творческая разработка "Безопасность в детском саду"

Сурсина Ольга Владимировна

 

                                                             Содержание:

Пояснительная записка ………………………………………………………………………….3-4

Глава 1

1.1.           Понятие опасность ……………………………………………………………………….5-6

1.2.           Этапы реализации …………………………………………………………………………6-7

Глава 2

2.1. «Безопасный дом ……………………………………………………………………………….7-8

2.2. Воспитываем грамотного участника движения ………………………………9-13

2.3. Пожарная безопасность в программе детского сада …………………….14-15

2.4. Ребенок и природа ……………………………………………………………………………16-17

2.5.  Ребенок и другие люди …………………………………………………………………..17 - 19

Глава 3

Интеграция с другими областями  ………………………………………………………….19-23

Заключение ……………………………………………………………………………………………….24-25

Литература ………………………………………………………………………………………………..26

Приложение ……………………………………………………………………………………………..27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                          Пояснительная записка.

Любой человек,  позаботившись  о хлебе насущном и удовлетворив свои физиологические потребности, задумывается, прежде всего, о собственной безопасности и о безопасности своих близких. И только после того, как он будет уверен, что ни ему самому, ни его близким ничего  не угрожает, он может двигаться вперед:  делать карьеру, искать любовь и понимание.  Если взрослый человек имеет, какое-то представление о безопасности, то маленький ребенок полагается на знания и выбор взрослого, что снижает уровень осознанности детьми собственных действий обеспечивающих безопасность в окружающем мире.

Дошкольное образование приобретает все большую социальную значимость. Родители начинают понимать, что дошкольный возраст – это важный период, который будет влиять на последующее становление детской личности. Но в современном мире никто не застрахован ни от техногенных катастроф, ни от стихийных бедствий. И , конечно же особую тревогу мы испытываем за беззащитных маленьких граждан – дошколят.

Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и малышей основам безопасности жизнедеятельности. Ведь в условиях социального, природного и экологического неблагополучия естественная любознательность ребенка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него. Поэтому необходимо сформировать у ребенка сознательное и ответственное отношение личной безопасности окружающих, воспитывать готовность к эффективным, обоснованным действиям в неадекватных ситуациях. Эти задачи стоят как перед родителями, так и перед педагогами детских образовательных учреждений. Ведь ребенок при неумелом поведении в помещениях детского сада, на игровой или спортивной площадке может нанести вред  своему здоровью. Да и за воротами детского  учреждения воспитанников могут подстерегать опасности, которых можно избежать лишь путем целенаправленного обучения с самого раннего детства основам безопасного поведения.

В настоящее время для реализации этой задачи в ДОУ предлагается множество вариативных программ развития и воспитания детей:

·         «Основы безопасности детей дошкольного возраста» (авторы Н.Н.Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина);

·         «Программа от рождения до школы» ( под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

·         «Программа воспитания и обучения в детском саду» (авторский коллектив под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой);

·         «Детство»(авторы В.И Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А.Ноткина);

·         «Радуга» (авторы Т.Н.Доронова, В.В.Гербова, Т.И.Гризик, Е.В.Солошева);

·         «Развитие» (Л.А.Венгер, о.М.Дьяченко,Н.С.Варенцова);

·         «Школа здорового человека»(авторы Г.И. Кулик, Н.Н.Сергиенко)

И многие другие

А в современных условиях модернизации отечественного образования, российские дошкольные образовательные учреждения активно перестраивают свою работу в соответствии с новыми нормативными актами (федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы).

Работа по реализации образовательной области «Безопасность» в нашем детском саду организована на основе программы Авдеевой Н.Н., Князевой Н.Л., Стеркиной Р.Б. «Безопасность».

 В связи с введением федеральных государственных требований к основной общеобразовательной программе разработаны формы образовательной деятельности по реализации данной области.  

     Цель образовательной области «Безопасность»: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач:

- формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;

- приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;

- передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;

- формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

Но прежде чем знакомить детей с основами безопасности педагогу необходимо самому хорошо разобраться в данной теме, он должен быть знаком с основными понятиями предмета изучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                 Глава 1.

1.1.Опасность.

По мнению С.И.Ожегова: «Опасность -  это способность вызвать, причинить какой-нибудь вред, несчастье». А вот  более углубленное, расширенное раскрытие понятие.

 «Опасность – это явление, процесс или объект, способный в определенных условиях непосредственно или косвенно нанести ущерб здоровью человека». Причинить вред жизни и здоровью людей могут: природные явления, предметы быта, другие люди, растения, животные и многое другое.

Можно выделить следующие группы опасностей:

·         Природные – стихийные явления природы (землетрясения, наводнения, ураганы и др.), пониженная и повышенная температура воздуха, атмосферные явления, солнечное излучение, встречи с дикими животными, ядовитые насекомые и растения;

·         Техногенные – связанные с техникой: острые, колющие, режущие предметы, электрический ток, автомобили, газ и многое другое;

·         Социальные – криминальные преступления, алкоголизм, наркомания и другие пороки человеческого общества.

В зависимости от  места пребывания опасности могут подстерегать детей в быту, на природе, на улицах города, опасность могут представлять незнакомые люди и т.д.

Работа с детьми по ОБЖ включает целый комплекс задач:

1.      Знакомство с бытовыми источниками опасности, с необходимыми действиями в случае опасности, формирование представления о способах безопасного поведения в быту;

2.      развитие основ экологической культуры, воспитание любви, ответственного и бережного отношения к родной природе;

3.      Воспитание грамотного участника дорожного движения;

4.      Воспитание чувства взаимопомощи и товарищества.

Реализация данных задач и формирование первоначальных основ безопасности осуществляется с учетом следующих принципов:

1.      Системность и последовательность (любая новая ступень в обучении детей  упирается на уже освоенное в предыдущем);

2.      Доступность (усложнение материала происходит с учетом возрастных особенностей детей);

3.      Включение в деятельность (игровую, познавательную, поисковую и др.)

4.      Наглядность (техника безопасности лучше всего воспринимается через богатый иллюстративный материал);

5.      Динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности);

6.      Психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов).

После определения тематики, целей и задач встает  вопрос: « С чего начать?»

1.2. Этапы реализации.

1этап – заинтересовать детей, актуализировать, уточнить и систематизировать их знания о правилах безопасности;

2 этап – ввести правила в жизнь детей, показать разнообразие их проявлений в жизненных ситуациях, тренировать в умении применять эти правила;

3 этап – на основе усвоенных знаний и умений помочь осознанно овладеть реальными и практическими действиями.

Выявить уровень знаний и интересов детей, их коммуникативности, степени сформированности практических навыков на 1 этапе помогают:

·         Беседы: как избежать неприятности дома, на улице, в лесу и др.;

·         различные виды игровой деятельности: сюжетно-ролевые, дидактические, развивающие, настольно-печатные, подвижные, игры-драматизации и др.;

·         Тренинги: «Я потерялся», «Разговор по телефону», «Незнакомец за дверью», «Новый приятель», «Заброшенный дом», «Один дома» и др.;

·         Разбор проблемных ситуаций: «Какую ошибку совершила Красная шапочка?», «Что ты будешь делать, если постучались в дверь, зазвонил телефон, тебя приглашают прокатиться на машине?» и др.

Для проведения работы на 2 этапе необходимо создать условия для ознакомления детей с основами безопасности, т.е. организовать предметно-развивающую среду в группе.

 

В нее входят:

1        «Уголок безопасности», который содержит материалы:

a)      практический: щит безопасности с различными видами розеток, выключателей, замков; макеты улицы с дорожными знаками, разметкой для транспорта и пешеходов, светофор, пособия для сюжетно-ролевых игр «Автобус», «Шофер», «Спасатели», «Скорая помощь» и др.;

b)      наглядный: «Валеология или здоровый малыш», «Малыши-крепыши», «Как избежать неприятности», «Если малыш поранился», «Не играй с огнем»; план-схема микрорайона, в котором находится детский сад, с отметкой опасных участков, мест благоприятных для разнообразных детских игр; плакаты по ОБЖ по темам «Если ты потерялся на улице», «Внимание! Терроризм!», «Пожарная безопасность для дошкольников» и др.;

2        «Игротека», которая содержит:

a)      дидактические игры «Опасно-не опасно», «Продолжи ряд», «Четвертый лишний», «Назови одним словом», «Так – не так» и др.

b)      Развивающие настольно-печатные игры «Азбука безопасности», «Чрезвычайные ситуации в доме», «Внимание! Дорога!», «Пирамида здоровья», «Дорожные знаки»,   « Лото осторожностей», «Час пик», «Лото пешехода» и др.

3        « Библиотека», в которой имеются познавательная и художественная литература, фотоальбомы, иллюстрации для рассматривания и обсуждения различных ситуаций.

 

Работа по взаимодействию с ОБЖ проводится через следующие формы организации детей:

·         Специально организованная деятельность детей – НОД;

·         Экскурсии, развлечения, где дети получают новые теоретические знания по изучению правил поведения в экстремальных ситуациях дома, в природе, на улице, устанавливают причинно-следственные связи;

·         Совместная деятельность воспитателя и детей – беседы, тренинги, чтение художественной литературы, заучивание правил безопасного поведения, обыгрывание ситуаций правильного и неправильного поведения, игры, в которых закрепляются знания, полученные на НОД.

Обучение проводится в форме занимательной, увлекательной игры с использованием игровых персонажей, что делает процесс усвоения материала живым и легким. Игра дает возможность быть ребенку самостоятельным, углублять свои знания и умения, прививает прочные навыки «Азбуки безопасности». Каждый новый материал опирается на опыт, знания и умения детей.

Задача педагога – сделать изучаемый материал максимально понятным. Для этого крайне важно использование современных плакатов по ОБЖ: они всегда перед глазами детей, легко запомнишь, неоднократно рассматривая и повторяя, изображенные на них правила.

Очень помогает в обучении и знакомство со сказочными персонажами, которые попадают в опасные ситуации : «Волк и семеро козлят», «Красная шапочка», «Колобок», «Три поросенка», «Кот, петух и лиса» и др.

Глава 2.

2.1.Безопасный дом

Дом – это то -  место, где ребенок впервые знакомится с окружающим миром. Именно в стенах дома ребенок начинает ползать, ходить, знакомиться с предметами ближайшего окружения, используя различные анализаторы.

И именно дома маленький ребенок узнает, что же такое безопасность, что можно, а что брать небезопасно. Впервые попробовав горячий суп - малыш дует на все остальные, ударившись о спинку стула –  обходит этот стул стороной.

В детском саду закрепляются основы безопасности в доме.

 Провожу с детьми беседы о том, что, даже находясь дома, ребенок может подвергаться опасности со стороны предметов домашнего быта, которые делятся на три основные группы:

1. предметы, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовые плиты, печка, электрические розетки, включенные электроприборы и т. п.) ;

2. предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей, нужно научить правильно обращаться (иголка, ножницы, нож) ;

3. предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах (бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, пищевые кислоты, режуще-колющие инструменты и пр.) .

Очень важно,  чтобы дети усвоили, что предметами первой группы могут пользоваться только взрослые. Здесь, как никогда, уместны прямые запреты. Ребенок,  ни при каких обстоятельствах не должен самостоятельно зажигать спички, включать плиту, прикасаться к включенным электрическим приборам. Прямые запреты обязательно должны дополняться объяснениями, примерами из литературных произведений (например, "Кошкин дом "С. Маршака, играми-драматизациями).

Чтобы научить детей пользоваться предметами второй группы: ножницы в средней возрастной группе,  провожу специальное обучение на занятиях по аппликации, индивидуальную работу с детьми, работу с родителями, чтобы дома закрепляли полученные навыки.

Ответственность за безопасность детей в связи предметами третей группы полностью лежит на родителях и педагогах.

Особую опасность в помещении представляют открытые окна и балконы. Объясняю детям, что они не должны ни в коем случае выходить на балкон без взрослого или подходить к открытому окну, т. к. можно упасть.

Казалось бы,  обыкновенный стол – такой нужный при приеме пищи, в выполнении творческих работ, но и он может быть опасным при определенных условиях. Для более успешного освоения навыков безопасного поведения в нашей группе создана картотека опасных предметов.

Безопасность в доме на прямую связанна с  предметами, которые нас окружают,  и с материалами, из которых они изготовлены. Именно в познавательной деятельности дети  знакомятся со свойствами и качествами стекла, дерева, железа и другими материалами. Малыши понимают, что с предметами из стекла следует обращаться бережно и осторожно. А что бы избежать неприятностей  такие опасные предметы брать только с разрешения взрослого.

 Особенно обращаем внимание на страничку «Осторожно, лекарства!». Современная аптечная продукция отличается таким привлекательным внешним видом, которая как магнит притягивает не только дошколят, но и детей постарше.

Знания закрепляем в сюжетно-ролевых , дидактических , словесных играх.

 

 

2.2.  Воспитываем грамотного  участника дорожного движения.

Проблема детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему сохраняет свою актуальность. А необходимость уже в дошкольном возрасте доводить до детей первые сведения о правилах дорожного движения диктует сама жизнь.

Важнейшая роль в профилактике детского – транспортного травматизма принадлежит ДОУ. Воспитатели, педагогические работники, родители должны помочь ребенку стать дисциплинированным пешеходом, неукоснительно выполняющим ПДД проводя мероприятия в различных формах. Анализ современной методической литературы показал, что при обучении детей правилами поведения на улицах и дорогах наиболее широко используются объяснительно-иллюстративные методы: беседы, дидактически игры, рассказы, чтение художественных произведений, а так же практические в образовательной области «Художественное творчество» - это рисование, лепка, аппликация. Необходимы все более разнообразные дифференцированные формы работы с детьми. Причём большая часть из них должна быть иллюстрированной, театрализованной, музыкальной, игровой. Существующие образовательные программы в той или иной мере решают задачи становления у дошкольников основ безопасной жизнедеятельности. Они позволяют в кротчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед дошкольниками проблемы и указать пути их решения, вызвать в сознании яркие картины и дорожные ситуации, активизировать память и чувства. Содержание образования в них определяется действующими Правилами дорожного движения.

Методика работы в рамках обучения ПДД должна быть построена с учётом интегрированного подхода. Выполняя задания, дети дошкольного ведут наблюдения, исследуют, рисуют, конструируют, моделируют, слушают музыку и т. д. У них очень хорошо развито творческое воображение, которое оставляет яркие моменты в сознании детей, помогает закрепить ему полученные знания на практике, воплощая их в своих творческих работах. Любой ребёнок быстрее поймёт и усвоит ПДД, преподнесённые не только в обыкновенной беседе, а и в близкой детям дорожной сказке, викторине, игре, но занимаясь художественным творчеством –рисуя, создавая композиции, аппликации, поделки из глины, пластилина и т. д. Изучая правила не только теоретически, но и практически, дети достигнут несомненных успехов в изучении ПДД.

Для более успешной работы по обучению детей ПДД  мы с моей напарницей Галиной Ефимовной составили  каталог  «Совместная деятельность с детьми ОО «Художественное творчество по теме: «Изучаем Правила Дорожного движения» для того, чтобы мы  могли  дать знания детям по данной теме с учетом возрастных особенностей детей среднего возраста  и чтобы дети смогли успешно усвоить правила дорожного движения, смогли ориентироваться в дорожных ситуациях, на практике применяли свои знания, воплощая их в своих творческих работах. Работая над каталогом, мы  учитывали  интересы детей, возрастные особенности, изучили  рекомендации работников ГИББД и большой объем программного материала по ПДД.

Поэтому обучение Правилам дорожного движения в ОО «Художественное творчество» необходимо рассматривать как часть учебно-воспитательной работы ДОУ.

Важнейшими условиями обучения должны являться регулярность занятий, их непрерывность, преемственность, систематичность. Чередование демонстрации теоретического материала и беседы с детьми дошкольного возраста помогает добиться поставленных целей на НОД  в образовательной области «Художественное творчество». Материал, используемый на НОД  помогает знакомить детей с ПДД, начиная с

 1 – й младшей группы и до подготовительной группы, выделяя самые важные правила, постепенно – их усложняя, а также отследить уровень знаний дошкольников и спланировать дальнейшую работу педагога. Наряду с традиционными занятиями по ОО «Художественное творчество» рекомендуется проводить и занятия с использованием нетрадиционных методов изображения.

Только совместными усилиями, используя знания, терпение и такт, возможно:

- расширить представления детей о правилах безопасного поведения на улицах и дорогах города, в общественном и личном транспорте через активные формы познания: проектирование, конструирование, моделирование, художественно-творческую деятельность - рисование, лепку, аппликацию;

- научить детей отражать в рисунке знания и представления о ПДД и делиться своим опытом с окружающими;

- пробуждая эмоциональную заинтересованность в познании ПДД, совершенствовать умения детей конструировать, моделировать, комбинировать, рисовать, лепить, создавать творческие композиции по заданной теме;

- Воспитывая интерес к познанию ПДД, развивать стремления проявлять интеллектуальные и конструктивные способности, научить наших детей навыкам организации безопасного образа, активизировать внимание, наблюдательность, изобретательность, инициативность.

Поэтому наша  работа над каталогом «Совместная деятельность с детьми ОО «Художественное творчество по теме: «Изучаем Правила Дорожного движения» – это программа работы на перспективу. Так как, чем раньше мы, взрослые, научим детей, начиная с дошкольного возраста, культуре поведения на дорогах и улицах, в общественном и личном транспорте, донесем до детского сознания правила дорожного движения, тем меньше будет травматизма и неприятных происшествий на дорогах

Дошкольники и дети младшего школьного возраста  наиболее часто попадают в дорожно-транспортные происшествия в силу своего психофизиологического развития. Это связано с особенностями их высшей нервной системы. Потребность детей в движении, которая преобладает над осторожностью, стремление играть в любых ситуациях, неумение быстро оценить обстановку или принять правильное решение, недостаточные знания об источниках повышенной опасности могут привести к печальным последствиям.

Причины ДТП с участием дошкольников:

·         Самостоятельный переход проезжей части в неустановленном месте, т.е вне пешеходного перехода

·         Выход на проезжую часть из-за сооружений, стоящих транспортных средств, зеленых насаждений, строений и других препятствий, закрывающих обзор.

·         Неподчинение сигналам светофора

·         Движение детей по проезжей части при наличии тротуара

·         Незнание правил перехода перекрестка.

·         Игры детей на проезжей части

·         Движение детей по проезжей части в направлении, попутном движению транспортных средств.

·         Езда на велосипедах, роликовых и других самокатных средств по проезжей части дороги.

·         Неправильный выбор места перехода проезжей части при высадке из маршрутного транспорта.

·         Переход проезжей части дороги не под прямым углом, а по диагонали.

таким образом, анализ причин и условий, способствующих возникновению ДТП с участием детей, показывает, что виновными в этом являются водители, взрослые, которые не держат детей за руку или сами нарушают правила дорожного движения, и сами дети. Исследования показывают, что все причины ДТП с участием дошкольников связанны с их возрастными и психофизиологическими особенностями, такими, как : незрелость, неспособность правильно оценить обстановку, быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение, потребность в движении, которая преобладает над осторожностью, стремление подражать взрослым, переоценка своих возможностей, специфичность реакции на приближающийся автомобиль и др.

Находясь на проезжей части или играя на ней, дошкольники не понимают опасности транспорта и дорог, поэтому и являются потенциальными жертвами ДТП.

Поведение детей на дороге зависит от ряда факторов, включая личностно-поведенческие свойства, возрастные особенности и психическое состояние человека. Психофизиологическая система дошкольника находится в состоянии становления и еще не достигла своего полного развития. Многие процессы подвижны и неустойчивы. Отсюда разная реакция детей и взрослых на одни и те же дорожные ситуации .

Дошкольники попадают в ДТП в основном из-за несформированности у них координации движений, неразвитости бокового зрения, неумения сопоставить скорость и расстояние, отсутствие навыков ориентации в пространстве, в том числе ориентации, связанной с одеждой(капюшон, тугой шарф, шапка и т.д.), и из-за других причин.

Находясь на проезжей части, дошкольники не могут рассчитать свои возможности. Для них характерно стремление спастись от опасности в потоке движущего транспорта. Они считают: чем быстрее будут бежать от транспортных средств, тем безопасней. Однако при попадании в поток движущего транспорта дети начинают метаться, могут внезапно побежать вперед, а затем вдруг повернуть назад, чего не ожидают водители. такие действия, как правило, заканчиваются ДТП со смертельным исходом.

Возраст, когда ребенок начинает самостоятельно передвигаться по дороге, точно определить невозможно. Приблизительно это происходит в период от шести до десяти лет. До шести лет в принципе не рекомендуется оставлять ребенка одного на улице. Начиная с шестилетнего возраста ребенок постепенно становится все более независимым. В этот период (6-10 лет) он может самостоятельно передвигаться по дороге и , поэтому необходимо продолжать его воспитание в области безопасного поведения на дороге, начатое ранее.

Надежная ориентация налево-направо приобретается не ранее, чем в семи восьмилетнем возрасте. Нет у младших школьников также и знаний и представлений о видах поступательного движения транспортных средств. Например, ребенку трудно осознать, что реальная машина в действительности не может остановиться также мгновенно, как игрушечная.

Разделение игровых и реальных условий происходит у детей постепенно, особенно интенсивным и планомерным этот процесс становиться во время обучения в школе.

На всех стадиях возрастного развития психофизиологические функции детей меняются, меняются и внешние обстоятельства  (бытовые, школьные и многие другие).

Учесть все эти обстоятельства, сообразуясь с психофизиологическими возможностями ребенка – задача, по мнению специалистов по безопасности дорожного движения, крайне сложная. Она усугубляется тем что ее надо решать в мире, где мало считаются с детьми, но где много запутанных правил, созданных взрослыми для себя, для удобства своего дорожного движения. Призыв «Будь внимателен на дороге!» на ребенка не производит должного впечатления – он погружен в свои мысли и ощущения.

Необходимо отметить, что призывы типа «Будь внимателен!», «На дороге играть опасно!», «Переходи дорогу только по переходу!» и многие другие не только неэффективны, но и лишены конкретики, что скорее мешает, чем помогает усвоению ПДД.

С психологической точки зрения целесообразно формулировать правила в утвердительной форме.

Например – «Если ты идешь по тротуару и тебе надо обойти препятствие – лужу, яму или еще что-либо, - то обходить это препятствие надо только по тротуару», предпочтительнее , чем «Не следует, обходя препятствие на тротуаре, выходить на проезжую часть».

Если нет возможности обойтись без отрицательных формулировок, то необходимо представлять детям такие правила вместе с альтернативными «утвердительными», например, после формулировки: «нельзя переходить проезжую часть на красный сигнал светофора» должна следовать: «переходить проезжую часть можно только на зеленый сигнал светофор.

Все указания должны быть конкретными, понятными детям,  имеющие вполне логический смысл и цель – безопасность в конкретным условиях.

При изучении ПДД совершенно неэффективен и непродуктивен метод их заучивания. По мнению специалистов, формальное знание ПДД обеспечивает детям лишь 10 % желаемой безопасности. Остальное достигается лишь при помощи умения прогнозировать опасность на дороге и действовать адекватно обстановке. Не смотря на всю важность знания самих Правил надо учить детей не столько правилам, сколько анализу возникновения опасностей на дороге, отрабатывать у них навык правильного поведения.

В наше средней группе есть все, что необходимо для обучения и закрепления  знаний о ПДД: необходимая адаптированная литература, картотека стихов и загадок о дорожных знаках и транспорте, наборы разрезных картинок по теме «Транспорт», дидактические игры, развивающие внимание и мышление, подвижные, сюжетно-ролевые, театрализованные игры, дорожные знаки. Создан макет дороги, домов, светофор, домик для постового, шлагбаум. В фойе детского сада оформлен макет план - схема микрорайона, где расположен детский сад, с отметкой опасных участков, дорог и пешеходных переходов. Участок возле детского сада оформлен в виде проезжей части: покрашены бордюры, нанесена пешеходная дорожка и дорожная разметка. Именно здесь на прогулках в теплое время года используются самокаты, коляски, а в холодное время санки, ледянки, для того чтобы дети на практике могли отрабатывать навыки безопасного поведения.

От воспитателя, авторитет которого может быть даже выше родительского, требуется не столько обучение дошкольников правилам дорожного движения, сколько формирование у них навыков безопасного поведения и развитие познавательных процессов, необходимых для правильной ориентации на улице. Формирование и развитие умений и навыков безопасного поведения, превращение их в устойчивые привычки и стереотипы являются сложным, длительным развивающим, обучающим и воспитательным процессом, требующим применения целого ряда психолого-педагогических методик.

Социальная острота проблемы детского дорожно-транспортного травматизма диктует необходимость активизации деятельности дошкольных образовательных учреждений, разработки и внедрения инновационных программ профилактики ДДТТ, организации обучения и воспитания дошкольников, а также проведения профилактической работы с родителями на основе современных педагогических технологий.

Работа с родителями – одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Для благополучия ребенка очень выбрать четкую стратегию сотрудничества. Ведь круг проблем, связанный с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому необходим тесный контакт с родителями, ведь они заинтересованные партнеры, активные помощники в работе с детьми по данному направлению. Ничто  не воспитывает с такой убедительностью, как наглядный пример взрослого. В нашем детском саду хорошей традицией стало проведение педагогических недель по теме «Здоровый образ жизни» с проведением открытых мероприятий для родителей и их активным участием. 

Цель работы с родителями – объяснить актуальность и важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг  правил, с которыми необходимо знакомить, прежде всего, в семье.

 

 

2.3. Пожарная безопасность в программе детского сада.       

Недавно, забирая ребенка из детского сада, мама нашего воспитанника, рассказала о недавнем случае: по дороге из сада домой  они с сыном увидели горевший мусорный бак,  так ее сынишка сразу среагировал и начал громко кричать, чтобы родители звонили 01. Родители были удивлены его поступку, а малыш рассказал, что этому их научил  в детском саду воспитатель. На первый взгляд  казалось бы мусорный бак не причинил бы никому вреда, и многие прошли бы не заметив этого. Но мы вместе с мамой порадовались и даже испытали гордость за нашего Витю. Ребенок не растерялся, он точно знал, как надо поступить, он понимает, что маленького пожара не бывает!

 Известно, что во время чрезвычайных ситуациях ребенку свойственна пассивно-оборонительная реакция: от страха он прячется в укромный угол, вместо того, чтобы покинуть опасное место или позвать на помощь…

 Пожары часто возникают и из-за детских шалостей: природная любознательность малышей порой приводит их играм со спичками, бытовыми электроприборами, легковоспламеняющими материалами.

Задача взрослых – дать каждому ребенку основные понятия пожароопасных ситуаций, познакомить с правилами поведения при пожаре.

 Формы проведения профилактической работы по пожарной безопасности разнообразны:

Беседы, рассматривание иллюстраций и беседы по ним, использование худ произведений, чтение и заучивание стихотворений, обыгрывание сценок, создание специальных игровых ситуаций, игры-драматизации, просмотр спектаклей и сценок и т.д.

Конечно, воспитание бдительного и готового адекватно среагировать гражданина в чрезвычайных происшествиях надо готовить с детства. Этим мы в нашем детском саду и занимаемся.

У нас разработана специальная программа, которая постепенно готовит ребенка к неожиданным ситуациям.

Цель: Формировать навыки безопасного поведения в быту, учить детей действовать адекватно в пожароопасных ситуациях.

Задачи:

ü  Углублять и систематизировать знания о причинах возникновения пожаров; объяснить, чем опасен открытый огонь; подвести к пониманию вероятных последствий детских шалостей.

ü  Знакомить с назначением бытовых приборов их  пользой, учить безопасному  обращению с ними.

ü  Формировать чувство повышенной опасности огня: рассказать о признаках и свойствах легковоспламеняющихся предметов и материалов.

ü  Познакомить с правилами поведения при пожаре.

ü  Убедить выучить важную информацию о себе (фамилия, имя, домашний адрес), номер пожарной службы.

ü  Знакомить с профессией пожарного и техникой, помогающей тушить пожар; воспитывать уважение к труду пожарных

ü  Углублять и расширять знания об охране жизни людей.

ü  Формировать навыки самостоятельности, воспитывать ответственное поведение.

ü  Развивать познавательную активность, творческие способности, воображение, мышление, коммуникативные навыки.

Вся программа разбита на этапы:

1  Мы рассматриваем  карточки с рисунками со сценами чрезвычайных происшествий: оставленный включенным утюг, не затушенная сигарета, свечи на елке, костер в лесу и др.

2  Но не стоит забывать, что за последние десятилетие индустрия шагнула вперед и появилась новая бытовая техника, облегчающая нашу жизнь, которая тем ни менее тоже является опасной. В связи с этим мы устроили конкурс домашних рисунков «Бытовая техника – друг или враг? »

В этих рисунках  дети, совместно с родителями,  рисовали картинки-противоположности (фены, микроволновые печи, тостеры, кухонные комбайны)

На 3  этапе   было  чтение книг и статей на тему пожарной безопасности.  Дети очень сопереживали горю котят и тети Кошки из сказки С. Маршака, у которых загорелся Кошкин-дом. Неизгладимое впечатление произвели на них также и другие произведения.

4  Загадки и повторение правил поведения дали возможность закрепить пройденный материал.

5  Чтобы закрепить знания не только в теории, но и на практике, мы проводим  подвижные игры.

6  Важно, чтобы правила безопасности повторялись детьми еще и дома. Поэтому необходимо заинтересовать еще и родителей. Для этого мы проводим  родительские собрания, где  родителям показываем  учебный и художественный материал по данной теме, размещаем материал в родительском уголке,  меняем информацию в папках-передвижках, консультируем родителей.

7  Совместно с родителями изготовили стенгазеты «Это опасно! », в которые поместили рисунки и аппликации о пожаре, высказывания детей, истории из жизни их родителей.

8  В заключение нашего обучения администрация устроила учения по пожарной безопасности. По сигналу сирены воспитатель и все дети должны были спокойно выйти из здания в безопасное место. Наши дети прекрасно справились с заданием и уложились во время.

 

 

2.4.  Ребенок и природа

Нашим детям мы рассказываем  о взаимосвязи человека с природой, чтобы они поняли главное: Земля - наш общий дом, а человек - часть природы.

О том, что нужно беречь, охранять и заботиться о лесах, реках, морях, животных, птицах. Не загрязнять почву, водоемы.

Выполнять требования взрослых мыть фрукты, овощи, руки перед едой, не пить воду из грязных источников, здесь уместно использовать сказку о "Сестрице Аленушке и братце Иванушке", которая помогает детям осознать, что употребление грязной воды может привести к нежелательным последствиям.

Учим детей бережному отношению к природе (не обижать муравьев, кормить птиц зимой, не ломать ветки и т. п.) . А вместе с тем учим детей понимать, не всякое насекомое безопасно для человека. Даже безопасный укус муравья или пчелы для некоторых людей может привести к неприятным последствиям: отеку, покраснению и другим аллергическим реакциям.

Рассказываем  детям о ядовитых растениях, которые растут в лесу, на полях и лугах, которые нужно знать каждому. Для ознакомления с этими растениями используем  альбом с картинками.

  Учим  детей отличать ядовитые грибы от съедобных, предупреждаем, что нельзя пробовать, без согласия взрослых, ягоды, травинки, листья. С целью закрепления этих правил используем  настольные игры на классификацию, игры с мячом "Съедобное - несъедобное", дидактические игры "Угадай, с какого дерева листок "и т. д.

Разъясняем  детям, что можно и чего нельзя делать при контакте с животными.

 Например, можно кормить бездомных кошек и собак, но нельзя их трогать и брать на руки. Можно погладить и приласкать домашних котенка или собаку, играть с ними, но следует знать, что каждое животное обладает своим характером, поэтому даже игры с животными могут привести к травмам, царапинам и укусам. Особенно нужно знать, что любые животные с детенышами или птицы с птенцами часто ведут себя агрессивно, могут напугать, травмировать. И, конечно же, дети должны усвоить, что нельзя дразнить и мучить животных. Очень хорошим помощниками  являются:  игры-забавы в картинках

 « Как избежать неприятностей», «Осторожные сказки: Безопасность для малышей».

Главное, чтобы ребенок с самого раннего возраста  усвоил главный принцип: «Не навреди!» И это касается и собственной безопасности, и охраны  окружающей среды.

А также объясняем  детям, что нельзя мусорить на улице, так как это ухудшает экологию и отрицательно сказывается на здоровье человека, животных, растений.

 

 

2.5. Ребенок и другие люди.

В последнее время мы все чаще и чаще слышим : «Пропал ребенок!» Почему же это происходит? Почему наши дети уходят с незнакомыми людьми?  Что делать нам, взрослым, чтобы уберечь не только собственного ребенка, но и детей, которых нам доверили?

Рассказывая об опасности контактов с незнакомыми людьми, взрослый должен учитывать, что у детей собственные представления о том, как выглядит опасный человек. Дети считают, что опасными являются  люди с неприятной внешностью или неопрятно одеты. Для маленьких детей опасным будет, прежде всего, мужчина  «дядя с бородой». А  молодые, хорошо одетые молодые люди, симпатичные девушки или юноши не могут причинить вред. А человек с открытой, дружелюбной улыбкой, всегда будет вызывать доверие у ребенка. 

Что мы, как воспитатели, должны делать, чтобы наши дети не попадали ни на газетные полосы, ни в СМИ в экстренные сообщения «Помогите найти ребенка!»

Прежде всего, это беседы, использование художественных произведений, игры-драматизации, специально подготовленные ситуации, рассматривание иллюстраций, использование дидактического материала и т.д.

Работая с детьми среднего возраста, мы часто используем примеры из знакомых сказок и литературных произведений. Например: сказки  «Волк и семеро козлят», «Красная шапочка» Ш.Перро, « Колобок». Герои этих сказок доверились «добрым, улыбчивым, с приятной внешностью злодеям, и поэтому попали в беду. Злая мачеха прикинулась доброй старушкой и дала царевне отравленное яблоко в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина. А  Золушка была одета в лохмотья, испачкана сажей и смолой, но была доброй и отзывчивой девушкой.

Организовывая беседу, взрослый рассматривает ситуации, с опорой на  примеры из собственного опыта.

Некоторые типичные ситуации:

ü  Взрослый уговаривает ребенка пойти с ним куда-нибудь, обещая дать или показать, что-то интересное, предлагая игрушку

ü  Представляясь знакомым родителей или сообщая, что действует по их просьбе.

ü  Взрослый открывает дверцу машины и приглашает ребенка покататься.

ü  Взрослый проявляет чудеса необычайной щедрости, угощая ребенка мороженым, шоколадом, обещая одарить подарками.

Необходимо так же рассмотреть и обсудить ситуации насильственного поведения взрослого (хватает за руку, затаскивает в машину, действует с применением силы).  Каждый ребенок должен знать, как он себя вести в таких ситуациях –громко  кричать, привлекая внимание взрослых и призывая их на помощь.

Цель взрослого – научить детей как вести себя, чтобы окружающие поняли, что совершается насилие, и не спутали его с обычными детскими капризами.

Ребенку нужно объяснить, что он должен уметь  сказать «Нет» другим людям. И уже не важно, это взрослый или подросток, уговаривающий пойти на стройку или разжечь костер, поэкспериментировать с лекарствами или залезть на дерево или на крышу.

Ребенку необходимо разъяснить, что опасности могут  подстерегать их не только на улице, но и дома, в подъезде.

ü  Нельзя выходить входить и выходить из подъезда одному без родителей или других  знакомых взрослых.

ü  Нельзя открывать дверь чужим, даже если за дверью ласковый голос или незнакомец представляется знакомым родителей, знает,  как их зовут, и действует якобы от их мнения.

ü  Нельзя пользоваться, без разрешения взрослого,  бытовыми приборами.

Можно разыграть разные ситуации: ребенок один дома, ребенок дома с друзьями, братьями, сестрами, ребенок дома с взрослыми. В игровой тренинг следует включать разные уговоры, обещания.

     В последнее время дома и на улице дети становятся объектами сексуального насилия.

 Как должен вести себя педагог, если это уже произошло,  и ребенок доверил ему свою тайну? Прежде всего, похвалить ребенка за откровенность, дать понять, что ему верят и его понимают. Нельзя показывать свой испуг, гнев, смятение и тем более отвращение. Лучше воздержаться от обвинений в адрес того, кто совершил насилие (чаще всего это близкие ребенку люди). Педагог должен осознать, что возможно, он является единственным взрослым, знающим, что происходит с ребенком, и несет за него ответственность. Если он поймет, что бессилен справиться сам, то необходимо обратиться за помощью к компетентным людям (психологу, психотерапевту).

Позиция педагога:

1.      Отреагировать как можно более нейтрально;

2.      Дать понять ребенку, что ему поверили;

3.      Защитить ребенка от возможных негативных позиций взрослого и реакции других детей.

Но чаще всего ребенок никому не рассказывает о насилии. Ребенок находится во власти более сильного человека, испытывают страх, чувство одиночества, иногда становятся агрессивными и недоверчивыми.

Отклонения в поведении ребенка (особенно если они наблюдаются в сочетании):

ü  Внезапные изменения в поведении ребенка (обычно спокойный ребенок становится чрезмерно возбужденным, агрессивным, или наоборот, обычно активный – становится вдруг вялым, стремится к изоляции, избегает контактов с другими детьми).

ü  Признаки недосыпания, переутомления, нарушения концентрации внимания (не связанные с перенесенной болезнью)

ü  Чувство страха по отношению к близким взрослым (отцу, брату, матери, соседу).

ü  Сильные  реакции испуга или отвращения при физических контактах с кем-либо из взрослых.

ü  Чрезмерный интерес к вопросам секса.

ü  Отрицательное отношение к собственному телу.

ü  Чрезмерное стремление к положительной оценке (приспособленчество, уход  от любых конфликтов, гипертрофированная забота обо всем и обо всех) .

ü  Повторяющиеся жалобы на недомогание ( головная боль, неприятные ощущения в области половых органов, мочевого пузыря) и плохое настроение.

Оказание помощи детям, подвергшимся насилию, и их родителям невозможно без специальной экспертизы и лечения, поэтому задача педагога сводится к поддержке ребенка и последующему обращению к соответствующим специалистам: медикам, психологам.

 

Глава 3.

Интеграция с другими областями.

    В современный период в России возникла потребность изменить формы и методы работы с детьми в структуре работы дошкольного учреждения.

Интеграция в образовательном процессе - особо выстроенный структурный процесс, направленный:

-на обучение детей рассматривать любые явления с разных позиций;

-развитие умения  применять знания из различных областей в решение конкретной задачи;

-формирование способности самостоятельно проводить посильные небольшие исследования.

Интегрированный подход способствует переосмыслению общей структуры организации работы с детьми внутри коллектива педагогов. Он предполагает планирование специальных занятий по теме, общей для нескольких педагогов, которые могут проводиться разными педагогами в разное время, специальную подготовку детей к процессу восприятия, пониманию и осмыслению информации, формированию у них первых понятий и представлений о взаимодействии всего в мире, как едином целом.

Оснований, по которым составляется перечень образовательных задач, две.

Первое основание – деятельностный  подход. Каждая образовательная область, направлена на развитие какой либо детской деятельности и основана на ней:  «Физическая культура» -  двигательной, «Социализация» - игровой, «Труд» - трудовой, «Коммуникация» - коммуникативной, «Познание» - познавательно- исследовательской, «Чтение художественной литературы» - восприятие художественной литературы, как особого вида детской деятельности, «Музыка»- музыкально – художественной, «Художественное творчество»- продуктивной.

Второе основание - выделение в каждой образовательной области специфических задач психолого - педагогической работы (помимо общеразвивающих, на решение, которых направлено все содержание дошкольного образования).

Чтобы качественно осуществить интеграцию в ДОУ, необходимо выделить формы интеграции, которые будут обеспечивать синтез образовательных областей, взаимосвязь разных видов деятельности и формирование интегральных качеств личности дошкольника в процессе воспитания, развития на основе календарно-тематического планирования. Формы интегративного процесса характеризуют конечный продукт, приобретающий новые функции и новые взаимоотношения педагога, воспитанника, родителей в течение одного дня, одной недели

Понятие интеграции относится к общенаучным и заимствовано педагогической наукой из философии, где интеграция понимается как сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов.

В отечественной педагогике первая попытка теоретического исследования аспектов данной проблемы предпринималась К.Д. Ушинским, выявившим психологические основы взаимосвязи различных предметов. Система знаний, которая должна быть сформирована у учащихся, понималась К.Д. Ушинским не как механическая сумма абстрактных представлений, а как единство органически связанных между собой знаний об объективно существующем мире.

В частности, К.Д. Ушинский первым предложил интеграцию чтения и письма в начальной школе на основе звукового аналитико-синтетического метода обучения грамоте. Таким образом, при обучении грамоте К.Д. Ушинский предложил объединить чтение и письмо, исходя из общих лингвистических основ: знакомства со звуком, буквой, слогами, словами, предложениями, текстом.

На протяжении XX столетия интеграция использовалась педагогами на разных ступенях обучения как гармоничное объединение различных предметов, которое позволило внести целостность в познание ребёнком мира. Особый интерес к проблеме интеграции появился в конце XX в. В это же время появился сам термин «интеграция». На сессии ЮНЕСКО (1993 г.) было принято рабочее определение интеграции как такой органической взаимосвязи, такого взаимопроникновения знаний, которое должно вывести ученика на понимание единой научной картины мира. Данное определение даёт понимание конечной цели интегрированного процесса и имеет мировоззренческий аспект, но (как и любое определение) требует уточнения.

Т.С. Комарова рассматривает интеграцию как более глубокую форму взаимосвязи, взаимопроникновения разного содержания образования детей дошкольного возраста, охватывающую все виды художественно-творческой деятельности. При этом автор подчёркивает, что в интеграции один вид искусства выступает стержневым, другой – помогает более широкому и глубокому осмыслению образов и их созданию разными выразительными средствами.

Вся деятельность  педагога с детьми должна быть построена на принципе интеграции образовательных областей. Данный принцип является  инновационным для дошкольного образования и обязывает дошкольные образовательные учреждения коренным образом перестроить образовательную деятельность в детском саду на основе синтеза, объединения образовательных областей, который предполагает получение единого целостного образовательного продукта, обеспечивающего формирование интегральных качеств личности дошкольника и  гармоничное его вхождение в социум.

Наш детский сад работает по программе  под редакцией Н.Е.Вераксы «От рождения до школы» , с учетом требований ФГТ,  второй год.

«Безопасность» интегрируется:

·         «Коммуникацией» - развитие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе освоения способов безопасного поведения, способов оказания помощи самому себе, помощи другому, правил поведения в стандартных опасных ситуациях и др., в части формирования основ экологического сознания;

·         «Трудом» - формирование представлений и освоение способов безопасного поведения, основ экологического сознания в процессе трудовой деятельности;

·          «Познанием» - формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о возможных опасностях, способах их избегания, способах сохранения здоровья и жизни, безопасности окружающей природы;

·          «Социализацией» - формирование первичных представлений о себе, гендерных особенностях, семье, социуме и государстве, освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками в контексте безопасного поведения и основ экологического сознания;

·          «Здоровьем» - формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека.

·         «Художественная литература» - Использование художественных произведений для формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и безопасности окружающего мира

 

 

 

 

Рассмотрим интеграцию на примере ОО «Безопасность» -  «Незнайка в городе»

Выполнение коллективной работы «Улица в цветочном городе»

ОО

Цели, решаемые в ходе выполнения деятельности

Безопасность

Расширять представления  детей об улице, проезжей части. Знать элементарные правила  безопасного поведения  на улицах города.

Уточнять  знания о назначении светофора.

Сформировать представления о безопасной работе с ножницами, клеем и кистью.

Художественное творчество

Закреплять умения детей вырезать предметы квадратной и круглой формы. Воспитывать самостоятельность и аккуратность при выполнении продукта деятельности. Развивать эстетический вкус.

Коммуникация

Расширение словарного запаса. Ввести в активный словарный запас понятий: «улица», перекресток», «проезжая часть». Продолжить формирование умений детей работать во взаимодействии (договариваться, распределять обязанности, организовывать коллективный труд)

 

Познание

Фор­мировать  целостную  картину  мира и расширение кругозора в части представлений о безопасности собственной жизнедеятельности и безопасности окружающего мира. Закреплять знания детей о геометрических формах, цветах.

Социализация

Формирование первичных представлений о себе, собственных двигательных возможностях и особенностях; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам на улицах города.

  

План проведения:

1 Организационный момент. Приход Незнайки.

Незнайка просит помощи у детей : « Научите, как безопасно передвигаться по улицам города. Зачем нужен светофор и что такое проезжая часть.

2.      Рассказ воспитателя, совместно с детьми, о правилах безопасного поведения на улицах города.

Игровое упражнение « Светофор и автомобили»

3.      Создание мотивации « Чтобы Незнайка лучше усвоил правила и рассказал  их своим друзьям в Цветочном городе,  ему нужен помощник – картина. Давайте все вместе ее создадим»

Выполнение коллективной аппликации «Улица в Цветочном городе».

4.Анализ выполненной работы.

5. В благодарность Незнайка знакомит детей и играет с ними в игру « Собери светофор»

Итог: Незнайка  подводит итог, отмечает что дети знают правила безопасного поведения, благодарит детей за помощь, надеется, скоро увидеться, и уходит.

Формы образовательной деятельности

«Безопасность»

Разделы

 

Возраст

Режимные моменты

Совместная

деятельность

с педагогом

Самостоятельная

деятельность детей

Совместная

деятельность

с семьей

I. Бережем своё  здоровье

 

 

Младший

средний, старший.

 

ü  Объяснение Напоминание

ü  Показ

ü  Обучение Тематический досуг

ü  Упражнения

ü  Тренинги

ü  Игра

ü  Рассматривание

иллюстраций

ü  Беседы

ü  Обучение

ü  Чтение художественной литературы

ü  Объяснение

ü  Напоминание

ü  Упражнения

ü  Рассказ

ü  Творческие задания

ü  Дидактические игры

ü  Рассказ-пояснение

ü  Продуктивная

деятельность

ü  Рассматривание

иллюстраций

ü  Тематические досуги

ü  Ситуативное обучение

ü  Игра

ü  Дидактические

 игры

ü   Настольно-

печатные игры

ü  Самообслуживание

ü  Рассматривание

иллюстраций

ü  Продуктивная деятельность

ü  Творческие

задания

ü  Тематические

досуги

 

Беседы

Личный пример

Ситуативное обучение                Чтение

Рассказ

Запреты

Обучение

Упражнения,

Тренинги

Напоминание

Похвала

Рассматривание

иллюстраций

Творческие задания

Консультации

Мастер-классы

Выставки

    II. Безопасный отдых на природе

 

 

III. Безопасность на дорогах города

IV. Семейное благополучие

 

 

Заключение.

Самое главное преимущество малышей и дошкольников в обучении личной безопасности состоит в том, что они любят правила. Фактически они полагаются на правила. Вы замечали, что когда вы забываете или слегка отклоняетесь от правила, установленного для ребенка, он напоминает вам о нем и заставляет ему следовать? Большинство детей обожают действовать по правилам; особенно им нравится управлять своими приятелями по играм королевскими повелениями типа: "Моя мама сказала..." Я часто замечала, как дошколята напоминают о правилах взрослым родным, сиделкам и учителям. 

Можете быть уверены: если правила личной безопасности наряду с другими правилами излагаются вами ясными, простыми и спокойными, без тревожных слов, фразами - ваши дети обязательно будут следовать этим правилам.
Помнить, что каждый ребенок  стремится  к логичности. Дошкольник быстро подмечает, когда что-то нарушает заведенный порядок вещей. Взрослому  необходимо усиливать это его стремление. Сын-дошкольник одной моей подруги часто возвращается домой с отчетом о "нестандартных" событиях  дня. Мальчик говорит о том, кто отсутствовал или чем занимались, кто что делал утром, на прогулке. Отец при этом часто замечает: "Ты очень смекалистый!" Легко представить себе, что этот мальчуган немедленно скажет отцу, если любой взрослый поведет себя не так, как обычно. Хорошие наблюдательные способности прекрасно помогают детям заметить необычное или подозрительное поведение, и их следует поощрять за это.
Мы всегда устанавливаем для наших детей какие-то границы послушания, добиваясь, чтобы они не покидали их, и настаивая, чтобы дети всегда находились на виду. На это есть причина: малыши и дошколята не понимают, что для них безопасно, а что нет. Поэтому наша задача - рассказать им об этом и показать. Устанавливая границы, мы гарантируем нашему ребенку физическое здоровье. Это начало личной безопасности.

Основные выводы:

Только совместными усилиями взрослых: педагогов и родителей  можно  научить дошколят:
- определять и называть все части тела;
- выучить разницу между "хорошими" и "плохими" прикосновениями;
- определять незнакомцев и доброжелательных людей;
- вызубрить идентифицирующую информацию - имя, адрес, номер телефона;
- звонить по номеру 01 в критическом случае;
- позволять физические ласки только членам семьи;
- просить разрешения, прежде чем принять подарки от людей, не принадлежащих к вашему семейному кругу;
- рассказать вам, если кто-то пытается запугиванием вынудить их держать что-то в тайне.

Подводя итог, мы ясно осознаем, как важно понимать  значимость «Безопасности» в жизни каждого человека. И чем раньше мы начнем прививать навыки безопасного поведения нашим детям, тем более уверенно будем смотреть в будущее.

Только глядя на мир детскими глазами, понимая окружающее через их внутреннее мироощущения, мы сможем научить ребенка правильно вести себя на дороге и избегать ситуаций, опасных для его жизни и здоровья.

 Терпение и настойчивость – вот что станет эффективными средствами в обучении детей, то, чего нам так не хватает в повседневной жизни, то чем необходимо запастись  ради сохранения жизни и здоровья, как собственного ребенка, так и здоровья детей, которых нам доверили родители.

Скорость движения, плотность транспортных потоков на улицах и дорогах современных городов быстро возрастают, и будут прогрессировать в дальнейшем. В наших домах появляется новая бытовая техника, облегчающая наш труд, но вместе с тем и требующая осторожного, безопасного обращения с ней.

И конечно, всегда необходимо помнить, что жизнь, здоровье и безопасность дошкольника полностью зависят от окружающих его взрослых.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

Авдеева Н.Н, Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – М.: АСТ, 1998.

Белая К.Ю. Твоя безопасность. Как вести себя на дорогах и улицах (для дошкольников средней и старшей групп) – М.: Просвещение, 2008.

Гарнышева Т.П. ОБЖ для дошкольников. Планирование работы, конспекты, занятия, игры. – СПб.: Издательство «Детство-Пресс», 2010 – 128 с.

Гарнышева Т.П. Как научить детей ПДД? Планирование занятий, конспекты, кроссворды, дидактические игры. – СПб.: ООО Издательство «Детство – Пресс», 2010.

Голицына Н.С, Шумова И.М. Воспитание основ здорового образа жизни у малышей. – М.:Издательство «Скрипторий», 2007.

Журнал  Дошкольное образование.-  2004 №11,  2007 №4, 2008 № 4, 2012 №3, №12

Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: «Русский язык», 1985.

Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста. – М.:ТЦ Сфера, 2006.

Шорыгина Т.А. Беседы о правилах пожарной безопасности. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

Шорыгина Т.Н. Осторожные сказки: Безопасность для малышей. – М: Книголюб, 2003.