Закаливание в системе развивающей оздоровительной работы с дошкольниками.

Горячева Татьяна Юрьевна

Закаливание в системе развивающей оздоровительной работы с дошкольниками.

     Воспитание  здорового  поколения - важнейшая общегосударственная  задача, требующая серьезного и масштабного подхода к ее решению. «Программа воспитания и обучения в детском саду» предусматривает закаливание детей, как необходимое условие их полноценного физического воспитания.

         Таким образом, коллектив нашего детского сада поставил цель – совершенствование условий для сохранения и укрепления  здоровья ребенка в условиях ДОУ.
В нашем детском саду в рамках приоритетного физкультурно-оздоровительного направления реализуются как традиционные методы закаливания, основанные на постепенном снижении температуры воды или воздуха и предполагающие постепенную адаптацию к холоду (закаливание воздухом, солнечные ванны, водное закаливание (общее и местное)), так и нетрадиционные – методы, основанные на контрасте температур.

       Перед началом процесса закаливания  в детском саду, мы проводим медицинское обследование детей на предмет изучения физического развития и функционального состояния организма ребенка; психологическое – выявление особенностей высшей нервной деятельности. На основании полученных данных  определяем основной вид необходимого закаливания и правильную дозировку процедур закаливания. Затем производится определение метода закаливания и соответствие нагрузки  функциональным возможностям самого ребенка. 

        Закаливание – это неизменный образ жизни ребенка дома и в детском саду.   Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьей.  Организуя сотрудничество с семьей по воспитанию  здорового ребенка, особое внимание мы уделяем поиску новых подходов к физическому развитию детей, базирующихся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете и использовании особенностей его организма. Для совместных и эффективных действий проводится следующая  работа с родителями:

- ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития;

- участие в составлении индивидуальных программ (планов) оздоровления детей;

- ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в д/саду;
- обучение конкретным приемам и методам оздоровления (ЛФК, дыхательной гимнастике, самомассажу, разнообразным видам закаливания).  В этих целях  используются:

- информация в родительских уголках, в папках передвижках, в библиотеке детского сада;

- консультации, устные журналы и дискуссии с участием психолога, медиков, специалистов по физическому воспитанию, а также родителей с опытом семейного воспитания.
- семинары-практикумы, деловые игры и тренинги с прослушиванием магнитофонных записей бесед с детьми;

- "дни открытых дверей" с просмотром и проведением разнообразных занятий в физкультурном зале, на площадке, закаливающих и лечебных процедур.
- совместные физкультурные  досуги, праздники.

- анкетирование по вопросу воспитания здорового ребенка.

- активное участие в создании  предметно-развивающей среды в группах (изготовление нетрадиционного физкультурного оборудования).

    Закаливающие мероприятия в нашем детском саду проводятся воспитателями и инструктором по физической культуре под контролем старшей медицинской сестры в соответствии с рекомендациями врача,  а также при неукоснительном соблюдении   главных принципов:

1. систематичности;

2. постепенности - плавного увеличения интенсивности и продолжительности воздействий;
3. учета индивидуальных особенностей - возраста, типа высшей нервной деятельности, группы здоровья, гендера, психологического состояния на момент проведения закаливающих процедур.

       Процесс закаливания чрезвычайно индивидуален. Для одного ребенка необходимо только поддержание определенного уровня, другому ребенку совершенно необходимо поднимать планку закаливания, чтобы достичь необходимого уровня.

    В связи с этим мы организовали 3 группы детей для закаливания:

1 группа – ослабленные, часто болеющие, после болезни;

2 группа – здоровые дети;

3 группа – дети с нарушением развития.

     Закаливающие процедуры должны доставлять ребенку удовольствие, поэтому педагогами широко используются игровые приемы и мотивация.

     Для реализации системы оздоровления дошкольников в нашем дошкольном учреждении создана  модель предметно-развивающей двигательной среды.

       Уголки здоровья  в группах  мы пополнили нетрадиционным физкультурным оборудованием: массажные коврики; корригирующие дорожки различной формы, длины и конфигурации для проведения работы по профилактике плоскостопия; массажёры и эспандеры; изготовили пособия для  проведения дыхательной гимнастики; массажные мячи различного размера.

       Это  оборудование используется воспитателями в течение всего дня при проведении закаливающих мероприятий, индивидуальных занятий, в двигательных паузах, в оздоровительной гимнастике после сна, в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении праздников и оздоровительных досугов.

 

               

        

 

      

 

 

        

 

Комментарии

Горячева Татьяна Юрьевна

В детском саду проходил смотр-конкурс "Лучшее нетрадиционное физкультурное оборудование". Педагоги и родители приняли активное участие. Готовимся к XVI Всероссийскому образовательному форуму.
Березняк Людмила Николаевна

Татьяна Юрьевна, отлично, успехов вам и здоровья вашим воспитанникам
Нестеренко Наталья Анатольевна

Интересный и полезный материал! Спасибо!