Живая этика в сказках Г.Х.Андерсена

Копылова Инна Владимировна
14508
 

Как донести до детей основы мировоззрения? 

Конечно, лучше всего дети воспримут их через сказки.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhivaya_etika_v_skazkah_g.h.andersena.doc275 КБ

Предварительный просмотр:


Живая этика в сказках  Г.Х.Андерсена



Андерсена сказки в детстве я читала: 



Как Герда Кая выручала,



Утенок гадкий лебедем вдруг стал,



Король - то голым оказался,



Народ молчал,



А мальчик правду всем сказал...



Читайте Андерсена, дети!



Так увлекают сказки эти.



И, может быть, ответ найдете сами:



Где в сказке ложь, на что намек



И "добрым молодцам урок"


Как донести до детей основы мировоззрения?

Конечно, лучше всего дети воспримут их через сказки.

Г.Х.Андерсен прожил нелегкую, полную лишений, унижений и страданий жизнь. Лишь в самом конце жизни пришло к нему полное признание. Но в настоящее время его сказки знают и любят как дети, так и взрослые во всех уголках планеты. Его день рождения празднуется как Международный день детской книги. Собрание сочинений этого писателя насчитывает 10 томов, но он вошел в историю мировой литературы как автор трех сборников сказок.  Необычность этих сказок заключается в том, что само начало сказок, и их действие происходит в обычной жизни, и обыкновенные предметы,  растения и животные приобретают человеческие черты, разум и язык.  Андерсен тем самым открыл для своего читателя ранее неведомый  мир, пробудив «чувства добрые» к цветам и деревьям, стёршейся монетке и  уличному фонарю. 

Еще одна особенность и значимость  Андерсена в том, что он разглядел и с убедительностью воспел силу духа земных хрупких девчонок, таких, как Герда из «Снежной королевы» или Эльза из «Диких лебедей», чей бескорыстный героизм и жертвенность затмевают деяния даже могучих героев. Ибо вершат их неприметные слабосильные малышки, чьи души пронизывает и двигает великая самоотверженная любовь, увлекающая за собой миллионы детских сердец.
И, что не менее важно, его сказки даже самые печальные и трагические обладают удивительным свойством дарить надежду и лечить душу.  Они забавны и трогательны и могут хорошо подействовать на ум и сердце детей.

Читая и обсуждая с детьми сказки Андерсена можно ненавязчиво  и увлекательно познакомить их с основами миропонимания.

Так, например, эволюцию человека показывает сказка «Дюймовочка».  Вначале было ячменное зёрнышко, но «это не простое зерно, не из тех, что крестьяне сеют в поле или бросают курам»,  затем  появляется чудесный цветок тюльпана, а затем…

Особенно поразила сказка «Камень мудрости». Эту сказку надо читать особенно вдумчиво. Само описание Солнечного дерева и замка полны символизма. Каждая строка наполнена глубоким смыслом. Начинается сказка с описания Солнечного дерева, на вершине которого возвышался хрустальный замок. Из его окон открывался вид на все четыре стороны света, а  «на стенах отражался весь мир, все, что происходило на земле, - и газет не надо было». В нем жил  мудрец, познавший «все, что только может знать или узнать человек на земле, был посвящен во все открытия прошлого, настоящего и будущего»  «В потайной комнате замка хранилось величайшее земное сокровище - книга Истины. Эту книгу может читать каждый человек, но лишь отрывками: в иных местах буквы так прыгают перед глазами, что нельзя разобрать не единого слова, а в иных они до того бледны, что глаз видит лишь чистую неисписанную страницу. Чем мудрее человек, тем больше он может прочесть из этой книги». Но последние страницы книги Истины оставались для мудреца белыми страницами и, чтобы прочесть их, нужно было найти «камень мудрости».  У  мудреца было пятеро детей: четверо сыновей (чувства человека) и дочь (чувствознание). Отец  «говорил детям о добре, истине и красоте, говорил, что из них-то, под тяжким давлением света, образуется драгоценный камень» - камень мудрецов.   Сыновья по очереди отправляются в мир людей, чтобы отыскать камень мудрости, но терпят неудачу, и чуть не погибают сами.  Тогда на поиски отправляется дочь, но прежде она прядет нить   «тоньше той, что прядет паук; …  девушка смачивала нить своими слезами, и нить становилась крепче якорного каната». За эту нить она должна была крепко держаться, чтобы не сбиться с пути и вернуться назад.  И девушка находит философский камень.  «Я подхватывала каждое крошечное зерно истины, носившейся по ветру, и крепко берегла его; я давала ему пропитаться ароматом всего прекрасного, чего немало на  земле. Я ловила каждое биение человеческого сердца во имя добра и вкладывала их в зернышки истины. Я несу домой одни песчинки, но все они в совокупности и составят драгоценный камень, который я искала: у меня их полная горсть!».

О бессмертии и реальности чудес повествует сказка «Лён». Это история голубого цветка, пришедшего из Древнего Египта, чьи невесомые лепестки подобны крыльям мотылька. С чудесным цветком происходит множество превращений. Вот его высохшие стебли распяты и вытянуты в нити. Из нитей возникает одежда, согревающая в стужу, дарящая прохладу в жару. Но одежда изнашивается. Однако и тряпка годится для мытья полов и стирания пыли. А когда превращается в труху, то из нее производят бумагу. Бумага превращается в книги – вместилища мудрости и света. И даже если книги попадают в огонь, то зола и пепел, удобряющие поля, снова порождают мириады голубых цветов. Все повторяется сначала. Эта сказка поможет объяснить детям, что ничто в мире не исчезает бесследно, а просто изменяется. 

Очень поэтично говорит Андерсен о душевной чистоте, которая является лучшей защитой от любого зла и колдовства в сказке «Дикие лебеди».   Сказка «Гадкий утенок» утверждает, что все свои основные качества человек приносит с собой. Все наши накопления заключены в «яйце» — “Не беда появиться на свет в утином гнезде, если ты вылупился из лебединого яйца!”

А в «Эльфе розового куста» - что нас окружают множество невидимых существ, от которых невозможно ничего скрыть. Или, как сказал сказочник: «даже за самым крошечным лепестком скрывается кто-то, кто может рассказать о преступлении и наказать преступника».

А как поэтично  описаны мысли благодарности  в сказке «Колокольный сторож Оле»: «Как часто посылают люди тайное, немое спасибо человеку, совершившему нечто прекрасное, доброе; спасибо это беззвучно, но оно не пропадает даром… тайное спасибо подхватывается солнечным лучом, который затем и возлагает его на голову благодетеля. Если же случается, что целый народ посылает такое спасибо давно умершему благодетелю, с неба падает на его могилу яркий букет - звездочка».

О стихийных духах рассказывает Андерсен в сказке «Русалочка»:
«…она видела ясное солнце и какие-то прозрачные, чудные создания, сотнями реявшие над ней. … У них не было крыльев, но они носились в воздухе, легкие и прозрачные. Русалочка заметила, что и она стала такой же, оторвавшись от морской пены.

- К кому я иду? - спросила она, поднимаясь в воздухе, и ее голос звучал такою же дивною музыкой.

- К дочерям воздуха! - ответили ей воздушные создания. – У дочерей воздуха тоже нет бессмертной души, но они сами могут заслужить ее себе добрыми делами. Мы прилетаем в жаркие страны, где люди гибнут от знойного воздуха, и навеваем прохладу. Мы распространяем в воздухе благоухание цветов и несем людям отраду и исцеление. Триста лет мы делаем посильное добро, а потом получаем в награду бессмертную душу…».

Читая сказку  «Калоши счастья» можно узнать о путешествиях в тонком теле:  «Солнечный луч пробегает двадцать миллионов миль всего за восемь минут с секундами, но душа еще быстрее, чем свет, покрывает огромные пространства, разделяющие звезды.  Для нашей души пролететь расстояние между двумя небесными светилами так же просто, как нам самим дойти до соседнего дома». И там же о душе и плотном теле: «Впрочем, о душе беспокоиться нечего - когда она действует самостоятельно, все идет прекрасно, и лишь тело мешает ей и заставляет ее делать глупости».

В сущности, каждая сказка Андерсена имеет большое воспитательное значение и утверждает победу добра и справедливости.

Сколько удивительных открытий ждет нас на страницах книг этого Великого Сказочника! Читайте и перечитывайте сказки Андерсена и с детьми, и без них, для себя. Конечно, в его сказках встречаются и спорные места, но и они дают повод к размышлению и обсуждению. 

И еще один совет, читая сказки Андерсена детям, необходимо помнить, что многие его сказки адресованы взрослым или детям старшего возраста. Не правильно будет читать все подряд. Нужно подбирать сказки с учетом возраста ребенка. А выбор достаточно велик для всех  возрастов.


 

Комментарии

Алашеева  Татьяна  Геннадьевна

С начала декабря я ввожу детей в мир сказок Г.Х.Андерсена.Наш новогодний утренник называется "По дорогам сказок Андерсена".Спасибо!!!!Если бы знала ,что есть Ваш материал по Андерсену! Я бы использовала!Вы молодец,Инна Владимировна!!!!