Арт-терапия - это здравоохранительная инновационная педагогическая технология

Николаева Татьяна Петровна

 

В системе воспитания - рисованию всегда отводилось особое место. В процессе рисования развиваются такие человеческие качества как наблюдательность, эстетическое восприятие и эмоции, художественный вкус и творческое  воображение. За последние десятилетия наука расширила представления о природе детских восприятий и впечатлений, об их влиянии на развитие личности ребенка в целом. Так, например, ученые установили, что «полноценную и устойчивую работу мозга определяют не его врожденные свойства, а впечатления и опыт, обретаемые ребенком после рождения». Творческое воображение зависит от опыта, а опыт ребенка складывается и растет постепенно. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для накопления представлений об окружающем мире. Поэтому надо помнить: все, что происходит в непосредственном окружении малыша,  преобразуется в его душе, ведь сенсорно-двигательный период развития дошкольника формирует и эмоционально окрашивает весь последующий процесс познания. Часто бытует неверное мнение, что  рисование для детей всего лишь игра, забава, однако в процессе рисования у них воспитываются нравственно-волевые качества: потребность и умение доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать трудности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon attestacionnaya_rabota.doc133.5 КБ

Предварительный просмотр:

I

В системе воспитания - рисованию всегда отводилось особое место. В процессе рисования развиваются такие человеческие качества как наблюдательность, эстетическое восприятие и эмоции, художественный вкус и творческое  воображение.

За последние десятилетия наука расширила представления о природе детских восприятий и впечатлений, об их влиянии на развитие личности ребенка в целом. Так, например, ученые установили, что «полноценную и устойчивую работу мозга определяют не его врожденные свойства, а впечатления и опыт, обретаемые ребенком после рождения». Творческое воображение зависит от опыта, а опыт ребенка складывается и растет постепенно. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для накопления представлений об окружающем мире. Поэтому надо помнить: все, что происходит в непосредственном окружении малыша,  преобразуется в его душе, ведь сенсорно-двигательный период развития дошкольника формирует и эмоционально окрашивает весь последующий процесс познания.

Часто бытует неверное мнение, что  рисование для детей всего лишь игра, забава, однако в процессе рисования у них воспитываются нравственно-волевые качества: потребность и умение доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать трудности.

 Следует вспомнить слова великого французского просветителя XVIII века Дени Дидро: «Страна, в которой учили бы рисовать так, как учат читать и писать, вскоре превзошла бы все другие страны  по всем наукам, искусствам  и мастерством» (7).

Изобразительная деятельность играет решающую роль в восстановлении эмоционального равновесия психики ребенка, благодаря индивидуальному выражению себя в рисунке. Интересы ребенка и взрослого различны, и поэтому понятно, что творческое воображение у ребёнка работает иначе, чем у взрослого. С детских лет ребёнок должен осознать себя личностью и всегда надо помнить, что эмоциональное благополучие ребёнка - главное условие его физического и духовного здоровья.

II

Арт-терапия - это здравоохранительная инновационная педагогическая технология, (дословно) лечение искусством, т.е. метод изменения мироощущения человека посредством творческой деятельности (4). Арт-терапия также использует различные методы творческого самовыражения в художественно эстетическом развитии детей:

Метод убеждения

Метод приучения

Метод проблемных  ситуаций

Метод побуждения к сопереживанию

        Актуальность темы:  В наше время, время информационной насыщенности, стрессов, эмоциональных перегрузок, когда не просто приходится взрослым, а что уж говорить о детях; возрастает значение здоровье - сберегающих технологий. Физическое и духовное развитие ребёнка  зависит от того, каким он увидит окружающий мир.

Предмет исследования:  воздействие арт–терапевтических техник на развитие  творческого воображения ребёнка дошкольного возраста.

Гипотеза – арт–терапевтические техники, используемые мной в моей работе,  будут эффективны.

Дошкольный период - один из наиболее важных в жизни человека, поэтому я использую в своей работе арт-терапевтические техники, применяемые в арт-педагогике, которые стимулируют развитие сенсомоторных умений и работу головного мозга. Арт-терапевтические техники служат не только для развития личности, они помогают ребенку, справится со своими психологическими проблемами,  и дают возможность выхода отрицательным эмоциям. Ведь именно в этом возрасте совершенствуется работа органов чувств и накапливается  информация о качественном многообразии окружающего мира. В результате чего повышаются адаптационные возможности детей в повседневной жизни. Работа с детьми по этой системе доставляет удовольствие  не только мне, но и детям.

III

Методические принципы использования арт-терапевтических техник:

Тематический план занятий соотносится с  потребностями времени (культурные события, природный календарь,…)

Учёт возрастных особенностей творческого развития детей

Соблюдение принципа партнёрства в организации творческих занятий с детьми, где взрослый  уважает индивидуальные особенности ребёнка и его право на творчество на поиск собственных приёмов и форм передачи личных представлений, чувств, образов.

Воспитатель не навязывает ребёнку решения творческой задачи, а предоставляет ему право выбора, помогая освоить необходимые для этого приёмы и материалы.

Дети с большим желанием участвуют в проведении практических занятий. Арт-терапевтические техники помогают мне достичь максимальных успехов в развитии творческого воображения детей  и формировании  изобразительных умений и навыков.

IV

Научить детей рисовать это не основная цель моей работы. Я учу детей выражать свои мысли, помогаю детям осознавать себя и своё существование в окружающем мире с помощью нетрадиционного рисования, используя для этого арт-терапевтические техники.

Основная цель  моей работы: развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста, освоение нетрадиционных методов рисования, познание окружающей среды через их чувственное переживание.

Задачи развития детей: помочь ребёнку справится с такими проблемами как заниженная самооценка, гиперактивность, плохая память, трудности в общении.

Специальные задачи:

Изучить литературу.

Создать серию возрастных занятий с использованием арт – терапевтических техник для развития творческого воображения.

Подтвердить эффективность использования арт–терапевтических техник   на занятиях по рисованию

Провести:

анкетирование родителей

тестирование детей

диагностику.

V

Организация  творческо-образовательного процесса

План проведения занятий я строю по следующей схеме (см.приложение №2).  Каждое занятие делю на четыре этапа:

I этап- «Психологическое вхождение в занятие»: мы слушаем музыку, песни или поём их сами.

II этап- «Познавательно-игровой» или знакомство с неизвестным (новым): игры, релаксация или медитация, работа с наглядными пособиями, игровая сказкотерапия, театротерапия, фитотерапия.

III этап- «Практический» или работа в материале: тонируем бумагу, делаем эскизы, рисуем….

IV этап- «Психофизическая разгрузка»  или завершающий: играем, читаем стихи, обсуждаем работы, анализируем своё настроение, делаем выставку, показываем рисунки родителям.

Особенность моей работы состоит в том, что я создаю условия, для развития творческого воображения  детей используя такие арт-терапевтические техники (см. приложение №1) как: «Рисуночная техника», «Релаксация с использованием музыки», «Медитативное рисование», «Театротерапия», «Игровая сказкотерапия», «Терапевтические игры», «Гимнастика для глаз», «Двигательная терапия».

Отдельными техниками мы занимаемся  уже пять лет, а в комплексе  три года. Каждый человек общается с окружающим миром, воспринимает и изучает его с помощью пяти чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса..  

  «Желательно чтобы все сенсорные процессы у детей развивались синхронно и сбалансировано. Ведь именно они  раскрывают внутренний мир ребёнка и эмоционально окрашивают весь последующий процесс познания»-: Безруких М.М.(1). Детям важны беседы о чувствах и поэтому я учу их прислушиваться к себе, стараюсь установить контакт с каждым ребёнком и добиться успеха. Потому что большую роль играет установка доброжелательных отношений с ребёнком, а дети открывают свои души только тогда, когда чувствуют себя в безопасности.

 Принцип построения моих занятий от простого к сложному. Доступность использования нетрадиционных техник, я определяю возрастными особенностями дошкольников.

 Форма работы:  арт – терапия в парах, индивидуальная, групповая как на занятиях по рисованию, так и в свободной деятельности..

 «Рисуночная техника » т.е. нетрадиционное рисование это базовая техника и она применяется во всех видах техник арт-терапии. Начинать знакомить детей  с «Рисуночной техникой» можно с младшего возраста. В младших группах я начала работать с таких приёмов рисования как: метод примакивания, тычка, рисование ладошками,  пальчиками (см. приложение № 3).  Но уже в среднем и старшем дошкольном возрасте эти же приёмы помогают детям дополнить художественный образ, создаваемый  с помощью более сложных приёмов: рисование по мокрому листу, по стеклу, по песку, кляксография, монотипия, тампонирование и др., дети с огромным удовольствием играют и при этом выполняют практические задания.

Я применяю такую арт-терапевтическую технику как «Релаксация с использованием музыки»:  т.е. это упражнения на расслабление. Музыка является выразительным средством по силе своего воздействия (см. приложение № 8). При  работе с детьми я использую фоновую и мотивационно-образную музыку. Мотивационно-образную музыку я использую в начале занятия для формирования у ребёнка определённого образа. Фоновое звучание музыки при рисовании ритмично с совпадением музыкального ритма и ритма изображения. Когда звучит музыка, дети работают смелее, нет скованности в движениях рук, мазки получаются размашистее, рисунок ярче, выразительнее.  Учёными доказано,  что  «Чем младше ребенок, тем более он восприимчив к звукам окружающей среды»: - М.Догель (8).

Интересно, что ребята по-своему отражают музыку в рисунках: если звучала весёлая музыка, то и рисунки получались яркие, радостные; грустная же мелодия изображалась спокойными или мрачными красками. Прослушивание   музыкальных  произведений и музыкальные развивающие упражнения имеют цель развивать творческое восприятие. Музыку надо выбирать в соответствии с возрастом детей и их особенностей. Нашим детям нравятся такие упражнения, например: дети лежат на ковре, я предлагаю  закрыть глаза расслабиться и вообразить, что они отправляются в какое-нибудь место – знакомое или нравящееся им или то, которое они себе представили, через несколько минут по моей просьбе  они мысленно возвращаются. После упражнений на расслабление дети могут свободно и непринуждённо фантазировать, воображать и рисовать. Фантазирование с музыкой особенно со звуками живой природы даёт хорошие результаты в творческом развитии. Дети нуждаются в том, чтобы их научили расслабляться. Мышечное расслабление снимает внутреннюю напряжённость, усталость и раздражительность. Цель этих упражнений успокоить или переключить внимание детей на другие занятия.

Использование такой техники как «Медитативное рисование» помогает получить эмоционально чувственный заряд. Я предлагаю детям как можно ярче и выразительнее передать свои слуховые и вкусовые образы на бумаге. Причём художественная ценность полученных рисунков не столь важна, дети буквально выплёскивают свои эмоции. Мы рисуем стихи, музыкальные загадки. Например: прослушиваем аудиозапись со звуками моря и рисуем по теме «Ветер по морю гуляет». Известно, что полёт фантазии, контролируется зрением, чтобы этого не происходило, мы блокируем зрительный канал и  повышаем чувствительность к внутренним ощущениям, для этого у нас есть очки из плотной ткани на подгруппу детей. Блокирование зрения необходимо, поскольку при этом дети начинают получать совершенно новые ощущения и создавать образы, им не мешают зрительные стереотипы, и они зарисовывают свои переживания. Я приношу в группу ветки сосны, тополя, цветы, мыло….. и мы рисуем запахи. Пробуя разнообразные семена, овощи, орехи, варенье, мёд, изюм….. - рисуем  вкус.  У нас в группе есть несколько досточек с разными поверхностями: наждачная бумага, клеёнка, бархат, шёлк, фланель, фольга, дерево. Ребёнок с завязанными глазами трогает разные поверхности выбирает понравившуюся и начинает рассказывать то, что представляет и ощущает. Затем уже с открытыми глазами начинает рисовать. Чувствовать, видеть, слышать и пробовать на вкус, какими изумительными инструментами для этого нас одарила природа! Если дети активно пользуются всеми этими пятью чувствами, будь они в детском саду, дома, в деревне, в дождливую погоду или солнечную, идёт ли снег или град, то с каждой минутой их жизни у них обостряются эти чувства, а какое огромное количество информации и ощущений они получают. К тому же это делает жизнь ребёнка богатой, насыщенной и развивает в нём творческое начало и уверенность в себе.

Мы можем заглянуть во внутренний мир ребёнка через  его фантазии и  выяснить, что таится в нём или чего он избегает. Детские фантазии – своеобразное выражение чувств, а ведь в чувствах ребёнка выражается его истинная суть.  На занятиях я использую много видов материала, стимулирующих фантазию. Например: мы рассматриваем паука и фотографию паутины, для того чтобы начать рассказ: «Жил-был паук, который хотел соткать паутину в дождливый ненастный день. Тогда…….». И каждый ребёнок по очереди что-нибудь добавляет к рассказу. После того как рассказ закончен, дети начинают рисовать то, что они думают о пауке, ткущем паутину. Далее ребята с удовольствием рассказывают историю про своего паука и показывают рисунки.

Для развития творческого воображения, я использую такую технику как «Игровая сказкотерапия»  (см.приложение № 7).  Одним детям достаточно занятий, а другим необходима индивидуальная работа. Все  игры в сказкотерапии, а также развивающие и коррекционные упражнения я использую как в индивидуальной работе, так и групповой.

Сказкотерапия помогает мне найти общий язык с ребёнком. Проговаривая, проигрывая, прорисовывая сказки, дети развиваются творчески и получают необходимый им опыт, в решении таких проблем как заниженная самооценка,  гиперактивность, трудности в общении.

 «Сказка, - писал В.А.Сухомлинский – развивает внутренние силы ребёнка, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать и реализовывать творческий потенциал» (12). Иногда прослушав сказку, ребёнок не знает что рисовать: он сидит в раздумье перед листом чистой бумаги, вертит в руках карандаш и т. д. Дело в том, что обилие впечатлений мешает ему сосредоточиться. В этом случае я не тороплю ребёнка и уж тем более не ругаю его. Посидев, какое то время, он всё равно приступит к работе и нарисует то, что взяло его за душу, задело его эмоциональную сферу. После прослушивания сказки  мы беседуем, обсуждаем характеры героев, вносим изменения, добавляя  храбрости или доброты, и рисуем свою книжку-сказку.

Следующая арт-терапевтическая техника, которую я применяю в своей работе  – это  «Театротерапия»  она учит детей перевоплощаться, развивает выразительность движений. Вначале  некоторые дети стеснялись, повторяли друг за другом, со временем движения стали разнообразнее и выразительнее, т.е. дети стали более раскрепощёнными.

Для изучения особенностей использования детьми мимики и пантомимики  я предлагала детям следующие задания (см.приложение № 6). Использование мимики и пантомимики на занятиях и в свободной деятельности помогает детям выразить себя, открыть свой внутренний мир. Прежде чем что-то нарисовать дети учатся выражать эмоции, настроения с помощью мимики, поз и жестов. Ведь речью ребёнка часто становится рисунок и умение творить на листе. По мнению Л.С.Выготского мы должны рассматривать рисунок как своеобразную детскую речь и предварительную стадию письменной речи. Поэтому важно не как ребёнок изображает конкретный предмет, а то, что он о нём знает и чувствует.

 У нас в группе есть  театральный уголок там много разных атрибутов  и кукол, многие из них мы делали вместе с детьми, например: цилиндровый театр, пальчиковый театр, куклы сделанные из солёного теста, из бросового материала. Больше всего нашим детям нравится работать с гримом. Они наносят грим себе или своему соседу, потом пантомимой изображают того, кем они себя почувствовали и в конце зарисовывают на бумаге. Ценность театротерапии заключается в следующем:

У детей расширился круг понимаемых эмоций;

Они стали глубже понимать себя и других;

Дети становятся свободнее в выражении своих мыслей;

У них развивается творческое  воображение;

Применение такой арт-техники как «Терапевтические игры» (см.приложение № 9) больше всего помогает мне в работе, так как игра  занимает одно из важных мест в системе воспитания и оздоровления. Игра это средство познания мира. Я провожу терапевтические игры, в любое свободное время и во время занятия. Игры, так или иначе, используются в изобразительной работе за счёт того, что они связаны с освоением возможностей того или иного изобразительного материала. Так же я считаю, что для каждого вида рисования существует оптимальное время дня, например: мелками или пастелью дети рисуют после сна. Они ещё не полностью вышли из состояния грёз, и их сон находит своё продолжение в рисунке, детская рука ведётся не сознанием, а внутренним ощущением.  Увлекаясь игрой, дети не замечают, что они учатся, игра способствует творческому развитию, навыкам общения, формированию целенаправленного внимания, развивает память, мышление и речь. Особенность этих игр заключается ещё и в том, что они помогают при наличии у ребенка определенных речевых нарушений. По тому, как ребёнок играет можно судить о его интеллектуальном развитии.

В изоуголке нашей группы «живут» два весёлых карандаша – Каляка  и Маляка. Они помогают мне вести занятия по изобразительной деятельности. Случается, что «Карандаши» затевают спор, который рассудить могут только дети. А бывает, что дадут полезный совет, как нарисовать картину. Без них нам никак не обойтись. Да и ребята их очень любят.

В   арт–терапии   широко   используется   «Гимнастика  для  глаз»

например: в индивидуальной работе с ребёнком это может быть «Наблюдение за движением плавающих рыб», иногда  это упражнение называют «Рецепт на аквариум» следить за рыбками нужно строго одними глазами, а голова и шея должны быть неподвижными (см. приложение № 4). Я часто использую на занятиях упражнение «Поймай зайчика»,  включаю фонарик и выпускаю солнечного зайчика  на прогулку. Дети, поймав глазами «зайчика» сопровождают его взглядом, не поворачивая головы. Упражнение «Пчела и оса» очень нравится нашим детям, они следят за полётом насекомых только одними глазами. И после интересной гимнастики ребёнку не придётся при рассматривании, какого – либо предмета  тратить силы на ненужные движения головы. Бросив один взгляд, ребёнок сможет увидеть, то чего не видел раньше. Следовательно, дети не будут так уставать, и процесс обучения пойдёт гораздо быстрее.

Я применяю такую арт-терапевтическую технику как «Двигательная терапия»  (см. приложение №10) т.е. пластика движений и этюды.  Они помогают детям вживаться в представляемый образ, отождествлять себя с ним с помощью движений присущих животному и помогают ребёнку сбросить излишки напряжения. Свои ощущения они закрепляют рисунками. Нашим детям нравится пантомимы: «Штангист», «Тень»,  «Картинка», «Возьми и передай», а также пластические этюды: «После дождя», «Под дождём», «Поклон», «Замёрзли», «Тепло», «Лучик». Эти упражнения хорошо развивают  творческое воображение и пластику движений. Учёные установили, что дети способные к игре воображения легче преодолевают трудности,  а детские ощущения, передавая информацию в мозг, влияют на общий уровень интеллекта.

В своей работе я широко использую «Фитотерапию». Необходимое условие для развития творческого воображения и  успешной изобразительной деятельности: обращать внимание детей: на лёгкие воздушные паутинки, хрустальные капельки росы, пушистые облака, пожелтевший падающий лист, сверкающие снежинки, прозрачные капли дождя, пушистый одуванчик, узорчатый рисунок листьев, гладкий или шершавый ствол деревьев,  и на многое, многое другое (см.приложение №5). Если после прогулки ребёнок захочет рисовать, я предлагаю ему вспомнить, то, что он увидел и всегда стараюсь находиться рядом, так как очень важно чтобы ребёнок чувствовал мою поддержку и смог обратиться за помощью или советом. Мы часто забываем, что самое обычное для нас, взрослых, может быть совершенно новым для детей. Я учу их видеть прекрасное в природе. Вызываю   интерес и радость к появлению насекомых: бабочек,  жучков и их яркой расцветке и желание создать их изображения в рисунках. Нет сомнения, что есть множество волнующих вещей, которые доставляют удовольствие глазам и ушам ребёнка, вещей, которые можно понюхать, потрогать, и попробовать. Для этого мы  разное время года с детьми выезжаем в сосновый бор, собираем  природный материал, рассматриваем деревья, цветы,…ведь не зная, как выглядит дерево невозможно нарисовать сказочное дерево. Иногда, прежде чем, что-то нарисовать, мы с детьми рассматриваем объект через цветное стекло, целлофан, прослушиваем аудиозаписи со звуками живой природы.

 

VI

        Большое значение я придаю работе с семьёй.  Ведь при работе с детьми одна из задач воспитателя – установить доверительные отношения с родителями, и чем теснее эта связь, тем больше успехов у детей. Мы  им объясняем, что все творческие начинания  их детей не должны иметь отрицательной оценки. Благодаря чему дети имеют возможность получить похвалу от родителей, что для них очень важно. Похвала радует детей, вызывает у них хорошее настроение и положительное отношение к изобразительному творчеству. Я стараюсь заинтересовать родителей новым направлением в своей работе, установить партнерские отношения, создать атмосферу общности интересов.

         Большинство детей группы имеют дома компьютер,  я предложила их родителям оригинальные творческие программы, которые учат детей: смотреть и видеть, фантазировать и рисовать. Это основы дизайна для малышей от трёх лет: «Волшебные превращения», «Улицы Сезам», «Юный художник», «Фантазия и реальность», «Учись рисовать» …..

        Результаты анкетирования, наблюдения, тестирования  и диагностики  довожу до сведения родителей, как индивидуально, так и коллективно. В работе с родителями никогда не сравниваю детей друг с другом, всегда стараюсь находить в каждом ребёнке что-то хорошее и хвалить его от души. Воспитатель и родители должны «делать одно дело». Родители наших детей стали активными участниками творческо-образовательного процесса и по возможности они помогают нам в обогащении развивающей среды.  

        Цель моей работы с родителями, заключается в том, чтобы заинтересовать новым направлением в своей работе, привлечь к сотрудничеству, создать атмосферу общности интересов. Все эти задачи я решаю через консультации (см.приложение № 18, 19), анкетирование (приложение №11), беседы,  а также во время родительских собраний.

VII

Вначале своей работы, для того чтобы узнать, насколько у детей развита фантазия,  я провела анкетирование родителей средней группы. Так как убеждена в её чрезвычайной ценности для творческого развития.  Л.Ф.Тихомирова провёла многочисленные исследования, которые достоверно показали, что дети способные к игре воображения, имеют более высокий показатель интеллекта у них развиваются творческие способности, они легче преодолевают трудности (см.приложение № 11).    Данные опроса показали, что фантазия у большинства детей нуждается в развитии и тренировке, в определённой степени это обедняет их жизнь в данном возрасте. Потому что любая творческая деятельность невозможна без развитого воображения.

Известная методика Кудриной Г.Я. «Определи характер у цвета» помогает детям передать свое отношение и свои чувства к тому, что изображают в рисунке (см.приложение № 12). Во время тестирования я ничего не объясняла ребёнку, а лишь подталкивала его самосознание наводящими вопросами. А в протоколе записывала, как ребёнок наделяет цвета определёнными качествами, так как цвет одно из наиболее ярких выразительных средств. Спрашивала у ребенка, почему именно такими цветами, т.е. какие эмоциональные ассоциации вызывает тот или иной цвет. Чем больше ребёнок подбирает цветов, тем более он эмоционально-восприимчив, что свидетельствует о его живописных способностях. В силу того, что ребёнок не знаком с изобразительной техникой он просто не может выразить то, что чувствует и понимает. Для того чтобы ребенок мог творить, сначала нужно научить, как перенести на бумагу то, что возникло у него в воображении. Использование цветового теста для определения живописных способностей позволило мне выявить  следующие  результаты:  

Средняя группа:

Н.Г.- средний уровень - 62.5%, низкий уровень - 37.5%

К.Г.- высокий уровень - 29%, средний уровень - 71%

Старшая группа

Н.Г.- высокий уровень – 28%, средний уровень - 52%, низкий уровень - 20%

К.Г.- высокий уровень - 60%, средний уровень - 40%

Подготовительная группа:

Н.Г.-высокий уровень - 58%, средний уровень - 38%, низкий уровень - 4%

К.Г. высокий уровень -  85%, средний уровень -15%

        В средней группе в конце года был только средний и высокий уровень. В старшей группе появился низкий уровень, так как 6 детей выбыли, а вновь прибыли 7 детей, из них 5 с низким уровнем развития живописных способностей. Но к концу года в подготовительной группе низкого уровня не стало, за счёт того, что с детьми проводилась индивидуальная работа, а высокий уровень поднялся до 85%.

С помощью краткого теста творческого мышления  /метод исследования НИИ общей и педагогической психологии АПН/  «Закончи рисунок» /для детей дошкольного  возраста/ (см.приложение №13, 28) я не только выявляла, но и  развивала творческое воображение детей,  ведь каждый ребёнок талантлив по-своему.  А способности ребёнка к художественному  творчеству ждут только толчка и  внимания взрослого. Задание, носившее диагностический характер состояло в следующем, детям давался стандартный лист бумаги с нарисованными на нём  в два ряда кругами диаметром 4,5см. Предлагалось рассмотреть круги, подумать, что это могут быть за предметы, дорисовать и раскрасить. Оценивались не только оригинальность образного решения, но и качество выполнения рисунка. Не смотря на кажущуюся простоту, использованная методика оказалась весьма показательной. Обработка и анализ полученных результатов позволили обнаружить различия в уровне развития творческого воображения  детей.  В  настоящее время детский рисунок довольно часто используется в качестве средства диагностики разностороннего развития детей. Результаты диагностического исследования:

Возрастной состав:

средняя

старшая

подготовительная

1

Количество детей

24

25

26

2

Общее количество изображений по группе

80

110

156

3

Количество картинок в круге

5

1

0

4

Количество индивидуальных изображений

2

21

40

5

Количество оригинальных изображений по всей группе

0

7

26

6

Всего баллов

85 баллов

139 баллов

222 балла

Тестирование проводила индивидуально с каждым ребенком, поэтому возможность копирования была исключена. Оценка результатов тестирования осуществлялась по группе в целом. Этот тест позволил мне сделать следующие выводы:

Знакомство с арт-терапевтическими техниками способствует формированию у детей творческого потенциала.

У детей развились творческие способности, так как каждый рисунок  созданный ребёнком  можно считать оригинальным (хотя он и повторялся в рисунках других детей).

Работая с детьми, я  поняла, что творческие потенциалы заложены и существуют в каждом ребёнке, чем богаче опыт ребёнка, тем больше материал, которым  располагает его воображение. Ведь любая творческая деятельность человека не возможна без развитого воображения. Творчество ребёнка проявляется во всех видах деятельности это не только умение отступить от стандартного решения, но и способность придумывать разные варианты одной и той же  темы. Отсюда можно сделать вывод, если мы хотим создать достаточно прочные основы для  творческой деятельности необходимо - расширять опыт ребёнка.

Для диагностики развития творческого воображения детей, я использовала  тест-задание на дорисовывание, О.М.Дьяченко. Цель данной методики: выяснить творческие способности детей с художественным потенциалом. В котором  дети могут передать своё отношение, свои чувства к тому, что изображают (см.приложение № 15, 27).  Вначале года я предлагала детям комплект  из 10 карточек с фигурами неопределенной формы и просила дорисовать волшебные фигурки.  Повторное обследование по этой же методике  проводила в конце года. В середине года я использовала краткий тест творческого мышления «Закончи рисунок». Проведение диагностики и обработка полученных результатов осуществлялась, совместно с психологом детского сада Гирш И.С.  При подсчёте количества оригинальных изображений учитывалась не только  индивидуальность образного решения, но и вариативность изображений разными детьми.

Средняя группа:

Н.Г.- средний уровень - 25%,  низкий уровень - 75%

К.Г.- высокий уровень-  16%,  средний уровень - 84%

Старшая группа:

Н.Г.- высокий уровень –  36%,  средний уровень - 60%,  низкий уровень - 4%

К.Г.- высокий уровень-  60%,  средний уровень - 40%

Подготовительная группа:

Н.Г.-высокий уровень - 78%,  средний уровень - 19%,  низкий уровень - 3%

К.Г.- высокий уровень - 89%,  средний уровень - 11%

Результаты наблюдения  показали динамику развития каждого ребёнка. Что позволило мне выработать более конструктивные способы и подходы,  способствующие тренировке и совершенствованию: навыков, памяти, внимания и мышления, так как они тесно связаны с практической деятельностью. При этом  маленькие дети  как бы раскрепощённые в рисунке. В младшем  и среднем дошкольном возрасте дети очень эмоциональны, для них главное оставить след на бумаге, они много говорят, жестикулируют. Но уже в старших группах у некоторых детей появляется боязнь не справиться, а желание творить вообще может пропасть из-за неумения на взгляд ребёнка, правильно что-то нарисовать. Ребёнок боится самовыразиться, поэтому я стараюсь раскрепостить его, заинтересовать творческим процессом, чтобы исчез страх перед белым листом бумаги и  красками.   При  этом   я   говорю   ему: «Ты справишься», «У тебя всё получится», или «Давай попробуем вместе». Интерес и работоспособность детей на занятиях, повышается:

Когда ему интересно;

Когда у него что-то получается;

Когда его принимают таким, какой он есть;

Необходимо чутко улавливать изменения и особенности каждого ребёнка. Ведь развивая творческий потенциал ребёнка, мы развиваем его личность. Диагностика развития детского творчества показала, что у детей расширились знания о нетрадиционных методах рисования, большинство детей знают и называют их. Углубились представления детей о последовательности работы над рисунком. Совершенствовались навыки владения кистью, что способствовало не только, значительному улучшению качества рисунков, но и развитию мелкой моторики рук. Большинство детей  свои работы выполняют аккуратно с хорошей техникой рисования. Анализ детских работ показал, (см.приложение №14), что дети научились сочетать  краски, и  располагать рисунок по всему листу, передавать форму, строение предметов и пропорции. Мои наблюдения позволяют мне сделать следующие выводы:

Отдельные виды арт-терапевтических техник можно применять в младших группах.

Комплексную  работу с использованием арт-терапевтических техник надо начинать со средней группы.

Реализуя цель моей работы, я заметила, что арт-терапевтические техники помогают сплотить детский коллектив,  легко пройти адаптационный период вновь прибывшим детям. Дети стали активнее, общительнее, инициативнее, у них повысилась самооценка, исчез страх перед неудачей, снизилась утомляемость, им не трудно переключаться с одного вида деятельности на другой. И это важно, так как наш детский сад посещают дети с ослабленным здоровьем, ведь сбережение здоровья детей одна из главных задач нашего  детского сада. 

С.К.Кожохина (4) в своей программе «Путешествие в мир искусства» пишет: «Рисование красками можно сравнить с купанием в чистой прохладной воде в жаркий день, оно позволяет смыть с себя тревогу, отчаяние и усталость».

Ещё я хочу отметить, что арт-терапевтические техники не имеют противопоказаний их можно применять как на занятиях, так и в свободной деятельности. При затруднениях, а также, для того чтобы достичь поставленной цели я обращаюсь к нашим специалистам. Мы работаем с ними в тесном контакте.         Всё выше изложенное позволяет мне  предположить, что применение арт-терапевтических техник на основе методов арт-терапии является эффективным и соответствует своим задачам.

 


 

Комментарии

ПЕККЕР Ирина Петровна

Очень актуальная и интересная стать. СПАСИБО.

ШИШОВА ЛЮДМИЛА НИКОЛАЕВНА

Татьяна Петровна, прошлась по вашему блогу и была очень удивлена, вы настолько разносторонний человек. Ваша статья о том, как вы применяете в своей работе разные здравоохранительные технологии мне понравилась! Спасибо!