Главные вкладки

    Пальчики

    Шайдурова Ольга Ивановна

    Статья взята из источников интернета, примеры пальчиковых игр.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют ее развитию

    В.М. Бехтерев

    Нарушение речевого и двигательного развития — наиболее распространенные отклонения в формирова нии у ребенка высшей психической деятельности. Ран нее выявление и коррекция различных нарушений в развитии речи и двигательных навыков малыша с пер вых месяцев жизни позволяют не только скорректиро вать уже имеющиеся отклонения, но и предупредить появление дальнейших, достичь более высокого уров ня развития ребенка. Грамотно организованная ранняя коррекция способна предупредить появление вторич ных отклонений.

    Двигательная и речевая функция ребенка, так же как и другие высшие психические функции, не дана ему изначально, она преодолевает длительный путь, начиная с внутриутробного периода. Этот путь инди видуален и неравномерен. В определенный период все процессы синхронизируются, чтобы создать в совокуп ности целостный ансамбль речевой деятельности, спо собный адекватно реагировать на те требования, кото рые предъявляет ребенку социальное окружение.

    Очень важно, чтобы родители знали нормы двига тельного и речевого развития ребенка, отслеживали этапы становления различных навыков. Вовремя при нятые необходимые меры могут вернуть ребенку пол ноценное развитие.

    Движения пальцев и кистей рук имеют особое раз вивающее значение, так как оказывают огромное влияние на развитие речевой и всей высшей нервной деятельности ребенка.

    Различают следующие этапы формирования кисте вых и пальцевых навыков (По данным П.Я. Гальперина, Ф.И. Фрадкиной, Е.Ф. Архи повой):

    В возрасте от 0 до 1 мес. формируется первая дви гательная функция руки — хватание. Когда взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладони ребен ка, он плотно сжимает их.

    В возрасте 2 месяцев малыш удерживает вложен ный в руку предмет 2-3 сек. Совершает ритмические движения пальцами во время сосания — сжимает и разжимает их. В покое пальцы сжаты в кулачок. К кон цу месяца ребенок вскидывает ручки при оживлении.

    Начиная с трех месяцев появляются условно-реф лекторные движения. Ребенок удерживает вложенный в руку предмет до 10 сек., тянет в рот. Совершает энер гичные ритмические движения пальцами во время со сания. Свободно размахивает руками без зрительного контроля.

    У четырехмесячного малыша ладони часто раскры ты, он складывает их вместе, переплетает пальцы, удерживает вложенный в руку предмет до 20 сек. Хло пает руками по воде в ванне. Ощупывает свои руки. Протягивает руки к предмету, цепляется за него. Дви жения пальцев недифференцированные.

    В возрасте 5 месяцев ребенок противопоставляет большой палец другим. При схватывании предмета до минирует участие пальцев. На протяжении длительно го времени ритмически взмахивает руками, при этом издает неопределенные звуки. Протягивает руки мате ри, а также к близкому предмету.

    В 6—7 мес. Ритмически взмахивает руками. Если вложить в руку игрушку, размахивает ею. Переклады вает предмет из одной руки в другую. Движения паль цев при схватывании предмета становятся более диф ференцированными. Размахивает руками при виде ванны с водой, хлопает по воде. Обороняются руками при приближении руки с мылом.

    В 8—9 мес. крепко сжимает отбираемую игрушку. Берет мелкие предметы двумя пальцами, а большие — всей ладонью. Показывает нос, глаза у другого челове ка, у куклы. Машет рукой при прощании.

    Начинает проявляться преобладание одной руки.

    После 9 месяцев формируется манипуляционная деятельность.

    В возрасте 10-11 мес. ребенок накладывает один предмет на другой.

    Характерно манипулирование двумя предметами. Малыш снимает и надевает крышку коробочки, вкла дывает палочку в отверстие, выбрасывает игрушки из кроватки, подражает предметным действиям взрослого.

    В 12 мес. держит чашку, когда пьет. Играет вкла дышами. Переносит усвоенные действия на новые объекты.

    В 1 год 3 мес. пользуется ложкой, чертит каранда шом — чаще круги.

    Манипулирует несколькими предметами, отмеча ется правильная последовательность действий: зачер пывает песок совочком, насыпает в ведерко. Помогает одевать себя. Показывает глаза, нос и т.д. у себя. Пере листывает страницы книги. Развертывает фантик на конфете. Использует ложку с вилкой. Имитирует вер тикальные и горизонтальные штрихи карандашом.

    С 11 мес. до 1 года 3 мес. появляются функциональ ные действия, Наблюдается совершенствование дейст вий, выработанных ранее, обобщение и перенос их на новые объекты. Дети целенаправленно используют предметы : из чашки угощают куклу чаем, катают ма шинку, укачивают куклу, строят дом из кубиков.

    Совершенствуются действия рук — кулачок разжи мается, пальцы действуют самостоятельно и автоном но. Активизируется большой палец, затем указатель ный. Начинается интенсивное развитие всех пальцев, которое продолжается на протяжении всего периода раннего детства. Особое значение имеет период, когда начинается противопоставление большого пальца дру гим. С этого времени движения всех пальцев становят ся более свободными.

    Возрастные особенности развития тонкой мотори ки рук и зрительно-моторной координации (По данным Е.М. Мастюквой):

    В возрасте 1—2 лет ребенок держит два предмета в одной руке, чертит карандашом, переворачивает стра ницы книг, ставит кубики друг на друга, складывает пирамидку.

    В возрасте 2-3 лет открывает ящик и опрокидывает его содержимое, играет с песком и глиной, открывает крышки, красит пальцем, нанизывает бусы. Держит карандаш пальцем, копирует формы несколькими чер тами. Строит из кубиков.

    В возрасте от 3 до 5 лет ребенок рисует цветными мелками, складывает бумагу, лепит из пластилина, шнурует ботинки, определяет предметы в мешке на ощупь.

    Становление двигательных функций продолжается до 5-6 летнего возраста.

    Обнаружив у ребенка отставание в развитии двига тельных навыков кистей и пальцев рук, займитесь с ним пальчиковой гимнастикой.

    Эта книга поможет вам.

    Терпения, удачи и радости вам в занятиях с детьми!

    У тебя есть две руки,
    Есть и десять пальчиков.
    Десять ловких и веселых,
    Быстрых чудо-мальчиков.
    Будут-будут наши пальчики трудиться,

    Не пристало чудо-мальчикам лениться!

    Сжимать в кулачки и разжимать пальцы двух рук.

    УТОЧКА

    На волнах качаясь,
    Уточка плывет.
    То нырнет, то вынырнет —
    Лапками гребет.

    Совершать плавные движения кистями обеих рук справа налево, затем имитировать движения лапок утки в воде.

    котик

    Гладим котика рукой.

    Выгнул спинку он дугой.

    Потянулся он, зевнул,

    Замурлыкал и заснул.

    Одной и другой рукой сделать расслабляю щие упражнения для пальцев.

    ОВОЩИ

    Собираем мы в лукошко

    И морковку, и картошку.

    Огурцы, фасоль, горох —

    Урожай у нас не плох.

          

           

    Поочередно пригибать пальчики к ладош ке, начиная с большого. Со слов: «Урожай у нас не плох», охватывать весь кулачок.

    ЛИСТОЧКИ

    Ты весною видел чудо?

    Как из маленький из почки

    Появляются листочки.

    Сложить ручки в кулачок, а затем разжать их.

    КУЛАЧОК

    Как фасолинки в стручке,

    Наши пальцы в кулачке.

    Кулачки мы разгибаем

    И фасольки рассыпаем.

     Раз, два, три, четыре, пять

    Собираем все опять.

    Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.

    МАСЛЕНИЦА

    Положи блинок в ладошку:

    Угости мурлыку-кошку,

    Угости щенка Трезорку,

    Потом мальчика Егорку,

    Дай блиночек мамочке,

    Дай блиночек папочке.

    Первая строчка — прочертить пальцем круг на ладошке. На следующие пять строчек загибать паль цы с проговариванием соответствующих слов.

    КАЧЕЛИ

    Дети сели на качели,

    И качели вверх взлетели.

    Опустились плавно вниз.

    Ну-ка, с нами прокатись!

    Упражнение вы полнять вначале пра вой, затем левой ру кой, далее — двумя руками. От запястья кисти рук с прямыми со гнутыми пальцами поднимать вверх, а затем, слегка согнув пальцы, мягко опускать вниз.

    ГУСАК

    Долго кланялся гусак.

    Он поклоны класть мастак

    ЛИСА

    Лиса по лесочку петляла,

    Хвостом следы заметала.

    Соединить все подушеч ки пальцев руки и движе ниями пальцев и запястья раскачивать кисть вверх — вниз, затем вправо — влево.

    ВЕЕР

    Если в знойный летний день

    Даже двигаться нам лень —

    Мы возьмем красивый веер,

    И подует легкий ветер...

    Расслабить руки от локтя, превратив их в большой веер, кото рым обмахивают лицо в жаркий день.

    ЗА ГРИБАМИ

       Мы положим в кузовок

    Самый маленький грибок:

    Подосиновик, волнушку

    И забавную свинушку

    Белый, рыжик, сыроежку,

    Подберезовик, конечно,

    А красавец мухомор

    Пусть украсит косогор!

    Поочередно загибать пальцы, начиная с мизинца.