Эссе

Савельева Мария Валерьевна

Я – воспитатель

(моё педагогическое кредо).

Зерно, упав в удобренную землю,

Напоено дождем, обласкано лучами,

 Дает росток, бутоны тянет к солнцу,

Со временем несет плоды…

Так и ребенок, в мир входящий,

Познанья жаждет и вниманья,

Нуждается в заботе взрослых,

Чтоб место на Земле своё найти!

 

В обществе периодически ведутся дискуссии о «самой важной профессии». Мы слышим много доводов в пользу профессий, спасающих людей, защищающих их жизнь и здоровье, организующих жизнь общества… Но именно такой взгляд на профессию наводит на размышления о значении нашей. Ребенок приходит в детский сад на этапе познания, когда каждый день должен быть полон открытий, новых знаний   и ощущений. В то же время, ему необходима помощь во всесторонней адаптации (от освоения навыков личной гигиены до нахождения своего места в детском коллективе). К сожалению, темп жизни общества таков, что большинство родителей в этот момент имеют мало возможностей помочь своим детям (по данным статистики, время, которое родители проводят с ребенком – 3,5 – 4 часа в день!). И именно на плечи воспитателя ложится груз ответственности за то, что узнает, чему научится, чем заинтересуется малыш в этот важный для его будущего развития момент.

Развитие ребенка подобно пирамиде: если пропустить какой-то даже самый маленький кирпичик, следующие ярусы будут ложиться неровно, ненадежно, а могут и местами обрушиться из-за прорехи. Для всякого навыка есть свое время, упустить которое значит вызвать возможную задержку в становлении следующего (упущенное можно нагнать, безусловно, но процесс будет идти дольше и сложнее).

Какая радость наблюдать за играющими детьми: вот «мамочка» ведет «ребенка» в садик, а рядом «инженер» объясняет «строителям» их задачу по «чертежам», «оператор сотовой связи» рекламирует новые услуги перед «клиентами», а «мама» тем временем уже пришла в «офис» и работает за компьютером над документами… И при этом осознавать, что эта бурно развивающаяся жизнь – результат твоей долгой кропотливой работы! Мы встречаем малышей, таких разных, чужих друг другу, с разным жизненным опытом, со своими сложностями и проблемами, и вместе с ними учимся осваивать, познавать этот мир, прививаем им навыки познания и преображения окружающего. Именно в садике дети получают самый важный для будущего ген – ген Любопытства,  потому что человек живет и развивается до тех пор, пока в нем живет желание узнавать новое.

Моя группа приближается к такому важному и долгожданному событию – Выпускной. Моя работа день ото дня все интереснее и я бы даже сказала, легче ( нет той физической нагрузки, когда малышам необходима помощь, дети уже самостоятельны; больше интеллектуальной нагрузки – куча новых вопросов, круг знаний и интересов растет с каждым днем). А мне все чаще немного жаль, что они так быстро растут: они становятся все интереснее, пытливее, ярче раскрываются их способности… и  «вырастают» из детского сада. Дальше они пойдут сами. И теперь моя задача – подготовить их к этому пути, научить стойкости и добру, верности друзьям и терпимости, увлеченности знанием и внимательности к близким….

Знакомство  историей всегда способствовало воспитанию гражданственности, патриотизма детей, благодатный материал для чего дает изучение истории России. Познавая идею Родины, переживая чувство любви к ней, восторженности, испытывая тревогу об ее нынешнем и будущем, ребенок утверждает свое достоинство, стремится быть похожим на героев Родины. Участник отечественной войны 1812 года Я.П. Кульнев писал: “ Герой, служащий Отечеству, никогда не умирает и оживает в потомстве”.

Благодаря патриотизму и героизму народных масс, России удавалось выходить из самых тяжелых ситуаций в самые сложные периоды своей истории. Знакомство  историей призвано помочь детям пережить и осмыслить все положительное, что было в прошлом. Усвоение детьми идеи любви к Родине, ко всему человечеству, привитие общечеловеческих норм нравственности является важнейшим этапом формирования гражданственности, воспитания Гражданина России. Это достигается, когда идеи патриотизма раскрываются перед умом и сердцем воспитанника в ярких, эмоциональных образах, пробуждают в нем чувства сопереживания, благодарности к мужественным борцам за торжество правды, справедливости. В тоже время, знания о Родине должны вызывать не только гордость за ее достижения, но и сердечную боль, тревогу, озабоченность тем, что у нас не все еще таково, каким должно быть.

История - это могучая и вечно живая сила, которая творит Патриота, Гражданина.

Мне кажется, что это особенно важно сейчас, когда у многих людей потеряны ценностные ориентиры, утрачено чувство любви к своей Родине. Горько осознавать, что в нашем современном обществе граждане не связывают себя, свою жизнь с процветанием и могуществом Отечества, забыли его историю, не понимают, что “без прошлого нет настоящего, не может быть будущего, что без любви к Отечеству нет и не может быть любви к Человечеству”. (К.Ушинский)

На большой период времени со страниц журналов, газет, с экранов телевидения, по - существу, исчезла тема Родины, замалчивается или очерняется ее прошлое, искажаются многие факты. Нам долго пытались внушить такие мысли, как, например, идеи о том, что главный вклад в победу над фашизмом внесли США, и именно им мы обязаны тем, что смогли освободить свою Родину и водрузить знамя Победы над Рейхстагом. Страна забыла своих героев, забыла тех, кому она обязана своим существованием, своей независимостью.

В немалой степени вина за это лежит и на телепрограммах, которые, на мой взгляд, недостаточно времени отводили таким темам, как “ Герои Древней Руси”, “ Великая Отечественная война” и т.д. А ведь именно знакомство с  этим материалом даёт самый благодатный материал для патриотического воспитания, для привития чувства любви к Родине, ее героическому прошлому.

В методической литературе в последнее время стала подниматься проблема воспитания патриотизма, очень долго не принято было у нас говорить и писать о любви к Родине! Поэтому я в своей работе стараюсь как можно больше внимания уделять этому вопросу. При этом я всегда помню слова Сухомлинского, который писал: “…сила и эффективность патриотического воспитания определяется тем как глубоко идея Родины овладевает личностью, насколько ярко видит человек мир и самого себя глазами патриота ”. Наиболее благодатный материал по воспитанию любви к Родине содержат в себе занятия, посвященные Великой Отечественной войне. С первых занятий по теме, на которую я выделяю максимум возможного времени, создаю определенный эмоциональный настрой, используя современные технологии, расширяющие возможности педагога при преподнесении  иллюстративного материала.

Большую воспитательную нагрузку несут на себе также беседы по темам “ Отечественная война 1812 года ” и “ Смутное время”. Воспитанию любви к Родине способствуют образы Кутузова, Багратиона, Раевского, Минина, Пожарского, Ивана Сусанина. Яркий рассказ воспитателя о событиях, о судьбах их участников. Эмоциональный настрой занятия также создают иллюстрации, использование стихов, отрывки из музыкальных произведений, видео материалов. Например, рассказ об Иване Сусанине сопровождается грамзаписью оперы Глинки “ Иван Сусанин ” - арии Сусанина, а в конце занятия, как вывод о подвиге народа – финала оперы со знаменитым хором “ Славься ” и звоном колоколов.

В своей работе по патриотическому воспитанию я использую и тот огромный потенциал, который несет в себе краеведение: знания о своей малой Родине способствуют формированию любви к ней, бережному отношению ко всему, что досталось от предшествующих поколений. Чтобы дети смогли внутренне воспринять идею патриотизма, сумели испытать радость познания нового о своей семье, о своей малой Родине, испытать радость передачи добытых самостоятельно знаний своим сверстникам и младшим товарищам, надо постоянно включать этот материал в свою работу, растить гражданина не на абстрактных идеалах, а на примерах из жизни родителей, горожан, на событиях из истории своего города. Воспитание патриотизма, уважения к старшим, их судьбе строится на конкретной исторической почве.

А вот к проекту: “Герои Великой Отечественной Войны рядом с нами” ребята  готовились заранее, разыскивая материал о своих родственниках – участниках войны или трудового фронта. Война затронула каждую советскую семью, пришла в каждый дом. Подобные занятия оказывают огромное эмоциональное воздействие на ребят, вызывают чувство гордости за своих близких - участников величайших событий истории и, надеюсь, заставляют гордиться подвигом Родины, спасшей мир от угрозы фашизма. Таким образом, используя все имеющиеся в моем распоряжении средства, я стараюсь привить детям чувство патриотизма, любви к Родине, своему городу, семье, воспитать из них Гражданина России. А без этого у нашего общества не может быть будущего.

Наше Отечество, наша Родина, Родина-мать. Отечеством мы зовём нашу страну потому, что в ней жили испокон веков отцы и деды наши. Родиной мы зовём потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным для нас языком и всё в ней для нас родное. Матерью мы зовём её потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, и, как мать, защищает и бережёт нас от всяких врагов.

Много есть на свете, и кроме нашей страны, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина.

Савельева Мария Валерьевна.