Консультация для родителей: "Проводите пальчиковую гимнастику дома"

Петрова Ольга Хасанбиевна

Очень важное значение в процессе развития ребенка имеет развитие мелкой моторики рук: у него улучшается двигательная координация, преодолеваются зажатость, скованность. Движения рук построено в занимательно – игровой основе. У дошкольников цепкая автоматическая память, запомнить четырехстрочный специально для конкретного случая предназначенный текст для них не представляет особого труда. Зато потом услышанные слова могут вызвать нужные двигательные ассоциации, и наоборот жест побуждает к самостоятельному произнесению ребенком соответствующих стихов. Помните, как в детстве мы играли «Сорока, сорока кашку варила, деток кормила…»? Попробуйте напомнить уже подросшему ребенку эту потешку, и он обязательно начнет выполнять движения руками...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon provodite_palchikovuyu_gimnastiku_doma.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей                  тема: «Проводите пальчиковую           гимнастику дома!»

Все люди разные: у кого-то очень хорошая память и он любит учить стихи, кто-то прекрасно рисует. Но не любит заниматься точными науками, кто-то увлечен классической музыкой, а кто-то просто любит смотреть на дождь и бегущие по небу облака. А когда мы говорим о воспитании и обучении ребенка, не стоит забывать о его психических, физиологических и речевых возможностях. И ребенок, как и взрослый что-то любит делать, а что-то нет.

Раскрытие природы маленького человека требует совместных усилий педагогов, медиков, а главное, самых близких ему людей – родителей.

Поговорим о пальчиковых играх. Именно о них многие взрослые думают как о развлекательном моменте в воспитании.

Очень важное значение в процессе развития ребенка имеет развитие мелкой моторики рук: у него улучшается двигательная координация, преодолеваются зажатость, скованность. Движения рук построено в занимательно – игровой основе. У дошкольников цепкая автоматическая память, запомнить четырехстрочный специально для конкретного случая предназначенный текст для них не представляет особого труда. Зато потом услышанные слова могут вызвать нужные двигательные ассоциации, и наоборот жест побуждает к самостоятельному произнесению ребенком соответствующих стихов. Помните, как в детстве мы играли «Сорока, сорока кашку варила, деток кормила…»? Попробуйте напомнить уже подросшему ребенку эту потешку, и он обязательно начнет выполнять движения руками.

Пальчиковые игры должны выполняться ребенком  без затруднения и приносить ему только радость.

           Выдающиеся ученые Л.С. Выготский, Л.С. Волкова,         Е.И. Исенина, М.И. Кольцова считали, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. А неумение ребёнка распознавать пальцы - прогностический признак будущих признаков с чтением и письмом. Да, это именно так.

           Предлагаемый кандидатом педагогических наук М.А. Поваляевой тест на распознавание пальцев можно провести со своим ребёнком дома. Он поможет оценить функционирование тёмно-затылочных отделов коры головного мозга.

          Сядьте за стол напротив ребёнка. Попросите его протянуть руку, закройте ладонь и пальцы своей рукой. Другой рукой дотрагивайтесь до пальцев его протянутой руки попросите вытянуть на другой руке тот палец, который вы трогаете. Какой результат?

В норме: трехлетние дети определяют большой палец; пятилетние – большой и мизинец; шестилетние - большой и мизинец, указательный.

Для развития ручного праксиса очень полезны такие упражнения:

перебирание пальцами, крутить бруски и карандаш;

застегивать и расстегивать пуговицы разного размера;

плести косички из жестких ниток;

рисовать и штриховать карандашами.

Пальчиковые игры вырабатывают у детей уверенность в себе, адекватную самооценку и нормализуют отношения со взрослыми. А также способность мобилизоваться, сосредоточиваться и расслабляться. Игры интересны тем, что представляют собой маленький театр, в котором актеры – это пальчики ребят.

Пальчиковые игры развивают мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность. Повышается общий уровень организации  мышления ребенка. С помощью пальчиковых игр можно одновременно готовить ребенка и к письму, и к чтению.


«Кот Мурлыка»

Вот кот Мурлыка бродит.

(Мягкими кистями дети выполняют движение «кошечка»)

Мышка, мышка берегись,

Смотри коту не попадись.

(Грозят указательным пальцем одной руки, затем другой)

Ам! (Одновременно двумя руками резко сжимают кулачки).

Эта игра доставит детям удовольствие. Еще один немаловажный момент. Прежде чем выполнять игру с пальчиками, включите музыку, которая нравится ребенку. Она должна быть знакомой, чтобы не привлекать своей новизной. Если ребенок возбужден, то включите ласковый плеск волн, пение птиц – это снимет психическое напряжение, успокоит. Излишне громкая музыка с подчеркнутыми ритмами ударных вредна не только для слуха, но и для нервной системы. Серьезные исследования по данному вопросу были проведены В.М. Бехтеревым. Он писал: «Бесшумная обстановка отрицательно влияет на психику человека, поскольку абсолютная тишина не является для него привычным окружающим фоном». Слушая музыку, сделайте ребенку массаж рук. Это очень приятная для него процедура.

Если дома каждый день родители будут заниматься по 7 – 10 минут массажем рук ребенка, пальчиковыми играми, то положительный результат будет обязательно.

Стимуляция речевых зон коры головного мозга положительно скажется на исправлении несложных речевых искажений. Будет совершенствоваться память.

Литература:

«Музыкальный руководитель» 1 · 2006-02-10

          «Пальчиковые игры» О.И. Крупенчук  С-Пб 2005 «Литера»