Правильная прогулка

Одним из компонентов режима дня  воспитанника детского сада является  прогулка. В соответствии с нормами СанПиНа 2.1.3.2630 – 10 она должна занимать не менее 4,5 часов в день от всего времени пребывания в детском саду. В прогулку, согласно  «Программе воспитания и обучения в детском саду» (под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой, 2010г.), должны обязательно входить наблюдение, подвижная игра, сюжетно-ролевая игра, трудовая деятельность и элементы комплекса оздоровительно- профилактических  мероприятий.
В соответствии с вышеперечисленным можно  выделить несколько основных элементов и задач к ним.
Наблюдение:
•    Закреплять умение определять признаки времени года,
•    Формировать представление об изменениях в природе
•    Воспитывать любовь к природе
Подвижная игра:
•    азвивать зрительное внимание,
•    Развивать двигательную активность,
•    Развивать слуховое внимание,
•    Закреплять умение ориентироваться в пространстве,
•    Знакомить с русскими народными играми
Сюжетно-ролевая игра:
•    Формировать умение организовывать сюжетно-ролевые игры
•    Учить подготавливать необходимые условия для игры,
•    Совершенствовать и расширять игровые умения детей
Трудовая деятельность:
•    Учить выполнять различные поручения,
•    Закреплять умение работать сообща,
•    Развивать умение действовать в коллективе
•    Прививать привычку доводить начатое дело до конца
•    Воспитывать самостоятельность
Дидактическая игра:
•    Учить выполнять правила игры,
•    Обогащать  и систематизировать знания детей о деревьях, кустарниках и их плодах,
•    Развивать память, внимание и речь,
•    Автоматизировать  ранее поставленные логопедом звуки в слогах, словах, предложениях и связной речи (для логопедических групп),
                                                                                                                                       Физические упражнения: Развивать общую моторику,
•    Развивать группы мышц груди, спины,
•    Развивать мелкую моторику пальцев рук.
                                              
    Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.
         На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.                                                                                                                                                                  На участке выделяются места для проведения подвижных игр и развития движений детей (ровная площадка), для игр с песком, водой, строительным материалом, для творческих игр и игр с различными игрушками.
           Чтобы дети охотно собирались на прогулку, воспитатель заранее продумывает ее содержание, вызывает у малышей интерес к ней с помощью игрушек или рассказа о том, чем они будут заниматься. Если прогулки содержательны и интересны, дети, как правило, идут гулять с большой охотой.
Планирование содержания деятельности детей на прогулке зависит от времени года, погоды, предшествующих занятий, интересов и возраста.
    Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества. Подвижная игра может быть проведена в начале прогулки, если занятия были связаны с долгим сидением детей. Если же они идут гулять после музыкального или физкультурного занятия, то игру можно провести в середине прогулки или за полчаса до ее окончания.
Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Веселые и увлекательные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду. В сырую, дождливую погоду (особенно весной и осенью) следует организовать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства.
    Игры с прыжками, бегом, метанием, упражнениями в равновесии следует проводить также в теплые весенние, летние дни и ранней осенью.
Во время прогулок можно использовать бессюжетные народные игры с предметами, такие, как бабки, серсо, кольцеброс, кегли, а в старших группах — элементы спортивных игр: волейбол, баскетбол, городки, бадминтон, настольный теннис, футбол, хоккей. В жаркую погоду проводятся игры с водой и песком.   
           Полезны игры, при помощи которых расширяются знания и представления детей об окружающем. Воспитатель дает детям кубики, лото, поощряет игры в семью, космонавтов, пароход, больницу и др. Он помогает развить сюжет игры, подобрать или создать необходимый для нее материал.
Во время прогулки необходимо уделять внимание трудовой деятельности детей. Содержание и формы ее организации зависят от погоды и времени года. Так, осенью дети собирают семена цветов, урожай на огороде, зимой могут сгребать снег, делать из него разные сооружения. Необходимо стремиться сделать детский труд радостным, помогающим малышам овладеть полезными навыками и умениями.
    Трудовые задания должны быть посильны детям и вместе с тем требовать от них определенных усилий. Воспитатель следит, чтобы они выполняли свою работу хорошо, доводили начатое дело до конца.
Большое место на прогулках отводится наблюдениям (заранее планируемым) за природными явлениями и общественной жизнью. Наблюдения можно проводить с целой группой детей, с подгруппами, а также с отдельными малышами. Одних воспитатель привлекает к наблюдениям, чтобы развить внимание, у других вызывает интерес к природе или общественным явлениям.
Окружающая жизнь и природа дают возможность для организации интересных и разнообразных наблюдений. Например, можно обратить внимание на облака, их форму, цвет, сравнить их с известными детям образами. Следует организовать и наблюдения за трудом взрослых, которые работают вблизи детского сада, например за строителями.
Во время прогулки, воспитатель следит за тем, чтобы все дети были заняты, не скучали, чтобы никто не озяб или не перегрелся. Тех детей, кто много бегает, он привлекает к участию в более спокойных играх.                                                                                                                                                                Во время прогулок воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми: для одних организует игру с мячом, метание в цель, для других — упражнение в равновесии, для третьих — спрыгивание с пеньков, перешагивание через деревья, сбегание с пригорков.
На прогулках осуществляется работа и по развитию речи ребенка: разучивание потешки или небольшого стихотворения, закрепление трудного для произношения звука и т. п. Воспитатель может вспомнить с детьми слова и мелодию песни, которую разучивали на музыкальном занятии.
    В дошкольных учреждениях с детьми проводится и вечерняя прогулка. Участок при этом должен быть хорошо освещен. Основное место во время прогулки отводится самостоятельным играм детей.
    Примерно за полчаса до окончания прогулки воспитатель организует спокойные игры. Затем дети собирают игрушки, оборудование и заходят в сад.
     После хорошей прогулки дети чувствуют себя хорошо, у них отменный  аппетит, а сами они отлично засыпают в тихий час. Желаем нам и вам отличных прогулок