Развитие социальной компетентности дошкольников через проектную деятельность

Разумова Инесса Васильевна

Развитие социальной компетентности дошкольников через проектную деятельность

 

 

Выполнил воспитатель

1 квалификационной

категории

Разумова Инесса Васильевна

 

 

В программе «Детство» социально-личностное развитие представлено как одно из ведущих направлений образовательного процесса, подчёркивается его неразрывная связь с освоением нравственных и эстетических ценностей.

Социально-личностное развитие происходит успешно при условии его непрерывного осуществления, т.е. включения во все моменты образовательного процесса.

Важно создать эмоционально-комфортный климат в группе и содержательное личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми, уметь поддерживать инициативу детей.

Социализация – очень важный процесс развития индивида для дальнейшей самореализации. 

Что включает в себя социализация? Усвоение трудовых навыков, ценностей, правил, традиций, норм, знаний.

 Программа социализации занимает всю жизнь, но основной «удар» социального развития приходится именно на период детства.

 Детский сад – начало социальной жизни ребенка

Первое знакомство с социальной жизнью, ее закономерностями и причинно-следственными связями происходит в образовательной среде детского сада, где все окружающие детей люди играют каждый свои роли. Это и родители, и педагоги-воспитатели, и сами дети - сверстники дошкольника.

В процессе социализации очень важную роль играет детский сад. Деятельность воспитателей направлена на развитие индивидуальности ребенка, организации его психологического состояния, а также, преодоление проблем в общении.

Родители – второй инструмент и средство социализации дошкольников.

 Родители – авторитет, по крайней мере, в дошкольном возрасте, поэтому родительский пример достаточно весом для ребенка.

Ролевое поведение в процесс социализации ребенка дошкольника знакомит с нормами, обычаями, а также, регулирует поведение ребенка в той или иной ситуации.

Эффективным средством интеграции ДОУ и семьи, на наш взгляд, является совместная проектная деятельность воспитателей, родителей и детей, которая обеспечивает условия формирования социальной компетентности ребенка.

Работая над проектом, были  поставлены задачи, реализовав которые ребенок смог раскрепоститься в коллективе и таким образом повысить уровень своей социальной компетентности.

Мы можем увидеть это на примере проекта «Моя семья»

 

Цель данного проекта:

 

*создать условия, при которых ребёнок сможет раскрыться эмоционально и творчески;

*воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи, как к людям, которые живут вместе и любят друг друга;

 

Задачи проекта:

 

*организовать мероприятия побуждающие ребёнка и родителей к творческому самовыражению;

*формировать знания о семье, о семейных традициях;

*расширять кругозор детей и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений, развивать связную речь;

*укреплять детско-родительские отношения

 

Виды деятельности для реализации проекта:

 

Совместная деятельность с детьми

Совместная деятельность родителей и детей

Средства реализации проекта

 

*чтение художественной литературы по теме «Моя семья»: «Волк и семеро козлят», А. Барто «Младший брат», «Две сестры глядят на брата», «Его семья», «Мама уходит на работу» и т.д,

 

*пальчиковые игры «Моя семья», «Этот пальчик….», «Два братца», «Дружная семейка»

(слайд)

 

*дидактические игры: «Кем быть», «Кому, что нужно для работы», «Чей малыш?», «Мой дом», «Профессии», «Кто старше?» (слайд)

 

*сюжетно-ролевые игры «Семья», «Дочки-матери», «Вот как я стираю, маме помогаю», «К нам пришли гости» (слайд)

 

*создание альбома «Устами детей» (что дети рассказывают о своей семье)

 

 

*беседы с детьми о

своей семье, о родственниках;

 

*рисунки на тему «Моя семья»;

 

*составление фотоальбома «Моя семья»;

 

*создание альбома «Чем любит заниматься моя семья»

 

 

-Во время чтения художественной литературы необходимо задавать детям вопросы позволяющие узнать эмоциональное отношение детей к событиям и героям.

Для чего это делаешь

Рассмотрим на примере сказки «Волк и семеро козлят»:

-Кем коза была для козлят?

-Какие чувства она испытывала к своим детям?

-Что с ней произошло, когда она узнала, что волк съел её детей?

-Почему она расстроилась?

-Чему нас научила эта сказка?

 

-Также более глубокому проникновению к эмоциональности детей служит рассматривание иллюстраций, повторное чтение отрывков из текста.

 

-Пальчиковые игры помогают закрепить термины «родственные связи», обогащают словарный запас детей.

 

-Дидактические игры способствуют общему развитию ребёнка, с их помощью легко запоминаются прилагательные и глаголы

 

-С помощью сюжетно-ролевых игр ребёнок может самовыразиться, а воспитатель, наблюдая за игрой ребёнка, вносит необходимые корректировки.

 

-В сюжетно-ролевой игре идёт закрепление функций каждого персонажа, что приводит к формированию знаний о семье и её членах.

 

-В альбоме «Устами младенца» собраны рассказы детей о своей семье. Мы планируем, ежегодно пополнять этот альбом и на выпускном вечере представить его на обозрение повзрослевшим детям.

 

 




Заключение:

Таким образом, мы видим, что метод проектов, реализующийся в образовательном процессе приводит к формированию социальных компетенций, способствует развитию социальной зрелости дошкольника, готовности его к адаптации в социуме.

 

При реализации проекта отмечается выраженная динамика в формировании учебно-познавательных компетенций. Возрастает познавательная активность детей, самостоятельность в получении информации и разнообразие способов ее обработки.