Проект «Дворик детства»

 

1.     Актуальность проекта

Что послужило основанием для решения проблемы правильной организации среды?     Рядом с детским садом нет ни сквера, ни парка, ни водоема. Поэтому мы стараемся оградить детский сад зелеными насаждениями.  .

В дошкольном детстве на основе развития интереса к миру природы начинает формироваться экологическая направленность личности. В этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека.

Понимание специфики разных живых организмов, их самоценности и неповторимости, неразрывной связи со средой обитания является содержательным элементом экологического воспитания дошкольников.

В тоже время экологическое воспитание невозможно без достаточно развитого у детей интереса к природе, а одним из условий, необходимых для развития такого интереса, является предметная среда. Она призвана обеспечить ребенку возможность развиваться в деятельности, в том числе самостоятельной. Для этого ее необходимо периодически изменять.

Именно по этой причине в нашем ДОУ возникло желание изменить уже сложившуюся среду, создать индивидуальный и стильный облик территории детского сада, соответствующий общим законам организации пространства под открытым небом, которые издавна известны людям . Создавая проект , мы опирались на такие принципы, как правильность и удобство расположения различных функциональных зон на территории детского сада; внешняя красота; гармоничное включение имеющихся ценных насаждений.

Итак, всем нам необходимо прийти к сознанию того, что сохранить и улучшить жизнь человек сможет лишь улучшив, усовершенствовав себя, и начинаться это должно с самых первых лет жизни. Наша благородная задача помочь в этом каждому ребенку. Общение ребенка с объектами природы придаёт яркую эмоциональную окраску его повседневной жизни, обогащает его опыт познания других и самопознания, формирует сострадание к живому существу, желание заботиться о нем, радость и восхищение от взаимодействия с природой, т.е. положительную мотивация на отношение к природе.При работе с дошкольниками важное значение придается нравственному аспекту: развитие представлений о самоценности природы, эмоционально-положительному отношению к ней, выработке первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту.

 

2. Технологическая карта проекта.

Содержание

Пояснения

Название проекта

« Дворик детства»

Тип

Познавательно- оздоровительный

Вид

 педагогический

Основное направление

экологическое

Сроки реализации проекта

Апрель – июль 2010г

Организатор проекта,

 

Куратор проекта

Воспитатель высшей  квалификационной категории  Фёдорова Алиме Мубарекшевна

 

Зам. Зав по ВМР  Чалова В.В.

Целевая группа

Воспитанники группы 4-5  лет,

 родители

Основания для разработки проекта, проблема

 Городской ребенок все реже общается с природой, наблюдается процесс его отчуждения от природы, которая подчас становится чужой, неведомой и незнакомой для ребенка. А природа, как известно, один из основных источников формирования детских ощущений, восприятий, представлений.

 

Цель

                   Создание благоприятных условий для воспитательно-образовательной работы с детьми, благоустройство территории детского сада, повышение экологической культуры, эстетического воспитания дошкольников.

 

 

Задачи

1.Оборудовать участок ДОУ в соответствии с современными, санитарно-эпидемиологическими требованиями и методическими рекомендациями по проведению летней оздоровительной работы с детьми.

2Использовать дополнительные возможности (финансовые и материальные) для приобретения оборудования, вовлечь в процесс работы педагогов, родителей, детей, выявить среди родителей деловых партнеров.

3.Улучшить художественное оформление участка ДОУ.

4.Воспитывать бережное отношение к природе и к окружающему миру.

5Привлечь детей к опытно-исследовательской деятельности.

6.Развивать креативность у сотрудников ДОУ и воспитанников.

Стратегии и механизмы реализации проекта

 Создание уголков детской деятельности во время прогулок , презентация мини – проектов, выставка фотографий, чтение литературы, зарисовки , дидактические игры, труд в природе, простейшее  экспериментирование

Ожидаемые результаты

От детей:

Повышение познавательной активности, эмоционально-волевое развитие, расширение представление о красоте и многообразии окружающего мира, расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности , умения наблюдать за развитием природы, развитие интереса к труду, исследованиям на огороде, развитие воображения, развитие игровой деятельности., сформированность положительной мотивации на природу, развитие инициативности, сообразительности, самостоятельности.

 

 От родителей

1.Вовлечение родителей в орбиту педагогической деятельности, заинтересованность в воспитательно0образовательном процессе, как необходимости развития собственного ребёнка.

2 Приобретение в лице родителей заинтересованных, понимающих партнеров.

     3.Осуществление целостного подхода к оздоровлению детей средствами природы.

 

 

 

 

 3 План реализации проекта.

Направления работы

Содержание деятельности

Сроки исполнения

Работа с детьми

 1. Игра- путешествие по участку

          2..Рисование «Наш участок»

          3Выставка детских работ

 4. Развивающий диалог «Что посеешь – то пожнёшь»

5 Уголок «песочных фантазий»

6.Водоём «На озере»

7. Экологические игры:

·        «Найди по описанию»,

·        «Лесная школа»,

·        «Как зовут тебя, деревце»,

·        «Дары природы»

           8. Беседа «Как ромашка                                  выросла»

9.Высаживание семян растений.

10 Ежедневный труд в природе.

11Создание летней лаборатории (ванночки с песком, водой, глиной, природным материалом)

12.Аптекарский  мини-огород (календула, бархатцы, мята, подорожник)

13  «Игрушечный садик» (расположение игрушечных животных и их детенышей)

14. Овощной огород

15  Уголок «В гостях у сказки»

 16  Знакомство с народными пословицами о труде людей на огороде, на участке.

17Детская деятельность в созданных уголках.

 

 

 

 Апрель

 

 

 

 

Апрель

 

Май

 

В ходе реализации проекта

 

 

 

 

 

Май

 

В ходе реализации проекта

 

 

В  течение лета

 

 

Июнь

 

 

Июнь

 

 

Май - август

Июль

 

 В ходе реализации проекта

 

В ходе реализации проекта

Методическое сопровождение

1.     Самообразование по вопросам   ознакомления детей с данной темой, 

 

2.     Подбор дидактических игр и материалов, организация картотеки

 

3.     Подбор стихов, песенок, загадок.

 

4.     Картотека экспериментов.

 

5.     Изготовление макетов.

 

6.     Сотрудничество с родителями

 

(консультационный материал для родителей)

В течение реализации проекта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 Анализ проектной деятельности.

В процессе решения поставленных задач   воспитателю самому приходилось  быть живым примером устремления ко всему тому, что хотели бы воспитать и развить в детях, помня, что больше всего на ребенка влияет живой пример взрослого. Не только его поступки, но и его внутреннее состояние, то, что он сам чувствует, как мыслит. Проведена большая работа по изготовлению мини уголков на участке детского сада, приобретению необходимых материалов. Познавательное направление работы включало цикл познавательных мероприятий (использовались  следующие формы: дидактические игры, беседы, путешествия, спектакли, викторины), которые способствовали  более глубокому расширению экологических знаний воспитанников.

Познавательно-развлекательное направление работы ставило  целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме: это - театрализованные представления на экологическую тему, праздники, утренники, экологические игры, игры-путешествия.

Изучение растительного и животного мира, , связанное с практическими делами (практическое направление работы) - совместные с родителями акции по озеленению территории ДОУ, работой на огороде и аптекарской клумбе, посадкой деревьев и кустарников, оформлению цветников, акции по охране редких цветов  способствовали привитию бережного отношения воспитанников к родной природе.

Исследовательское направление работы осуществлялось  в рамках следующих мероприятий: проектной деятельности, экскурсий в природу и простейшего экспериментирования  с водой, песком, воздухом,, фенологических наблюдений, опытов которые способствуют развитию мышления, анализу полученных результатов.

Оформление участка детского сада дало  нашим воспитанникам возможность наблюдать, исследовать, проводить опыты, трудиться, а потом в театрализованной, музыкальной, изобразительной деятельности отражать свои впечатления от взаимодействия с природой

На территории детского сада ребенок проводит много времени. От того, насколько она будет ухоженной, красивой, разумно спланированной, периодически обновляющейся, совмещающей любование дарами природы с решением вопросов экологического, нравственного, физического, художественного воспитания, будет зависеть, каких детей мы воспитаем.

.

 

3877478922_070131dc77.jpg

« Сделали своими руками»

detsadN3.jpg      detsadN6.jpg

«В уголке песочных фантазий»

Фото005.jpgФото006.jpg

  Фото111.jpg

Водоём «На озере»

    Фото104.jpgВот  как  потрудились!

4583950654_858e7b2def.jpguchastki_16_20100411_1977830148.jpg

Здесь рассказывали сказки!

Фото007.jpgФото108.jpg

Наши весёлые друзья подросли за лето!

 

Список литературы

  • С.Н.Николаева "Юный эколог";
  • С.Н.Николаева "Эколог в детском саду";
  • С.Л.Мясникова "Экология для больших и маленьких";
  • Н.А.Рыжова "Экологическое воспитание в детском саду";
  • А.И.Иванова "Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду";
  • Н.Г.Колегина "Опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников";
  • С.Н.Николаева "Экологическое воспитание дошкольников";
  • С.Н.Николаева "Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве";
  • "Животный мир", энциклопедия;
  • Большая энциклопедия для дошкольника.