Может кому - нибудь пригодится

 

Воспитатель МДОУ Детский сад комбинированного вида №13«Умка», Шлемко Анастасия Ивановна

 

К вопросу о детском экспериментировании в дошкольном образовательном учреждении

 

Познавательное развитие - сложный процесс. Оно имеет свои направления, закономерности и особенности. По словам Н.Н. Поддьякова, ребенок по своей природе пытливый исследователь мира. [6]

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии ребенка, приобретает познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе сотрудничества, сотворчества.

Однако многие педагоги сталкиваются в своей практике с интеллектуальной пассивностью детей. Исследования Н.Н. Поддьякова доказывают, что причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с простым заданием, дети быстро выполняют его, если оно представлено в виде игры или практической деятельности.

 Также Н.Н. Поддьяков отмечает, что  «в течение многих лет мы искали истинную детскую деятельность, которая интенсивно развивается на протяжении дошкольного детства без помощи взрослого и даже вопреки его действиям. Такой деятельностью оказалось детское экспериментирование, которое направлено на получение сведений о физических свойствах того или иного предмета или явления. По мере накопления знаний об исследуемом явлении ребенок получает возможность ставить себе новые, все более сложные цели».  [5]

В 90-е годы в ходе исследовательской работы, он пришел к выводу, что ведущим видом деятельности дошкольников является экспериментирование, поскольку у детей дошкольного возраста очень сильно выражена реакция на новизну. Они обладают в таком возрасте действенным специфическим мышлением, знакомятся с определенными предметами, их свойствами, а полученные сведения заносят в свой банк памяти.

Эта идея не всеми была понята и принята, слишком устойчивым было представление о том, что ведущим видом деятельности дошкольников является игра. К сожалению, взрослые очень часто не понимают детей и расценивают их исследовательскую деятельность как бесцельную. А ребенок же занимается именно познанием мира через экспериментирование. Природа поставила перед ним задачу - изучить и запомнить свойства всех объектов без какой-то бы ни было избирательности, без деления их на нужные и ненужные, полезные и бесполезные. Моделировать приобретенный опыт дети будут позже, в игре.

Академик Н.Н. Поддьяков доказал, что лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в дошкольном возрасте приводят к серьезным психическим расстройствам, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на развитии и саморазвитии ребенка, на способности обучаться в дальнейшем. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у детей дошкольников: “Фундаментальный факт заключается именно в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования”. [5]

Еще Л.С.Выготский говорил, что деятельность ребенка раннего возраста можно отнести к экспериментированию. Попытка разграничить игру и экспериментирование – не чисто теоретический вопрос. От его разрешения зависит построение методики обучения  ребенка раннего и дошкольного возраста.

Опираясь на труды Л.С. Выготского и Н.        Н.Поддьякова, педагогам стало ясно, что между двумя видами: игрой и экспериментированием нет противоречий. Игра – вид деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе, а через экспериментирование с предметами ребенок ставит определенные цели и добивается конкретных результатов. Разграничивать игру и детское экспериментирование не стоит, они дополняют друг друга.

Основная особенность детского экспериментирования заключается в том, что ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним. Осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Экспериментирование, как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания окружающего мира.

Н.Н. Поддъяков доказал, что  дошкольники способны  к исследовательской деятельности  со сложными  многофакторными объектами, поэтому, на наш взгляд, можно рекомендовать экспериментирование для широкого использования в практике дошкольных учреждений.

Н.Н. Поддьяков выделяет два основных вида поисковой деятельности дошкольников:

Первый характеризуется тем, что активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребенка. Он выступает как её полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит её цели, ищет пути и способы их достижений. В этом случае ребенок в деятельности экспериментирования удовлетворяет свои потребности свои интересы, свою волю.

Второй вид организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуаций, обучает ребенка определенному алгоритму действий. Таким образом, ребенок получает результаты, которые были заранее определены взрослым.

Экспериментирование - важнейший вид поисковой деятельности.Детское экспериментирование — особая форма исследовательской деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе саморазвития (Н. Н.Поддьяков). [5]

Исследования состояния организации детского экспериментирования в практике работы дошкольных образовательных учреждениях г.Владимира и Владимирской области, проведенное кафедрой дошкольного и начального образования ИУУ, показали, что из 267 опрошенных респондентов – 43 % испытывают затруднения в создании условий для исследовательской активности детей.  А именно:

·       47% воспитателей считают, что для организации детского экспери­ментирования нет материально-технической базы в дошкольном об­разовательном учреждении;

·       16% утверждают, что нет или недостаточно методической литерату­ры и разработок по данной теме;

·       13% выделяют такую проблему, как отсутствие педагогических диаг­ностик оценивания уровней овладения детьми экспериментальной деятельностью;

·       сложности испытывают в выделении удобного места в группе под уголки экспериментирования для самостоятельной детской деятельности и вре­мени в режиме дня для проведения, соответственно 9% и 5% педагогов.

                             

В ходе исследования определились факторы, препятствующие занятиям детей познавательным экспериментированием - это:  запреты со стороны взрослых в 35% случаях, - сниженность познавательных интересов у детей в 25%, - в 45%. - неодобрение со стороны взрослых, если дети сделают что-то, не так (разольют воду, испачкают...)

Долгое время экспериментирование дошкольников  не использовалось в достаточной степени системой дошкольного образования, а самостоятельные инициативы детей расценивались как нарушение дисциплины, поскольку, не подверженные контролю, они на самом деле чреваты негативными последствиями.

И родители, и педагоги, не осознавшие значимости данной стадии для становления личности ребенка, идут по самому простому пути: запрещают и наказывают. Этот подход к обучению лежит в основе авторитарной педагогики: взрослый (педагог, родитель) всегда знает, как нужно делать правильно, и постоянно сообщает об этом ребенку. Он требует, чтобы малыш поступал только так, и лишает его права на ошибку, не позволяет ему самомуоткрывать истины, в то время как ребенок даже не предполагает, что его естественная потребность познавать может кем-то не одобряться. На наш взгляд, преобладающей в процессе обучения дошкольников должна быть педагогика сотрудничества. В основе педагогики сотрудничества – создание обстановки, в которой ребенок все может делать самостоятельно.

К этой мысли педагоги идут с разных сторон. По сути, такие идеи, как создание развивающей среды, личностно-ориентированная модель построения педагогического процесса, природосообразное обучение, педагогика сотрудничества, раскрепощение детей, Монтессори-педагогика, детское экспериментирование представляют собой различные формы выражения одной и той же мысли: позвольте детям реализовать  заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребность познания эффективным и доступным для них способом – путем самостоятельного исследования мира.

Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений. Воспитателями делается все   больший   акцент   на   создании   условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей. Исследовательская деятельность называет огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы ни вопросы «как?» и «почему?»

Занятия с детьми старшего дошкольного возраста строятся по трем уровням реализации “исследовательского обучения” (по А.И. Савенкову). [1], [10].

·        Педагог ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее решения, само решение предстоит самостоятельно найти ребенку.

·        Педагог ставит проблему, но метод ее решения ребенок ищет самостоятельно, (на этом уровне допускается коллективный поиск).

·        Постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработки решения осуществляется детьми самостоятельно.

В качестве основного метода для мониторинга используется наблюдение за поведением ребенка на занятиях и во время его свободной деятельности, беседы с родителями дошкольника.

Критерием результативности детского экспериментирования является не качество результата, а характеристика процесса, т.е. умение ребенком определить цель, способы ее достижения, оценить полученный результат.

На занятиях в старшей и подготовительной группах дошкольники учатся ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы. Большую радость, удивление и даже восторг испытывают дети от своих «открытий», которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы.

В процессе экспериментирования дошкольники получают возможность  удовлетворить присущую им любознательность (Почему? Зачем? Как? Что будет…), почувствовать себя учеными, исследователями, первооткрывателями. При этом взрослые (воспитатели), что важно, играют роль не учителя-наставника, а полноправного партнера, что позволяет детям проявить собственную исследовательскую активность.

Изучение тематики родительских собраний, уголков, консультаций и других форм взаимодействия с семьей по проблеме развития интеллектуальных способностей ребенка посредством элементарного экспериментирования показало, что этому вопросу не уделяется должное внимание. Не планируются и не проводятся мероприятия с родителями по решению данной задачи. Необходимо помнить, что лишь совместными усилиями детского сада и семьи можно добиться желаемого результата. Поэтому так важно участие родителей в воспитании ребенка. Таким образом, необходимо пропагандировать среди родителей свою работу и вовлекать их в активную творческую совместную деятельность с детьми.

Обобщая опыт по экспериментированию, можно сделать вывод, что экспериментирование - это эффективный способ обучения детей исследовательской деятельности во всех его формах и видах, и является методом повышения самостоятельности ребенка, дает предпосылки к деятельному развитию познавательного интереса и целенаправленному восприятию окружающего мира и является ведущим видом деятельности в обучении.

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

1.     Детское исследование как метод обучения старших дошкольников. А.И.Савенков. - Москва. Педагогический институт «Первое сентября», 2007.

2.     Лисина М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками // Вопросы психологии. 1982. № 4. С. 18–35.

3.     Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации / Под общ. ред. Прохоровой Л.Н., 2 изд., испр. и доп., АРКТИ, 2004.

4.     Поддьяков Н.Н. “Психическое развитие и саморазвитие ребёнка от рождения до шести лет”. СПБ.РЕЧЬ, 2010.

5.     Поддъяков Н.Н. Сенсация: открытие новой ведущей деятельности // Педагогический вестник. 1997. №1. с.6.

6.     Поддъяков Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста.- М., 1996.

7.     Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. М., 2000.

8.     Поддьяков Н.Н. Новые подходы к исследованию мышления дошкольников // Вопросы психологии. 1985. № 2. С. 105–117.

9.     Савенков А.И. Детские исследования в домашнем обучении // Исследовательская работа школьников. 2002. № 1. С. 34–45.

10.Савенков А.И. Маленький исследователь. “Как научить дошкольника приобретать знания”. Ярославль: Академия развития, 2002.

11.Савенков А.И. Теоретические, эмпирические и фантастические исследования в домашнем обучении // Исследовательская работа школьников. 2002. № 2. С. 73–78.

 

Комментарии

Спасибо, Анастасия Ивановна, за такой интересно подготовленный материал.Я сама тоже очень люблю соотносить, сравнивать, искать и находить какие - то изюминки в тексте прекрасных ученых.

Спасибо, немного переделав статью и добавив своей практики по этому вопросу, можно выступать на педсоветах и семинарах с родителями.
Дворникова Валентина Леонидовна

На моём мини-сайте выложены мои методические материалы по данной теме. Может быть найдёте для себя что-то новое. Буду рада если кому-нибудь помогу. Обращайтесь.
Белоусова  Ольга  Анатольевна

Валентина Леонидовна! Большое спасибо! Ваш материал особенно ценен своей практической значимостью, рекомендую своим воспитателям взять в практику работы, особенно материал по интеграции.
Малькова Ирина Степановна

Валентина Леонидовна, начала заниматься данной проблемой, Ваша статья как нельзя к стати. Спасибо!