«Воспитание и оздоровление детей раннего возраста в условиях детского сада»

Молчанова Наталья Александровна
Как известно, для детей раннего возраста характерны быстрые темпы роста и развития. К моменту рождения еще не завершено формирование всех систем организма. В то же время, как ни в каком другом возрасте, теснейшим образом взаимосвязаны процессы физического и нервно-психического развития. Все это обусловливает повышенную чувствительность малыша к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды. Дети часто и серьезно болеют. Однако, благодаря высоким пластическим возможностям, реже, по сравнению с более старшими, подвержены хроническим заболеваниям. Своевременное проведение оздоровительных мероприятий с использованием щадящих, преимущественно не медикаментозных технологий – совершенно необходимые действия по отношению к таким маленьким детям. Реабилитационная работа должна быть освоена на индивидуальном и комплексном подходе, включающем не только медицинские, но и психолого-педагогические, логопедические методы и проводятся с учетом особенностей состояния здоровья и развития каждого ребенка. Большое значение для сравнительно благополучного протекания адаптации малышей имеет заблаговременное (за 4-6 месяцев до поступления в садик) медико-психологическое консультирование. Оно дает представление о здоровье, уровне развития, особенностях поведения ребенка и делает возможным назначение корригирующих мер. Произведенный сравнительный анализ вопросов развития и воспитания детей в семье и в детском саду привел нас к такому выводу: Три наиболее существенные проблемы, с которыми малыши приходят из дома в детский сад, заключаются в следующем:

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Воспитание и оздоровление детей раннего возраста в условиях детского сада»

Как известно, для детей раннего возраста характерны быстрые темпы роста и развития. К моменту рождения еще не завершено формирование всех систем организма. В то же время, как ни в каком другом возрасте, теснейшим образом взаимосвязаны процессы физического и нервно-психического развития. Все это обусловливает повышенную чувствительность малыша к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды. Дети часто и серьезно болеют. Однако, благодаря высоким пластическим возможностям, реже, по сравнению с более старшими, подвержены хроническим заболеваниям. Своевременное проведение оздоровительных мероприятий с использованием щадящих, преимущественно не медикаментозных технологий – совершенно необходимые действия по отношению к таким маленьким детям. Реабилитационная работа должна быть освоена на индивидуальном и комплексном подходе, включающем не только медицинские, но и психолого-педагогические, логопедические методы и проводятся с учетом особенностей состояния здоровья и развития каждого ребенка. Большое значение для сравнительно благополучного протекания адаптации малышей имеет заблаговременное (за 4-6 месяцев до поступления в садик) медико-психологическое консультирование. Оно дает представление о здоровье, уровне развития, особенностях поведения ребенка и делает возможным назначение корригирующих мер. Произведенный сравнительный анализ вопросов развития и воспитания детей в семье и в детском саду привел нас к такому выводу: Три наиболее существенные проблемы, с которыми малыши приходят из дома в детский сад, заключаются в следующем:

У детей, поступающих в детский сад, довольно низок уровень нервно-психического развития. Это связано как с особенностями воспитания в семье, так и с биологическими факторами (течение беременности, родов и т.д.) Наибольшая задержка проявляется в навыках активной речи, в сенсорном развитии, что отрицательно влияет на дальнейшее становление маленького человека. В дошкольном возрасте отмечается замедленное развитие мышления и речи, внимания и памяти; выявляются невысокие показатели интеллектуальной готовности к школе.

Связана с различными отклонениями в поведении детей. Она касается сна, аппетита малышей, гипервозбудимых или малоэмоциональных, неконтактных детей, детей с проявлениями страхов, энуреза, тиков и т.д. Наблюдения показывают, что абсолютное большинство детей до 87%, поступающие в детские сады имеют подобные отклонения. Обе выявленные проблемы тесно связаны с третьей.

Проблема адаптации детей в детском саду. Сложность процесса напрямую зависит от степени готовности ребенка к поступлению в детский сад. В период адаптации происходит перестройка раннее сформированного динамического стереотипа, физиологии и иммунной системы. Появляется необходимость преодоления психологических преград. Стрессовая ситуация вызывает защитную реакцию организма в виде отказа от сна, еды, общения с окружающими.

Обращаем особое внимание на те моменты поведения малыша, которые будут наиболее значимы в период адаптации. Это:

наличие или отсутствие контакта со сверстниками;

инициативность в игре и общении с окружающими;

умение решать «проблемы в игре».

Последнее является одним из важных компонентов развития адаптационных механизмов: свой жизненный опыт малыш переносит в игру, переживает игровые стрессы. Как показывает практика, некоторые выявленные нами в беседах с родителями проблемы можно решить еще до поступления ребенка в детский сад. (Грудь, пустышка, режим дня, гигиенические навыки и т.д.) Мы даем подробные рекомендации родителям по этим вопросам. И все же, приходит малыш в садик и мы обнаруживаем, что наши советы не дали желаемых результатов, проблемы остались неразрешенными. Приходится начинать все сначала, но в условиях детского сада. Хочется дать совет родителям, чтобы они объясняли ребенку как долго он будет находиться в садике. Никогда не обманывайте его, четко выполняйте то, что обещали, не ссылайтесь на занятость, обстоятельства и тому подобное. Ребенок этого не поймет, а подумает, что вы просто не любите его и поэтому забыли про него. Некоторые дети категорически отказываются спать в детском саду. Не заставляйте ребенка, забирайте его после обеда. Со временем, когда ребенок поймет, что ходить в детский сад необходимо, он будет спокойно относится к этому.

Часто дети долго не отпускают родителей, цепляются за них, плачут. Взрослые тоже нервничают, переживают, не знают как поступить. А пусть ребенка приводит в детский сад тот член семьи, к кому ребенок менее привязан. Обязательно на прощание поцелуйте малыша, скажите, что вы его очень любите и что обязательно заберете его (после прогулки, занятий, сна), ребенок быстро запоминает режим детского сада и прекрасно ориентируется во времени.

Если ваш ребенок начал посещать детский сад, интересуйтесь все, что происходит в садике. Чаще общайтесь с воспитателем, если у вас есть свободное время, станьте активной участницей родительского комитета. Это даст вам возможность быть в центре событий, познакомиться поближе с воспитателем, наладить тесные взаимоотношения.

Не перекладывайте воспитание ребенка на плечи воспитателя – сами активно участвуйте в становлении личности ребенка. Народная мудрость гласит: «Что посеешь, то и пожнешь». Сейте доброе, вечное, чтобы потом вам не было стыдно за слова, поступки, действия вашего взрослого ребенка. Именно сейчас, когда вы так необходимы младенцу, дайте ему не скупясь, вашу любовь, заботу, внимание, уважайте – то, что через 10-20-30 лет вам самим будет так необходимо. Негативные поступки сразу же пресекайте, объясняя, почему так поступать нельзя!

Как мы воспитываем самостоятельность и учим детей культурно гигиеническим навыкам. В процессе общения с детьми чаще выражаем положительное отношение ко всему чистому, опрятному. (Платье у куклы не только красивое, но и чистое и т.д.) Или выражаем порицание (платье грязное), чтобы ребенок понял, что это плохо. Во время кормления малышам надеваем нагруднички. Перед каждым приемом пищи моем руки. Учим пользоваться своим полотенцем. Постоянно напоминаем про туалет, чтобы потом ребенок самостоятельно справлялся в нужный момент с нуждой. Учим самостоятельно есть первое и второе блюдо с хлебом, не брать пищу из тарелки руками. Стараемся, чтобы дети усвоили правила: нельзя выходить из-за стола с куском хлеба, нельзя выходить, если рот наполнен пищей. После еду ребенок должен благодарить за еду и задвигать за собой стульчик. Учим самостоятельно одеваться и раздеваться. Воспитываем у ребенка привычку поддерживать порядок в игровом уголке, складывать одежду при раздевании, закладываем основу таких черт характера, как аккуратность, опрятность. Пока привычка не закрепилась, ребенок нуждается в контроле взрослых. Очень важно для детей поощрение, похвала, одобрение. В этом возрасте малышей учат уважать труд взрослых: не сорить, вытирать ноги, переобуваться, входя в помещение, беречь одежду, предметы обихода и т.д. Стараемся воспитывать в детях правильное положительное отношение к людям, а, подражая взрослым, ребенок строит свои отношения к окружающим. Воспитываем в детях потребность в речевом общении со взрослыми. Здесь многое зависит от нас взрослых, от умения взрослого активизировать ребенка, находить доступные поводы для разговора, общения с малышом. Знакомим детей с доступной и простейшей форме с явлениями общественной жизни, обращаем внимание на транспорт, на изменения на улице, трудовые действия взрослых на улице. Знакомим детей с природой – воспитываем любовь ко всему живому, учим доброму, бережному, заботливому отношению к животным и растениям.