Современные методы и приемы в творческом развитии детей

 

ВВЕДЕНИЕ

                                Исходная   ситуация.

В  дошкольном  детстве  закладываются  основы  развития  личности  и  формируются   творческие  способности, способности  к  саморазвитию, самосовершенствованию, умения   справляться  с  возрастающим  потоком  проблем. Важным  условием    развития  творческих  способностей детей  является    продуманное  сочетание  традиционных  и  современных    методов  и  приемов, их  многообразие.

 Анализируя  практику  работы, отметила  однообразие   методов  и  приемов, что  не  позволяло   полноценно  решать  задачи  творческого  развития  воспитанников  и  выявила проблемы:

  1. Мои  представления  о  механизмах  формирования  «творческости»  у  детей  недостаточны; требуется расширение арсенала средств .
  2. Развивающая  среда  в  группе  стандартна, недостаточно  материалов  для  пробуждения  эмоций, фантазии,  воображения, творчества  детей.
  3. Не  используются  возможности  тесного  взаимодействия  с  семьей  и  социально- культурными   центрами  города (СКЦ).

                                               Причины.

  • Недооценка  педагогом  психологических  особенностей  периода  дошкольного  детства, психических  процессов, лежащих  в  основе  развития  творческой  личности;
  •  Ограничен  арсенал  методов  и  приемов  в  системе  творческого  развития  ребенка;
  •  Не  изучены  возможности  и  опыт  семейного  воспитания  по  проблеме.
  •  Не  скоординированы  планы   работы   с  СКЦ  по   теме.

 

                         Последствия, которые  могут  возникнуть.

  • Низкий  уровень  творческого  развития  детей, как  один  из  факторов, отрицательно влияющий на подготовку  к  вступлению  ребенка  в  социум.

Недоразвитие  таких  качеств  как самостоятельность, инициативность, любознательность, процессов  воображения  и мышления  негативно  влияет  на  подготовку  детей  к  школе  и  готовность  к  вступлению  в « большой  мир».

Качественные характеристики этих процессов обеспечивают высокий уровень творческого развития детей. Именно последний является базовым компонентом развитой личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_romanovoy.doc162 КБ

Предварительный просмотр:

                                                  Отдел  образования  

                                   администрации  Кашинского  района.

«   Современные  методы  и  приемы  в  творческом  развитии  детей».

                                                                                     Выполнила:

                                                                                    воспитатель  муниципального

                                                                                    дошкольного  образовательного

                                                                                    учреждения  детского  сада  №10

                                                                                     « Солнышко»  Романова  Ольга    

                                                                                     Васильевна.

                                                        2011 г.

       

                                                                  - 1 -           

                                           СОДЕРЖАНИЕ.

  1.     Введение…………………………………………………………………………….. стр.1-3
  2.     Концепция  деятельности…………………………………………………… стр. 4
  3.     Теоретическая  база……………………………………………………………. стр.5-6
  4.     Система  работы ………………………………………………………………...  стр.7-22

4.1.  Диагностика………………………………………………………………………… стр.7

4.2.  Планирование………………………………………………………………....... стр.8

4.3.  Детское  моделирование……………………………………………………. стр.9

4.4.  Проектирование………………………………………………………………….. стр.10

4.5.  Опыты  и  эксперименты…………………………………………………….. стр.11

4.6.  Класс  открытых  задач……………………………………………………….. стр.12

4.7.   Метод  творческих  преобразований…………………………………. стр.13

4.8.   Беседы  эвристические  и этические………………………………….. стр.14-15

4.9.   Игры-ситуации, упражнения – провокации………………………. стр.16-17

4.10. Метод проб и ошибок………………………………………………………… стр.18

4.11. Интегрированные занятия…………………………………………………. стр.19

4.12. Факультативные курсы………………………………………………………. стр.20-21

4.13. Взаимодействие  с  семьей  и  социумом………………………….. стр.22-23

5.       Предъявление  опыта…………………………………………………………. стр.24

6.       Выводы……………………………………………………………………………….. стр.25-26

                                                                     - 2 -

                                     1.      ВВЕДЕНИЕ.

                                Исходная   ситуация.

В  дошкольном  детстве  закладываются  основы  развития  личности  и  формируются   творческие  способности, способности  к  саморазвитию, самосовершенствованию, умения   справляться  с  возрастающим  потоком  проблем. Важным  условием    развития  творческих  способностей детей  является    продуманное  сочетание  традиционных  и  современных    методов  и  приемов, их  многообразие.

 Анализируя  практику  работы, отметила  однообразие   методов  и  приемов, что  не  позволяло   полноценно  решать  задачи  творческого  развития  воспитанников  и  выявила проблемы:

  1. Мои  представления  о  механизмах  формирования  «творческости»  у  детей  недостаточны; требуется расширение арсенала средств .
  2. Развивающая  среда  в  группе  стандартна, недостаточно  материалов  для  пробуждения  эмоций, фантазии,  воображения, творчества  детей.
  3. Не  используются  возможности  тесного  взаимодействия  с  семьей  и  социально- культурными   центрами  города (СКЦ).

                                               Причины.

  1. Недооценка  педагогом  психологических  особенностей  периода  дошкольного  детства, психических  процессов, лежащих  в  основе  развития  творческой  личности;
  2.  Ограничен  арсенал  методов  и  приемов  в  системе  творческого  развития  ребенка;
  3.  Не  изучены  возможности  и  опыт  семейного  воспитания  по  проблеме.
  4.  Не  скоординированы  планы   работы   с  СКЦ  по   теме.

                         Последствия, которые  могут  возникнуть.

  1. Низкий  уровень  творческого  развития  детей, как  один  из  факторов, отрицательно влияющий на подготовку  к  вступлению  ребенка  в  социум.

Недоразвитие  таких  качеств  как самостоятельность, инициативность, любознательность, процессов  воображения  и мышления  негативно  влияет  на  подготовку  детей  к  школе  и  готовность  к  вступлению  в « большой  мир».

Качественные характеристики этих процессов обеспечивают высокий уровень творческого развития детей. Именно последний является базовым компонентом развитой личности.

                                                                   - 3 -

                                    Опыт  решения  сходных  проблем.

В  источниках  информации  - литература, интернет  материалы – можно  найти  достаточное  количество  публикаций  по  проблеме  творческого  развития  ребенка. Однако  в  большинстве  случаев  они  представляют  собой  теоретические  сборники , либо  сборники  практических  материалов (например, описание  игр  и  упражнений, конспекты  занятий  и т.д.), которые  не   предлагают  системы  работы  по  теме. На  мой  взгляд,  наиболее  приближенный  к  практике  работы  материал  содержится  в  методическом  пособии  Е.В. Котовой, С.В. Кузнецовой, Т.А. Романовой «Развитие  творческих  способностей  дошкольников»   Москва, «Сфера», 2010год.  

Отражение  проблемы  в  источниках  информации    свидетельствует  о  ее  актуальности.

                                             Актуальность.

 Обеспечение  условий  для  творческой  реализации  личности  дошкольника  в  разнообразных  видах  деятельности  как  проблема, требующая  глубокого  осмысления,  привлекла  мое  внимание. Изучение  проблемы  убедило  в  том, что  она  актуальна    для  дошкольного  образования  в  целом:  современному  обществу   нужна  личность   обладающая  богатым  творческим  потенциалом, способная  к  саморазвитию  и  самосовершенствованию, умеющая  справляться  с  возрастающим  потоком  проблем.  Принципиально  новые  подходы  к  воспитанию  и  образованию  дошкольников  предполагают  целенаправленные  действия  педагогов  по  развитию  творческих  способностей  детей.

                                             

                                                 

     

                                                               -  4  -

                                    2. КОНЦЕПЦИЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

                                                             Гипотеза.

Если  сформировать  у  ребенка  такие  качества  как:

-  любознательность

-  изобретательность

-  самостоятельность  выбора, принятия решений

-  заинтересованность, увлеченность

-  развитые  эмоции  и  речь

-  нестандартное  мышление  и  восприятие

-  развитое  воображение

вооружить  ребенка  достаточными  знаниями  и  практическими  навыками  то  можно   говорить  о    ребенке  как  о  ТВОРЧЕСКИ  МЫСЛЯЩЕЙ  ЛИЧНОСТИ, соответствующей  запросам  общества.

                                                       ЦЕЛЬ.

Таким  образом,  целью  своей  работы  считаю  ТВОРЧЕСКОЕ  РАЗВИТИЕ  РЕБЕНКА  путем  обогащения  системы  педагогических  действий  современными  методами  и  приемами.

Для  достижения  данной  цели    необходимо  решить  следующие  задачи:

  1. Развить  эмоциональную  сферу  ребенка.
  2. Сформировать  развитое  воображение и восприятие.
  3.  Развивать  такие  качества личности как увлеченность, любознательность, инициативность, самостоятельность.
  4. Обогатить  опыт  практических  действий  детей.
  5. Вооружить  детей  знаниями  об  окружающем  мире.

КРИТЕРИИ  РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ  РЕШЕНИЯ  ЗАДАЧ.

  1. Уровень  развития  познавательного  интереса.
  2. Уровень  эмоционального  развития  детей.
  3. Уровень образного восприятия.
  4. Уровень  развития  воображения .
  5. Динамика  развития   самостоятельности.
  6. Способность  к  моделированию.
  7. Уровень  овладения  изобразительными  и  символическими  средствами.

                                         

                                                        -  5 -        

                              3.      ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ  БАЗА.

В  дошкольном  периоде  детства  закладываются  основы    развития  личности  и  формируются  творческие  способности. Многие    образовательные  концепции  ставили  во  главу  угла    идею  воспитания  личности, способной  активно  усваивать  и  присваивать  общечеловеческий  опыт, однако  приоритет  в  воспитании  такой  личности    обозначен  недавно. Очевидно, что традиционных  подходов  в  решении  проблемы  недостаточно. Необходимо  наполнить  современный  образовательный  процесс  новым  содержанием, методами, приемами, ориентированными  на  развитие  творческой  устремленности, инициативы, интереса, вдохновения. Этот  подход  соответствует  гуманистическому  направлению  в  педагогике.

Одной  из  ведущих  концептуальных  идей  ( предложены  А.В.  Запорожцем,

Л.А. Венгером)  является    идея:

жизнь  ребенка  может  быть  полноценной  при  условии, если  дошкольники

чувствуют  себя  созидателями, открывающими  новое  в  окружающем  мире.  Процесс  познания  осуществляется  так, что  позволяет  ребенку  самостоятельно  анализировать  действительность, находить  решение  в  новых  и  неожиданных  ситуациях, осознанно  относится  к  собственной  деятельности.

Дошкольный  возраст -  благоприятный  период  для  развития  творчества. В  это  время  происходят  прогрессивные  изменения  во  многих  сферах, совершенствуются  психические  процессы (внимание, память, восприятие, мышление, речь, воображение), активно  развиваются  личностные  качества.

Н.Н. Поддъяков  отмечал, что  в  возрасте  4-6 лет  интенсивно  формируются  и  развиваются  навыки  и  умения, способствующие  изучению  окружающего  мира  и  воздействию  на него  с  целью  изменения. Накопление опыта практических действий, определенный уровень  развития памяти, воображения создают  ситуацию уверенности в своих силах. Исследования Л.С.Выгодского, А.В.Запорожца, А.Н.Леонтьева и других показывают , что в старшем дошкольном возрасте появляется новый тип деятельности – творческий. Он рождает возможность идти от  мысли к ситуации.

Особенности творческой деятельности  дошкольников очень специфичны. Многие из компонентов творчества только начинают развиваться, как, например, произвольность  внимания. Считается, что в детском возрасте творчество следует понимать как механизм развития  разнообразных деятельностей ребенка, накопления опыта, личностного роста. Ценность детского творчества следует видеть не  столько в результате, продукте творчества, а  в самом процессе такой деятельности. У дошкольника появляется  ряд черт, характеризующих его как творца (активность, инициатива, применение приемов к новому содержанию,

                                                                  - 6 -

нахождение оригинальных  способов решения задач, использование разных видов преобразований, воплощений).

Активно развиваются творческие способности в художественных видах деятельности. Способствует этому развитие эмоциональной сферы ребенка и

достаточный уровень умений и навыков для различных видов детской деятельности.

Нельзя обойти вниманием и идеи Б.Л.Яворского. Особенно помогают в практической работе  его указания на этапы развития творческих способностей.

                                       Обзор  источников  информации.

Анализ изученной литературы, интернет – материалов (Приложение 1.)  дает возможность обогатить практику работы технологиями, современными методами и приемами творческого развития  детей, продуктивно сочетать их с традиционными. Задача педагога – найти верный ориентир и понять меру ответственности за  их использование в системе работы по реализации основной образовательной программы. Идеально вписывается в новые требования выбор мною принципа интеграции задач,  решающих эти задачи современных методов и приемов в различные виды детской деятельности.

                       

                                                                   -  7    -     

                                     4 .  СИСТЕМА   РАБОТЫ.

  1. ДИАГНОСТИКА.

Всякая проблема обнаруживает себя как несоответствие между «тем, что есть» и «тем, что требуется». Поэтому начальным этапом работы была система диагностических действий, выявившая вышеозначенные проблемы и подсказавшая пути улучшения воспитательно-образовательного процесса в части творческого развития воспитанников на основе  углубленного анализа сложившейся ситуации.   Я посчитала   приоритетными следующие формы диагностики:

- наблюдения за детьми в различных видах детской деятельности ;

- беседы с воспитанниками и родителями;

- педагогические и провокационные ситуации;

- проверочные игры и упражнения;

- тесты;

- анализ детских работ;

- анализ развивающей среды в группе и семьях;

В основе результативности диагностики всегда лежит картина, показывающая положение дел на определенном этапе.

Изначальная диагностика показала недостаточно высокий уровень творческого развития детей по большинству его компонентов. Она и легла в основу планирования, обогащения системы работы продуктивными средствами.

Итоговая диагностика  и сравнительный анализ позволили убедиться в правильности   выбора целей, расстановки приоритетов в выборе  этих средств и органичности их включения в общую систему работы по реализации образовательной программы. Обнаружила главный положительный результат: рост уровня творческого развития к а ж д о г о ребенка. Этот результат отражен в ряде диаграмм, сводных таблиц.( Приложение 2.)

                                                                      - 8 -

          4.2.    ПЛАНИРОВАНИЕ.

Только  заранее намеченный порядок действий, проведения выбранных мероприятий, обеспечивающий систему работы по результатам диагностики может дать положительный результат. Планирование работы  

Преследовало  решение нескольких  проблем: скорректировать имеющиеся виды планирования в сторону обогащения содержания и средств решения поставленных задач, включая работу с семьей и социумом; скоординировать планы работы со специалистами – инструктором по физической культуре и музыкальным руководителем; вернуться к приоритетам комплексно-тематического планирования .

Все это позволило поставить во главу угла главный современный принцип организации образовательного процесса – интеграцию. Именно на этой основе и возможно формирование не просто конкретных знаний и навыков, а  развитие личностных качеств ребенка – творца и созидателя.

Результативность этих подходов позволила обеспечить систему в работе по творческому развитию, обогатить арсенал средств, развивающих качества личности. (Приложение  3.)

                                                                -  9 -

        4.3.   ДЕТСКОЕ  МОДЕЛИРОВАНИЕ.

Детское моделирование -  форма  организации  детского  опыта, направленная    не  только  на  умственное  развитие  ребенка, но  и  на  совершенствования  способности к  символическому  обозначению  реальности. Это  «символическое» отношение  особенно явно  выступает  когда  ребенок  передает  наиболее эмоционально  значимые  события , неоднократно  воспроизводя   разнообразные  чувства. Символы, обладая

значительной  эмоциональной  насыщенностью, дают  возможность  полного  включения  в  ситуацию, выражению  своего  отношения  к  ней.

        Моделирование широко представлено в реализуемой ДОУ программе «Развитие»  и интегрируется  во  все образовательные области. Поэтому использование многообразных типов моделей, символов, карт, схем, лекал не представляло для меня трудностей. Главной задачей в использовании моделирования  был подбор  этих средств для обогащения внутреннего мира ребенка, формирования самостоятельности и творческого  использования моделей в игре, конструировании, музыкальной и пластической импровизации, творческом  рассказывании.

Особую  роль  играет  в  творческом  развитии  метод Проппа – построение  пространственной  модели  сказки.  Он  предусматривает  четкое  выделение   эпизодов  при  помощи  рамок   и  выбор  детьми  условных  обозначений  героев  произведения. Этот  метод  я  успешно  использую  не  только   при  работе  со  сказкой , но  и  другими  литературными  жанрами, в  речевом  детском  творчестве.(Приложение 4.)

                                                Результат.

           Показатели

           До

      После

Овладение  средствами  символизации.

В             37%            

С             63%

Н              -

                86%

                14%

Рассказывание на основе про-

странственно-временной мо -

дели

Сочинение

с  опорой  на  пространственно-временную  модель

В              28%

С              57%

Н             15%

В              19%

С              48%

Н              33%

76  %

             18%

              6%

             42%

              47%

              11%

Самостоятельное построение  пространственно  -временных  моделей

В              18%

С              30%

Н              52%

              37%

              45%

              18%

                                        -   10    -

  1.  ПРОЕКТИРОВАНИЕ.

Метод проекта  я продуктивно применяю в работе с детьми и родителями с 2006года. Считаю наиболее  целесообразным  использовать его для решения задач, недостаточно представленных в программе, проблемных для педагога.

Технология проектирования позволяет  комплексно решать задачи обучения, воспитания,  развития, коррекции личности ребенка, может существенно расширить круг участников образовательного процесса, помочь  выбрать нетрадиционные пути решения задач. В проект стараюсь включить максимальное количество проблемно-познавательных материалов, средств, воздействующих на эмоциональную сферу, практических форм работы. Наиболее  привлекательны  для  меня  формы  игры, сказки, путешествия, экспериментирования. Особое внимание уделяю оригинальной форме презентации, которая позволяет совместно прожить результат, ситуацию успеха.  Кстати, п р е з е н т а ц и ю использую не только как заключительный аккорд реализации проекта, но и как отдельный вид работы, направленный на накопление ребенком опыта общения, инициативы общения, творческих проявлений, создания положительного имиджа детского сада, группы , установления более тесного взаимодействия  родителями. Презентации  устраиваем  и как часть какого-либо мероприятия: Дня здоровья, Дня открытых дверей, развлечения, и как  специальное мероприятие (вернисаж, выставка детских работ, оформление группового помещения и др.). Наиболее полезны в плане  творческого развития презентации групповых достижений детей в продуктивных видах деятельности и театрально-музыкального творчества. Здесь дети демонстрируют свои умения, творческие работы.

Большинство разработанных мною проектов были направлены на решение художественно-творческих проблем. (Приложение 5.)

Организуя   проектную  деятельность,  ориентируюсь  на  интересы детей, что  обеспечивает  мотивацию к  успешному  обучению  и  развитию  . За  счет  работы  в  режиме  группового  творчества у  детей  интенсивно  развиваются  способности  к  рефлексии , выбору  адекватных  решений, умению  выстраивать  из  частей  целое. В  процессе  реализации  проектов  у  дошкольников  формируется самостоятельность, инициативность, ответственность.  Коллективные  переживания  сближают  детей  друг  с  другом  и  со  взрослыми, способствуют  улучшению микроклимата  в  группе, развивают  эмоциональную  сферу.

                                            Результат.

                 Показатели

          До

       После

    Интерес

В          45%

           64%

    Инициативность

В          18%

           35%

    Самостоятельность

В          52%

            73%

    Взаимопомощь

В          20%

            58%

                                                                  - 11  -

  1.   ОПЫТЫ  И  ЭКСПЕРИМЕНТЫ.

Эксперимент – важнейший  метод  исследования. Предполагает  проведение  практических  действий  с  цель  проверки, сравнения, выявления. Синонимом  его  является    опыт.

Лишение  возможности  экспериментировать, постоянные  ограничения  самостоятельной  деятельности  негативно  сказываются  на  развитии  ребенка, способности  обучаться   в дальнейшем. Я  убеждена, что  экспериментирование  наряду  с  игрой  является  ведущим  видом  детской  деятельности. Этот метод успешно используется в решении большинства задач дошкольного обучения, формирования личностных качеств и возникает  в жизни ребенка раньше игры. Вот почему я внимательно отношусь к спонтанным проявлениям самостоятельности детей в освоении окружающего мира . Авторитаризм, репродуктивные методы предупреждают ошибки, но  делают ребенка  безынициативным, эмоционально не развитым , не способным к сотрудничеству и сотворчеству.  Широкое внедрение экспериментирования – один из путей формирования творческой личности. В практической работе я постаралась раздвинуть рамки  использования экспериментирования от опытничества  с природными явлениями и материалами к опытничеству со словом,  изобразительными средствами, звукам, формами общения. В процессе опытничества, я убедилась в справедливости слов К.А.Тимирязева: «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность самим ставить вопросы, получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми,  кто такой школы не прошел».

Многие опыты не требуют высоких материальных затрат, и это так же привлекательно в  условиях нелегкого материального положения детских садов. Целиком данный плюс можно соотнести с особым видом   - мысленным экспериментированием.  Оно может быть заключено в самые разнообразные формы: словесные задачи,  истории-фантазии,  анализ готовых схем и моделей, чертежей построек, элементы творческого рассказывания. Умственные рассуждения, доказательства более сложны но не менее продуктивны: развивают образное и логическое мышление, уважение к чужому мнению,способствуют самоутверждению и высокому уровню коммуникативности. (Приложение 6.)

     Результатом    является  умение  детей  следовать  заданному  алгоритму     действий, делать  выводы.  

                                                              - 12    -                    

  1. КЛАСС     ОТКРЫТЫХ     ЗАДАЧ

Работа воображения связана с ситуацией неопределенности ее познавания. Этому соответствует класс открытых задач. Это задачи, не имеющие однозначного решения и допускающие несколько вариантов ответов. Класс открытых задач  вмещает в себя многообразные игры и упражнения, направленные на развитие интеллекта, воображения, стимулирует  образность мышления, поиск нестандартных решений, их вариативность, формирует ответственность за принятое  решение, самостоятельность, инициативу.

Наиболее успешно вписываются в общую систему творческого развития детей следующие  варианты  задач:

- дополнение   изображения ;

- опредмечивание   изображений;

- решение   проблемных   ситуаций;

- постановка  вопросов  к  одной  картине;

- придумывание  названий  рассказов, картин, вариантов  событий.

(Приложение 7.)

                                                      Результат.

Положительная  динамика  развития  воображения, коммуникативных  качеств, самостоятельности.

 

 

                                                                    - 13  -

     4.7.             МЕТОД  ТВОРЧЕСКИХ  ПРЕОБРАЗОВАНИЙ.

Метод  творческих  преобразований  предполагает  использование  последовательных  вопросов, позволяет  описать  изменения, происходящие  в  изучаемом  явлении  в  процессе  какого - либо  преобразования.

Вопросы    о  предметах  и  объектах  направлены  на :

-  уменьшение

-  увеличение

-  замещение

-  перемещение

-  альтернативное  применение  и  изменение.

Например:

-  Можно  ли  изменить  голос?

-  Можно  ли  изменить  запах  данного  объекта?

-  Можно ли  сделать    предмет  менее  заметным?

-  Можно  ли   удлинить  объект?

-  Можно  ли  заменить  название?

-  Что  можно  использовать  вместо этого?

(Приложение 8.)

                                                      Результат.

Развитое  логическое  и  образное  мышление,  воображение.

                                                                   -  14  -

             4.8.    ЭВРИСТИЧЕСКИЕ   И  ЭТИЧЕСКИЕ  БЕСЕДЫ.  

Эвристическая беседа–разновидность метода беседы , спецификой которой является  постановка не только вопросов познавательного и поискового характера,  обозначающих  мыслительно –речевую задачу, а  специфического вопроса, ответ на который требует нестандартного мышления, сообразительности,  аналитико-синтетической деятельности . Близка к «сократовской» беседе, культивирующей искусство думать , умение ставить вопросы там, где они не лежат на поверхности. Взрывать очевидность общепринятых расхожих суждений. Финалом таких бесед становиться  индивидуальный поиск на поставленный вопрос , оригинальные  ответы

Сравните два вопроса, и все будет понятно:

Почему поезд идет быстро?  -            /     Что растет зимой ? – требует знаний

-требует определенных  зна-                      в различных областях, объединяя

ний в одной области ,элемен –                  и дифференцируя  их; требует ори-

тарного анализа; требует оди-                  гинального решения,  своего ответа,

накового    результата,    ответа.               часто, не совпадающего с другими

 мощный, сильный  двигатель)                  (сугробы, сосульки, день, цена на

                                                                              бензин, рассада ,лук в ящиках, солн-

                                                                              це поднимается выше, пуховки на

                                                                              вербе)

(Приложение  9.)

К положительным результатам можно отнести  умение видеть проблемы, искать на них свой ответ, выбирать, оценивать ответы сверстников, нестандартно мыслить.

Оригинальность ответов:

1половина года      -     в  18%                          конец года        -             в     40%

                                                                     -  15 -

Этическая беседа – разновидность беседы, особенностью которой является поставленный во главу угла вопрос на  социально-нравственную тему. Он требует от ребенка глубокого осмысления практической ситуации или художественного текста со  стороны  оценки нравственно-этических или эстетических ценностей. Здесь нужны не просто знания и представления ребенка, но развитость его чувств и даже интуиции. Это взаимообразный процесс обогащения эмоций и представлений, практикум облечения чувств в слова.  Развивающий характер столь специфической сферы особенно ценен, т.к. без него не возможен положительный результат всей моей работы : только эмоционально развитая личность может стать  творчески развитой личностью.

Моей оригинальной разработкой является  цикл этических бесед на основе материалов «Хрестоматии по этике» В.А. Сухомлинского. Диапазон творческого применения произведений из нее может быть очень велик. В.А.Сухомлинский  избрал одним из магистральных путей эмоционально-нравственного воспитания педагогическую этику, уделив наибольшее внимание вопросам развития и воспитания посредством слова. Наполнил воспитание подлинно гуманистическим смыслом. А это –  важное качество творчески развитой личности. Через художественные образы  рассматриваю проблемы формирования представлений о богатстве и красоте не только окружающего мира , но и человеческих отношений, поступков. Многие из собранных историй, притч, легенд, сказок доступны пониманию и оценке детей 4-7 лет. Этот удивительный мир населен персонажами, героями и событиями, понятными для детского разума. Очень часто  художественная миниатюра несет в себе ситуацию нравственного выбора. Для решения  задач эмоционально-нравственного развития я выбрала миниатюры раздела «Красота – радость жизни». Цикл  из 10 этических бесед затрагивает  важные этические и эстетические проблемы и  формирует чувства и качества личности .

Продуманный подбор и эмоциональная подача, беседа по произведению неизменно  производят на детей  неизгладимое впечатление, вызывают чувственный отклик, содействуют адекватности и зрелости эмоциональных проявлений и оценок, обогащают словарь.

Результативность отражается в высоком уровне развития эмоциональной сферы большинства детей, умении правильно оценить поступок, увидеть его красоту или неприглядность. (Приложение  10.)

                                                                     - 16  -

  1. ИГРЫ-СИТУАЦИИ, ИГРЫ–ИМПРОВИЗАЦИИ, ИГРЫ-ФАНТАЗИИ и  УПРАЖНЕНИЯ – ПРОВОКАЦИИ.

Игровая деятельность как ведущая для дошкольника органично интегрируется во все направления работы педагога и является важным инструментом  развития, коррекции личности, творческого роста ребенка, его самоутверждения.

Среди игр, целенаправленно используемых с этими целями , мне хотелось бы выделить  такие, как игры-ситуации, игры –импровизации, игры-фантазии и  упражнения-провокации. Все  они  так  или  иначе  подпадают   под    особенности

 м е т о д а   т в о р ч е с  к  и х    з   а  д а н и й  . Он  рассматривает творчество как универсальное свойство личности, проявляющееся в постоянной потребности выходить за границы собственного опыта. Поэтому главная цель этого метода – развивать собственную творческую активность ребенка, которая будет способствовать успешному осуществлению любой другой деятельности.    Они особенно ценны тем, что формируют «творческость», способность к вариативности, импровизации, самостоятельность выбора путей и средств. Это могут быть игры со словом, музыкальные и пластические импровизации, рисуночные игры и   игры на фланелеграфе… Важен продуманный их выбор и достаточная кратность, создающая тренировочный эффект. Это, безусловно, определяет сам педагог. Во всех используется творческое задание  с постановкой творческих задач.  

Игры-фантазии ориентированы на развитие художественно-творческих способностей. Это, например, сочинение историй на основе музыкальных образов. Наиболее продуктивны коллективные игры, т.к. усиливают эффект эмоциональной отзывчивости, импровизации. Они особенно важны для создания ситуации успеха.  Это могут быть и

Игры - ситуации  многообразны. Отбираю в соответствии с темой те, что развивают  внимание, восприятие, формируют умение находить сходства и различия, диагностировать и развивать эмоциональную сферу, воображение, коммуникативные навыки. В силу особенностей дошкольного возраста  проблемные ситуации в структуре различных видов деятельности и форм работы стараюсь  облечь в форму игры. В творческой атмосфере игры  формируется творческая личность.

                                                                     - 17   -

Игры - импровизации  требуют от дошкольника таких качеств, как сообразительность, фантазия, творческое начало. Особенно много их используется в сотворчестве с  музыкальным руководителем. Однако, они не только музыкальные, но и  словесные, двигательные, театральные…

Упражнения-провокации – делают обучение и развитие ребенка  интересней и сложней. Это эффективное средство  умственного развития, предполагающее решение какой-либо творческой задачи,  выделения лишнего, нахождения нестандартного. Провокации использую в виде словесных задач и инструкций, материала для занятий, в составе дидактических игр и текстов, видеоматериалов.

Кроме того, это полезный диагностический материал, позволяющий ненавязчиво выявлять уровень развития многих личностных качеств ребенка.

(Приложение 11.)

                                                                     - 18 -

  1.   МЕТОД ПРОБ И ОШИБОК.

Метод проб и ошибок направлен на поиск нового для ребенка в решении не-сложных задач. Он может успешно сочетаться с эвристической  беседой. Метод стимулирует познавательную активность, в основе которой лежат любознательность, пытливость, развитое воображение. Это первое посвящение ребенка в самостоятельную мыслительную деятельность, первым шагом в творчество. Однако,  им не злоупотребляю: путь поиска может быть долгим, развивающий эффект должен превышать затраты времени. Не всегда стоит изобретать  колес .

                                   

Перечень произведений «Хрестоматии по этике» В.А.Сухом -

линского   для проведения этических бесед в средней группе.

  1. «Коту стало стыдно».
  2. «Как мы спасали птенцов жаворонка».
  3. «Чтобы бабочка не укололась».
  4. «Снежинка и капелька».
  5. «Карасик в аквариуме».
  6. «Как вылететь шмелю».
  7. «Все в лесу  поет».
  8. «Какие они бедные».
  9. «Почему плачет синичка».
  10. «Куст сирени».

В старшей группе:

  1. «Срубили вербу».
  2. «Он только живой красивый».
  3. «Как белочка дятла спасла».
  4. «Спас лягушат».
  5. «Необычный охотник».
  6. «Как мы нашли в лесу гнездо».
  7. « «Гнездо иволги».
  8. «Елочка для воробьишки».
  9. «Тополя в степи».
  10. «Моя мама пахнет хлебом».
  11. Яблоко в осеннем саду».

В подготовительной группе:

1. «Куст волчьих ягод».

2. «Улетают лебеди».

3. «Кукушкино горе».

4. «В поле ничего нет».

5. «Дуб на дороге».

6. «Мальчик и Колокольчик Ландыша».

7. «Пусть будут и Соловей и Жук».

8.  «Пурпурный цветок».

9. «Самое красивое и самое уродливое».

10. «Мальчик с больным сердцем».

11. «Старая вишня».

     

 

 

К приложению       .

                       ВАРИАНТ  ПЕРЕЧНЯ  ТЕМ  ПРЕЗЕНТАЦИЙ.

1.Фотовыставка   конкурса на лучший детский букет « К цветку- цветок».

2. Выставка детских работ «Сделали сами, своими руками». (атрибуты для сюжетно-ролевых игр).

3. Вернисаж рисунков детей «Дома на улицах нашего города».

4. Представление эскизов  групповых эмблем, сделанных родителями с детьми(на  групповом родительском собрании).

5. Выставка  «Вместе с мамой, вместе с папой»(поделки детей и родителей к праздникам) с совместным чаепитием.

6. Спортивное развлечение участников коррекционного кружка  «Красота, грация, движение».

7. «Приглашение в театр» - отчетный концерт  кружка «За синей птицей»  –детская опера «  Кошкин дом».

8. Практический показ оздоровительного бега как инновации на родительском собрании

                                                                   - 19 –

4.11.    ИНТЕГРИРОВАННЫЕ  ЗАНЯТИЯ.

Интеграция – важное и перспективное направление современного образования, требование концепции модернизации.

Дошкольный  возраст -  сензитивный  период  не  только для  обогащения  представлений  ребенка  об  окружающем  мире, но  и  познания  закономерностей, зависимостей, взаимовлияний. Важным  результатом  работы  педагога  является  развитый  познавательный  интерес. Особую  роль  в  этом  процессе  играют  интегрированные  занятия.

В интегрированных  занятиях  соединяю  знания  из  разных   образовательных  областей  на  равноправной  основе,  дополняя  друг  другом. При  этом  имею  возможность  решить  несколько  задач  развития: развитие  речи  и  образного  мышления; ознакомление  с  окружающим  и  выразительность  движений, музыкальной  импровизации и т.д.

Убедилась на практике, что  интегрированные занятия  позволяют  образовательным компонентам суммарно воздействовать на воспитанников гораздо более эффективно, чем по отдельности. Это обеспечивает позитивный результат  развития личности, ибо требует глубокого личного участия  педагога и детей.

Интегрированные занятия  помогли  моим  воспитанникам  расширить представления  об  окружающем мире, понять  многие  взаимосвязи  явлений  и  предметов. Они  способствовали  развитию  образного  

мышления  и  творческой  активности, более глубокому познанию, пониманию окружающего мира , навыков рассуждать и доказывать.

( Приложение  12)

                                                                 - 20 -                        

  1.  ФАКУЛЬТАТИВНЫЕ  КУРСЫ.

«ХУДОЖЕСТВЕННОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ».

Факультативные курсы - специфическая совместная деятельность педагога с детьми, направленная на превышение государственного стандарта. В своей группе я реализую два факультатива художественно-эстетического направления: «Художественное конструирование» и «Выразительное движение».

«Художественное конструирование» реализует задачи  развития познавательных и творческих способностей детей . Они включают задания, направленные на развитие:

-восприятия, владения сенсорными эталонами, действиям опредмечивания;

-мышления, овладения детьми замещением и действиями по построению и использованию моделей пространственных  отношений разных  типов;

- воображения, построения  детьми новых образов, их преобразований;

- творческих способностей детей , их умений выражать свое отношение к действительности и находить средства для воплощения такого отношения в специфическом  конструкторе – тканевых фрагментах – геометрических формах различной величины и цвета.

 Реализация  курса особенно  помогла   в развитии художественных способностей. Многие дети прочно  овладели  использованием линии, цвета, формы, фона, ритма, симметрии, композиции, и многими умственным действиям.

             

                                                             - 21-

«ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ».

Дополнительным разделом к основной программе является и курс «Выразительное движение». В среднем возрасте возникают дополнительные предпосылки для более сложного образно-пластического воплощения игрового содержания: способов передачи  сюжета, характеров персонажей, их взаимодействию. Преимущество я отдавала парному взаимодействию.  На основе обучения языку движений  активно шло развитие партнерских отношений, разнообразия эмоций, невербальных средств общения, эмоционального общения детей друг с другом и педагогом. Отмечена положительная динамика пластики и разнообразия движений у каждого ребенка. Старалась до минимума свести  репродуктивные методы. Дети к старшей группе уже могли импровизировать, соотносить движения, мимику, жест с внутренним состоянием героя.

Ненавязчиво осуществлялась коррекция черт личности детей,  мотивов их поведения: у многих  пропало чувство стеснительности, сменяясь чувством ответственности; отдельные дети стали чувствовать себя более уверенными, раскрепощенными;  эмоциональная составляющая личности стала более позитивной; стало меньше конфликтов .

                                                       -  22 -

4.13.        ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ  С  СЕМЬЕЙ  И  СКЦ.

Сотрудничество   педагогов  ДОУ  и  родителей  взаимовыгодно  и  жизненно  необходимо.

По  мнению  отечественных  и  зарубежных  педагогов  и  психологов  дошкольный  возраст  является  особым  периодом  в  развитии  детского творчества. К  сожалению, еще  не  все  родители  понимают  это. Было  очень  важно  убедить    их  в  необходимости    совместной  работы  по  данному  направлению, решению  задач  творческого  развития  детей  в  семье. Я  использовала  диагностику, индивидуальные  беседы, открытые  просмотры, встречи  со  специалистами ( музыкальный  руководитель, работник  музея, учителя  музыкальной  школы  и т.д.)  и  интересными  людьми (художник  -любитель, мастер  по  росписи  матрешек, вышивальщица, резчик  по  дереву).Итоги  работы  с  детьми  родители  могли  видеть  на  выставках, вернисажах, отчетных  концертах   музыкально-театрального  кружка, театральных  пятницах, праздниках.

Успешному  решению  задач, которые  я  поставила  перед  собой, способствовала  помощь  и  поддержка  родителей.

Из  всей  системы  работы  с  семьей  наиболее  эффективными    оказались    следующие   формы:

 -   практикумы  для  родителей

-   консультационный  пункт

-   дни  открытых  дверей

-   развлечения  и  театральные  пятницы

-   семейные  конкурсы

-    выставки  поделок  и  рисунков

-    родительская  газета

-    совместное  оформление   группы  и  участка.

Яркие, эмоционально  окрашенные  впечатления   способствуют  творческому  развитию  детей. Наряду  с  работой  в  уголке  эстетического  восприятия, походами  и  экскурсиями  в природу, совместной  работой  по  изодеятельности  я   знакомила  детей  с  работой  социально-культурных  центров  города: краеведческого  музея, школы  искусств, детской  библиотеки, Дома  культуры.

В  работе   использовала:

-  занятия  на  базе  музея

-  экскурсии

-  концерты  музыкальной  школы

                                                           - 23 -

-  участие  в  совместных  мероприятиях   на  базе  детской  библиотеки  (викторины, выставки  рисунков, громкие  чтения, игровые программы, тематические  праздники)

-    посещение  выставок, спектаклей  в  Доме  культуры

-   встречи    с  воспитанниками  школы  искусств.

(Приложение 14.)

 Эта  работа  позволила  создать  устойчивый  интерес   у  детей  к  миру  прекрасного, желание  участвовать  в  работе  кружков    школы  искусств, посещать  детскую  библиотеку.

Дети  стали  эмоционально  отзывчивы, в  их  работах   отслеживаются  элементы  творчества. Возрос  уровень  оригинальности   и  самостоятельности. 

Около 30 %  воспитанников посещает кружки и студии художественно-эстетического направления в  СКЦ. 

                                                     

                                                                     - 24 -

  1.   ПРЕДЪЯВЛЕНИЕ  ОПЫТА.

Данный  опыт  предъявлялся    в  следующих  формах:

  1. Презентация  проектов  

-« Цветочные  мифы» (развлечение);

-« Дома  на  улицах  нашего  города» (вернисаж).

-«Подарок маме» ( групповой праздник с совместным чаепитием).

  1. Открытые мероприятия

- Творческие игры ( для работников ДОУ к педсовету по теме «Развитие  творчества дошкольников  посредством игровой деятельности» ).

- Театральная пятница в творческом развитии ребенка.

- Отчетный концерт ( кружковая работа- детская опера «Кошкин дом»).

     3.   Выступление на педагогическом совете  ( « Пути и средства творческого развития ребенка».)

     4.    Выступление на Круглом столе  района по самообразованию ( «Ступеньки творчества»).

     5.  Презентация  опыта на районном  конкурсе «Воспитатель года-2011.

                                                                    - 25-

                                                   

  1. ВЫВОДЫ.

В опыте представлены наиболее продуктивные формы работы, составляющие основу системы   творческого развития  дошкольника и отвечающие современным требованиям образовательного процесса.

ДОСТИГНУТЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ

 Достигнут прогнозируемый рост  ( высокий  уровень  в %):

познавательного интереса -

волевых усилий – с 18 % до 85 %;

самостоятельности – с 52% до 73 %;

творческого воображения  с   35%    до  68  %;

 освоения средств символизации с 37% до 64%;

  активности, инициативы -       с 18% до 35%;

  Уровень овладения  изобразительными средствами:

   выразительность движений  - 92%;

   оригинальность рисунков  - 41 %;

   эмоционально насыщенное общение -  80%;

   образное  перевоплощение  -  с 30 % до 80 %;

   музыкальная импровизация с 8 до

НОВИЗНА

  1. Соответствие современным требованиям к образовательному процессу, его результату.
  2. Продуктивный подбор  и использование  системы методов и приемов с целью творческого развития ребенка .
  3.  Интеграция  современных методов и приемов в различные виды детской деятельности, образовательные области.
  4.  Комплексный подход на основе  объединения возможностей детского сада, семьи, СКЦ.

                                                       -  26 -

  ЗНАЧИМОСТЬ ОПЫТА ДЛЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ:

Соответствие требованиям  новых образовательных  программ, их главным принципам.

Продуктивный путь развития личности ребенка и одной из главных ее составляющих – творческости.

Стимулирование творчества педагога.

УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ ПРЕДЪЯВЛЕННОГО ОПЫТА.

Система работы универсальна. Может быть использована  для  реализации данных задач, означенных в любой         программе. Возможны различные трансформации, сочетания названных средств решения задач, дополнения, совершенствование в сторону отбора, многообразия, сочетаемости компонентов при единстве  подходов и принципов.  Доступна для воспитателей, соответствующих квалификационным требованиям.

                                                        ВНЕШНЯЯ ОЦЕНКА.

  1. Качество результатов работы.
  2. Положительные отзывы коллег.
  3. Положительная оценка руководством ДОУ.
  4. Положительная оценка  методистом  отдела образования.
  5. Положительная оценка жюри  районного конкурса «Воспитатель года».
  6. Удовлетворенность специалистов ДОУ, СКЦ, родителей данным уровнем развития детей .
  7. Положительные отзывы учителей.