К вопросу об интеграции искусств и о развитии творческих способностей детей дошкольного возраста.

 

Проблема развития способностей дошкольников находится сегодня в центре внимания многих исследователей и практиков, работающих в сфере образования. Современные дошкольные учреждения в поиске новых гуманистических, личностно-ориентированных подходов, нетрадиционных путей взаимодействия с детьми для формирования творчески развитой личности. Способность высказывать максимальное количество, широкое многообразие идей,  их оригинальность (дивергентный способ мышления), которые лежит в основе творческого мышления является одной из актуальных проблем дошкольного образования (Годфруа Ж. Психология, изд. в 2 т., том 1. - М.Мир, 1992.).

Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни? Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать?

Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем.

 Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти вовсех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития - одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством - результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

             Понятия “творчество” является здесь основополагающими. Что мы называем “творчеством”?  Творчество— процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) — уникальность его результата. Очевидно, что рассматриваемое нами понятие тесным образом связано с понятием "творческая деятельность". Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности. Результатом творческой деятельности является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности. Творческие способности – это индивидуальные особенности и качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Проанализировав большое количество  литературы (Безрукова, В.С, Годфруа, Ж.,  Лук, А.Н.,  Дьяченко, О.М., Веракса, Н.Е., Никитина, Б.Н., Кэррола, Л. Ефремов, В.И., Выготский, Л.Н.)  по проблеме формирования творческих способностей мы пришли к таким выводам:

·     назрела социальная необходимость в творческих кадрах, и главным образом в творческих исполнителях;

·     дошкольное детство также является сензитивным периодом для развития творческого воображения. Именно в детстве, и на протяжении такого небольшого отрезка времени, как дошкольное детство закладывается то, что во многом определяет наше будущее, поэтому необходимо создать условия для развития этих способностей. Эти условия – среда, семья, люди, которые работают с детьми;

·     если возможности для развития способностей не используются, то возникает опасность деградации этих самых возможностей.

На развитие творческих способностей влияют группы факторов:

1.  природные задатки и индивидуальные особенности, определяющие формирование творческой личности;

2.  все формы влияния социальной среды на развитие и проявление творческих способностей;

3.  зависимость развития креативности (творческих проявлений) от характера и структуры деятельности.

На основе наблюдений и результатов  мониторинга творческого развития детей дошкольного возраста, мы выявили проблему – низкий уровень развития творческих способностей современных дошкольников. Поиск решения этой  проблемы не занял много времени… Для дальнейшей педагогической деятельности по данной проблеме определили два направления по развитию творческих способностей и выявлению творческой одаренности детей.

Первым направлением самым популярным и увлекательным в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра.Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания.

Формирование творческих способностей, одаренности ребенка обусловлено не только условиями его жизни и воспитания в семье, но и специальными занятиями, организуемыми в дошкольных учреждениях. Музыка, пение, рисование, лепка, игра, художественная деятельность – все это является благоприятными условиями для развития творческих способностей.

Искусство формирует и развивает человека, разносторонне влияет на его духовный мир в целом. Оно углубляет и направляет эмоции, возбуждает фантазию, заставляет работать мысль, расширяет кругозор, формирует нравственные принципы и творческие способности. Этот аспект в развитии у детей творческих способностей выявил второе направление в моей педагогической деятельности – интеграция искусств в образовательном процессе.

В практике моей работы особое место отведено интегрированной непосредственной образовательной деятельности, в которой развитие творческих способностей реализуется средствами разных видов искусства.

Таким образом, интеграция является одной из наиболее благоприятных, форм развития творческих способностей детей дошкольного возраста и ведет к обобщению и уплотнению, унификации и росту информационной емкости знания; связана с взаимопроникновением структурных элементов различных областей и сопровождается ростом их обобщенности и комплексности, уплотненности и организованности. Проявляется в суммарном воздействии образовательных компонентов на воспитанников во много раз активнее и предпочтительней, чем влияние каждого из них по отдельности, что обеспечивает позитивный результат обучения и воспитания.

Механизмом интеграцииявляется образ, созданный средствами разных видов искусства и создаваемый детьми в разных видах их деятельности:

1.       в музыке – мелодия, ритм, гармония, динамика, интонация и др.;

2.       в изобразительной деятельности – рисунок (форма, объем, пропорции, поза, соотношение предметов в общей композиции по величине), аппликация (форма, цвет, композиция) и др.;

3.       в театрализованной деятельности – выразительные средства драматизации: движения, жесты, мимика, голос, интонация, позы;

4.       в литературе средство выразительности – слово (образные определения, эпитеты, сравнения, ритм, метафоры).

Развитие творчества детей эффективно осуществляется при восприятии ребенком живописи, музыки и литературы во взаимодействии, на основе познания выразительных средств каждого вида искусства. Интеграция искусств рассматривается нами как процесс или действие, имеющее своим результатом целостность, т.е. объединение разных видов искусства с целью создания единого художественного образа, смешение языка выразительности живописи, музыки и литературы в гармоничное интегративное целое, наиболее полно отображающее особенности художественно-эстетического образа объекта.

При использовании интеграции живописи, музыки и литературы, как средства эстетического развития в музыкальной, изобразительной и деятельностях, в качестве стержневого фактора интеграции выступает образ. Интегрирование непосредственной образовательной деятельности  в ДОУ позволяет ребенку увидеть и познать красоту окружающего мира в его многообразии, в связи с тем, что в живописи представлена наглядная картина природы через цвет, композицию, линию, колорит; в музыке - звучание образов, их движение на основе мелодии, ритма, гармонии; в литературе - конкретизируется художественная характеристика мира природы благодаря слову, образным определениям, эпитетам, сравнениям, метафорам.

Технология интеграции искусств представлена тремя компонентами: воспроизведение, интерпретация, творческая активность, в последовательной реализации которых прослеживается ее алгоритм.

Воспроизведение - предполагает обучение детей умению воспринимать живопись, музыку и литературу о природе, накопление детьми опыта восприятия произведений искусства, происходит пробуждение, стимуляция эстетической потребности у ребенка как первоэлемента эстетического развития; открытие возможностей осуществления ребенком эстетической деятельности, включающей восприятие, переживания, проявления эстетического отношения, чувства. Используется парная интеграция видов искусств.

Интерпретация - дети учатся трактовать особенности создания художественного образа природы в живописи, музыке и литературе, формируется умение видеть и выделять средства выразительности каждого из воспринимаемых видов искусства, замечать особенности их тройственной интеграции в изображении природы, предполагается создание детьми рисунков на этой основе, происходит дальнейшее развитие у детей эстетического отношения, эстетического вкуса, эстетической оценки. На этом этапе используется парная и тройственная интеграция видов искусства.

Учитывая все аспекты данной проблемы я ставлю наиболее важную задачу: побудить детей к творческой активности. Творческая активность - предусматривает создание условий, побуждающих детей к использованию накопленного опыта восприятия отдельных видов искусства, проявлению способности к восприятию и пониманию окружающей среды, созданных на основе интеграции живописи, музыки и литературы, приобретенного умения выделять и понимать их средства выразительности; развитие у детей потребности в творческой самореализации через расширение опыта восприятия тройственной интеграции искусств.

В процессе реализации творческих способностей дошкольники учатся воспринимать произведения искусства по отдельности, в парной интеграции, в тройственной интеграции, выделять, интерпретировать и применять в деятельности средства выразительности каждого вида искусства, опосредованно познавали разнообразие образов окружающего мира через произведения искусства, осваивают разнообразный изобразительный материал, новые техники и приемы рисования, воспроизведения музыкальных произведений (вокальное, инструментальное, танцевальное импровизационное исполнение), получают опыт создания коллективных работ, организации и проведения выставок собственных творческих работ.

Результатом  комплексного воздействия искусств в ДОУ по развитию творческих способностей считаем:

-умение детей самостоятельно и творчески применять разные художественные средства (краски, формы, музыкальные звуки, поэтические выражения для воплощения одного и того же замысла);

-опыт совместной работы;

-нравственные основы во взаимоотношениях между детьми;

 

 -способность высказывать множество разнообразных, оригинальных идей, придавать законченный вид своему «продукту», совершенствовать его.

          Наблюдения, осуществленные мной показывают, что  результаты художественно-эстетического развития проявляются у всех детей, а также отчетливо заметны интересы и способности каждого ребенка в отдельности.

Все сказанное нами ранее указывает на исключительную пользу использования синтеза искусств и полихудожественного подхода в творческом развитии детей дошкольного возраста. 

 

Литература

1.     Безрукова, В.С. Педагогическая интеграция : сущность, состав, механизмы реализации / Безрукова, В. С. // Интеграционные процессы в педагогической теории и практике. - Свердловск, 1990.

2.     Выготский, Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. - СПб.: Союз, 1997.

3.     Годфруа, Ж. Психология, изд. в 2 т., том 1. - М.Мир, 1992.

4.       Лук, А.Н. Психология творчества. - Наука, 1978.

5.       Дьяченко, О.М., Веракса, Н.Е. Чего на свете не бывает. - М.: Знание, 1994.

6.       Ефремов, В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ. - Пенза: Уникон-ТРИЗ, 2001.