Методическая разработка Интегрированное занятие "Мы добрые волшебники"


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 15 города Ейска
муниципального образования Ейский район
Методическая разработка педагога-психолога Сергевой М.В.
Интегрированное  занятие в подготовительной логопедической группе
«Мы добрые волшебники» (В.П. Катаев «Цветик-семицветик»
Задачи:
-  Развитие способности концентрироваться, управлять мысленными образами.
- Нормализация темпа и ритма речи.
- Активизация произвольного слухового внимания. Умения концентрироваться на слуховых образах.
-  Стабилизация психических процессов. Развитие умения расслабляться и  восстанавливать внутреннее равновесие.
- Развитие воображения и фантазии.
- Развитие моторики речевого аппарата.
- Развитие координации дыхания, речи и движений тела.
- Упражнять детей в подборе определений к заданному слову.
Материалы:
Картинки с изображением цветов, цветик- семицветик, пиктограммы эмоций (злость, удивление, радость, страх) по сказке, магнитофон, запись спокойной музыки.
Ход занятия.
Приветствие.
Психолог. Мы очень рады видеть вас. Посмотрите внимательно друг на друга и подарите своему соседу самую добрую улыбку
Упражнение « Скажи, как я».
Цель: учить детей говорить громко, тихо, шепотом, а также развивать слуховое восприятие (различать степень громкости произнесенных слов).
Психолог предлагает детям внимательно слушать, как он произносит слово «Доброе утро!», и произносить (повторять) их так же. Логопед следит за тем, чтобы дети произносили слова отчетливо, с соответствующей степенью громкости.
Упражнение 1. «Добрые волшебники»
Цель: формирование доброжелательных отношений.
Психолог. Ребята, вы знаете, что могут делать волшебники.
Ответы детей. Превращать, исполнять желания и т.д.
Мы с вами тоже добрые волшебники и уже многое можем. Например, мы можем поднять настроение другу, подарив ему доброе пожелание.
Упражнение 2. «Волшебные цветы».
Логопед предлагает детям вспомнить названия  цветов. Ребята цветы, как и люди, имеют свой характер. Посмотрите на розу. Как вы думаете, какой у нее характер?
Ответы детей. Неприступная, не любит, когда до неё дотрагиваются.
Логопед проводит игру «Подбери признак цветку».
Одуванчик – желтый, пушистый, веселый.
Колокольчик- синий, голубой, общительный.
Психолог. Нам пора  отправляться в чудесный сад, где растут волшебные цветы. Попасть в волшебный сад можно с помощью волшебных слов. Какие волшебные слова нужно сказать?
Сказка (логопед)
Жила в одном городе девочка Женя. Однажды послала ее мама в магазин за баранками. Купила Женя семь баранок и отправилась домой. Идет, по сторонам глядит, ворон считает. А тем временем сзади пристала к ней незнакомая собака да все баранки одну за другой и съела. Обернулась Женя, но уже поздно! Все баранки съедены.
— Ах, вредная собака! — закричала Женя и бросилась ее догонять.
Упражнение 1. Догонялки (психолог)
Дети бегут друг за другом по кругу, прыгают на одной ноге, перепрыгивают через ручеек (на пол кладется шарфик голубого цвета), взбираются на холмик (на стул), спрыгивают с него, снова бегут и т. д.
Когда включается музыка, дети останавливаются, замирают на месте и прислушиваются к ощущениям в теле. Ведущий спрашивает, в какой части тела (ногах, руках...) усталость, покалывания, боль, приятные ощущения, мягкие, тяжелые и т. д.
Сказка (логопед)
Собаку не догнала, а сама заблудилась. Испугалась Женя и заплакала.
Вдруг откуда ни возьмись — старушка. Пожалела старушка Женю, привела ее в свой садик и говорит:
— Не плачь, я тебе помогу.
И старушка подарила Жене очень красивый цветок. (Демонстрируется цветик-семицветик.) У него было семь лепестков, каждый разного цвета (детям предлагаются лепестки по цвету).
— Это цветик-семицветик, — сказала старушка. — Он может исполнить все, что ты захочешь. Для этого надо оторвать один из лепестков, бросить его и сказать волшебные слова:
Лети, лети, лепесток, Через запад на восток, Через север, через юг, Возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли — Быть по-моему вели.
Женя поблагодарила старушку, вышла за калитку и тут только вспомнила, что не знает дороги домой. Оглянулась, а старушки как не бывало. Тогда Женя поскорее оторвала желтый лепесток, бросила его и сказала волшебные слова. Не успела она это сказать, как в тот же миг оказалась дома. Жене захотелось поставить цветок в самую красивую вазу. Она влезла на стул и потянулась за любимой маминой вазой. В это
время, как на грех, за окном пролетали вороны. Женя открыла! рот и стала считать ворон, загибая пальцы, а ваза полетела вниз  и — бац! — раскололась на мелкие кусочки.
 Что делать?
Пока мама не увидела разбитой вазы, Женя быстренько оторвала красный лепесток и прошептала волшебные слова.
Не успела она сказать их, как осколки сами собою поползли друг к другу и стали срастаться. Мама прибежала из кухни — глядь, а ее любимая ваза как ни в чем не бывало стоит на месте.
Пошла Женя во двор погулять, а там мальчики в героев-полярников играют.
— Мальчики, примите меня поиграть, — сказала Женя.
— Ишь, чего захотела! Не видишь — это Северный полюс? Мы девчонок на Северный полюс не берем.
— Какой же это Северный полюс? Это песок да доски.
— Не песок, а море, не доски, а льдины. Уходи, не мешай нам.
— Ну и ладно. А я и без вас на Северном полюсе сейчас буду.
Не успела она это сказать, как вдруг, откуда ни возьмись, налетел ветер, сделалась страшная ночь, земля закружилась под  ногами, и Женя, как была в летнем платьице с голыми ногами, так и оказалась на Северном полюсе, а мороз там — сто градусов!
Этюд психогимнастики «Северный полюс».
Психолог. Дети активно «мерзнут». Ведущий предлагает описать им свое состояние. Расслаблены или напряжены руки, ноги, спина, шея, лицо?
Дети садятся на пятки. Ведущий предлагает расслабить шею, плечи, руки, освободиться от напряженности и холода.
 Психолог.  Теперь вам тепло, уютно, приятно. Тело мягкое, спокойное. Вам уже хорошо и тепло, а что же делать Жене?

Сказка (логопед)
Женя схватила обледеневшими пальцами цветик-семицветик, вырвала зеленый лепесток и закричала что есть мочи: «Лети, лети, лепесток...»
И в тот же миг она вновь очутилась во дворе. Только с мальчишками Женя решила больше не водиться, а пошла в другой двор играть с девочками. Пришла и видит — у девочек разные игрушки. У кого коляска, у кого мячик, у кого кукла. Взяла Женю досада, позавидовала она девочкам. «Ну, — думает, — я вам сейчас покажу, у кого много игрушек». Вынула Женя цветик-семицветик, оторвала оранжевый лепесток и сказала волшебные слова.
И сейчас же со всех сторон повалили к Жене игрушки: шагали говорящие куклы, катились мячики, ползли, как змеи, скакалки, ехали велосипеды, кувыркались кубики, по воздуху летели миллионы игрушечных самолетиков.
— Довольно, довольно! — в ужасе закричала Женя.
Но не тут-то было! Игрушки все валили и валили. Уже весь город был завален игрушками до самых крыш. Женя по лестнице — игрушки за ней. Пришлось Жене оторвать фиолетовый лепесток и быстро сказать волшебные слова.
Игра «Догадайся, что за цветок».
Логопед предлагает детям описать задуманный цветок. Как он выглядит, где растет, какой у него характер.  Дети отгадывают  название цветка.
Словесно-дидактическая игра  «На каких цветах еще можно загадывать желание?»
Сказка (логопед)
Посмотрела Женя на свой цветик-семицветик и увидела, что остался всего один — голубой — лепесток.
— Вот так штука! Шесть лепестков потратила, и никакого удовольствия. Велю-ка я себе, пожалуй, конфет. Или нет ... Лучше мороженого. Ну, допустим, все это я велю и съем. И ничего не останется. А может, лучше билет в цирк или велосипед?
Тут Женя увидела мальчика, который сидел на скамье, и захотела с ним познакомиться.
— Мальчик, как тебя зовут?
— Витя. А тебя как?
— Женя. Давай побегаем наперегонки.
— Не могу. Я хромаю. Я никогда не смогу бегать. И с этим ничего не поделаешь.
— Ах, какие пустяки ты говоришь, Витя! — воскликнула Женя и вынула из кармана свой заветный цветик-семицветик. — Гляди.
С этими словами девочка бережно оторвала последний лепесток, на минуту прижала его к глазам, затем нежным голосом запела: «Лети, лети, лепесток...»
 В ту же минуту Витя вскочил со скамьи, стал вместе с Женей смеяться, бегать и прыгать по полянке.
Логопед.  Вот и закончилось наше сказочное путешествие.

Психолог. Как быстро летит время.
Упражнение. «Волшебный лепесток»
Посмотрите, ребята, у меня в корзине есть разноцветные лепестки. Пусть каждый из вас выберет для себя лепесток .Если бы у вас был волшебный лепесток, что бы вы пожелали?  Дети выбирают лепестки, высказывают пожелания и выкладывают  на ковре красивый цветик-семицветик.
Педагог-психолог и логопед прощаются с детьми.
Помашите  высоко поднятой рукой. Дети выполняют этюд “До свидания!”