методическое портфолио
Развитие воображения в дошкольном возрасте
Скачать:
Предварительный просмотр:
- ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПОРТФОЛИО
Цель: cистематизация знаний, умений и навыков при организации и осуществлении целостного педагогического процесса в соответствии с образовательными программами дошкольных учреждений.
Задачи:
- Организация содержательной жизни детей и руководство разными видами детской деятельности.
- Проектирование, планирование и осуществление образовательного процесса в дошкольном учреждении.
- Проектирование, планирование и осуществление воспитательной работы в дошкольном учреждении.
- ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ
Воображение – это важнейшая сторона нашей жизни. Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией. Мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. Проще сказать лишите человека фантазии и прогресс остановится!
Воображение это – психически познавательный процесс создания новых образов путём переработки материалов восприятия и представлений, полученных в прошлом опыте. Воображение присуще только человеку. Оно позволяет представить результат труда, рисования, конструирования и любой другой деятельности до её начала. В зависимости от степени активности различают активное и пассивное воображение. Воображение часто называют фантазией. Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность. С помощью воображения у нас формируется образ никогда не существовавшего или не существующего в данный момент объекта, ситуации, условий. Воображение и чувство (эмоции) в жизни ребенка нераздельны. Влияние чувства на воображение и обратно давно было замечено учеными. Еще в прошлом веке французский психолог Т. Рибо выяснил, что все формы творческого воображения заключают в себе сильные эмоциональные моменты. Л. С. Выготский вывел «закон общего эмоционального знака», суть которого выразил словами: «... всякое чувство, всякая эмоция стремятся воплотиться в образы, соответствующие этому чувству»… Эмоция как бы собирает впечатления, мысли и образы, созвучны настроению человека. Таким образом, богатая эмоциональная жизнь стимулирует развитие воображение. Никакая творческая деятельность невозможна без фантазии. Творчество сложный психический процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности.
Воображение – великая сила. С его помощью можно полететь на Луну, отправиться в путешествие по древнему миру и представить себе лицо далекого друга.
Изучением воображения дошкольников занимались исследователи: Дьяченко О. М., Выготский Л. С., Немов Р. С., Запорожец А. В., Эльконин Д. Б., Рубинштейн С. Л..
Психологическая и педагогические науки, начиная с 19 века, уделяли особое внимание изучению познавательных процессов. В последние десятилетия накоплен большой багаж научных и практических знаний по диагностике и развитию этих процессов. Исследования показали, что наиболее значимый период для их развития – дошкольный (с рождения до семи лет), - а в этом возрасте у детей пробуждается целенаправленная активность для освоения познавательных приемов, которая позволяет обучать ребенка, ускоряя процесс развития и формирования познавательных способностей. Ведущую роль в этом процессе выполняют взрослые, участвующие в воспитании ребенка, особенно родители, чей авторитет для дошкольника является определяющим.
- Функции воображения
Значение функции воображения в психическом развитии велико. Однако фантазия, как и любая форма психического отражения, должна иметь позитивное направление развития. Она должна способствовать лучшему познанию окружающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность, замену реальной жизни грезами. Для выполнения этой задачи необходимо помогать ребенку, использовать свои возможности воображения в направлении прогрессивного саморазвития.
Воображение ребенка с самого начала его формирования имеет две основные функции — познавательную и аффективную.
Основная задача познавательного воображения — воссоздание объективной реальности, «достраивание» целостной картины мира, получение новых впечатлений. С помощью воображения ребенок может творчески овладеть схемами и смыслами человеческих действий, «достраивать» целостный образ какого-либо события или явления.
Аффективная функция воображения направлена на утверждение и защиту своего «Я». Она проявляется, во-первых, через многократное воспроизведение (или проигрывание) травмирующих воздействий или ситуаций: малыш как бы отстраняется от них, начинает видеть их со стороны. Во-вторых, ребенок создает воображаемую ситуацию, в которой он чувствует себя сильным, смелым, всемогущим.
Люди так много мечтают потому, что их разум не может быть «безработным». Он продолжает функционировать и тогда, когда в мозг человека не поступает новая информация, когда он не решает ни каких проблем. Именно в это время и начинает работать воображение. Установлено, что человек по своему желанию не в состоянии прекратить поток мыслей, остановить воображение. В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций.
Первая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена.
Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворить многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в психоанализе.
Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями.
Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий – способности выполнять их в уме, манипулируя образами.
Пятая функция – это планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации.
- Виды воображения
Воображение характеризуется активностью, действенностью. Опережающее отражение действительности происходит в воображении в виде ярких представлений, образов. Создание образов воображения осуществляется с помощью нескольких способов. Как правило, они используются ребенком неосознанно.
- Агглютинация, т.е. «склеивание» различных, несоединимых в повседневной жизни частей. Примером может служить классический персонаж сказок человек-зверь или человек-птица.
- Гиперболизация. Это парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей. Примером могут служить следующие сказочные персонажи: Гулливер, Мальчик-С-Пальчик.
- Создания образов фантазии - схематизация. В этом случае отдельные представления сливаются, различия сглаживаются. Отчетливо прорабатываются основные черты сходства. Это любой схематический рисунок.
- Типиизация – выделение существенного, повторяющегося в однородных в каком-то отношении фактах и воплощении их в конкретном образе. Например, существуют профессиональные образы рабочего, врача, инженера и т. д.
- В создаваемом образе какая-то часть, деталь выделяется, особо подчеркивается. Классическим примером является шарж, карикатура.
- Аналогия может быть близкой, непосредственной и отдаленной, ступенчатой. Например, внешний вид самолета напоминает парящую птицу.
Виды воображения: непроизвольное или пассивное, произвольное или активное, воссоздающие или репродуктивное и творческое. В творческое воображение, входят мечта и фантазия. Воображение может быть воссоздающим (создание образа предмета по его описанию) и творческим (создание новых образов, требующих отбора материалов, в соответствии с замыслом).
Непроизвольное или пассивное воображение – новые образы возникают под воздействием, малоосознанных или неосознанных потребностей. Это сновидения, галлюцинации (слуховые и зрительные), грезы, состояния «безумного отдыха».
Так, образы во сне рождаются непреднамеренно. К открытию тайны сна люди пришли лишь в конце XIX – начале ХХ в. Когда человек спит, его сознание отступает на задний план, так как прекращают работать участки головного мозга, которые ведают сознанием, контролируют наши впечатления и представления. Несмотря на всю фантастичность сновидений, в них может содержаться лишь то, что было воспринято человеком. Иногда причиной сна являются бурные события, происшедшие за день – сон снится на ту же, тему, в продолжение этих событий. Сон – продукт здоровой психики. Исследования последних лет приводят ученых к мысли о том, что сновидения даже необходимы для нормальной работы нашего мозга. Если лишить человека сновидений, это может привести к расстройству психики.
Продуктом больной или нездоровой психики являются галлюцинации. Галлюцинации появляются при различных психических заболеваниях, под влиянием сильных переживаний – чувства тоски, страха, навязчивых мыслей. При слуховых галлюцинациях больной слышит голоса, музыку, звуки. Голоса то угрожают ему, то о чем-то просят. При этом голоса бывают тихими, громкими, «приказывающими», в результате чего человек совершает неожиданные поступки. Зрительные галлюцинации обычно возникают при таких болезнях, как эпилепсия, истерия.
Грезы – это пассивное, но преднамеренное воображение. Это мечты, не связанные с волей, направленной на их выполнение. Люди грезят о чем-то приятном, радостном, заманчивом, причем в грезах отчетливо видна связь фантазии с потребностями и желаниями. Грезит человек в состоянии расслабленности, в состоянии перехода от бодрости ко сну.
Произвольное, или активное воображение – это процесс преднамеренного построения образов в связи с сознательно поставленной целью в той или иной деятельности. Этот вид воображения возникает в раннем возрасте, и наибольшее развитие получает в детских играх. В игре дети берут на себя разные роли (летчика, шофера, доктора, Бабы-Яги, брокера и т. д.). Необходимость построить свое поведение в соответствии с приятной на себя ролью требует активной работы воображения. Кроме этого надо вообразить недостающие предметы и саму ситуацию игры.
По оригинальности произвольное (активное) воображение разделяется, на: воссоздающее, или репродуктивное и творческое. Воссоздающее, или репродуктивное воображение – это построение образа предмета, явления в соответствии с его словесным описанием или по чертежу, схеме, картине. В процессе воссоздающего воображения возникают новые образы, но новые субъективно, для данного человека, а объективно они уже существуют. Они уже воплощены в определенных предметах культуры. При чтении художественной литературы, постоянно оказывается необходимым воссоздавать при помощи фантазии то, о чем говорится в этих произведениях. Суть воссоздающего воображения в том, что мы воспроизводим то, что сами непосредственно не воспринимали, но что нам сообщают другие люди (речью, чертежами, схемами, знаками и пр.) Мы как бы расшифровываем сигналы, символы, знаки. Например – инженер, рассматривая чертеж, восстанавливает образ машины которая, «зашифрована» условными обозначениями.
Творческое воображение – это самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности. Образы создаются без опоры на готовое описание или условное изображение. Роль творческого воображения огромна. Создаются новые оригинальные произведения, которых никогда не было.
Наиболее простым предметом, создания творческих образов, является агглютинация (в переводе с греческого – склеивание). Этот прием состоит в том, что берутся части двух или нескольких предметов, процессов и соединяются, «склеиваются» так, что получается образ нового предмета. Этим приемом создавались мифические образы у древних народов (кентавр: туловище быка, шея и голова – верхняя часть человеческого тела; русалка: туловище и голова женщины, хвост – рыбы).
Приемом создания творческих образов является аналогия. Ее сущность состоит в том, что строится образ, в чем-то похожий на реально существующую вещь, живой организм, действие.
Особый вид воображения – мечта, которая всегда направлена на будущее, на перспективы жизни и деятельности конкретного человека, конкретной личности. Мечта позволяет намечать будущее и организовывать свое поведение для его осуществления. Причем мечта – это такой процесс воображения, который всегда направлен не просто в будущее, а в желаемое будущее.
Еще один вид творческого воображения – фантазия или мечтательность. Здесь желаемое будущее не связывается непосредственно с настоящим. К образам фантазии относят сказочно-фантастические и научно-фантастические образы. В фантазии представлены объекты и явления, которых в природе нет. И сказки, и научная фантастика – результат творческого воображения.
- СВЯЗЬ ВООБРАЖЕНИЯ С ДРУГИМИ ПСИХИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ
Л.С. Выготский называл воображение сложной системой, имея в виду его связь с другими психическими процессами. Оно отличается от всех других процессов тем, что имеет наиболее разнообразные функциональные связи со всеми процессами и явлениями. Воображение создает сложную динамическую систему согласованной работы всех познавательных процессов и таких свойств личности, как потребности, мотивы и чувства.
Воображение связано с другими познавательными процессами такими, как мышление, речь, память, восприятие.
Мышление и воображение дополняют друг друга в процессе познания. Там, где недостает фактов для мыслительного процесса, воображение предполагает гипотетические связи и закономерности, которые мышление проверяет путем доказательства или поиском фактической информации. Воображение также пользуется приемами переработки информации, принятой в мышлении, при создании новых образов.
Речь помогает воображению, освобождая человека от непосредственных впечатлений и кодируя информацию в словесную форму. Такая информация может быть удобно расчленена на элементы, которыми пользуется воображение при создании новых образов. Речь помогает воплотить образы во внешнюю форму для передачи другим людям. Воображение помогает речи, сопровождая словесные выражения образами, наполняет ее более глубоким содержанием, делает речевые высказывания более доступными для понимания.
Память выполняет функции кладовой воображения, откуда оно берет для себя представления прошлого опыта или знаний, и расчленяет их на элементы для создания новых образов. В свою очередь продукты воображения превращаются в представления памяти и включаются в систему памяти, участвуя в процессах подсознательной переработки информации.
Восприятие, являясь источником для всех познавательных процессов, доставляет впечатления об окружающем мире, из которых строятся новые образы. Восприятие может использовать образы воображения при узнавании предметов, используя их в качестве эталона, с которыми сверяет воспринимаемый предмет или явление. Особенно это проявляется при встрече с незнакомыми, непонятными явлениями. Воображение связано со свойствами личности (эмоциями, потребностями, мотивами).
Эмоции имеют двустороннюю связь с воображением. С одной стороны, эмоции сопровождаются образами, созвучными по своему характеру, которые могут возникать непроизвольно при эмоциональном переживании. В свою очередь, образы, созданные воображением, могут вызвать эмоциональные переживания. Такая связь эмоций и воображения лежит в основе создания художественных произведений.
Продукты воображения служат приспособлению к действительности, изменяя внешнюю или внутреннюю среду. Под влиянием воображения человек может по- новому взглянуть на ситуацию или найти способ ее изменения, а также изменить свое отношение к ней. Мотивы личности в своей совокупности определяют направленность личности. Образы желаемого, наиболее важного для человека, могут возникать непроизвольно, направляя активность человека в определенное русло в соответствии с направленностью личности, ее жизненных целей, интересов, убеждений, самооценки, установок и мировоззрения.
- РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Воображение, как и всякая другая психическая деятельность, проходит в онтогенезе человека определенный путь развития. О.М. Дьяченко показала, что детское воображение в своем развитии подчинено тем же самым законам, каким следуют другие психические процессы. Так же, как восприятие, память и внимание, воображение из непроизвольного становится произвольным, постепенно превращается из непосредственного в опосредствованное, причем основным орудием овладения им со стороны ребенка являются сенсорные эталоны. К концу дошкольного периода детства у ребенка, чье творческое воображение развилось достаточно быстро, воображение представлено в двух основных формах: произвольное, самостоятельное порождение ребенком; возникновение воображаемого плана ее реализации. Представления воображения формируются у детей на базе развития их восприятия. Обогащая опыт восприятий и специальных наблюдений ребенка, воспитатель тем самым обогащает и развивает его воображение.
Дошкольное детство - большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно. Кроме того, не менее сильно он стремится и к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра - самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых. Ролевая игра появляется в дошкольном возрасте. Это деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и в обобщенной форме, в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Ребенок, выбирая и исполняя определенную роль, имеет соответствующий образ – мамы, доктора, водителя, пирата – и образцы его действий.
Начало развития детского воображения связывается с окончанием периода раннего детства, когда ребенок впервые демонстрирует способность замещать одни предметы другими и использовать одни предметы в роли других. Дальнейшее развитие воображение получает в играх, где символические замены совершаются довольно часто и с помощью разнообразных средств и примеров.
Воображение ребенка проявляется и формируется, когда он играет, рисует, поет, конструирует, лепит, танцует. Разнообразны виды деятельности, формирующие творческую активность ребенка. Но ни с чем не сравнить роль игры в этом процессе. Являясь ведущей деятельностью ребенка, она в наибольшей степени способствует формированию новообразований ребенка, его психических процессов, в том числе воображения.
- Развитие воображения в раннем детстве
Предпосылками воображения выступают представления, которые появляются на втором году жизни. Малыш, в возрасте около полутора лет, узнаёт изображения на картинке. Он переживает бурные положительные или отрицательные эмоции в соответствии с содержанием изображённого. Но рисунок не бывает точной копией запомнившегося в прошлом опыте предмета, он отражает действительность обобщенно. Воспринять рисунок помогает воображение. Оно достраивает то, что не сохранилось в памяти. В этом случаи воображение выступает как пассивный процесс. Механизм воссоздания образов происходит через развития понимания речи взрослых, фольклора, небольших литературных произведений. Показателями того, что ребенок представляет, передаваемые в речи события является реакция, сосредоточения и эмоции.
На третьем году жизни малыша в действиях наблюдаются подражание увиденному, что говорит о наличии представления, об умении действовать на основе сформулированного образа, воображаемой ситуации с воображаемыми предметами. Первые подражаемые игры, еще не заключают в себе элементов воображения. Малыш следует логике предмета: раз есть ложка, то ею надо есть, и неважно полная она или нет. Ребенок не редко заменяет один предмет другим, так подносит ложку к кукле, кубику, игрушечной кошке. Действие здесь определяется ложкой, с которой связанно кормление, а не игровым кормлением предметов. Зачатки воображаемой ситуации возникают, когда действие с предметами дополняется их переименованием.
Одно из причин возникновения воображения является психологическая дистанция между ребенком и взрослым, ребенком и объектом его желаний. В игре малыш действует в условной воображаемой ситуации. В игре он отражает действия взрослых, но обобщенно и условно, передавая лишь их смысл. Ребенок, играя, с одним предметом представляет на его месте другой.
Развитие начальных форм воображения у ребенка раннего возраста связанно с обобщенностью игровых действий и игровых предметов, а так же прочно входят предметы замещения. Замещение осмысленно, но имеет воспроизводящий, а не творческий характер. Важнейшим фактором, переноса значения на другие предметы, является речь. С ней и связанно дальнейшее развития замещений.
К концу раннего детства складывается полноценное использование замещений. Дети четко видят сходство и различия между обозначаемыми и обозначающими предметами, вводят в игру собственные оригинальные замещения. Их словесное обозначение перемещается к началу игрового действия, что говорит об осознании нового способа деятельности. Выбор предмета-заместителя перестает быть случайным, дети ищут подходящий предмет, сопровождая действия речью.
В игровой деятельности детей раннего возраста зарождаются творческие элементы. Воображение имеет репродуктивный характер. На третьем году жизни потребность в игровой деятельности становится самостоятельной потребностью ребенка, хотя нуждается в поддержке и поощрении взрослого. Показатели развития воображения в игре является разнообразие сюжетов, действие в воображаемой ситуации, самостоятельный выбор предмета заместителя, оригинальность замещения игровых действий, критичность к замещению партнера.
Младший дошкольник, у которого только начинает развиваться воображение, отличается пассивной формой. Он с большим интересом слушает сказки и затем представляет их образы как реально существующие явления.
Дети трехлетнего возраста уже умеют слушать несложную сказку, живо ее переживают, иногда дополняют ее от себя. Эти первые проявления воображения отличаются еще значительной бедностью вследствие малого опыта ребенка и как бы привязаны еще к восприятиям. Ребенок лишь дополняет воображением то, что им воспринимается.
Для того чтобы ввести новый сюжет в игру или в рисование младшего дошкольника, взрослому обычно приходится не только раскрыть тему его деятельности, но и организовать соответствующую обстановку, наглядно показать способ выполнения отдельных действий, помочь выбрать подходящую роль в игре и т. д.
В среднем дошкольном возрасте воображение существенно изменяется. В связи с расширением опыта ребёнка, развитием его интересов, усложнением его деятельности воображение приобретает, более творческий характер. Сюжеты детских игр, рисунков, самостоятельных рассказов становятся богаче и разнообразнее.
- Развитие воображения в старшем дошкольном возрасте
Воображение дошкольника отличается от воображения взрослого, за кажущимся его богатством скрывается бедность, смутность, схематичность и стереотипность образов. Ведь в основе образов воображения лежит пере комбинирование материала, хранящегося в памяти. У дошкольников знаний и представлений ещё не достаточно. Видимое богатство воображения связано с низким детским мышлением, когда дети не знают, как бывает, а как не бывает. Отсутствие такого знания – недостаток и достоинство такого воображения. Дошкольник легко объединяет разные представления и, некритически относится, к критическим ситуациям.
Дошкольник не создаёт ни чего принципиально нового с точки зрения общественной культуры. Характеристика новизны образов имеет значение только для самого ребёнка: было ли подобное в его опыте.
До достижения детьми 5-6 лет, почти на протяжении всего дошкольного возраста, у них отсутствует замысел или он крайне не устойчив, легко разрушается. А чаще (особенно в 3-4 года) замысел рождается только после действия. Для взрослого мечта выступает как побудитель к действиям. А у ребёнка комбинация образов практически бесперспективна. Он фантазирует ради того, чтобы фантазировать. Его привлекает сам процесс комбинирования, создание новых ситуаций, персонажей, событий, имеющих яркую эмоциональную окрашенность.
На первых порах воображения неразрывно связаны с предметом, выполняющим функцию внешней опоры. Он не может переименовать предмет, если не действует с ним. Он представляет стул – кораблём или кубик кастрюлькой, когда действует с ним. Именно игрушки и предметы атрибуты наталкивают малыша на тот или иной сюжет игры. Например, увидев белый халат, стал играть в больницу, увидев весы, стал «продавцом». Для средних и старших дошкольников опорой в игре является выполнение взятой на себя роли. Постепенно воображение начинает опираться на предметы, вовсе не похожие на замещаемые. Так, старшие дошкольники, в качестве игрового материала используют природный: листья, шишки, палки и т. д.
Особенно ярко проявляется роль наглядной опоры в воссоздании художественного текста. Таковой служит иллюстрация, без которой младший дошкольник не может воссоздать описанные в сказке события. У старших дошкольников слова текста начинают вызывать образы и без наглядной опоры.
Постепенная необходимость в создании внешней опоры отпадает. Происходит интерриоризация действий воображения в двух планах. Во-первых, переход к игровому действию с предметом, которого в действительности нет. Во-вторых, переход к игровому использованию предмета, придания ему нового смысла и представление действий с ним в уме без реального действия. В этом случае игра происходит полностью в плане представления.
В 4-5 лет у детей возрастают творческие проявления в деятельности, прежде всего в игре, ручном труде, рассказывании и пересказывании. У детей появляются мечты о будущем. Они ситуативно, не редко не устойчивы, обусловлены событиями, вызвавшими у детей эмоциональный отклик.
Таким образом, воображение превращается в особую интеллектуальную деятельность, направленную на преобразование окружающего мира. Опорой для создания образов служит не только реальный объект, но и представление, выраженное в слове. Начинается бурный рост словесных форм воображения, тесно связанных с воображением, мышлением, когда ребёнок сочиняет сказки, перевертыши, продолжающиеся истории.
Воображение дошкольника остаётся в основном не произвольным. Предметом фантазий остаётся то, что сильно взволновало, увлекло его, поразило: прочитанная сказка, увиденный мультфильм, новая игрушка. В 5-7 лет внешняя опора подсказывает замысел, и ребёнок произвольно планирует его реализацию и подбирает необходимые средства.
Рост произвольности воображения проявляется у дошкольника в развитии умения создавать замысел и планировать его достижение. У детей до 5 лет создание новых образов протекает не преднамеренно. Поэтому, не смотря на то, что они с удовольствием фантазируют, часто в ответ на просьбу взрослого «нарисуй, что хочешь» или «придумай сказку» отвечают отказом. Отказы, объясняются тем, что они ещё не умеют руководить деятельностью воображения. У старших дошкольников игровые замыслы относительно устойчивы, и дети часто осуществляют их до конца. С возможностью планирования прямо связанно умение создавать целостные произведения. План – цепочка образов, отражающее основное содержание деятельности.
Старшие дошкольники способны фантазировать произвольно, заранее до начала деятельности процесс воплощения замысла. Они намечают план достижения цели, предварительно готовят и выбирают необходимое оборудование.
Целенаправленное развитие воображение у детей сначала происходит под влиянием взрослых, которое побуждает их произвольно создавать образы. А затем дети самостоятельно представляют замыслы и план по их реализации. Причем в первую очередь этот процесс наблюдается в коллективных играх, в продуктивных видах деятельности, то есть там, где деятельность протекает с использованием реальных объектов и ситуаций и требует согласованности действий его участников.
Позже произвольность воображения проявляется в индивидуальной деятельности, которая необязательно предполагает опору на реальные предметы и внешние действия, например в речевой.
Важным моментом целеполаганий выступает оформление замысла и плана речи, включения слова в процесс воображения делает его осознанным, произвольным. Теперь дошкольник в уме проигрывает предполагаемые действия, рассматривает их последствия, понимая их логику развития ситуации, анализируя проблему с разных точек зрения.
Воображение позволяет малышу познавать окружающий мир, выполняя гностическую функцию. Оно заполняет пробелы в его знаниях, служит для объединения разрозненных впечатлений, создавая целостную картину мира.
Воображение возникает в ситуациях неопределенности. Когда дошкольник затрудняется найти в своем опыте объяснения к какому либо факту действительности, такая ситуация роднит воображение и мышление. Как подчеркивал Л. С. Выготский, «Эти два процесса развиваются взаимосвязано».
Растущая познавательная потребность малыша во многом удовлетворяется с помощью воображения. Оно как бы снимает дистанцию между тем, что ребенок может воспринять и тем, что недоступно его непосредственному восприятию. Воображение значительно расширяет границы познания. Оно позволяет дошкольнику «участвовать» в событиях, которые не встречаются в обычной жизни. Например, в игре ребенок спасает товарищей во время шторма, мужественно ведет корабль через рифы, преодолевая бурю. Это «участие» обогащает его интеллектуальный, эмоциональный, нравственный опыт, позволяет более глубоко познать окружающее, природную, предметную и социальную действительность.
Фантазируя, дети выделяют объективные закономерности окружающего. Создание новых образов – тесно связанный с действительностью процесс. Именно в реальном мире находится источник образов воображения. Воображение помогает найти нестандартное творческое решение познавательной проблемы. Поэтому важнейшей характеристикой воображения ребенка является его реализм, понимание того, что может быть, и чего быть не может.
Развитие воображения приводит к тому, что в возрасте 5-7 лет дети создают воображаемые миры, населяют их персонажами, имеющими определенные характеристики и действующими в соответствующих ситуациях. Причина фантазий кроется в личностных проблемах, которые есть у ребенка. Поэтому их появления – серьезный повод для взрослого, задуматься какие потребности малыша не удовлетворяются, о чем он мечтает и к чему стремится, какими видит свои отношения с взрослыми и сверстниками. В создании своих фантазий участвует развивающая защитная функция воображения. Она помогает малышу решать эмоциональные личностные проблемы, неосознанно избавится от тревожных воспоминаний, восстановить психологический комфорт, преодолеть чувства одиночества. Воображаемая ситуация в помощи другим людям, животным, говорят о том, что ребенок не чувствует себя значимым, большим в реальной жизни и стремится реализовать в фантазии потребность в самоутверждении. Игры с вымышленными персонажами позволяют сделать вывод о недостаточном удовлетворении в общении. Придумывать себе более сильных друзей, которые защищают ребенка, побуждают чувства неуверенности, страхи. Нередко дети стремятся быть признанными в группе сверстников, если реальным способом ребенок не может добиться этого признания. Таким образом, происходит становление механизма защиты.
В изобразительном творчестве дети создают фантастические образы, сначала с помощью элементарных приемов, изменяя цвет или изображая необычное взаиморасположение объектов. Такие образы бедны по содержанию, не выразительны. Постепенно рисунки приобретают конкретную содержательность. Содержание эпизодов дети заимствуют из литературных произведений с известными изменениями. У старших дошкольников содержание рисунков становится, оригинальней, сами образы становятся разнообразней и богаче. Образы воображения у ребенка становится более эмоциональными, пронизанными эстетическими, познавательными чувствами, личностным смыслом. Старшие дошкольники наделяют своих героев особо ценными, со своей точки зрения нравственными качествами. Действие персонажей пронизано социальными эмоциями: сочувствием, сопереживанием. Поэтому эпизоды в детских сказках нанизываются один на другой, а приобретают внутреннюю логику развития.
Старший дошкольный возраст характеризуются активизацией функции воображения. Вначале, воссоздающего, а затем и творческого. Этот период сензитивный для формирования фантазии. Младшие школьники большую часть своей активной деятельности осуществляют с помощью воображения.
Воображение старшего дошкольника более целенаправленно. В игровой, конструктивной, изобразительной деятельности появляются начатки планирования. Ребенок уже ставит цель и начинает искать способы ее осуществления. Он «строит» дом или пароход из кубиков, рисует целые «картины» в соответствии со своим замыслом.
- УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Воображение как психическая функция не формируется за счет научения. Началом его развития представляется естественная изначальная активность ребенка, стремление действовать в окружающем мире, выражать себя через доступные средства. Именно взрослый открывает для ребенка мир фантазии в виде условных действий, мнимых ситуаций, обрисованных словами образов. Ребенок осваивает действительность, подражая взрослому. Таким образом, в качестве одного из условий развития воображения можно выделить общение. При этом формирующее воздействие взрослого на развитие воображения ребенка будет состоять в создании мнимых ситуаций и образов в совместных с ребенком действиях.
Важную роль в развитии воображения играют взрослые, организующие и направляющие деятельность ребенка. Поскольку образы воображения возникают на основе уже имеющегося у человека опыта, представлений, особое значение имеет деятельность воспитателя, направленная на расширение, уточнение, обогащение опыта ребенка, побуждение его к творчеству. С целью развития детского воображения следует использовать разнообразные виды деятельности ребенка. Воображение ребенка имеет не только ряд возрастных особенностей. В работе с детьми педагогу следует учитывать и эти индивидуальные особенности воображения.
У новорожденного ребенка воображения еще нет. Воображение складывается в процессе жизни ребенка, в его деятельности, под определяющим влиянием условий жизни, обучения и воспитания. Для развития воображения необходимо накопление соответствующего опыта, расширение круга представлений об окружающей действительности. Этот опыт приобретается как путем личных наблюдений ребенка, так и через взрослых, передающих ему свои знания об окружающих предметах и явлениях, свой творческий опыт. У ребенка до 1,5 года еще не полностью развиты речевые навыки. Тем не менее, ребенку можно начинать читать книги и показывать картинки, подробно объясняя, что на них изображено, также рассказывать истории, стихи. Помимо этого, малышу нужно обеспечить максимум различных впечатлений - поощряйте его интерес к предметам, окружающих его и игрушкам, не держите его часто в кроватке и не давайте смотреть телевизор. Почаще играйте с малышом в прятки, которые помогут ему отработать навык действия в нестандартной для него ситуации.
Ребенок от 1,5 до 3 лет активно начнет участвовать в процессе вербальной коммуникации с родителями и другими взрослыми. Почаще рассказывайте ему про людей, предметы, окружающих его, посещайте разные места, знакомьте с людьми. Малыша нужно приучать думать не только сегодняшним днем, но перспективно. Главное, нужно стремиться к тому, чтобы ребенок не просто отрабатывал механически правильные действия, а пытался импровизировать. В двухлетнем возрасте ребенок во время игры уже может моделировать некоторые ситуации, к примеру, он уже не просто катает по полу машину, а везет на ней мишку на работу.
Ребенок старше 3 лет может уже выступать в качестве полноправного участника творческого процесса. Читайте с ним разнообразные истории, сказки, смотрите мультики, придумывайте их продолжение. В качестве средств, развивающих воображение, можно использовать все виды игр ребенка: сюжетно-ролевые, дидактические игры и игры-драматизации, игры на улице. Возможно, ребенка может увлечь игра в театр, в шахматы или в другие стратегические игры (Приложение 2).
Работа по формированию воображения должна представлять собой систему поэтапного обучения с постепенным нарастанием сложности. Занятия могут проводиться как фронтально, так и малыми группами или же индивидуально (Приложения 1). В задачи таких занятий входят, расширение кругозора детей, обогащение их сенсорного опыта, «включение» всех анализаторов для создания более полной и обширной основы для воображения, активизация и развитие речи, обучение детей комбинированию воспроизведению опыта, приемам оперирования представлениями – для развития собственного воображения. Стимулами для развития воображения ребенка будет служить создание развивающей предметной среды, снятие запретов на перемещение и неспецифическое использование предметов, заинтересованность в деятельности ребенка.
Итак, игры, занятия, общение со взрослыми, диагностики (Приложение 3), работа с родителями (Приложение 4), «зона ближайшего развития», эмоциональное состояние способствуют развитию воображения, творческой активности, зрительной памяти, гибкости и быстроты мышления, оригинальности и индивидуальности каждого ребенка.
- КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ВСЕХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП
Конспект занятия по рисованию для средней группы
на тему: «Как зайка от лисы спрятался»
Программное содержание: продолжать учить закрашивать готовый контур, воспитывать самостоятельность, аккуратность, развивать воображение, мелкую моторику руки.
Оборудование и материалы: листы бумаги тонированные, светло-голубого цвета, с контурами зайца; гуашь белого цвета, кисть, лиса – игрушка.
Ход занятия.
- Вводная часть: рассказывается сказка в сопровождении сюрпризного момента и беседой.
- Основная часть: проводится работа по рисованию, пальчиковая гимнастика, подвижная игра «Кролики».
- Подведение итогов занятия.
(Приложение 1)
Конспект занятия для старшей группыпо развитию речи
на тему: «Путешествие в сказку»
Программное содержание: закреплять умение пересказывать произведение, учить детей отвечать полным предложением, развивать воображение, мышление, логику, развивать творческие способности детей.
Оборудование и материалы: Мультимедиа проектор, компьютер, маски, игрушка лисы, волшебный мешочек.
Ход занятия:
- Вводная часть с сюрпризным моментом.
- Основная часть: беседа по сказке «Заюшкина избушка», игра с загадками,физминутка, инсцинировка сказки «Заюшкина избушка».
- Подведение итогов.
(Приложение 1)
Конспект занятия для подготовительной группы
по изобразительной деятельности
на тему: «В гостях у Морской Царицы».
Программное содержание: закреплять представления о морях и океанах. Формировать знания об обитателях морского дна. Воспитывать эстетическое отношение к природе. Развивать у детей воображение, умение самостоятельно выбирать материал для раскрытия предложенной темы.
Предварительная работа: Беседы на темы: «Океаны», «Живые организмы Мирового Океана». Рассматривание и изучение картинок «Обитатели океана», «Рыбы морские и пресноводные». Просмотр документальных фильмов «Морские обитатели», «Богатства дна морского».
Оборудование и материалы: выставка поделок из даров моря, макет морского дна, выставка обитателей морских глубин, музыкальное сопровождение. Раскрашенные деревянные фоторамки, ракушки разной величины и формы, морская галька, клей.
Ход занятия:
- Вводная часть: беседа, физминутка, сюрпризный момент.
- Основная часть: беседа, загадки, мимические упражнения, рисование, пальчиковая гимнастика.
- Подведение итогов, выставка рисунков.
(Приложение 1)
- ПЛАН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООБРАЗОВАНИЯ
- Изучить психолого-педагогическую литературу и периодическую печать: журнал «Дошкольное образование», «Дошкольная педагогика»;
- Составить картотеку статей по данной теме за последние 3 месяца;
- Познакомиться с программой дошкольного образования за рубежом;
- Посетить занятия в разновозрастных группах опытных педагогов по развитию воображения;
- Посетить методические объединения и педагогические советы;
- Разработать рекомендации для родителей «Игра способствует развитию воображения у дошкольников»;
- Создать методическую копилку дидактических игр и упражнений, направленных на формирование воображения у дошкольников.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Аникеева Н.П. Игра в педагогическом процессе. – М., 2008. 126с.
- Богословский В.В. основы общей психологии. – М., 2007.-176с.
- Боровик О. В. Развитие воображения. Методические рекомендации. - М.: ООО «Рон» 2006. - 112с.
- Боровик О.Д. Развиваем воображение// Дошкольное образование. – 2009, №1.
- Брушлинский А.В. Воображение и творчество. Научное творчество. – М.,2010. -84с.
- Дубровина И.В., Психология. – М., 2009.-468с.
- Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения// Вопросы психологии.- 2010, № 2.
- Запорожец А.В., Эльконин Д.Б., Психология детей дошкольного возраста: развитие познавательных процессов. – М., 2007.-164с.
- Зворыгина Е.В., Игра дошкольника. – М., 2010.-328с.
- Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. – М., 2007.
- Кравцова Е. Развитие воображения // Дошкольное воспитание.- М.: Просвещение, 2008, №12.
- Максаков А.И. Учите, играя. – М., 2010. – 241с.
- Мухина В.С., Детская психология. – М., 2008.-264с.
- Немов Р.С., Психология. Кн. 1,2. – М., 2006.-286с.
- Никитин Б.П., Ступеньки творчества или развивающие игры. – М., 2009.-296с.
- Обухова Л.Ф., Возрастная психология. – М., 2007.-148с.
- Палагина Н. Н. Воображение у самого истока. Психологические механизмы формирования. Бишкек. 2006.-428с.
- Розет И. М. Психология фантазии. Минск, 2009.-168с.
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 2008.-396с.
- Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии. М., 2006.-428с.
- Самсонов Н. В. Развитие воображения у детей. – М., 1968.
- Сапогова Е.Е. Ребенок и знак. Психологический анализ знаково-символической деятельности дошкольника. – Тула, 1993.
- Субботина Л. Ю., развитие воображения детей. – Ярославль: «Академия развития»., 2010. – 240с.
- Урунтаева Г.А., Дошкольная психология. – М., 2006.-336с.
- Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А., Практикум по детской психологии. – М., 2006.-286с.
- Щербакова А.И., Практикум по общей психологии. – М., 2008.-328с.
- Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 2010.-428с.
Комментарии
Супер!!!