Патриотическое воспитание дошкольников

Горячева Татьяна Юрьевна

   ПРОБЛЕМА: вопросы воспитания патриотизма, гражданственности в молодых семьях не считаются важными, а дошкольники имеют довольно смутные представления о Великой Отечественной войне или не имеют их вовсе.

    Метод проектов – педагогическая технология XXIвека. Спецификой метода является сотворчество взрослого и ребенка в решении проблемы, лично значимой для ребенка.  Основа этого метода – самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в жизнь.

   Метод проектной деятельности позволяет развивать познавательный интерес к различным областям знаний, формировать коммуникативные навыки и нравственные качества.

   Практика первых проектов доказала эффективность этого метода в обучении и воспитании детей.

АКТУАЛЬНОСТЬ: В 90-е годы XXвека в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Недооценка патриотизма как важнейшей составляющей общественного сознания приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства (Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации), этим и определяется актуальность патриотического  воспитания в общей системе воспитания граждан России. Одним из направлений духовно-нравственного воспитания является воспитание героического начала в детях. Ведь формирование отношения к стране и государству, где живет человек, к ее истории начинается с детства.

Мы каждый год организовываем экскурсии для дошкольников в Музей боевой славы при школе №24. Там они могут прикоснуться к истории нашей страны, почувствовать боль, которую испытал наш народ, когда началась война, и испытать чувство гордости за наших воинов, освободивших страну и весь мир от фашизма. В музее представлены экспонаты, обнаруженные на местах боев учащимися и учителями школы на местах боев. Но мы недоумеваем и в то же время негодуем, когда узнаем, что музей могут закрыть ввиду отсутствия новых экспонатов, т.е. лишают новые поколения, которые войну знают по книгам,увидеть своими глазами боевые припасы, каски, письма-треугольники, боевые награды и многое другое - все то, что с таким трудом нашли и собрали поисковики.

              «Как рассказать детям о войне».

                          

                                               Первый способ— говорите об этом с ребенком!

 

Второй способ— просмотр тематических передач по телевизору вместе с детьми. Только здесь следует оговорка — не все подряд. Идеальными для просмотра станут старые военные фильмы, в которых раскрыт смысл, которые несут в себе доброту, свет, веру в Победу. Это «В бой идут одни старики», «Офицеры», « Летят журавли». Параллельно с ними посмотрите всей семьей военный парад, концерты военных песен.

 

Третий способ— общение с ветеранами. Зачастую пожилые люди легче находят контакт с детьми, нежели родители. И они обязательно подберут нужные слова, рассказывая ребенку о пережитом.

 

Четвертый способ— расскажите о ваших воевавших предках.

 

Пятый способ— делайте упор на юный возраст солдат, ушедших на войну. Постоянно упоминайте в рассказах о том, что те, кого сейчас называют героями, в то время были обычными ребятами, такого же возраста, как и ваши дети, с такими же интересами.

 

Шестой способ— договоритесь с воспитателями детского сада о том, что  к 9 мая они будут проводить с детьми утренники на тему войны. Проведение таких мероприятий оставляет в душе ребенка глубокий след, заставляет прочувствовать и прожить кусочек той, военной жизни самому.

Седьмой способ— посещение памятных мест.

 

Комментарии

Чудина (Морозова) Татьяна Михайловна

Каждый год, накануне 9 Мая, мы ходим с детьми на братскую могилу.Рассказываем детям почему её называют братской,зачитываем высеченные фамилии погибших солдат,читаем стихи такие,как "Белеет ли в поле пороша, иль гулкие ливни шумят. Стоит над горою Алёша в Болгарии русский солдат."Возлагаем цветы. Говорим,что завтра здесь соберётся много народа,чтобы почтить память погибших. Предлагаем детям позвать своих родителей на митинг,чтобы почувствовать праздничную атмосферу. Некоторые приходят. Знания у детей невелики,они смешивают и военные сюжеты,и какие-то вымышленные картинки.Тема трудная,но опускать её никак нельзя.Ведь чуть раньше у нас был обязательным утренник, посвящённый дню Победы. А в мае 1945г...как же люди ликовали! Вот уж действительно"праздник со слезами на глазах" И не надо об этом забывать.Не знаю чьи слова "Зто нужно не мёртвым,это нужно живым."
Горячева Татьяна Юрьевна

Спасибо. Мы каждый год организовываем экскурсии для дошкольников в Музей боевой славы при школе №24. Там они могут прикоснуться к истории нашей страны, почувствовать боль, которую испытал наш народ, когда началась война, и испытать чувство гордости за наших воинов, освободивших страну и весь мир от фашизма. В музее представлены экспонаты, обнаруженные на местах боев учащимися и учителями школы на местах боев. Но мы недоумеваем и в то же время негодуем, когда узнаем, что музей могут закрыть ввиду отсутствия новых экспонатов, т.е. лишают новые поколения, которые войну знают по книгам,увидеть своими глазами боевые припасы, каски, письма-треугольники, боевые награды и многое другое - все то, что с таким трудом нашли и собрали поисковики.