Эссе "МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ"

Генелидзе Наталья Александровна

«Ах, какая мука воспитывать!» - говорила Фрекен Бок, небезызвестный персонаж детской сказки Астрид Линдгрен. Безусловно,  для истинного воспитателя, человека, посвятившего свою жизнь работе с детьми, процесс воспитания не может быть мукой.  Но если он рождает муки творчества, то этот процесс исключительно позитивен, даже, говоря современным языком, креативен. Каждый ребенок  индивидуален.  Он неповторим: характером, взаимоотношениями со сверстниками, восприятием окружающего мира. Зачастую реакция маленького ребенка обескураживает взрослого человека,  ибо может сильно отличаться от сложившегося стереотипа. Все это наглядно свидетельствует о том, что такой процесс, как воспитание и обучение ребенка невозможно  так сказать унифицировать, уложить в  конкретную схему, выработать алгоритм, который подходил  бы всем и каждому. И здесь я вижу единственный выход: творчество.

Творчество – как  вид деятельности.

Творчество  - как способ познания окружающей действительности.

Творчество – как индивидуальный подход к каждому ребенку.

Творчество – как способ выражения чувств и эмоций.

Творчество – как метод выхода их критических ситуаций.

И, наконец, творчество - как метод  исследования психологического типа личности.

Возможно, тот факт, что я ставлю творческий процесс во главу угла и обуславливает мое пристрастие к изобразительному искусству. Еще Аристотель подчеркивал, что занятие рисованием  способствует разностороннему развитию личности ребенка.  И, на  мой взгляд, формирование именно творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики.

 И  здесь наиболее эффективное средство  -  это изобразительная деятельность.  Если работа воспитателя  нацелена на формирование художественного вкуса и чувства гармонии,  все это не может не способствовать воспитанию ребенка в духе гуманизма. Этот, пока еще совсем маленький человек, должен стать в будущем созидателем, человеком с развитым чувством красоты и активным творческим началом.

Как быстро растет и развивается ребенок. И задача нас, взрослых,  помогать ему завоевывать все новые и новые высоты. Помочь пройти путь от  наглядно-чувственного впечатления до возможности создания собственного уникального  образа. И, конечно же, необходимо направить этот процесс в правильное русло,  снабдить его набором волшебных инструментов для передачи существующих или вымышленных художественных образов.

  Интересно наблюдать, как в процессе творчества ребенок испытывает разнообразные чувства: как сосредоточенно он рисует, как радуется он созданному им изображению, с каким удовольствием показывает он взрослому плоды своего труда, и по истине великое наслаждение испытывает он, когда среди нагромождения линий, окружностей, цветных пятен взрослому удается угадать тот предмет, который хотел изобразить малыш.

А.А. Волкова писала «Воспитание творчества – разностороннее и сложное воздействие на ребенка. Мы видим, что в творческой деятельности взрослых принимают участие ум (знания, мышление, воображение),  характер (смелость, настойчивость), чувство (любовь к красоте, увлечение образом, мыслью). Эти же стороны личности мы должны воспитывать и у ребенка, для того, чтобы успешнее развивать в нем творчество».

Вслушайтесь в слова: «ВосПИТАНИЕ творчества». Мы ПИТАЕМ потребность ребенка в познании мира, овладении  свойственными только человеку видами деятельности: игровой, трудовой художественной.  Мы сеем зерно знания в  благодатную, подготовленную самой природой человека почву.   Но этого   недостаточно. Необходимо взрастить из  зерна росток,  питать его, чтобы он  рос и креп,  давал новые побеги, чтобы процесс познания приносил радость и  чтобы  ощущение благоговейного трепета перед новым и неизведанным сохранилась в нем на долгие годы.

Мы пришли в этот мир, чтобы творить в самом широком понимании этого слова.    Человек, который посвятил свою жизнь  развитию и становлению личности ребенка в первую очередь должен быть творцом, созидателем, наставником и другом. И тогда  ребенок сможет  сотворить свой неповторимый мир, в который так хочется заглянуть, чтобы    снова хоть  на один миг увидеть этот удивительный  мир глазами ребенка.