Не учите ребёнка играть.

Елисеева Ирина Анатольевна
Детство - это не только самая счастливая и беззаботная пора человека, это становление будущей личности. Поэтому так важны для дошкольника умные, полезные игры, которые развивают, воспитывают и приучают к здоровому образу жизни. Я думаю, что дети большую часть дня проводят в детском саду и поэтому хочу обратиться в большей мере к воспитателям. Не учите детей играть. Игра - это естественное проявление детской активности. В Концепции дошкольного образования подчёркивается её огромное значение для развития ребёнка, В игре формируется способность к воображению, произвольной регуляции действий и чувств, приобретается опыт взаимодействия и взаимопонимания. Основным видом самостоятельной деятельности дошкольника сюжетная игра, обеспечивающая ребёнку ощущение свободы, действий,отношений, позволяющая полно реализовать себя здесь и сейчас, стать причастным к детскому обществу,построенному на свободном общении равных. Порой нам не нравится, во что играют наши дети. Это повод для размышления. Современные дети не играют больше в "доброго доктора", не "ходят в магазин", не занимаются "стиркой" .Вместо этого "пикники". "вечеринки с застольем", "разборки между группами". А также игры в монстров . в человека-паука и т.д. Игра - всего лишь отражение того содержания, которым наполнены их души. То, что мы видим в играх наших детей, - это отражения того мира, который мы им подарили, отражение нашей реальной жизни. Это нам предлагают, а мы смотрим, такие телепередачи, покупаем видеофильмы, уродливые игрушки. Мир игр детей разнообразен, как и мир окружающих их взрослых. Детей не надо учить играть! Отечественный педагог Даниил Эльконин постоянно говорит о самостоятельной игре. Именно в свободной игре, единственно доступной ребёнку-дошкольнику форме самостоятельной деятельности, формируется его способность регулировать собственное поведение. Этим определяется необыкновенная ценность самостоятельной игры для психологического развития ребёнка. Поэтому игру можно использовать как инструмент диагностики психического развития. Роль взрослого в игре - это создание условий для игры (игрушки, место, время), но не руководство. Ребёнку хочется, и это необходимо для него, в игре показать свои переживания, эмоции, которые у него накопились; у него есть свой опыт игры и замысел. И не дело взрослого диктовать свои правила - это уже не игра. Дети от природы любят играть, рисовать, лепить, их не надо заставлять и стимулировать, они стремятся к этому сами. Пусть дети играют сами как хотят. А взрослые пусть посмотрят и поймут, что надо изменить в жизни и работе. Дадим детям возможность выбирать игрушки. Запрет - не решение проблем и не способ уйти от него. Если ребёнок просит купить монстра - значит, в его душе дали ростки этого дикого мира чудовищ. Но ведь этот мир создан нами, взрослыми. Давайте будем больше и серьёзнее разговаривать с детьми, давайте не будем покупать эти фильмы, и прежде всего не смотреть подобные телепередачи, ведь нас никто не заставляет. Ребёнок сам забросит чудовищ, если ему откроется мир наблюдений за природой, за коллекционированием чего-либо, моделированием. Надо дать им больше свободного обучения и самостоятельного познания, свободного от нас, взрослых, времени, чтобы играть! Дать им наше внимание, участие, себя в качестве партнёра по игре - если дети захотят этого. Получить от ребёнка приглашение в свою игру - знак величайшего доверия. Ребёнок вам скажет, что нам здесь делать. Помните - игра прекрасный источник укрепление физического, духовного, телесного и эмоционального самочувствия ребёнка.
 

Комментарии

Евстифеева Ольга Васильевна

Все очень точно, Ирина Анатольевна, современное ТВ, компьютерные игры и современные игрушки разрушают психику и человеческую личность. Думаю, человечество еще осознает (хочется надеяться) последствия того, что происходит сейчас в развлекательно-игрушечной индустрии (и не только), главное, чтоб это не поздно произошло. "Ребёнок сам забросит чудовищ, если ему откроется мир наблюдений за природой, за коллекционированием чего-либо, моделированием. Надо дать им больше свободного обучения и самостоятельного познания"... но ведь к открытию этого мира должны его привести мы, взрослые - педагоги, родители.
Елисеева Ирина Анатольевна

Совершенно верно, Ольга Васильевна, только мы,взрослые,и только сообща с его родителями.Ведь согласитесь, что полностью возложить развитие ребёнка ни на д/с,ни на школу нельзя,тогда семья останется в стороне. Посмотрите, как некоторые дети загружены разными кружками, секциями. Родители думают,что чем больше ребёнок занят, тем он будет умнее. Нет,он умнее не будет. После посещения разных учреждений за целый день,он бедный так устанет, что ему не до букашек и окружающей красоты,а скорей бы в постель, а завтра опять - детский сад и т.д. А в д/с режим дня, "Программа", в которой прописано, что в старших группах должны быть проведены три организованные деятельности.И дети чуть не плачут: "А когда же мы играть будем?" Вот и остаётся - прогулка или когда плохая погода, сидим в группе и играем. И то, педагоги могут только "посеять" зерно любознательности или наблюдательности, а вот дадут эти зёрна всходы положительные или пропадут, это уже будет видно в дальнейшем.А играть дети любят, отражают наш взрослый мир по-детски. И наша с вами задача этот мир наполнить красотой и добротой.
Чудина (Морозова) Татьяна Михайловна

надо учить детей играть, но к сожалению произошёл сбой в подключении и все мои высказывания улетучились. И всё-таки хочу высказаться по этой теме. Полностью с вами согласна. Помню времена,когда от нас требовали,чтобы дети старшего возраста играли в такие игры как "Космос", "Библиотека". Мы пытались им их навязать, а они не играли...Надо хотя бы игровую деятельность оставить в владениях детей. Осторожно относится к ней. Дети любят играть, приглашают и меня, я с удовольствием поддерживаю, вот только времени в режиме не достаточно. Моей внучке 8 с половиной, а она с таким желанием играет и очень долго по времени, замечаю влияние телевизора на содержание,тематику. Но ничего с этим не поделаешь. А вот наблюдать незаметно за игрой надо. Очень много можно узнать о ребёнке из игры и использовать свои наблюдения в работе.
Чудина (Морозова) Татьяна Михайловна

Стихотворение З.Н.Гиппиус "Игра" Опубликовано 24.06.2012 - 14:06 - Калинкина Юлия Андреевна Совсем не плох и спус с горы: Кто бури знал, тот мудрость ценит. Лишь одного мне жаль: игры... Её и мудрость не заменит. Игра загадочней всего И бескорыстнее на свете. Она всегда - ни для чего, Как ни над чем смеются дети.
Сердитых Елизавета Владимировна

Не согласна с вами коллеги что не нужно учить детей играть. Учить играть нужно.Дети умеют лишь манипулировать предметами, но играть они лишь учатся. Мы с вами коллеги должны их научить играть, правильно общаться с друг другом в игре, обогащать игру предлагая различные сюжеты и самим включаться в игру. А человек-паук тоже может научить детей играть если воспитатель проявит фантазию и воображение.
Елисеева Ирина Анатольевна

Если игры с правилами, то конечно, надо научить ребёнка играть соблюдая правила игры, а если ребёнок придумывает свою игру, то вы же не знаете как он развернёт свой замысел и не полезете к нему со своими правилами, иначе вы отобьёте у ребёнка всякую охоту играть. Если вы увидите, что игра принимает какой-то нежелательный сюжет или присутствуют агрессивные ситуации, то надо обязательно незаметно включиться в игру уже со своим сюжетом.
Чудина (Морозова) Татьяна Михайловна

Елизавета Владимировна, вы что действительно считаете, что дети не будут играть, если вы их не будете обучать игре? Может они не будут играть так, как вам хочется, но они будут играть так, как они хотят. Игра будет строится на знаниях, которые у них есть (вот знаниями мы должны их обогащать)и опыта, который они берут из окружающей их жизни. Вот задачи взрослых: знания и окружение или по -другому среда.А уж саму игру надо оставить детям, это их творение.
Сердитых Елизавета Владимировна

Татьяна Михайловна,конечно дети будут играть если мы их не будем учить играть, в свои игры. Но не знаю замечали ли вы коллеги как бедны по своему замыслу сюжетно-ролевые игры, которые как раз и строятся на основе опыта ребёнка. Игровая деятельность ребёнка подразумевает и игры дидактические, словесные, которые строятся на соблюдении правил, порядка выполнения каких то действий и здесь нужно внимание воспитателя. Ребёнок безусловно должен сам выбирать во что он будет играть, в этом мы не должны доминировать, но помочь то должны, особенно если дети сами хотят вашего участия в игре. Я люблю играть со своими детьми в любые игры и не в главных ролях. Мы бегаем, прыгаем, экспериментируем, веселимся и учимся.