Влияние семейного воспитания на психическое здоровье дошкольника


Трудно переоценить значение взрослого, а тем более родителя, его общения с ребенком, для психического развития и психического здоро¬вья ребенка. Именно с близкими (мамой, папой, бабушкой) ребенок встречается на первых этапах своей жизни и именно от них и через них знакомится с окружающим миром. Впервые слышит человеческую речь, начинает овладевать предметами и орудиями своей деятельности, а в даль¬нейшем постигать сложную систему человеческих взаимоотношений. Так, если взаимодействие ребенка с взрослым ограничивается лишь формаль¬ным уходом и исключается возможность полноценного эмоционального общения между ребенком и взрослым (например, при помещении ре¬бенка раннего возраста в дом ребенка), то он во многом начинает отста¬вать от своих сверстников в физическом, интеллектуальном и эмоцио¬нальном развитии. Такие дети пассивны, нелюбознательны, не владеют навыками общения с другими людьми.
В нормальной обыденной жизни ребенок окружен вниманием и за¬ботой родных, и, казалось бы, не должно быть поводов для беспокойства. Однако и среди детей, воспитывающихся в семье, наблюдается весьма высокий процент психических заболеваний, в том числе неврозов, появ¬ление которых обусловлено не наследственными, а социальными факто¬рами, т.е. причины заболевания лежат в сфере человеческих взаимоотно¬шений. Более того, наибольшее число неврозов наблюдается в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. Поэтому родителям с пер¬вых лет жизни ребенка необходимо принимать во внимание возможность появления отклонения в нервно-психическом развитии детей и знать причины, вызывающие его. Можно выделить три основные группы фак¬торов, которые оказывают влияние на психологическую атмосферу в се¬мье, и, следовательно, на психическое здоровье ребенка: социально-пси¬хологические, социально-культурные и социально-экономические.
Социально-культурный характер факторов, оказывающих неблагоп¬риятное влияние на психическое здоровье, обусловлен ускорением тем¬па современной жизни, дефицитом времени, недостаточными условия¬ми для снятия эмоционального напряжения и для расслабления. Следствием этого являются чрезмерная загруженность родителей, их невротизация, появление множества личностных проблем в сочетании с недостаточной осведомленностью о путях решения внутриличностных конфликтов и о возможностях психологической и психотерапевтической по¬мощи. Подобная личностная дисгармония родителей находит свое отра¬жение в развитии детей и оказывает негативное влияние на психику.
На эмоциональную атмосферу в семье и на психическое состояние ее членов влияют также социально-экономические факторы, такие, как не¬удовлетворительные жилищно-бытовые условия, занятость родителей, ранний выход матери на работу, помещение ребенка в ясли. Помещение ребенка в д/у до трех лет или привлечение няни в этом возрасте является сильным психотравмирующим событием, поскольку такие дети еще не готовы к разлуке с матерью: у двухлетнего ребенка сильно разлито чувство привязанности к матери, общности, единства с ней. При частых и дли¬тельных разлуках с матерью у детей раннего возраста нарастает потреб¬ность в привязанности, что может привести к появлению невротических реакций. К трем годам у ребенка появляется желание стать независи¬мым, желание общаться с другими детьми, и его можно помещать в детс¬кий сад, не опасаясь за его здоровье.
К социально-психологическим факторам, влияющим на психичес¬кое здоровье детей, относятся такие, как дисгармония семейных отно¬шений, семейного воспитания, нарушения в сфере детско родительских отношений. Дети-дошкольники имеют тесную эмоциональную привя¬занность к родителям (особенно к матери), причем не в виде зависимос¬ти от них, а в виде потребности в любви, уважении, признании. В этом возрасте ребенок не может еще хорошо ориентироваться в тонкостях меж¬личностного общения, неспособен понимать причины конфликтов меж¬ду родителями, не владеет средствами для выражения собственных чувств и переживаний. Поэтому, во-первых, очень часто ссоры между родителя¬ми воспринимаются ребенком как тревожное событие, ситуация опасно¬сти. Во-вторых, он склонен чувствовать себя виноватым в возникшем кон¬фликте, случившемся несчастье, поскольку не может понять истинных причин происходящего и объясняет все тем, что он плохой, не оправдывает надежд родителей и недостоин любви. Таким образом, частые конф¬ликты, громкие ссоры между родителями вызывают у дошкольников по¬стоянное чувство беспокойства, неуверенности в себе, эмоционального напряжения и могут стать источником их психического нездоровья.
Считается также, что психическое здоровье ребенка зависит и от сти¬ля родительского воспитания, от характера взаимоотношения родите¬лей и детей. В литературе встречаются различные классификации сти¬лей и типов родительского воспитания, анализ последствий. Так, выде¬ляют демократический, контролирующий и смешанный стили родительского воспитания. Демократический стиль характеризуется высоким уров¬нем принятия ребенка, хорошо развитым вербальным общением с деть¬ми, верой в самостоятельность ребенка в сочетании с готовностью по¬мочь ему в случае необходимости. В результате такого воспитания дети отличаются умением общаться со сверстниками, активностью, стремле¬нием контролировать других детей (причем сами не поддаются контро¬лю), хорошим физическим развитием. При контролирующем стиле вос¬питания родители берут на себя функцию контроля за поведением де¬тей: ограничивают их деятельность, но поясняют суть запретов. Дети послушны, неагрессивны, нерешительны. При смешанном стиле воспи¬тания дети чаше всего характеризуются как послушные, эмоционально чувствительные, внушаемые, нелюбопытные, с бедной фантазией.
Особый интерес представляют изучение и классификация неправиль¬ных типов воспитания, которые приводят к формированию различных неврозов. Например, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Н. Исаев выделяют три типа неправильного воспитания:
1.     Непринятие, эмоциональное отвержение ребенка (осознаваемое или неосознаваемое), присутствие жестких регламентирующих и контро¬лирующих мер, навязывание ребенку определенного типа поведения в соответствии с родительскими понятиями о «хороших детях». Другой полюс отвержения характеризуется полным равнодушием, попусти¬тельством и отсутствием контроля со стороны родителей.
2.     Гиперсоциализирующее воспитание - тревожно-мнительное отноше¬ние родителей к здоровью, успехам в обучении своего ребенка, его ста¬тус среди сверстников, а также чрезмерная озабоченность его будущим.
3.     Эгоцентрическое чрезмерное внимание к ребенку всех членов семьи, присвоение ему роли «кумира семьи».
Все эти типы воспитания ведут к невротизации ребенка. В связи с тем, что именно в дошкольном возрасте наиболее часто встречаются дети, страдающие неврозами и другими психическими заболеваниями, весьма актуальной является проблема психопрофилактики психического состо¬яния здоровых детей. Безусловно, самым лучшим профилактическим средством являются хорошие отношения родителей с детьми, понима¬ние родителями внутреннего мира своего ребенка, его проблем и пере¬живаний, умение поставить себя на место своих детей.
Конечно, не существует готовых рецептов и моделей воспитания, которые можно просто взять и, не изменяя, приложить к своему ребенку. Но можно дать некоторые рекомендации:
1.     Поверьте и уникальность своего ребенка, он не похож на вас самих, поэтому не стоит требовать от ребенка реализации заданной вами жиз¬ненной программы, и достижения поставленных вами целей, предос¬тавьте ему право прожить жизнь самому.
2.     Позвольте ребенку - быть самим собой, со своими недостатками, слабо¬стями и достоинствами. Принимайте его таким, какой он есть. Опи¬райтесь на сильные стороны ребенка.
3.     Не стесняйтесь демонстрировать ребенку свою любовь, дайте ему по¬нять, что будете его любить всегда, при любых обстоятельствах.
4.     Не бойтесь «залюбить» ребенка, берите его на колени, смотрите ему в глаза, обнимайте и целуйте ею тогда, когда ему этого хочется.
5.     В качестве воспитательного воздействия чаще используйте ласку и по¬ощрение, чем наказание и порицание.
6.     Постарайтесь, чтоб ваша любовь не обернулась вседозволенностью и безнадзорностью. Установите четкие рамки и запреты (желательно, чтоб их было немного, самые основные на ваш взгляд) и позвольте ребенку действовать в этих рамках. Строго придерживайтесь установ¬ленных запретов и разрешений.
7.     Не спешите прибегать к наказаниям. Постарайтесь воздействовать на ребенка просьбами - это самый эффективный способ давать ему инст¬рукции. В случае неповиновения родителю необходимо убедиться, что просьба соответствует возрасту и возможностям ребенка.
8.     Не забывайте, что ключ к сердцу ребенка лежит через игру. В процессе игры вы сможете передать ему необходимые навыки и знания, поня¬тия о жизненных правилах и ценностях.
9.     Чаше разговаривайте с ребенком, объясняйте ему необходимые явле¬ния и ситуации, суть запретов и ограничений. Помогите ребенку на¬учиться словесно выражать свои чувства и переживания, научиться понимать и анализировать свое поведение и поведение других людей.
10.                    Психическое здоровье ваших детей в ваших руках. Чаше полагайтесь на свою любовь и интуицию и при необходимости обращайтесь за помощью к психологу.