Образование и общество. Ак

Нагорянская Вера Петровна

Определение эффективности воспитательного процесса относится к числу наиболее сложных педагогических. Актуальность проблемы изучения эффективности процесса воспитания учащихся обусловлена рядом причин, из которых три обстоятельства являются наиболее важными

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodika_izucheniya_vospitatelnogo_processa.docx2_.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

 ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

ФАКУЛЬТЕТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

        

Самостоятельная работа № 2

«Методика изучения воспитательного процесса».

                                                                                                 Слушатель курсов по программе

                                                                                                   «Образование и общество.

                                                                                                    Актуальные проблемы

                                                                                                    психологии и педагогики»

                                                                                                    инструктор по физической

                                                                                                    культуре

                                                                                                    г. Орехово-Зуево

                                                                                                Руководитель:

                                                                 

Орехово-Зуево

 2012

      Определение эффективности воспитательного процесса относится к числу наиболее сложных педагогических. Актуальность проблемы изучения эффективности процесса воспитания учащихся обусловлена рядом причин, из которых три обстоятельства являются наиболее важными. Во-первых, в последние годы претерпевает значительные изменения методологическая основа теории воспитания . Во-вторых, в последнее десятилетие существенно изменилась практика воспитания ребенка. На смену социоцентрического по направленности и авторитарного по характеру подхода к построению воспитательного процесса пришла парадигма гуманистического, личностно ориентированного воспитания. В соответствии с этой парадигмой надо внести значительные коррективы в компонент воспитательной деятельности. В-третьих, с каждым годом обогащается теоретический, методический и практический арсенал психолого-педагогической диагностики, что позволяет усовершенствовать диагностический инструментарий исследования эффективности воспитательного процесса. Если ранее диагностика результативности воспитания строилась чаще всего на основе педагогического наблюдения и экспертной оценки, то сейчас существует обширная палитра диагностических методик. К числу наиболее важных процессов, входящих в сферу профессиональной педагогической деятельности, относится воспитательный. Руководители и педагоги образовательных учреждений пытаются выявить эффективность процесса воспитания учащихся.

  В педагогических публикациях под эффективностью воспитательного процесса, как правило, понимается действенность, результативность воспитательной работы, способность обеспечить достижение цели. Таким образом, эффективность воспитательного процесса -- это соотнесенность полученных результатов не с целями, а с достижениями в воспитательной практике.  Воспитательный процесс является частью широкого процесса формирования личности, который объединяет как обучение и воспитание в школе, так и воспитание в семье, и воздействие микросреды, социального окружения ребенка. Процесс воспитания имеет свои особенности и представляется в известном смысле более сложным, чем обучение. Психологическая сущность процесса воспитания состоит в переводе ребенка из одного состояния в другое. Благодаря воспитанию и складывается собственно психологическая структура личности.

  С точки зрения педагогики, процесс воспитания - сознательно организуемое взаимодействие педагогов и воспитанников, организация и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями (Харламов И.Ф.).. Воспитательный процесс носит многофакторный характер: на становление личности влияет семья, школа, микросреда, общественные организации, средства массовой коммуникации, искусство, социально-экономическая ситуация и др. Это делает процесс воспитания и более богатым, легким (много способов воздействия) и одновременно более трудным: сложно интегрировать все факторы, управлять процессом, оградить его от стихийности и негативно действующих факторов. Например, ТВ и кино - сильный фактор воспитания, часто играющий негативную роль.   Воспитание является долговременным, непрерывным процессом, переходящим в самовоспитание. Результаты воспитания носят неодинаковый для всех характер. На разных учащихся воспитание оказывает различное влияние, что объясняется многообразием факторов и наличием собственной воли у каждого воспитуемого.

Характерные особенности воспитательного процесса

Воспитание - целенаправленный и организованный процесс формирования личности. В целостном педагогическом процессе важное место занимает процесс воспитания (воспитательный процесс).

Процесс - разворачивающаяся во времени последовательность состояний, событий и явлений.

Процесс воспитания - это разворачивающийся во времени процесс взаимодействия воспитуемого и воспитателя, в ходе которого реализуются цели воспитания.

К особенностям воспитательного процесса можно отнести:

1. Целенаправленность (цель учителя равна цели ученика) - сотрудничество, взаимодействие.

2. Многофакторность (семья, друзья, школа, СМИ, ТВ)

3. Непрерывность - воспитание - не отдельный процесс

4. Многогранность (соответствие потребности личности той деятельности, которую дают. Соотношение между той деятельностью, которую предлагают и в которой он живёт).

5. Длительность.

6. Комплексность - единство целей, задач, содержания, форм и методов.

7. Вариативность и неопределённость (разные личности).

8. Двусторонность.

 На протяжении всей истории человечества существовали различные подходы к воспитанию. Существовало и существует много точек зрения и концепций воспитания. Они разнообразны и разноплановы. Но все их можно объединить в две группы: формирование личности, управление её развитием согласно потребностям общества. И второе направление, как его сегодня называют - гуманистическое, обращённое к личности воспитанника, к созданию условий для его внутреннего потенциала. Любая воспитательная цель имеет как бы две стороны: цель воспитателя - подарить ребёнку всю прелесть и глубину окружающего мира, ориентировать его в системе ценностных отношений к нему; а цель воспитанника - продуктивное присвоение этих ценностей, саморегуляция своих потенциальных возможностей. Но растущий человек обладает меньшим запасом знаний и меньшим жизненным опытом. И поэтому его мироприятие нуждается в корректировке.

  Научные исследования и многовековая практика воспитания детей показали, что процесс воспитания эффективен лишь тогда, когда он систематичен, когда все элементы отлажены и включены в процесс взаимодействия. Назовём некоторые эффективные педагогические системы взаимодействия: «система методов и педагогических приёмов

  Воспитательный процесс отличается длительностью. По сути, он длится всю жизнь.  Процесс воспитания - процесс комплексный. Комплексность в данном контексте означает единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса, подчинение идее целостности формирования личности.   Для процесса воспитания присуща двусторонность, т. е. обязательное участие в нем и взаимодействие двух сторон -- воспитателя и воспитуемого.