Программа развития патриотического самосознания у младших дошкольников.

Николаева Татьяна Петровна

"Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству» 

Академик Д.С.Лихачёв

Скачать:


Предварительный просмотр:

« Мир в твоих руках»

Программа развития патриотического самосознания у младших  дошкольников.

Авторы:

2011г.

«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству»  

Академик Д.С.Лихачёв

Введение

Первые чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они малышам? Исходя из опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине. Это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.

  Наша задача  как педагогов - как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества; воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.

  Фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве. Особенно важным,  в то же время своеобразным, можно назвать возраст 3-4 лет. В этот период ребенок начинает осознавать свое «Я», свою активность,  деятельность.

 Предлагаемый материал поможет сформировать у младших дошкольников первые чувства патриотизма.

Модули программы выстроены согласно следующей логике:

1.Формирование позитивного отношения к своему «Я» и к окружающим людям (к семье, сверстникам).

2. Блок занятий, направленных на формирование экологических представлений о родной природе, о том, что допустимо, что нет в отношении природы.

3. Блок занятий, направлен на развитие представлений о родном городе, республики, стране, формирование образа патриотизма и патриотического поведения. Формирование у детей позитивные представления о городе и городских достопримечательностях, о родине, воспитание патриотических чувств: любовь к большой и малой родине, гордость за страну и ее достижения.

Рис.1. Основные

тематические модули

Цель развивающей программы - формирование основ патриотического сознания и самосознания дошкольников через привитие бережного, уважительного отношения к сверстникам, к окружающей среде (природе, к улице, городу, и т. д.).  

 Программа состоит из 12 занятий, продолжительность составляет по 15-20 минут с подгруппой детей  (5-6 человек).

Программа рассчитана на детей младшего дошкольного  возраста.

       

Рис.2.Структура занятия (по этапам)

         

 

Рис.3 Содержание этапов занятия

Учебно – тематический план дополнительной

образовательной программы

Программа включает три блока, каждый из которых содержит по 4 занятия. Программа состоит из 12 занятий. Реализуется в течении учебного года, в режиме 1 занятие в 1-2 недели.

 Общее количество: 12 академических часов.

таблица 1.

Краткое содержание программы по модулям

        1. Модуль - Отношение к себе и окружающим людям

Цель: развитие представлений о себе и о других людях (во всей сложности и многообразии их внутреннего мира, отношений)

Задачи:

Образовательные: знакомить детей с тем, какие бывают добрые чувства к своим близким, помочь детям осознать себя как любимого, принимаемого другими членами социального общества.

 Развивающие: развивать творческие способности детей,

 навыков эффективного взаимодействия с окружающими людьми, эмпатию.

Воспитательные: воспитывать  нравственные качества, социально полезные способы поведения, содействовать освоению детьми основных правил этикета.

Занятие

Цель

Методы, средства и упражнения

« Мое имя»

Развитие эмпатии и навыков общения, осознания ребенком своего имени

Упражнение «Приветствие»

Игра-упражнение «Скажи как я»

Игра - имитация «Имена»

Игра-загадка «Постарайся отгадать»

Рисунок «Раскрась имя»

«Дружная семья»

Формирование у детей интерес к своей семье и учить делиться своими впечатлениями

Пальчиковый театр

«Семья»

Подвижная игра «Карусели»

Игра-упражнение « ласковый мелок»

Дидактическая игра « Портрет семьи»

  «Мое настроение»

Развитие самосознания через развитие умения определять базовые эмоции (радость, грусть, злость);

помочь детям осознать свои некоторые эмоциональные состояния освободиться от негативных эмоций.

Упражнение «Зеркало»

Подвижная игра «Веселый мячик»

Знакомство с эмоцией «Злость»,  «Грусть»

Под. игра «Развеселим дедушку»

Игра - упражнения « Волшебный мешочек»

Рисунок «Веселое солнышко»

«Секрет волшебных слов»  

Формирование у детей навыков культурного поведения, умение употреблять в речи вежливые слова.

Воспитание уважительного отношения к окружающим людям.

Игра-занятие «Волшебные слова»

Игра-упражнение

 « Выполни задание»

Упражнение «Дружба начинается с улыбки»

2 модуль – Формирование взаимоотношений

детей с миром природы.

Цель: Формировать взаимоотношения детей с миром природы через наблюдения.

Задачи:

 Образовательные: знакомство детей с природой в естественных условиях во всем ее многообразии, приучение детей всматриваться в предмет и подмечать его характерные особенности, формирование осознанного отношения к природе.

 Развивающие: развитие у детей чувство доброты, сопереживания.

 Воспитательные: воспитание желание помогать слабым, беззащитным, бережно относиться к природе.

«Наблюдение за осенними явлениями в природе» (экскурсия)

Учить определять время года по характерным признакам, учить устанавливать причинные связи, воспитывать любовь к родной природе.

Вопросы, художественное слово, ТРИЗ.

« Собака - верный друг человека»

Расширить представления детей о роли собаки в жизни человека, развивать чувство ответственности за жизнь домашних животных.

Загадка, вопросы, игровое упражнение, рисование.

«Подарим птицам нашу доброту»

Учить наблюдать за зимующими птицами, вызвать сочувствие к голодающим и замерзающим птицам зимой и проявлять заботу о них.

Художественное слово, вопросы, ИЗО.

«В гостях у Лесовичка»

Познакомить с  нормами и правилами поведения в природном окружении и соблюдать их в практической деятельности и быту.

Беседа с применением игровых технологий, работа с природным материалом.

                          3. Модуль - «Я и что меня окружает»

Цель: формирование  представлений о родном городе, республике, стране.

Задачи:

Образовательные: дать детям элементарные знания о городе, республики Хакасия, стране.

Развивающие: развивать  навыки групповой совместной работы с детьми, прививать интерес к народным промыслам России

Воспитательные: воспитывать интерес к культуре хакасского народа, уважение  и доброе отношение к своим родным и близким.

«Мой родной город»

Закрепить понятие «город»; формировать представления об улицах родного города; знакомство с некоторыми ПДД и правилами культурного поведения на улице .

Вопросы, чтение рассказа, игры с конструктором

«Традиционная одежда хакасов и русских»

Познакомить детей с особенностями хакасской национальной одежды; воспитывать интерес к культуре хакасского народа; развивать мелкую моторику рук, воображения.

Игровые техники

«Ярмарка»

Дать знания, что деревянная матрешка- это игрушка; научить словесному описанию матрешки; способствовать возникновению эмоциональной привязанности к матрешкам; прививать интерес к народным промыслам России.

Игровые техники

«Солдаты-  защитники Отечества»

Вызвать интерес и уважение к военным; воспитывать у детей доброе отношение к своему папе, вызвать чувство гордости и радости за то, что папа служил в армии и защищал нас.

Игровые техники

Содержание модулей программы

1 модуль «Отношение к себе и окружающим людям»

          1 занятие «Мое имя»

Продолжительность     15-20 минут

Цель: способствовать  осознанию ребенком своего имени; учить обращаться друг к другу по имени, запоминать имена своих товарищей; развивать эмпатию и навыки общения.

Инструменты: кукла, колокольчик, индивидуальные альбомы на каждого ребенка и цветные карандаши.

Вводная часть: Дети в группе. Педагог приветствует детей:  Здравствуйте дети! Сегодня к вам в гости пришла  кукла. Давайте с ней познакомимся. Когда знакомятся, всегда спрашивают: «Как тебя (или вас) зовут?» Вот давайте и познакомимся с куклой и спросим, как ее зовут.

Кукла называет свое имя – Маша.

Информационно-проблемная часть: А теперь давайте, и мы назовем кукле наши имена.

1.  Упражнение «Приветствие»

Педагог. Для этого я возьму колокольчик, пойду к кому-то из вас и позвоню около ушка, пропою имя и приветствие: «Миша, доброе утро!» Миша отвечает «Доброе утро». Теперь уже Миша берет колокольчик и подходит к тому, чье имя он хочет пропеть, и т.д.

Педагог подходит к ребенку, приветствует его, звеня колокольчиком. Ребенок берет колокольчик и подходит к следующему ребенку с приветствием. Так дети всей группы поприветствовали друг друга. Если ребенок забыл имя кого-то из детей, педагог помогает ему.

Педагог. Кукла Маша тоже захотела, чтобы и ее имя пропели. Давайте вместе пропоем: «Маша». А сейчас кукла Маша хочет посмотреть, как вы умеете говорить громко и тихо.

2. Игра-упражнение «Скажи как я»

Педагог. Послушайте внимательно, как я произнесу ваши имена: громко или тихо, и вы их повторите так же.

Педагог произносит имена то громко, то тихо. Ответы детей могут быть как индивидуальные, так и групповые.

Педагог. А теперь встаньте в кружок. Кукла Маша хочет посмотреть, как вы умеете делать зарядку.

3.  Игра - имитация «Имена»

Педагог. Я буду произносить имя одного из вас, и выполнять какое-то действие, а вы его повторяйте.

Варианты заданий: произнести имя и прохлопать его, держа руки прямо, вверх над головой, внизу; произнести имя и хлопать по коленям; при произнесении имени присесть, наклониться вперед, подпрыгнуть, повернуться, топнуть ногой и т.д.

Педагог. А сейчас давайте отдохнем.

4.  Игра «Ласковые слова»

Педагог. Кукла Маша попросила меня сказать вам ласковые слова. Педагог выбирает по очереди ребенка, ставит его рядом с собой, ласково смотрит на него, гладит его по голове, побуждая его внимательно слушать.

Педагог: «Я на Коленьку (или называется другое имя), на моего милого погляжу,  про  хорошего расскажу. Посмотрите, у Коленьки ясные глазки. Посмотрите, какой наш Коленька добрый, ласковый. А какой наш Коленька сильный и ловкий. А как мой дорогой замечательно поет: « Ля-ля-ля».

 Педагог побуждает ребенка вместе с ним спеть «ля-яля-ля» и похлопать в ладоши.

Педагог. Кукла Маша хочет проверить ,как вы запомнили имена друг друга.

 5.  Игра-загадка « Постарайся отгадать»

Педагог. Садитесь на коврик.

 Один ребенок – водящий – поворачивается к нам спиной. дети по очереди дотрагиваются до его плеча, спинки, гладят его и говорят:

     Раз, два, три, четыре, пять,

     Постарайся отгадать.

     Я с тобою рядом тут,

     Скажи, как меня зовут.

Водящий ребенок пытается отгадать, кто же его погладил. Если ребенок не может произнести все слова, тогда первые три сточки говорит педагог (или вместе с остальными детьми), а четвертую - ребенок сам ,либо вместе с педагогом. Если водящий никак не может правильно угадать, он поворачивается лицом к играющим и ему показывают, кто его гладил, а он просто пытается вспомнить и назвать по имени этого ребенка.

Заключительная часть: Педагог говорит детям, что кукле Маше понравилось у нас в гостях, но ей пора домой. А на прощанье давайте подарим Маше рисунки с вашими именами.

 

6. Рисование на тему « Раскрась имя»

Педагог: «Откройте альбомы. На первом листочке написано ваше имя (имя написано объемными буквами). Раскрасьте буковки внутри разноцветными карандашами».

         

Домашнее задание для родителей

1. Расскажите ребенку, что у каждого человека, как и у него, есть имя. Попросите, чтобы ребенок назвал свое имя. Скажите ребенку, что его имя можно назвать по-разному, например: Саша, Сашенька, Санечка, Сашок, Сашуля.

2. Попросите ребенка назвать имена мамы, папы, бабушки, дедушки, брата, сестры.

3. Разучите с ребенком стихотворение с движениями, подставляя настоящее имя ребенка.

Катя, Катя маленькая,        Присесть

Катенька удаленькая,       Погладить руками по голове

Пройди по дорожке.         Шагать на месте

Топни, Катя ножкой          Топнуть ногой

(Русская народная потешка)

2 занятие «Дружная семья »

Продолжительность 15-20 минут

Цель: формирование у детей интерес к своей семье и учить делиться с ними своими впечатлениями; развивать у детей стремление и потребность радовать своих близких добрыми делами и заботливым отношением;

Инструменты: сюжетная картинка «Семья», пальчиковый театр «Семья», игра «Притворщик»из серии «Семья»

Вводная часть: педагог здоровается с детьми: «Доброе утро, дети! На прошлом занятии мы с вами говорили о вас, о ваших именах. А сегодня хочется узнать,

с какими людьми вместе вы живете.

(Папа, мама, бабушка, дедушка, брат, сестра)

Правильно, и всех этих людей, и вас в том числе , можно назвать семья. Семья –это близкие, родные люди, которые живут вместе и заботятся друг о друге.

Информационно-проблемная часть:

Посмотрите на эту картинку (демонстрирует детям сюжетную картинку « Семья»). Кто изображен здесь?

(Мама ,папа, дочка, сын, бабушка, дедушка.)Что делает бабушка, дедушка, папа, мама, сын, дочка? Как мама называет мальчика? (Сын, сынок.)А как папа называет девочку? (Дочка, дочка.)

далее педагог учит детей правильно называть людей по другому родственным отношениям: внук, внучка, брат, сестра; дети хором повторяют.

А теперь наши пальчики поиграют в семью.

 1.Пальчиковый театр « семья»

Сейчас каждый из вас наденет на пальчики одной руки чехольчики с изображением лиц членов семьи: дедушки, бабушки, папы, мамы и малыша. На большой пальчик наденем чехольчик с изображением дедушки, на следующий пальчик- бабушки, потом папы, мамы, малыша.

У всех пальчики подготовились к игре? Тогда начинаем.

Это деда, наклонить большой палец с изображением дедушки                                   Это баба,       наклонить указательный палец

Это пап,        наклонить средний палец

Это мам,       наклонить безымянный палец

Это я             наклонить мизинец

Это вся моя дружная семья!    кисть руки вращать вправо-влево

       (И.А. Пазухина)

А сейчас мы пойдем всей семьей кататься на каруселях.

2.Подвижная игра « Карусели»

 Педагог. Но сначала мы выберем детей на роли мамы и папы (по желанию ребят или самого педагога). Итак, мама и папа у нас есть, остальные – их дети. Наши родители приглашают своих детей покататься на карусели: берут малышей за руку, собирая в цепочку.

 Педагог помогает «родителям» организовать детей на игру, замыкает цепочку в круг.

Педагог. Держимся за руки, все вместе движемся по кругу и произносим следующие слова:

Еле-еле-еле-еле                  карусель начинает медленно двигаться

Завертелись карусели

А потом, потом, потом      темп речи и движений постепенно ускоряется

Все бегом, бегом, бегом!  бегут

Побежали, побежали,

Побежали, побежали!

Тише, тише, не спешите. темп речи и движений постепенно замедляется

Карусель ос- та- но- ви- те.  

Раз- два, раз- два (пауза)-       останавливаются, хлопают в ладоши  

Вот и кончена игра.                 кланяются друг другу

   

Вот как славно мы повеселились! И вы почувствовали, как нам вместе было хорошо, светло и тепло, как будто в нашей комнате солнышко взошло.

 3. Игра-упражнение « Ласковый мелок»

Педагог. рисунок наш будет необычным: рисовать будем волшебным невидимым мелочком друг у друга на спинке. Посмотрите, как нужно рисовать этим мелком.

Педагог мягким прикосновением пальцев изображает контур солнца на спинке одного из детей.

Педагог. Понятно, как надо рисовать? Тогда разделитесь на пары. Один ребенок из пары поворачивается спиной, а другой рисует солнышко: сначала круг, затем лучики. Помните, что наш мелок - волшебный и рисовать им надо нежно, аккуратно.

  Затем дети меняются ролями. По окончании игры педагог показывает, как нежными движениями руки «стереть» все, что нарисовано, при этом слегка массируя спину.

 Педагог, а теперь мы с вами вместе будем создавать портрет семьи.

 4. Дидактическая игра « Портрет семьи»

Педагог. Мы будем из этих частей изготавливать портрет мамы, папы и малыша. Для начала возьмем три заготовки для лиц и на их основе будем составлять портрет семьи. Сначала составим портрет мамы, приделаем глаза, нос, рот, длинные волосы, затем украсим мамочку: изготовим разноцветные бусы.

 Дети поочередно под руководством педагога собирают портрет мамы.

Педагог. Затем изготавливаем папин портрет: прикрепляем глаза, нос, рот, короткие волосы, усы ли бороду.

  Дети выполняют задание

Педагог. А теперь составим портрет малыша: возьмем для лица основу круглой формы, ведь малыши всегда пухленькие, прикрепим нос, рот, глазки. Из малыша-мальчика можно легко сделать малыша-девочку, прикрепив на волосы бантик.

Заключительная часть:

Дети выполняют задание.

 Педагог. Посмотрите, какая дружная веселая семейка у нас получилась. Старайтесь, чтобы такими же радостными были все члены вашей семьи. Порадуйте их своим заботливым отношением и добрыми делами.

Домашнее задание для родителей

 

  1. Рассмотрите с ребенком свой семейный альбом. Показывая фотографии его самого и родных, расспрашивайте, кто изображен на фото (мам, пап, бабушка, дедушка, брат, сестра, сам ребенок, т.е. все члены семьи),  что они делают. Там, где ребенок затрудняется, помогите ему, расскажите о ситуации, когда была сделана фотография.

 2. Предложите ребенку поиграть с пальчиками.

Этот пальчик –дедушка, Загнуть большой палец.

Этот пальчик- бабушка, Загнуть указательный палец.

Этот пальчик папочка,   Загнуть средний палец.

Этот пальчик –мамочка, Загнуть безымянный палец.

Этот пальчик я.               Загнуть мизинец

Вот и вся моя семья!      Сгибать-разгибать пальцы руки.

 3. Нарисуйте вашу семью, обращая внимание на характерные прически, одежды, рост людей. Предложите ребенку самому раскрасить рисунок.

3   занятие « Мое настроение»

Продолжительность   20 минут

Цель: познакомить детей с базовыми эмоциями (радость, грусть, злость), помочь детям осознать свои некоторые эмоциональные состояния и освободиться от негативных эмоций.

Инструменты: изображения веселого гномика Смешинки, грустного гномика - Дедушки, злого гриба Боровика, веселого Солнышка для фланелеграфа (у гнома Дедушки рот-дуга – на липучке); большое зеркало;

магнитофон;  аудиозапись веселой музыки; звуков леса;  яркий разноцветный мячик; письмо в конверте; волшебный мешочек;

альбомы и цветные карандаши для каждого ребенка.

Вводная часть: Педагог здоровается с детьми « Доброе утро, дети! Сегодня мы с вами отправляемся в гости к маленькому гномику. Он живет в лесу, и зовут его Смешинка. Этот гномик всегда улыбается, смеется, поэтому его так и зовут. А вот и он сам (вставляет фигурку веселого гномика). Посмотрите, какое улыбчивое лицо у Смешинки. Давайте и мы поздороваемся и улыбнемся как он.

Информационно - проблемная часть: Дети становятся в круг. Педагог говорит: «Я буду передавать зеркало, а вы посмотритесь в него, и улыбнитесь: ваш ротик растягивается в улыбочку, а глазки становятся узенькими. Вот так. Педагог демонстрирует мимику.

Наш гномик Смешинка очень любит играть с мячом и приглашает вас поиграть с ним.

 Дети встают в кружок. И начинают передавать мячик по кругу со словами:

  Ты катись, веселый мячик,  

         Быстро, быстро по рукам.

         У кого веселый мячик,

         Тот сейчас станцует нам.

 У кого в руках на последнем слове оказывается мяч, тот выходит в середину круга и танцует. Включается веселая музыка. Ребенок танцует.    

    1. Игра «Веселый мячик» повторяется.

Педагог. А пока мы с вами играли - не заметили, как почтальон принес письмо. Это письмо адресовано Смешинке, а он читать еще не умеет, поэтому давайте прочтем»:  Любимый мой Смешинка! Я очень соскучился по тебе. Приходи в гости. Твой Дедушка».

Педагог. Да, ребята, придется нам вместе со Смешинкой, отправится через лес навестить Дедушку гнома.

Включается запись звуков леса.

Педагог. Идем мы по лесу, слушаем, как птички поют, как лесной ручей журчит, собираем цветочки. А посмотрите, это там кто? (Выставляется фигурка злого гриба-Боровика). Это, ребята, самый главный гриб в лесу, его называют король Боровик. Посмотрите, какой он злой. А вы можете показать злое лицо?

 Педагог. Я опять буду передавать зеркало, а вы позлитесь, глядя в него: нахмурьте брови, откройте рот и покажите все ваши зубы. (Показ мимикой). Послушаем же, почему король Боровик злится.

   2. Этюд « Король Боровик»  

Педагог. Садитесь на стульчики, слушайте его историю, а еще запоминаем и показываем движения к ней.

Шел   король  Боровик                       Дети шагают на месте

Через лес напрямик.

Он  грозил  кулаком                          Грозят кулаком.

И стучал каблуком.                          Стучат каблучком одной ноги  

Был король Боровик не в духе      Нахмуривают брови, оскаливают

Короля покусали мухи.                           зубы, сжимают кулаки.

(В. Приходько)                              (Автор движений -  И.А.Пазухина)  

Педагог. Давайте дети , пожалеем Боровика, погладим его. А пора снова в путь. Да, вот и сам Дедушка гном. ( Появляется фигурка Дедушки гнома) Посмотрите, Дедушка гном очень грустный, невеселый. Покажите, как он грустит.

  3. Упражнение « Зеркало»

Педагог. Спросим, почему он грустный? Дедушка свою волшебную шапочку с бубенцом потерял. Он такой грустный, вот-вот заплачет. Нам жалко ДЕДУШКУ? Пойдем к нему, присядем на корточки и жалобно посмотрим ему в глаза, погорюем вместе с ним. Ох, какое горе - потерять волшебную шапочку. А может быть, развеселим Дедушку: улыбнемся ему, скажем ласковое слово? А что вы можете подарить Дедушке гному вместо шапки? (Конфетку, шарик, цветочек, дудочку.) А теперь пойдемте все вместе потанцуем. Беремся за руки, будем водить хоровод.

4.     Подвижная игра « Развеселим Дедушку»

Хоровод, хоровод,                 Дети выполняют любые

Пляшет маленький народ,   танцевальные движения-

танцевать, дзинь-динь,    стоя на месте,подпрыгивая,

Ля-ля-ля,                         передвигаясь по залу.

Мы готовы целый год!

Дзинь-ля-ля,

Дзинь-ля-ля,

Вот так песенка моя!

Педагог. Посмотрите, ребята, Дедушке гному так понравилась наша песенка и веселый танец, что и он повеселел.

Педагог переворачивает рот - дугу на лице гнома уголками вверх, получилась улыбка .

Заключительная часть:

Педагог: «А теперь настала пора гномику Смешилке, да и нам возвращаться домой. Давайте вспомним, каких героев мы повстречали сегодня? (Гномика, Дедушку гнома, гриба Боровика). Какое у них было настроение? (Веселое, злое, грустное.) Как изменилось настроение Дедушки гнома? (Сначала грустное, затем веселое). Такие же настроения могут быть и у нас. Но мне бы хотелось, чтобы грустили и сердились вы не часто».

5.   Игра – упражнение «Волшебный мешочек»

Педагог. У Дедушки гнома есть волшебный мешочек. Я предлагаю вам сложить в него грусть и злость. И этот мешок со всем плохим, что в нем есть, мы выбросим. А вот веселое настроение оставим себе, с радостью всем на свете жить светло, тепло и приятно, как с этим веселеньким солнышком (выставляет изображение Солнышка). Давайте и мы нарисуем солнышко.

  Возьмите желтые карандаши, нарисуйте круг, лучики. А теперь нарисуем солнышку глазки, носик и ротик - улыбочку. Покажите солнышко друг другу. Почувствуйте его тепло, ласку. (Дети рисуют в альбомах солнышко.)

   

     Домашнее задание для родителей

1. Расскажите ребенку о том, что у него и других людей бывает разное настроение: грустное, сердитое, спокойное.

2. Вспомните вместе с ребенком случаи из жизни, когда он радовался, грустил, сердился.

3. Сядьте с ребенком перед большим зеркалом. Сначала изобразите мимикой эмоции «радость» (улыбнуться, слегка прищурить глаза), «грусть» (глаза полуоткрыты, уголки рта направлены вниз), «злость» (нахмурить брови, открыть рот, растянуть его в стороны, показав два ряда плотно сжатых зубов), а потом попросите ребенка последовательно повторить за вами данную мимику, при этом вы сразу же даете соответствующее словесное наименование данному эмоциональному состоянию.

 4. Прочитайте ребенку стихотворение, а он пусть изобразит мимикой различные  эмоциональные состояния, описанные в тексте.

    Вот какой малыш

Ох, как плачет малыш-      Изобразить грустное лицо

Что медведь рычит.

А смеется малыш-              Улыбнуться

Что ручей журчит.

А уж слезы текут-               Изобразить грустное лицо

Будто дождик льет.

Улыбается малыш-             Улыбается

Будто солнце взойдет.

Вот какой малыш-

Сын мой        Похлопать в ладоши.

(Вот какая малышка-

 Доченька моя)

5.Нарисуйте вместе с ребенком улыбающегося мальчика (девочки). Раскрасит ребенок пусть сам.

4 занятие « Секрет волшебных слов»

Цель: формировать у детей навыки культурного поведения, учить употреблять в речи вежливые слова («Спасибо, «пожалуйста, «здравствуйте», «до свидания», «извините»); воспитывать уважительное отношение к окружающим людям.  

Инструменты: большой плюшевый медведь; игрушки для игры «Выполни задание»: две куклы, кукольная кроватка, зайчик, грузовик, кубики (3-5штук), мяч, 1-2 разрезные картинки, состоящие из 3-4 частей, пирамидка.

 

Вводная часть: Дети садятся в круг. 

Педагог. Доброе утро, ребята!  Сегодня мы с вами поговорим о волшебных словах.

    1.Беседа с детьми «Вежливые слова».

 Каждый день вы встречаете много людей - на улице, в детском саду, во дворе: «Разговариваете с ними». Важно, чтобы ни один из них не пожалел о встрече с вами и не обиделся на вас, поэтому вам обязательно нужно вставлять в речь вежливые слова. Какие вежливые слова вы знаете?

 Варианты ответов детей.

Информационно - проблемная часть: Давайте  мы с вами еще раз вспомним эти вежливые слова. А у нас сегодня гость - медвежонок Топтыжка (демонстрирует плюшевого медведя). Гулял он по лесу, заблудился и пришел к нам. Давайте с ним познакомимся, поиграем, а потом поможем найти дорогу домой.

Каждый из детей должен поздороваться с мишкой по-своему: кто-то говорит «здравствуй», кто-то - «доброе утро», кто-то - с поклоном, по-разному обращаясь к нашему гостю.

 Как вы думаете, как чувствует себя мишка? Почему? (Ему хорошо. Он радуется и улыбается всем, потому, что он увидел, как мы внимательны к нему). Давайте и мы все улыбнемся Мишке и скажем, друг другу «Здравствуйте».

 Дети выполняют задание.

Мы все сейчас стали маленькими волшебниками, потому что сказали свои первые волшебные вежливые слова. Какие это слова? («Здравствуйте», «доброе утро».) А сейчас мы их еще поищем. Мы разыграем две сценки. Для этого нужны актеры: одна девочка и два мальчика.

    а) Сценка №1 Сидит девочка, к ней подходит мальчик и говорит:

          «Здравствуй».

    б)  Сценка №2. К девочке подходит второй мальчик и говорит:

         «Здравствуй, Таня».

   А теперь давайте спросим у Тани, какое приветствие ей больше понравилось?  Какое улучшило ее настроение? Оказывается, наши имена - тоже настоящие волшебные слова, потому что становится приятно от того, что обращаются именно к тебе, что помнят, как тебя зовут. Давайте потренируемся здороваться, обращаясь по имени. Вставайте все в круг. Один ребенок встает в центр круга.

По желанию, или педагог приглашает застенчивого малыша с заниженной самооценкой.

Педагог. Давайте поздороваемся с ним, улыбнемся ему, назовем по имени.

       Дети выполняют задание.

Педагог. Сейчас будем играть в парах: один ребенок предлагает выполнить какое-то задание, а другой – выполняет. Но давайте прежде вспомним, какие вежливые слова нам понадобятся. (Попросить нужно, используя слово «пожалуйста». а затем благодарить за сделанное словом «спасибо»).

 Итак, первые участники Даша и Саша. Саша, попроси Дашу взять куклу и положить ее спать в кроватку, не забудь про волшебные слова «пожалуйста» и «спасибо».

    Дети выполняют задания с предметами, заранее разложенными педагогом на столе и на видимых местах группы. После выполнения задания дети меняются ролями, затем вызывается следующая пара. Примерные варианты поручений:

- посадить зайку в машинку;

- сложить из кубиков башенку;

- взять мяч и передать его определенному ребенку,

  обращаясь к нему по имени;

- сложить картинку из 3-4 частей;

-собрать пирамидку;

- взять куклу и посадить ее на стульчик и т. п..

Педагог помогает детям сформулировать свою просьбу,  следит, чтобы ребята, верно, выполняли задания, старается чаще привлекать малоактивных детей.

 Молодцы, ребята! Вы высказывали вежливо просьбу и хорошо выполняли задание. Теперь надеюсь, что наш гость медвежонок сумеет вежливо попросить лесных жителей помочь ему найти дорогу домой. Какие это будут слова? (« Помогите мне, пожалуйста, найти дорогу к дому».)

Заключительная часть: Дети, а какие волшебные вежливые слова вы узнали сегодня? ( «Здравствуйте», « пожалуйста», «спасибо»). Запомните их. Пусть эти вежливые слова всегда звучат в вашей речи. Они станут волшебными для вас и помогут вам в жизни.

 А сейчас мне хочется вспомнить еще одно волшебное слово - «до свидания». Давайте встанем в круг, возьмемся за руки, посмотрим, друг другу в глаза и подарим самую добрую улыбку. Скажем все вместе: « До свидания!» Дети прощаются.

  Домашнее задание для родителей

1. Побеседуйте с ребенком о вежливости. Спросите, какие  вежливые слова он знает. («Спасибо», «пожалуйста», «извините», «здравствуйте», «до свидания»).  Учите малыша употреблять эти волшебные слова в своей речи, при этом показывайте ему пример вежливого ведения разговора.

2. Поиграйте с ребенком в игру « Пожалуйста». Эта игра-упражнение поможет выработать у него навык употребления « волшебных» слов. Для этого вы показываете ребенку самые различные движения зарядки, но повторить их он должен лишь в том случае, если вы добавите слово « пожалуйста». Например, вы показываете соответствующее движение и говорите: «Поставь руки на пояс, пожалуйста». Ребенок повторяет за вами данное движение, затем вы показываете следующее движение и говорите: «Присесть». Ребенок замечает отсутствие вежливого слова и в этом случае не выполняет вашу просьбу.

2 модуль «Формирование взаимоотношений детей с миром природы»

1 занятие «Наблюдение за осенними явлениями в природе».

Продолжительность – 15-20 минут

Место проведения: Городской парк.

Инструменты: коробочки ля листьев.

Цель: учить определять время года по характерным признакам, учить устанавливать причинные связи,  воспитывать любовь к родной природе.

Вводная часть: Взрослый читает загадку- стихотворение

                                                        (автор М. Ходяков)

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурое,

Если дождик льется,

Это время года….

Осенью зовется.

 Несмотря на то, что и небо хмурое, что дожди без конца, что холодно, осень очень красивое время года.

Информационно – проблемная часть:

 1. Беседа о разноцветных листьях.

 Взрослый показывает детям осенние листья и просит собрать букеты из красных, из оранжевых и из желтых листьев и поставить их в три вазы, в которых уже находиться по одному листу какого-либо цвета.

 - Листья вы поднимали с земли или срывали с деревьев?

  -Как они оказались на земле?

Видите, то один листик летит к земле, то другой кружится-кружится и медленно ложится на землю, подул ветер, и много листьев с шуршанием полетело на землю. Это листопад.

                               Листопад, листопад,

                               Листья желтые летят… - (автор В. Мирович)

 - Ребята, отличается ли чем-либо ветер, который дует летом от осеннего ветра?

   2. Песенка сильного ветра.

   Дети с силой выдувают воздух

  - Вот ветер начал стихать и утих совсем.

  - А еще осенью часто идут моросящие дожди.

   3.  Подвижная игра   « Дождь» и «Дождик»

   Автор А.А. Вахрушев «Здравствуй, мир»

   _Попробуем изобразить дождь движениями. Если дождь слабый, то легко бежим на месте на носочках.

   - Как называется слабый дождь? (Дождик)

  - Если дождь усилился, то наступаем уже всей ступней.

  По сигналу взрослого «дождь» или «дождик» дети выполняют соответствующее движения.

   4. Игра « Хорошо - плохо» (автор Страунинг)

   _ Скажите, осень – это хорошо или плохо?

  Осенью хорошо: можно бегать по листьям, Все нарядное и красивое, много овощей и фруктов.

  Плохо: много грязи под ногами, птицы улетают, нельзя много гулять.

  - Значит осень – это хорошо и плохо одновременно.

Заключительная часть: во время прогулки собрать красивые листья в коробочку. Предлагается детям поиграть в подвижную игру «Листопад» (Приложение №1).

   Домашнее задание для родителей

  1. Выложить из мозаики или любых мелких предметов «дождик».
  2. Во время прогулки сделать из листьев шапочку, юбочку для куклы, гирлянды.

             2 занятие «Собака – верный друг человека»

Продолжительность – 15 - 20 минут.

Место проведения: участок детского сада.

Цель: расширить представления детей о роли собаки в жизни человека; развивать чувство ответственности за жизнь домашних животных; побуждать к проявлению сочувствия животным (собакам) попавшим в беду.

Предварительная работа: наблюдение за собаками разных пород, которые гуляют самостоятельно.

Инструменты: картинки с различными породами собак, платочки, контурное изображение собак.

Вводная часть: Для того чтобы заинтересовать детей, им загадывается загадка:

                              Заворчал живой замок,

                              Лег у двери поперек,

                              Две медали на груди.

                              Лучше в дом не заходи! (собака)

( Дети наблюдают за собачками, находящими за территории детского сада, или рассматривают картинки, предложенные взрослым)

Информационно – проблемная часть:

  1. Рассказ о роли собаки в жизни человека.

     «Плохо было бы человеку без верного друга – собаки. Пастуху она помогает охранять           стадо овец. В тайге собака находит охотнику ценного зверя. Есть собаки, которые спасают людей на воде, при пожаре. Собака никогда не оставит человека в беде.

    А человек?

 2.  Краткий пересказ  начало сказки братьев Гримм « Бременские музыканты».

  « Когда-то  давно жил мельник. Был у него осел - хороший, умный, сильный. Долго

  Осел работал у мельника и состарился. Осел, не мог больше работать, и мельник его     выгнал из дома.

 И решил осел пойти в город Бремен, стать уличным музыкантом. Идет по дороге, кричит по - ослиному. Вдруг видит на дороге лежит собака, тяжело дышит.

  Собака рассказала, что жила у охотника, бегала по полям и болотам, за дичью. А теперь она постарела и стала не нужна охотнику, решила уйти от него».

   - Что случилось с животными?

  - Вам жалко животных?

 - А как им можно помочь? (найти нового друга, который бы о них заботился.)

   Вывод: люди, беря в дом собаку или другое животное, несут большую ответственность за ее жизнь. Выгнав ее на улицу, они обрекают ее на голод и мучения. Собака может озлобиться. Чтобы выжить, она разрушает гнезда птиц или поедает маленьких птенцов. Добрый человек никогда не будет выгонять животное из дома.

3. Ролевая гимнастика

    Автор: Семенака С.И Учим детей сочувствовать и переживать, стр. 41.

     Инструкция: Взрослый предлагает детям с помощью мимики и пантомимики показать,    как:

  • Собака виновато ластиться к хозяину;
  • Собака нежно скулит;
  • Грустно вздыхает человек;
  • Собака радуется новому другу – щенку.

    Функции собак.

 - Где живут собаки в городе, в деревне.

 - Как называется их дом?

 - Как сказать хозяевам, что хочется гулять?

 - Собака сидит на цепи. Косточка лежит далеко. Как достать?

 - Как сказать хозяевам, что приближается опасность?

   Ребята, а какие чудеса творят собаки: вытаскивают людей из огня, воды, летают в космос, служат на границе.… А есть собаки, помогающие жить и передвигаться слепым людям. Хотите узнать, как они им помогают?

 5. Игровое упражнение «Собака – поводырь»

  Автор: Кряжева Н, Л.

  Инструменты: платочки на количество детей.

  Инструкция: дети разбиваются на пары, встают друг за другом, руки стоящего сзади - на плечах «поводыря», глаза завязаны платочком. Задача «поводыря» - походить по комнате, обойти препятствия, заботясь о своем напарнике. Затем дети меняются ролями.

Заключительная часть: Педагог и дети составляют советы для других людей:

    - Не обижайте собак.

    - Если вы в дом взяли щенка, о нем нужно заботиться.

    - Будьте внимательны  к своему четвероногому друг, если он заболел, то нужно обратиться к врачу – ветеринару.

     Рисование на тему «Мой верный друг- собака».

    Детям предлагается контурное изображение собаки. Соединив по порядку точки, дети получат изображение собак.

 Домашнее задание для  родителей

 1. Понаблюдать за собачками на прогулке.

 2. Рассмотреть, что общего у всех собак, какие отличия.

 3. Просмотр мультфильма «Бременские  музыканты.

                             3 занятие «Подарим птицам нашу доброту»

Продолжительность – 15 - 20 минут.

Место: участок детского сада зимой.

Цель: Учить наблюдать за зимующими птицами, вызвать сочувствие к голодающим и замерзающим птицам зимой и проявлять заботу о них.

Инструменты: кормушка, корм для птиц.

Вводная часть: 1. Рассматривание следов птиц.

 Дети, посмотрите внимательно, кто-то сегодня утром приходил на наш участок и оставил следы на снегу. Кто бы это мог быть? (дети рассматривают различные следы и делают вывод: это прилетали птицы)

 

Информационно-проблемная часть:

 1. Беседа с детьми.

  - А как вы думаете, почему они сюда прилетали?

  - Ведь стало так холодно, почему птицы не улетели в теплые края?

  - Почему птиц называют зимующие?

  - Каких зимующих птиц вы знаете?

   - Что для птиц страшнее зимой: холод или голод?

 « Птицам трудно приходится зимой. Нередко они голодают. Во время метелей и сильных морозов много птиц погибает от голода. Особенно часто птицы погибают в конце зимы, когда почти весь корм съеден.

  - Что бы вы сделали, если увидели замерзающую птицу?

  2. Чтение отрывков стихотворения А. Я шина «Покормите птиц».

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся. Как домой,

Стайки на крыльцо…

Сколько гибнет их –

Не счесть,

Видеть тяжело,

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло…

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

3.Упражнение для пальчиков.

Птицы к дому подлетели           Два больших пальца обхватывают

                                                     друг друга,

                                                     Остальные делают взмахи,

                                                      как птица крыльями

На кормушку птички сели      Держим одну ладонь параллельно груди

Стали зернышки клевать        Другой рукой, большим и указательным

                                                   пальчиками,                                                              

 И головками                       Соединяем пальчики вместе, изображая голову                                        

                                             птицы и делаем наклоны кистями рук.

4. Игра « Один – много»

    Взрослый говорит: «Синица», ребенок отвечает: «Синицы»

             (ворона-вороны, галка- галки, голубь-голуби т.д.)

 

Заключительная часть:

Предложить детям покормить птиц, понаблюдать, какие птицы прилетают к кормушке.

 Домашнее задание для родителей:

 Во время совместной прогулки рассмотреть увиденных зимующих птиц.

  1. Провести беседу с ребенком о бережном отношении к птицам, о необходимости помощи птицам зимой.
  2. Изготовить совместно с ребенком кормушку и повесить на улице, не забывать кормить птиц.

4 занятие «В гостях у Лесовичка»

Продолжительность – 15-20 минут.

Цель: познакомить с нормами и правилами поведения в природном окружении и соблюдать их в практической деятельности и в быту.

Инструменты: деревья на подставках, пакеты для мусора, мусор, картинки, посвященные правильному поведению в природе, природный материал, корзинка.

Вводная часть: Воспитатель спрашивает детей о том, что любят ли они гулять весной и, взявшись за руки, отправляются в лес.

Зашагали ножки - топ, топ, топ

Прямо по дорожке – топ, топ, топ

Топай веселее – раз, два, три

По дороге в лес пришли

Остановились.

Но сначала нам нужно вспомнить правила, как себя вести в лесу.

 Игра «Можно – нельзя» (дети отвечают хором)

 - В лесу шуметь? (нельзя);

 - Беречь лес от пожара? (можно);

 -  Разжигать в лесу костры? (нельзя);

 - Ходить только по тропинкам? (можно).

- Вот мы и в лесу. Смотрите, какие высокие и большие деревья (поднять руки вверх и в стороны).  Прислушайтесь, что вы слышите? Почему-то птички не поют, листва не шумит. Лес, какой- то странный, здесь ни кого нет. Мне, кажется, я слышу что-то. Да, кто – то плачет. Подойдем тихонько и посмотрим.

Информационно-проблемная часть:

 1. Беседа с Лесовичком

( появляется дедушка Лесовичок.) Он спрашивает у детей, какое время года наступило и почему они так думают? (солнышко греет жарче, снег растаял, птички прилетели, зайчик шубу поменял). Лесовичок рассказал, что наступила весна, а в лесу тишина. Кто-то намусорил в лесу, поэтому все звери и птицы ушли в другой лес.

- А лес, это чей дом?

- А вам нравиться в таком лесу жить?

- Дети, как мы поможем Лесовику вернуть зверей и птиц? (предлагаются разные варианты: а именно, собрать весь мусор в пакеты и выбросить в мусорный бак, стараться всегда сохранять чистоту в лесу, на улице, дома). После того, как дети собрали мусор, запели птицы, зашумела листва (фонограмма), стало красиво кругом.

  2. Игра «Покажи мне мир природы» (автор Салимжаева, г. Казахстан)

  А играть будем так. Взрослый называет слова и действия, а дети показывают:

 - высокие красивые деревья;

 - сильный ветер качает деревья;

 - бабочки полетели и присели;

  - снег идет;

 - листья желтые закружились.

Заключительная часть: Детям предлагается выбрать картинки о том, что еще нельзя делать в лесу:

- рвать цветы;

- разводить огонь;

- громко слушать музыку;

- разорять гнезда;

- не ломать ветки деревьев и кустарников (приложение №2).

 Лесовичок дарит детям корзину с природном материалом.

 Затем дети возвращаются обратно в детский сад и мастерят поделки из природного материала.

 Домашнее задание для родителей.

 1.Родители вместе с детьми повторяют правила поведения в лесу.

 2. Рисуют плакат, рисунок о том, почему необходимо беречь природу. Все работы передать леснику.

3 модуль «Я и что вокруг меня»

1 занятие «Мой родной город»

Цель: закрепить понятие «город». Воспитать интерес к родному городу.

Инструменты: игрушка заяц, предметные картинки  для игры «Узнай по вывеске»(бутылка молока, шприц, расческа с ножницами, и т.д.)

Вводная часть: пришел в гости заяц. Спрашивает, куда попал (в д/с) ,Ю как называется д/с, где находится (в городе), как называется город. Говорит, что живет в лесу и не знает, что такое город. Просит рассказать что же такое город.

Информационно- проблемная часть:

  • Какие в городе дома?
  • Почему в городе много высоких домов?  

Психогимнастика «Высокие и низкие дома»

  • Что еще есть на улицах города? (транспорт, магазины)

Игра «Узнай по вывеске»

 (Заяц говорит,  что когда он шел по улице, то увидел дом, а на нем вывеска с изображением бутылки молока (показ). Что она обозначает? (молочный магазин). А как найти дом, где находится аптека? (парикмахерская, магазин игрушек, и т.д.). Заяц  благодарит детей за  то, что они научили его понимать вывески.)

Чтение рассказа «Прогулка «В городе»».

«Однажды Катя с мамой и папой гуляли по городу. Они шли по тротуару. Там шли и другие люди, потому что по тротуарам ходят пешеходы. Машины ездят по проезжей части или по дороге. В городе много магазинов. Каждый магазин имеет название. Большие окна магазинов- это витрины. На них выставлены товары, которые продаются в магазинах. Катя с родителями шла мимо «Булочной». На ее витрине изображены батоны и булки. Там продают хлеб. Папа с мамой повели Катю в обувной магазин. Там Кате купили новые туфли. Потом надо было перейти на другую сторону улицы. Дорогу можно переходить только по переходу. Переход обозначен белыми полосками- «зеброй». У перехода- светофор. Катя с мамой и папой перешли дорогу на зеленый свет светофора.

Маленьким детям нельзя ходить по городу без взрослых. Это очень опасно!»

Задания детям.

Покажите пешеходов. Где ходят пешеходы? (по тротуару). Где едут машины?(по проезжей части, по дороге). Как можно переходить дорогу?(по переходу). Покажи переход. Какие бывают переходы?(наземный и подземный). Какой переход около вашего дома? На какой свет светофора можно переходить дорогу? В какой магазин Катя заходила с родителями? Что они купили? Что изображено на витрине булочной? В городе нельзя мусорить. Куда надо бросать мусор? Куда Катя выбросит обертку от мороженого?

Заключительная часть: игры со строительным материалом- строительство улицы города. Предложить построить на этой улице дом для зайца. Но заяц говорит, что его дом в лесу, помогает детям со строительством, затем прощается и уходит.

Задание родителям:

Из спичечных коробков сделать «высокие» и «низкие» дома. Нарисовать и раскрасить светофор.

2 занятие «Традиционная одежда хакасов и русских»

Цель: познакомить детей национальным  платьем хакасов и русских.

Инструменты: кукла в русском народном костюме, кукла в хакасском народном костюме, кукольная одежда, трафареты и шаблоны национальной одежды. Куклы и элементы хакасской и русской национальной одежды из бумаги (кокошник, платок, рубашка, сарафан, платье, пого) для игры «Одень куклу в национальный костюм».  

Вводная часть: игра «Похвались соседом справа»

 Информационно- проблемная часть: Да, мы все красивые, хорошие, одежда на нас нарядная, а посмотрите какая красивая одежда на наших куклах. ( Показать куклы кукла в русском и хакасском народных костюмах. Спросить, чем отличаются. Рассмотреть пого).

Игра «Называлка» (воспитатель показывает предмет одежды, а дети называют что это и каким цветом).

Игра «Одень куклу в национальный костюм» (одну куклу одеть в русский костюм, другую в хакасский).

Заключительная часть:

Игра «Рисовалка» (обвести силуэт одежды (контур), а затем раскрасить его цветными карандашами и украсить узорами).

Задание родителям:

Сделать из бумаги кокошник и пого и украсить их семенами, пуговицами и т.д. (для уголка ряжения).

3 занятие «Ярмарка»

Цель:  продолжать учить рас матривать предметы народно- прикладного искусства и выделять детали узора (колечки, круги, точки…), узнавать материал из которого сделано изделие, самостоятельно расписывать

Инструменты:  дымковские петушки, хохломские ложка и ковш, чашки с гжельской росписью, силуэты стилизованных птиц из картона, гуашь, кисточки, 2 коробейника (взрослые).

Вводная часть: Только утро настает

                              Выходи, честной народ!

                               Мы веселые ребята

        Громко песни мы поем

                                 Всех на ярмарку зовем!

 Информационно- проблемная часть:  Посмотрите, какие мастера приехали к нам на ярмарку. Да с каким товаром расписным. Но чтобы товар получить, нужно отгадать из чего он сделан. Дымковская- из глины. Как расписана? (кружочки, клеточки, полоски). Хохломские ложки и ковш - из дерева (золотые цветы, листочки). Гжель- глина (белые, голубые, синие цветы).

На каждой ярмарке есть мастерская. Мы с вами становимся мастерами и расписываем

Заключительная часть:  Коробейники обменивают сладости на «товар», сделанный детьми. Проводится чаепитие с этими сладостями.

Задание родителям:

Слепить из соленого теста полуобъемную фигуру лошадки и расписать ее.

4 занятие «Солдаты- защитники Отечества»

Цель:  познакомить детей с праздником День защитника Отечества.

Инструменты:  альбом с фотографиями, набор предметных картинок для игры «Выбери то, что нужно солдату» (автомат, носовой платок, удочка, бинокль, ножницы, и т. д.), «Разрезные картинки» (автомат, пистолет, корабль, танк, бинокль, и т.д.)

Вводная часть: показ фото пап, дедушек, братьев в военной форме.

  • Как зовут пап, дедушек, братьев?
  • Какой он? (добрый, красивый, умный, и т. д.)
  • Почему они на фото в военной форме? (они служили в армии, они были солдатами)

 Информационно- проблемная часть:  

  • Что делают солдаты в армии? (занимаются спортом, учатся стрелять)
  • Какими должны быть солдаты, чтобы хорошо служить в армии?

Игра «Выбери то, что нужно солдату»

  • Какой завтра праздник? Чей это праздник? Кого надо поздравлять в этот день? (праздник пап, дедушек, всех мужчин, которые служили в армии. Ваши сильные папы защищают вас, ваших мам, нашу страну. Когда вы вырастите, вы тоже будете защищать свои семьи, свою страну).
  • Что нужно делать, чтобы быть сильным и крепким? (заниматься физкультурой)

Физминутка.

  • В какие игры играют с вами папы?
  • Что еще ваши папы умеют делать?
  • Что дома умеют делать только папы?

Заключительная часть: сделать подарки для пап или игра «Разрезные картинки».

Задание родителям:

Сделать кораблик оригами и украсить его аппликацией.

                               Содержание:

Введение

Краткое содержание модулей программы

1.Модуль   Отношение к себе и окружающим

2. Модуль   Отношение к окружающей природе

3. Модуль   Отношение к Родине

Литература:

  1. Александрова  Е.Ю., Гордеева Е.П. Система патриотического воспитания в ДОУ. – Волгоград: Учитель, 2007.
  2. Бондаренко Т.М. Комплексные занятия во второй младшей группе детского сада. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Издательство «Учитель», Воронеж, 2003.
  3. Волчкова В.Н.,Степанова Н.В. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. ТЦ «Учитель», Воронеж, 2004.
  4. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Часть 1. Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей младшего и среднего возраста. Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2004.
  5. Давай поиграем! Тренинговое развитие мира социальных

взаимоотношений детей 3-4 лет. И.А. Пазухина. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008.

  1. Кузнецова А.Е. Лучшие развивающие игры для детей от 3 до 7 лет. РИПОЛ КЛАССИК ДОМ. 21 век, Москва, 2006.
  2. Кравченко И.В., Долгова Т.Л. Прогулки в детском саду. Младшая и средняя группы. Методическое пособие. Творческий Центр «Сфера», Москва, 2009.
  3. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников. Под редакцией Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. Санкт-Петербург ИЗДАТЕЛЬСТВО «АКЦИДЕНТ», 1998.
  4. Семенака С.И. Учим детей сочувствовать и сопереживать. Конспекты и материалы к занятиям с детьми 5-8 лет, М., 2010г.


 

Комментарии

Дроздова Ирина Сергеевна

Татьяна Петровна, мне очень понравилась ваша программа развития патриотического самосознания у младших дошкольников. Но я думаю, что по ней можно заниматься и не только с младшими дошкольниками на и со старшими, вам осталось только чуть чуть её доработать. Спасибо!

АГАПОВА ТАМАРА ВЛАДИМИРОВНА

Татьяна Петровна спасибо за интересный, а самое главное актуальный материал. Мне тоже кажется, что сейчас молодёжи не хватает патриотизма, а начинать её воспитывать надо прямо с рождения.