа воспитания и обучения в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.
  2. Князева, О.Л., Стеркина, Р.Б. Я, ты, мы: Социально-эмоциональное развитие детей от 3 до 6 лет. – М.: Просвещение, 2005.  
  3. Кольцова, О.В., Шедько, С.Н. Создание образовательной и предметно-развивающей среды в жизнедеятельности детей дошкольного возраста. – Тамбов: ИПКРО, 2009.
  4. Сушкова, И.В. Социально-личностное развитие. – М.: Сфера, 2008.