Цикл занятий по теме: «Транспорт»
Цикл занятий по теме: «Транспорт»
Цель: развитие лексико-грамматических средств речи, связной речи.
Задачи:
1. Расширять и активизировать словарь существительных и прилагательных по данной теме.
2. Расширять представление о различных видах транспорта.
3. Закреплять знания детей о транспорте, о деталях транспорта
4. Закреплять умения дифференцировать по смыслу глаголы, имеющие разные приставки и общую основу ехать, учить самостоятельно
5. Закрепление навыков образования и изменения слов:
а) образование сравнительной степени прилагательных;
б) словообразование существительных путем сложения основ;
в) путем подбора слов-антонимов
г) образование слов в уменьшительно-ласкательной форме;
д) существительных в ед. и мн. числе.
6. Учить подбирать признаки к предметам и действия к предметам
7. Составлять простые и сложные предложения
Оборудование: предметные картинки, карточки, флажки
Речевой материал: автомобиль, грузовик, самосвал, фургон, такси, автобус, троллейбус, трамвай, метро, паровоз, тепловоз, электровоз, электричка, поезд, самолет, ракета, корабль, катер, лодка, легковой, грузовой, железнодорожный, наземный, водный, подземный, летит, плавает, едет, транспорт ….
Ход занятия:
1. Организационный момент
-Сядет тот, кто назовет свою картинку (У детей картинки с изображениями разных видов транспорта)
-Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить?
2.Беседа о транспорте
Учитель выставляет картинки наземного транспорта, уточняет его виды.(Грузовой, легковой, пассажирский).
-Как называются люди, едущие в троллейбусе, автобусе, трамвае?
-Значит это какой транспорт? (Пассажирский)
Кроме этого есть еще транспорт воздушный и водный.
-Что значит водный и воздушный транспорт? ( Транспорт может быть легковой, грузовой, железнодорожный и т.д…)
3.Дидактические игры
Игра «Лото»
У каждого ребенка карточка, разделенная на четыре поля: синее (воздушный транспорт), зеленое (водный), коричневое (наземный), черное (подземный) и не менее 10 картинок с видами транспорта. Дети должны быстро найти место для своих картинок на карточке- поле.
Игра «Один-много»
Игра « Веселый счет» (пересчет транспорта от одного до пяти).
Физкультминутка
От зеленого причала
Оттолкнулся теплоход (Встать из-за парты)
Раз, два
Он назад шагнул сначала, (шаг назад)
Раз, два.
А потом шагнул вперед, (шаг вперед)
Раз, два
И поплыл, поплыл по речке, (волнообразные движения руками).
Набирая полный ход. (ходьба на месте)
Игра «Проезжай, лети, плыви»
Дети берут флажки в руки: красный в правую, а зеленый в левую. Называется какой - либо вид транспорта, дети поднимают зеленый флажок и хором говорят «проезжай, лети, плыви», а если называется слово, не относящееся к транспорту, то дети – регулировщики говорят «стой» и показывают красный флажок.
(Самолет, пароход, велосипед, лошадь, верблюд, машина, пони, вертолет, лодка, лыжник, конькобежец, троллейбус, такси, трамвай, воздушный шарик, электричка…)
Игра «Я поеду»
Детям предлагается отправиться в путешествие на том виде транспорта, который изображен на его картинки, и рассказать, на чем он поедет, зачем он поедет, куда поедет…
Игра « Летает, плавает, едет»
Учитель называет предмет транспорта, а дети должны показать, как он двигается.
4.Итог занятия
Тема «Транспорт»
Цель: Усвоить основные виды транспорта, его назначение (перевозит грузы, людей), кто управляет транспортом.
Задачи:
1. Расширять и активизировать словарь существительных и прилагательных по данной теме.
2. Расширять представление о различных видах транспорта.
3. Закреплять знания детей о транспорте, о деталях транспорта
4. Закреплять умения дифференцировать по смыслу глаголы, имеющие разные приставки и общую основу ехать, учить самостоятельно, подбирать по смыслу нужный приставочный глагол.
Лексический материал: автомобиль, автобус, трамвай, троллейбус, поезд, самолет, корабль; части машины, самолета; машинист, летчик, водитель.
1.Орг.момент
2.Лексико-грамматические игры и упражнения.
а.Игра «Один – много»
Существительные ед. и мн. числа.
-У меня машина, у вас …(машины)
- автомобиль – автомобили, самосвал-самосвалы, грузовик – грузовики, автобус – автобусы, пароход – пароходы, самолет – самолеты, трамвай – трамваи, корабль – корабли…
б.«Скажи правильно»
Согласование имени существительного с глаголом настоящего времени.
Машина (ехать) едет
Самолет (лететь) летит
Корабль (плыть) плывет
Поезд (гудеть) гудит
Автобус (сигналить) сигналит
Трамвай (звенеть) звенит
в. «Назови ласково»
Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
-Я буду называть машины и их части, а вы называйте их ласково:
Машина - машинка
Слова для упражнения: самосвал, автомобиль, автобус, колесо, руль, кабина, педаль, мотор…
г. Физкультминутка.
Речевая подвижная игра «Самолеты»
Мы летаем высоко (дети встают на носочки, руки понимают вверх)
Мы летаем низко, (садятся на корточки)
Мы летаем далеко, (руки разводят в стороны)
Мы летаем близко (повороты на месте).
д. Игра «Вставь слово»
Образование сравнительной степени прилагательных.
Самолет летит высоко, а ракета….выше.
Самолет летит далеко, а ракета….дальше.
Самолет летит быстро, а ракета… быстрее.
Самолет мощный, а ракета… мощнее.
Самолет большой, а ракета…больше.
Самолет тяжелый, а ракета…тяжелее.
Самолет просторный, а ракета…просторнее.
Самолет длинный, а ракета…длиннее.
е. Игра «Скажи наоборот». Подбор антонимов. Усвоение глаголов с разными приставками.
Отъехал – подъехал
Въехал – съехал
Улетел – прилетел
Заплыл – выплыл
Вылетел – залетел
Взлетел – приземлился
Укатил – прикатил
Уплыл – приплыл.
-О чем так можно сказать?
ж. Динамическая пауза.
Усвоение глагола «ехать» с разными приставками.
Движения по тексту.
Ехали мы, ехали, до горки мы доехали,
Въехали, съехали и дальше мы поехали.
Ехали мы, ехали, до ямы мы доехали,
Яму объехали и дальше мы поехали.
Ехали мы, ехали, до речки мы доехали,
Мост переехали и дальше мы поехали.
Ехали мы, ехали, до дома мы доехали,
Во двор заехали, вот и мы приехали.
з. Развитие связной речи
«Рассказ о кораблике»
Практическое использование в речи глаголов с разными приставками: отплыл, уплыл, приплыл, заплыл, доплыл. (Кораблик отплыл от берега и поплыл в открытое море)
2. Итог занятия (оценка детей)
Тема «Транспорт»
Цель: Формирование грамматического строя речи
Задачи:
1. Расширять и активизировать словарь существительных и прилагательных по данной теме.
2. Расширять представление о различных видах транспорта.
3. Закреплять знания детей о транспорте, о деталях транспорта
4.Учить подбирать признаки к предметам и действия к предметам
5. Составлять простые и сложные предложения
Оборудование: Предметные и сюжетные картинки
Ход занятия
1. Орг.момент
2. Ответы детей на вопросы полным предложением
–Кто управляет поездом?
-Кто управляет автобусом?
-Кто управляет самолетом?
-Кто управляет грузовиком?
-Кто управляет вертолетом?
-Кто управляет кораблем?
-Кто управляет велосипедом?
3. Дидактические игры
Игра «Назови части предмета»
-Самолета (крылья, нос, хвост, пропеллер, мотор и т.д.)
-Грузовика (кабина, кузов, руль, колеса и т.д.)
-Велосипеда (…)
-Автобуса (…)
-Вертолета (…)
-Троллейбуса (…)
Игра «Назови признак»
Поезд (какой?)-…, самолет (какой?)-…, автобус (какой?)-…, вертолет (какой?)-…
4.Физкультминутка.
От зеленого причала
Оттолкнулся теплоход (Встать из-за парты)
Раз, два
Он назад шагнул сначала, (шаг назад)
Раз, два.
А потом шагнул вперед, (шаг вперед)
Раз, два
И поплыл, поплыл по речке, (волнообразные движения руками).
Набирая полный ход. (ходьба на месте)
5. Игра «Скажи, что делает?»
Поезд, самолет, пароход и т.д.
6. Игра «Составь предложение»
Дети составляют предложения по сюжетными предметным картинкам самостоятельно.
7. Игра «Скажи про много»
Военный летчик-
Железная каска-
Артиллерист стреляет из пушки-…..
8. Итог занятия.
Тема «Транспорт»
Цель: Учит детей по плану описывать разные виды транспорта, находить общее и различие; Развивать память и внимание
Задачи:
1.Расширять представление о различных видах транспорта.
2. Закреплять знания о профессиях, связанных с транспортом
3. Закреплять знания детей о транспорте, о деталях транспорта
4. Учить подбирать признаки к предметам и действия к предметам
5. Составлять простые и сложные предложения
Оборудование: предметные картинки, игрушки: вертолет, грузовик
Ход занятия:
1. Орг.момент
-Сядет тот, кто отгадает загадку:
а). Сядет птица-небылица, а внутри народ сидит, меж собою говорит. (Самолет)
б). Бежит конь вороной, много тащит за собой. (Паровоз)
в). Спозаранку за окошком и звон, и стук, и кутерьма. По прямым стальным дорожкам ходят красные дома. (Трамвай)
г). Паровоз без колес! Вот так чудо паровоз. Не с ума ли он сошел- прямо по морю пошел. (Пароход)
д). Многолюден, шумен, молод - под землей грохочет город. А дома с народом тут вдоль по улице бегут. (Метро)
е). Закричу, заурчу, под небеса улечу. (Вертолет)
2. Дидактические игры
Игра «Кто чем управляет?»
Водитель-
Шофер-
Машинист-
Летчик-
Капитан-
Мотоциклист-
Велосипедист-
Космонавт-
Игра «Узнай по описанию»
3.Физкультминутка
Речевая подвижная игра «Самолеты»
Мы летаем высоко (дети встают на носочки, руки понимают вверх)
Мы летаем низко, (садятся на корточки)
Мы летаем далеко, (руки разводят в стороны)
Мы летаем близко (повороты на месте).
4.Игра «Летает, плавает, едет»
5. Составление рассказа по плану:
-Что это?
-Из каких частей состоит?
-Какого цвета, формы?
-Из чего сделали?
-Где движется этот транспорт?
-Для чего используется, что перевозит?
- Кто управляет этим видом транспорта?
6. Рассказы детей.
7. Составление рассказов с по серии картинок с опорой на слова (карточки с глаголами)
7.Итог занятия