Восприятие музыки детьми младшего дошкольного возраста

Чудинова Оксана Викторовна

Маленькие дети воспринимают музыку в целом как сложный акустический стимул, еще не выделяя отдельные средства музыкальной выразительности. Они реагируют в основном на ее характер. Но отношение к музыке в будущем, эмоции, связанные с ней, во многом зависят от опыта музыкальных впечатлений, полученных ребенком на самых ранних этапах его жизни.  

       Выбор произведения для развития восприятия музыки -  очень ответственный момент для взрослого и во многом зависит от его личных предпочтений. Но есть правила, которые должен соблюдать каждый родитель независимо от своих пристрастий. Самое главное из них – помнить, что приобщение маленького ребенка к музыке, особенно классической, происходит постепенно, в процессе эмоционального общения со взрослым. Чтобы музыкально-слуховое восприятие развивалось, музыка должна быть интересна малышу, достаточно разнообразной по характеру, ладу, тембру, темпу, яркой, художественной, запоминающейся. Необходимо избегать громких звуков, резких динамических, темповых контрастов, жалобных интонаций, незаконченных музыкальных фраз. Для маленького ребенка подходит музыка, которая доставляет ему положительные эмоциональные переживания. Кроме того, взрослым надо знать, что музыка не должна быть фоном для самостоятельной игры ребенка. В лучшем случае ребенок ее просто перестанет замечать, а в худшем она вызовет переутомление у ребенка, что отразится на его поведении.

    Для развития восприятия музыки лучше использовать небольшие законченные музыкальные фрагменты из произведений русских и зарубежных классиков, народную музыку, песни в исполнении детского хора, короткие инструментальные пьесы. Музыкальные фрагменты на начальном этапе обучения могут состоять буквально из нескольких фраз, звучащих 20 – 30 секунд.

     Чтобы малыш мог сосредоточить свое внимание на музыке, подготовьте для этого место: уберите на время из поля зрения все, что может отвлечь его. Скажите ребенку: «Сейчас будет музыка! Красивая!» Музыка должна звучать негромко. Во время звучания музыкального фрагмента не стоит разговаривать с малышом, лучше общаться с ним только мимикой, взглядом, ритмичными движениями, выражая свое отношение к музыке. Маленький ребенок двигательно активен. Он не в состоянии длительное время находится в не подвижности, сосредоточенности. Чтобы продлить время восприятия музыки, включайте в игру движения, которые соответствуют характеру музыкального произведения. Это могут быть покачивания, движения рук и корпуса с предметами и без них. Слушать музыкальный фрагмент нужно до тех пор, пока у малыша сохраняется внимание, но не следует прерывать музыку не дослушав до конца музыкальную фразу, даже если малыш отвлекся. После того как музыкальный фрагмент закончился, поделитесь с ребенком своими эмоциональными впечатлениями и, если малыш не устал, продолжите слушание.

     Таким образом, в игровой форме вы сможете приобщить ребенка к шедеврам мировой музыкальной культуры, привить интерес и любовь к ней, развить эмоциональную отзывчивость на музыку, сформировать эмоционально положительное и дифференцированное отношение к разной музыке, что послужит основой для развития музыкального вкуса.

      Помимо слушания музыки и движений под нее в аудиозаписи и инструментальном исполнении, огромное значение как для музыкального, так и для общего развития ребенка имеет слушание песен, исполняемых мамой.  Это могут быть народные (лирические, плясовые, колыбельные), популярные детские песни и др. Вы можете петь ребенку как и перед сном, так и во время бодрствования, чтобы укреплять чувство взаимного доверия,  включать в игровую деятельность. Ваш ребенок обязательно полюбит музыку, потому что она будет связана у него с самым дорогим – образом его мамы.

     Развивая восприятие музыки у ребенка вы будете способствовать формированию интереса и любви к ней, музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости, развитию музыкальных способностей, а также внимания, произвольности; актуализации чувств взаимного доверия между вами и вашим ребенком.