Социальное развитие дошкольника в процессе общения.

 

Гуманистические преобразования, происходящие во всех сферах нашего общества и российском образовании, актуализируют потребность в переосмыслении сущности процесса воспитания, поиске новых подходов к воспитанию дошкольников, способствующих адаптации ребенка в мире людей, где он сможет найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал.

        Концептуальные взгляды на развитие образования, его модернизацию опираются на понимание современных проблем, обуславливающих наиболее важные изменения в образовании. Среди этих проблем отчетливо выделяется социальное развитие подрастающего поколения.

        Известно истина: что заложено в человеке в начале жизни, то остается навсегда. В детские годы формируются основные качества человека.

        Социальное развитие это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества в котором ему предстоит жить. Играя, занимаясь, общаясь со взрослыми и сверстниками, ребенок учится жить рядом с другими, учитывать их интересы, правила и нормы поведения в обществе, т.е. становится социально компетентным.

        Необходимость раннего формирования положительного опыта общения детей обусловлена тем, что его отсутствие приводит к стихийному возникновению у них негативных форм поведения, к ненужным конфликтам. Дети стремятся, но часто не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со взрослыми и сверстниками, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним, соблюдать разговаривая этикет, слушать партнера.

        Организуя в дошкольном образовательном учреждении адекватное педагогическое взаимодействие, уже в дошкольном возрасте можно помочь ребенку исправить трудности, встречающие в процессе общения. Для этого необходимо обучить детей умениям межличностного общения.

        Ведущей формой работы с детьми должны быть занятия этического характера. Целью этих занятий должно быть обучение детей следующим умениям:

- умению общаться при помощи речевых и неречевых средств;

- умению вести себя в общении в соответствии с нормами этикета;

- умению четко, ясно, выразительно высказывать в речи свое коммуникативное намерение;

- умению внимательно выслушивать собеседника и понимать эмоциональное настроение другого, сопереживать и т.д.

        При разработке занятий необходимо помнить, что создание эмоционального настроя у детей способствует стиль общения педагога с детьми, благодаря которому устанавливается взаимодействие «ребенок – взрослый». Поэтому не менее важной является то, что педагогическая функция общения влияет на социальное развитие ребенка. В процессе диалога ребенок реализует в нем свою индивидуальную личностную позицию. Позиция ребенка в процессе общения может изменяться и поэтому особый вклад в содержание взаимодействия может внести педагог. Дошкольник видит в нем идеального человека. Душевные богатства, культура общения дошкольников умножаются через душевное богатство воспитателя.

        Таким образом, общение с воспитателем имеет исключительное значение в социальном развитии ребенка на всех этапах дошкольного детства.  

 

 

 

Список литературы

1.Кон И.С. Ребенок и общество.- М.: Линка Пресс, 1988. – 211 с.

2. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению.- Ярославль. Академия развития, 1997. – 237 с.

3.Лисина М.И. Проблема онтогенеза общения. – М.: Педагогика, 1986 – 198 с.

4. Трубайчук Л.В. Социальное развитие дошкольника// Детский сад от А до Я. – 2007. - № 1 – с. 74-83.