Индивидуальный подход в воспитании детей

 

 

С первых дней жизни дети отличаются друг от друга не только внешним обликом, но и особенностями поведения, физического и психического развития. Индивидуальные особенности развития и поведения ребенка зависят главным образом от условий его жизни и воспитания. Ребенок, например, не родится добрым или жадным, самостоятельным или неумелым. Эти особенности складываются постепенно, под влиянием условий жизни и воспитания. Имеет значение и состояние здоровья. Если ребенок ослаблен, много болеет, он может отстать в физическом развитии, иметь недостаточный рост и массу тела, стать вялым или раздражительным, капризным.

На некоторые стороны поведения ребенка накладывают отпечаток врожденные особенности его нервной системы, так называемый тип высшей нервной деятельности. Например, одни дети шустрые, энергичные, другие - менее активны, третьи хотя и активны, но медлительны. Особенности нервной системы не предопределяют того, какие именно умения, навыки, привычки, черты поведения приобретает ребенок,- это зависит от воспитания, но они все же благоприятствуют формированию одних и затрудняют приобретение других. Эффективность тех или иных средств педагогического воздействия также зависит от типа нервной системы ребенка. Так, строгий тон воспитателя, необходимый в обращении с одними детьми, совершенно неуместен в обращении с другими.

Воспитатель должен знать индивидуальные особенности каждого воспитанника и учитывать их в своей работе. Индивидуальный подход к ребенку с учетом особенностей нервной системы, уровня физического и умственного развития, сложившихся привычек, реакций на окружающее, на приемы педагогического воздействия необходим для полноценного развития малыша, для его хорошего самочувствия и жизнерадостного настроения.

Из бесед с родными ребенка, посещений на дому и систематических наблюдений за ним в течение всего дня, во время организованных занятий и самостоятельных игр воспитатель может узнать многое о его индивидуальных особенностях.

Замечая, быстро ли малыш засыпает, глубоко или чутко спит, как переходит от сна к бодрствованию, как относится к изменениям в режиме дня, к новой пище, к новым людям, воспитатель сможет сделать некоторые выводы относительно особенностей нервной системы ребенка. Многое в этом отношении дадут наблюдения за играми или занятиями ребенка: предпочитает ли он спокойные или подвижные игры, продолжительно играет одной игрушкой или часто меняет их и т. п.

Дети разных типологических групп неодинаково выражают свои чувства: одни бурно, громко плачут, громко смеются, другие при подобных же обстоятельствах лишь тихонько хнычут или улыбаются.

Тип высшей нервной деятельности определяется свойствами нервных процессов - возбуждения и торможения, происходящих в коре головного мозга, их силой или слабостью и тем, уравновешивают они друг друга или преобладает один из них. Различают четыре типа высшей нервной деятельности: три сильных - уравновешенный и два неуравновешенных (с преобладанием возбуждения или торможения) и слабый тип, у которого оба процесса - и возбуждение и торможение - слабые.

Опираясь на знание характерных особенностей поведения детей каждого типа (они излагаются ниже), воспитатель может определить, к какому из них принадлежит каждый ребенок его группы, и соответственно этому осуществлять индивидуальный подход.