Цикл занятий по теме: «Транспорт»

Богатырева Наталья Борисовна

       Цикл занятий  по  теме: «Транспорт»

 

 

Цель: развитие лексико-грамматических средств речи, связной речи.

 

Задачи:

1. Расширять и активизировать словарь существительных и прилагательных по данной теме.

2. Расширять представление о различных видах транспорта.

3. Закреплять знания детей о транспорте, о деталях транспорта

4. Закреплять умения дифференцировать по смыслу глаголы, имеющие разные  приставки и общую основу ехать, учить самостоятельно

5. Закрепление навыков образования и изменения слов:

а) образование сравнительной степени прилагательных;

б) словообразование существительных путем сложения основ;

в) путем подбора слов-антонимов

г) образование слов в уменьшительно-ласкательной форме;

д) существительных  в ед. и мн. числе.

6. Учить подбирать признаки к предметам и действия к предметам

7. Составлять простые и сложные предложения

 

Оборудование: предметные картинки, карточки, флажки

Речевой материал: автомобиль, грузовик, самосвал, фургон, такси, автобус, троллейбус, трамвай, метро, паровоз, тепловоз, электровоз, электричка, поезд, самолет, ракета, корабль, катер, лодка, легковой, грузовой, железнодорожный, наземный, водный, подземный, летит, плавает, едет, транспорт …. 

Ход занятия:

1.     Организационный момент

-Сядет тот, кто назовет свою картинку (У детей картинки с изображениями разных видов транспорта)

-Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить?

 

          2.Беседа о транспорте

Учитель выставляет картинки наземного транспорта, уточняет его виды.(Грузовой, легковой, пассажирский).

-Как называются люди, едущие в троллейбусе, автобусе, трамвае?

-Значит это какой транспорт? (Пассажирский)

Кроме этого есть еще транспорт воздушный и водный.

-Что значит водный и воздушный транспорт? ( Транспорт может быть легковой, грузовой, железнодорожный и т.д…)

  3.Дидактические игры

Игра «Лото»

У каждого ребенка карточка, разделенная на четыре поля: синее (воздушный транспорт), зеленое (водный), коричневое (наземный), черное  (подземный) и не менее 10 картинок с видами транспорта. Дети должны быстро найти место для своих картинок на карточке- поле.

Игра «Один-много»

Игра « Веселый счет» (пересчет транспорта от одного до пяти).

Физкультминутка

От зеленого причала

Оттолкнулся теплоход (Встать из-за парты)

Раз, два

Он назад шагнул сначала, (шаг назад)

Раз, два.

А потом шагнул вперед, (шаг вперед)

Раз, два

И поплыл, поплыл по речке, (волнообразные движения руками).

Набирая полный ход. (ходьба на месте)

Игра «Проезжай, лети, плыви»

Дети берут флажки в руки: красный в правую, а зеленый в левую. Называется какой - либо вид транспорта, дети поднимают зеленый флажок и хором говорят «проезжай, лети, плыви», а если называется слово, не относящееся к транспорту, то дети – регулировщики говорят «стой»  и показывают красный флажок.

(Самолет, пароход, велосипед, лошадь, верблюд, машина, пони, вертолет, лодка, лыжник, конькобежец,  троллейбус, такси, трамвай, воздушный шарик, электричка…)

Игра «Я поеду»

Детям предлагается отправиться в путешествие на том виде транспорта, который изображен на его картинки, и рассказать, на чем он поедет, зачем он поедет, куда поедет…

Игра « Летает, плавает, едет»

Учитель называет предмет транспорта, а дети должны показать, как он двигается.

 4.Итог занятия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема «Транспорт»

Цель: Усвоить основные виды транспорта, его назначение (перевозит грузы, людей), кто управляет транспортом.

Задачи:

1. Расширять и активизировать словарь существительных и прилагательных по данной теме.

2. Расширять представление о различных видах транспорта.

3. Закреплять знания детей о транспорте, о деталях транспорта

4. Закреплять умения дифференцировать по смыслу глаголы, имеющие разные  приставки и общую основу ехать, учить самостоятельно, подбирать по смыслу нужный приставочный глагол.

Лексический материал: автомобиль, автобус, трамвай, троллейбус, поезд, самолет, корабль; части машины, самолета; машинист, летчик, водитель.

 

1.Орг.момент

2.Лексико-грамматические  игры  и  упражнения.

а.Игра «Один – много»

Существительные ед. и мн. числа.

-У меня машина, у вас  …(машины)

- автомобиль – автомобили, самосвал-самосвалы, грузовик – грузовики, автобус – автобусы, пароход – пароходы, самолет – самолеты, трамвай – трамваи, корабль – корабли…

б.«Скажи правильно»

 Согласование имени  существительного с глаголом настоящего   времени.

Машина (ехать)                 едет

Самолет (лететь)               летит

Корабль  (плыть)               плывет

Поезд  (гудеть)                  гудит

Автобус (сигналить)         сигналит

Трамвай  (звенеть)            звенит

в.  «Назови  ласково»

Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

-Я буду называть машины и их части, а вы называйте их ласково:

Машина  -  машинка

Слова для упражнения: самосвал, автомобиль, автобус, колесо, руль, кабина, педаль, мотор…

г. Физкультминутка.

Речевая подвижная игра «Самолеты»

Мы летаем высоко  (дети встают на носочки, руки понимают вверх)

Мы летаем низко,     (садятся на корточки)

Мы летаем  далеко,  (руки  разводят в стороны)

Мы летаем близко    (повороты на месте).

д. Игра «Вставь слово»

Образование сравнительной степени  прилагательных.

Самолет летит  высоко, а ракета….выше.

Самолет летит  далеко,  а ракета….дальше.

Самолет летит  быстро, а ракета… быстрее.

Самолет мощный, а  ракета… мощнее.

Самолет большой, а ракета…больше.

Самолет  тяжелый, а ракета…тяжелее.

Самолет  просторный, а ракета…просторнее.

Самолет  длинный, а ракета…длиннее.

           е. Игра «Скажи наоборот». Подбор антонимов. Усвоение глаголов с разными приставками.

Отъехал – подъехал

Въехал – съехал

Улетел – прилетел

Заплыл – выплыл

Вылетел – залетел

Взлетел – приземлился

Укатил – прикатил

Уплыл – приплыл.

 -О чем так можно сказать?

 

ж. Динамическая пауза.

Усвоение глагола «ехать» с разными приставками.

Движения по тексту.

 

Ехали  мы, ехали, до горки мы доехали,

Въехали, съехали и дальше мы поехали.

Ехали мы, ехали, до ямы мы доехали,

Яму объехали  и дальше мы поехали.

Ехали мы, ехали, до речки мы доехали,

Мост  переехали  и дальше мы поехали.

Ехали мы, ехали, до дома мы доехали,

Во двор заехали, вот и мы приехали.

з. Развитие связной речи

«Рассказ о кораблике»

Практическое использование в речи глаголов с разными приставками: отплыл, уплыл, приплыл, заплыл, доплыл. (Кораблик отплыл от берега и поплыл в открытое море)

2. Итог занятия (оценка детей)

 

 

 

 

 

Тема «Транспорт»

 

Цель: Формирование грамматического строя речи

 

Задачи:

1. Расширять и активизировать словарь существительных и прилагательных по данной теме.

2. Расширять представление о различных видах транспорта.

3. Закреплять знания детей о транспорте, о деталях транспорта

4.Учить подбирать признаки к предметам и действия к предметам

5. Составлять простые и сложные предложения

 

Оборудование: Предметные и сюжетные картинки

Ход занятия

1.     Орг.момент

2.     Ответы детей на вопросы полным предложением

–Кто управляет поездом?

-Кто управляет автобусом?

-Кто управляет самолетом?

-Кто управляет грузовиком?

-Кто управляет вертолетом?

-Кто управляет кораблем?

-Кто управляет велосипедом?

3. Дидактические игры

Игра «Назови части предмета»

-Самолета (крылья, нос, хвост, пропеллер, мотор и т.д.)

-Грузовика (кабина, кузов, руль, колеса и т.д.)

-Велосипеда (…)

-Автобуса (…)

-Вертолета (…)

-Троллейбуса (…)

Игра «Назови признак»

Поезд (какой?)-…, самолет (какой?)-…, автобус (какой?)-…, вертолет (какой?)-…

4.Физкультминутка.

От зеленого причала

Оттолкнулся теплоход (Встать из-за парты)

Раз, два

Он назад шагнул сначала, (шаг назад)

Раз, два.

А потом шагнул вперед, (шаг вперед)

Раз, два

И поплыл, поплыл по речке, (волнообразные движения руками).

Набирая полный ход. (ходьба на месте)

5. Игра «Скажи, что делает?»

Поезд, самолет, пароход и т.д.   

6. Игра «Составь предложение»

Дети составляют предложения по сюжетными предметным картинкам самостоятельно.

7. Игра «Скажи про много»

Военный летчик-

Железная каска-

Артиллерист стреляет из пушки-…..

8. Итог занятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема «Транспорт»

 

Цель: Учит детей по плану описывать разные виды транспорта, находить общее и различие; Развивать память и внимание

Задачи:

1.Расширять представление о различных видах транспорта.

2. Закреплять знания о профессиях, связанных с транспортом

3. Закреплять знания детей о транспорте, о деталях транспорта

4. Учить подбирать признаки к предметам и действия к предметам

5. Составлять простые и сложные предложения

 

Оборудование: предметные картинки, игрушки: вертолет, грузовик

   Ход занятия:

1.     Орг.момент

-Сядет тот, кто отгадает загадку:

а). Сядет птица-небылица, а внутри народ сидит, меж собою говорит. (Самолет)

б). Бежит конь вороной, много тащит за собой. (Паровоз)  

в). Спозаранку за окошком и звон, и стук, и кутерьма. По прямым стальным дорожкам ходят красные дома. (Трамвай)

г). Паровоз без колес! Вот так чудо паровоз. Не с ума ли он сошел- прямо по морю пошел. (Пароход)

д). Многолюден, шумен, молод - под землей грохочет город. А дома с народом тут вдоль по улице бегут. (Метро)

е). Закричу, заурчу, под небеса улечу. (Вертолет)

2. Дидактические игры

Игра «Кто чем управляет?»

Водитель-

Шофер-

Машинист-

Летчик-

Капитан-

Мотоциклист-

Велосипедист-

Космонавт-

Игра «Узнай по описанию»

3.Физкультминутка

Речевая подвижная игра «Самолеты»

Мы летаем высоко  (дети встают на носочки, руки понимают вверх)

Мы летаем низко,     (садятся на корточки)

Мы летаем  далеко,  (руки  разводят в стороны)

Мы летаем близко    (повороты на месте).

4.Игра «Летает, плавает, едет»

5. Составление рассказа по плану:

-Что это?

-Из каких частей состоит?

-Какого цвета, формы?

-Из чего сделали?

-Где движется этот транспорт?

-Для чего используется, что перевозит?

- Кто управляет этим видом транспорта?

6. Рассказы детей.

7. Составление рассказов с по серии картинок с опорой на слова (карточки с глаголами)

7.Итог занятия