"Образовательная программа ДОУ - ориентация на ФГОС"

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ – ОРИЕНТАЦИЯ НА ФГОС

...Школьное обучение

никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком».

Л.С. Выготский

 

Процесс стандартизации образовательных систем – общемировая тенденция.

На смену Временным (примерным) пришли Федеральные государственные требования, утвержденные приказом Министерства Образования Российской Федерации № 655 от 23 ноября 2009 года.

ФГТ способствуют стандартизации содержания дошкольного образования. Они достаточно четко разъясняют, какой должна быть образовательная программа дошкольного учреждения, какое содержание реализовывать, чтобы дать каждому ребенку адекватный его возрасту уровень развития.

Стандартизация позволяет дошкольному образованию стать частью общей системы образования. Ставится акцент на совместную деятельность воспитателя и детей, на игровые формы образования дошкольников, на отсутствие жесткой регламентации детской деятельности, учет  гендерного подхода при организации педагогического процесса, ориентацию на универсальность и интеграцию содержания дошкольного образования, документ определяет единство требований к выпускнику детского сада для педагогов дошкольного образования и для учителей начальной школы.

ФГТ соответствуют  Концепции дошкольного воспитания,  провозгласившей идею самоценности дошкольного периода, и Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено).

 Это положении мы учитывали при составлении основной общеобразовательной программы детского сада. В образовательной программе мы выделили десять образовательных областей в соответствии с требованиями ФГТ.

Наряду с традиционными областями, представлены нетрадиционные области, хотя их «нетрадиционность»  весьма условна.    Например, область «Безопасность» уже в  течение многих лет реализуется в детских садах. «Художественное творчество» объединяет в себе традиционные виды продуктивной деятельности детей: аппликацию, лепку, рисование, художественное конструирование. Образовательная область «Коммуникация» - это не только и не столько развитие речи, сколько развитие общения.  В этом случае развитие словаря, воспитание ЗКР, связной речи, грамматического строя являются не самоцелью, а средством развития навыков общения.

При составлении основной общеобразовательной программы мы учитывали  основополагающий принцип  интеграции образовательных областей, который станавливает принципиально иной способ взаимодействия и взаимосвязи компонентов основных общеобразовательных программ дошкольного образования – на основе принципа интеграции образовательных областей, представляющих собой альтернативу предметному принципу. Весь образовательный  процесс  происходит по индивидуально - ориентированной программе.

В школах с первого сентября  2011года введены Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования. Данные нормативные документы (Федеральные государственные образовательные стандарты и Федеральные государственные требования) направлены на обеспечение подлинной преемственности двух подсистем образования: детского сада и школы, которая достигается, в первую очередь, за счет преемственности самих программ, условий их реализации и адекватных для каждого возраста результатов освоения.

Поэтому мы старались сохранить такой подход реализации единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального общего образования, который  может придать педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер. И, наконец-то, две ступени образования будут действовать не изолированно друг от друга, а в тесной взаимосвязи.

Сопоставление основополагающих документов (ФГТ и ФГОС) позволяет нам убедиться в том, что впервые создана реальная нормативная основа. Единые общетеоретические основания и принципы построения образовательной работы с детьми, согласованность и преемственность целей образования, выделение в качестве результатов освоения образовательной Программы интегративных качеств являются основой для начала реализации на практике решения проблемы преемственности.

Исходя из основополагающих положений вышеуказанных нормативных документов, нами были внесены изменения в структуру и содержание основной общеобразовательной программы детского сада «Солнышко».

В структуру образовательной программы, в соответствии с Федеральными государственными требованиями, разработан и включен  раздел «Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования», в котором впервые  обозначены планируемые промежуточные  результаты освоения детьми программы, описывающие личностные качества, необходимые знания, умения и навыки, а также универсальные  предпосылки учебной деятельности на каждом  возрастном этапе дошкольного возраста.  В данном разделе также описаны планируемые итоговые результаты при выпуске ребенка из образовательного учреждения перед поступлением в школу (портрет выпускника дошкольного образовательного учреждения), что позволяет воспитателям отслеживать качество организуемой педагогической работы с детьми.

Следует заметить, что портрет выпускника детского сада по  основным позициям так же совпадает с портретом выпускника начальной школы. Педагоги детского сада и школы формируют у детей одни и те же качества личности.

В связи с переходом начальной школы на новые стандарты образования, вопрос формирования универсальных учебных действий приобретает особое значение.

У дошкольников личностный компонент универсальных учебных действий определяется, прежде всего, личностной готовностью ребенка к школьному обучению - степенью сформированности внутренней позиции школьника.

В данном направлении мы делаем первые шаги, формируем пакет диагностических материалов, которые помогут оценить качество дошкольного образования в количественном эквиваленте.

Далее представлены фрагменты системы критериев и показателей по которым реально можно оценить уровень готовности ребенка к школе.

Критерии сформированности внутренней позиции школьника таковы:

Критерий  Я хочу учиться! (мотивация)  Характеризует положительное отношение к школе, чувство необходимости учения, т.е. в ситуации необязательного посещения школы продолжает стремиться к занятиям специфически школьного содержания.

Критерий  Я готов к познанию! (интерес к новой информации)

Проявление особого интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий, что проявляется, во-первых,  в предпочтении уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа; во-вторых, в наличии содержательного представления о  подготовке к школе.

 Критерий Я – субъект детского сообщества! (умение работпать в коллективе)

Предпочтение коллективных занятий индивидуальным занятиям дома, положительное отношение к школьной дисциплине, предпочтение социального способа оценки своих знаний – отмены  дошкольных способов поощрения (сладости, подарки) (Д.Б.Эльконин, А.Л.Венгер, 1988).

Применительно к моменту поступления ребенка в школу можно выделить следующие предпосылки   регулятивных универсальных учебных действий:

  •  умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
  •  умение сохранять заданную цель;
  •  умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;
  •  умение контролировать свою деятельность по результату;
  •  умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

В сфере  формирования коммуникативных универсальных учебных действий предполагается, что при поступлении в школу ребенок достигает определенного уровня развития общения. В состав абсолютно необходимых для начала обучения ребенка в школе предпосылок входят следующие компоненты:

  • потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками;
  • владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;
  • желательно эмоционально позитивное  отношение к  процессу сотрудничества;
  • ориентация на партнера по общению,
  • умение слушать собеседника.

Важно отметить тот факт, что предпосылки универсальных учебных действий  дошкольника находят свое развитие на начальной сту-пени образования, на это указывают данные таблицы, представленные на слайде: мотивация к школе, взаимоотношение со сверстниками, организаторские способности, коммуникативные навыки и взаимодействие с окружающим миром и др.

С целью обеспечения  качественного  дошкольного и начального общего образования, современные педагоги должны умело подойти к реализации ФГТ и ФГОС.  Вместе с тем,  педагогические коллективы хорошо осознают, что введение в действие ФГТ и ФГОС является сложным и многоплановым  процессом.

 Мы надеемся, что проблема   преемственности  как единой линии развития ребенка будет нами совместно решена, а это значит, что наши дети полно-ценно проживут дошкольный период детства и приобретут ту самую равную стартовую площадку для успешного школьного обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

НОВОАГАНСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ПРИСМОТРА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ «СОЛНЫШКО»

Бастрон И.Я., заведующий

Тема:  «Разработка модели оценки качества дошкольного образования в условиях детского сада»

Великая цель образования -  не только знания,

но и прежде всего действия.
Н.И. Мирон

 

Слайд 2. Главной задачей государственной образовательной политики Российской Федерации в условиях модернизации системы образования  является обеспечение современного качества образования, в том числе и дошкольного. Система дошкольного образования в настоящее время активно развивается. Современное общество предъявляет новые требования к дошкольным образовательным учреждениям, к организации в них воспитательно-образовательного процесса, выбору и обоснованию содержания основных и парциальных учебных программ, результатам и результативности их деятельности, подбору и обучению педагогических кадров.

Одна из главных целей ФГОС дошкольного образования – обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения.

Слайд 3. Качество дошкольного образования – это характеристика системы дошкольного образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям. Проблема повышения качества дошкольного образования является весьма актуальной в современных условиях модернизации системы дошкольного образования и требует принятия управленческих решений на различных уровнях системы дошкольного образования.

Непременным условием обоснованности этих решений выступает достоверная информация:

- о качестве дошкольного образования;

- об основных тенденциях, касающихся качества образовательных услуг для детей дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении;

- о соответствии предоставляемого образования современным представлениям о качестве дошкольного образования.

В данной связи можно констатировать, что стратегической целью совершенствования системы оценки качества дошкольного образования является оптимизация управления качеством дошкольного образования. Из этого следует, что повышение качества дошкольного образования требует совершенствования системы его оценки, которая должна содержательно (в соответствии с современными представлениями о ценностях развития ребенка дошкольного возраста) и организационно регулировать процессы обеспечения и повышения качества дошкольного образования через процедуры оценки этого качества. При этом оценка качества дошкольного образования рассматривается в интересах личности, общества, государства, самой системы образования.

Слайд 4. Управление качеством дошкольного образования потребовало выделения проблем в деятельности ДОУ, требующих    повышенного внимания:

  • создание соответствующих условий для организационного обучения дошкольников;
  • организация аналитической деятельности и научно-методического обеспечения оценки качества дошкольного образования;

-        обновление управляемой и управляющих подсистем ДОУ;

-        выработка новой практики дошкольного образования с помощью проведения научно обоснованного обеспечения экспериментальной деятельности.

Слайд 5. Качество образования в нашем детском саду рассматривается как степень соответствия совокупности свойств и результатов образования детей дошкольного возраста прогнозируемым целям развития ДОУ на основе ФГОС, потребностей и ожиданий участников образовательного процесса. С этой точки зрения качество образования рассматривается как совокупность трех компонентов:

- качество образовательного процесса;

- качество условий осуществления образовательной деятельности;

- качество результатов. 

Одним из компонентов качества образования в нашем ДОУ является образовательный процесс, который имеет свои специфические рычаги управления. Прежде всего, образовательный процесс осуществляется в условиях развивающего взаимодействия между участниками образовательного процесса и управлением его качеством и предполагает воздействие на его компоненты – целевой, содержательный, деятельностный, результативный. Это значит, что повышение эффективности проводимых мероприятий будет зависеть от качества воспитательно-образовательной работы взрослых (педагогов и родителей) и собственной деятельности ребенка на каждом этапе образовательного процесса.

Для совершенствования качества условий осуществления образовательной деятельности нами были определены следующие направления:

- финансирование ( предполагает определение гибких нормативов финансирования, переход на долевое финансирование, проведение мониторинга расходования бюджетных средств);

- кадровое обеспечение (предполагает развитие  системы кадрового обеспечения и повышения профессиональной компетентности педагогов через организацию системы повышения квалификации и  самообразование).

И, наконец, решение проблемы управления качеством условий дошкольного образования требует повышения уровня управленческой культуры руководителей ДОУ: создание условий для повышения качества образовательного процесса в ДОУ, овладение технологией управления качеством работы. 

Слайд 6. В нашем учреждении используются:

технология управления образованием по результатам, разработанная П.И. Третьяковым и К.Ю. Белой. Определяя основные цели развития своего дошкольного образовательного учреждения, каждый руководитель вместе с педагогическим коллективом организует весь педагогический процесс, а значит, постоянно сверяет полученные результаты с запланированными. Это требует принятия оперативных решений по ситуации, т.е. по конкретным результатам.

технология  проектного управления (Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева), рассматривающая проектное управление как управление ДОУ в условиях инновационного режима функционирования.

В конечном счете, независимо от приоритетной технологии управления качеством работы ДОУ, основной проблемой остается создание модели оценки качества дошкольного образования.        Эта проблема возрастает, если рассматривать ДОУ в режиме развития, то есть, предполагая постоянные изменения цели каждого этапа развития ДОУ в соответствии с результатами педагогического процесса.

Оценка качества результатов образовательного процесса на сегодня является наиболее обсуждаемой темой.

Качество образования оценивается в форме лицензирования государственной аккредитации ОУ, контрольно-надзорной деятельности, аттестации педагогических и руководящих работников, мониторинга. Данная система ориентирована прежде всего на оценку образовательных условий, а не на результативность дошкольного образования, определяемую уровнем и динамикой развития ребенка. Критериями качества являются федеральные государственные образовательные стандарты к содержанию образования, профессиональной компетентности педагога с точки зрения его личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, а также к организации предметно-развивающей среды в ДОУ.

Слайд 7. Можно выделить два подхода к управлению качеством:

один - через управление педагогическим процессом и его составляющими;

другой - через личностные субъективные аспекты в системе управления.

Следовательно, управление качеством образования в ДОУ требует особых подходов, нестандартных решений, которые в полной мере могли бы учитывать особенности воспитательно-образовательной среды, запросы и потребности родителей и других социальных партнеров ДОУ. Возникает необходимость разработки модели оценки качества дошкольного образования.

Однако для реализации модели оценки качества дошкольного образования в ДОУ различного вида необходимо дополнить ее системным и процессным подходами в управлении. Именно эти условия обеспечат в большей степени повышение качества образования.

Слайд 8. Модель оценки качества дошкольного образования включает: цели, содержание, организационную структуру, педагогические механизмы системной коррекции воспитательно-образовательного процесса, позволяющие реализовать нормативные и маркетинговые цели ДОУ в партнерском взаимодействии всех субъектов.

Повышение качества дошкольного образования возможно благодаря комплексному использованию основных методологические подходов к оценке качества ДОУ.

1.Аксиологический подход к оценке предусматривает анализ ценностей, которые являются основанием в определении структуры и содержания системы оценки качества дошкольного образования. В основу современной государственной политики Российской Федерации в области дошкольного образования положены идеи гуманизации, поэтому основной профессионально-педагогической ценностью при определении показателей оценки качества дошкольного образования в рамках данного подхода выступает ребенок.

2. Социокультурный подход в оценке качества образования в ДОУ определяется характером взаимодействия детей со взрослыми, с другими детьми, с предметно пространственным миром.  Оценивается уровень самостоятельного поведения и его способность решать повседневные жизненные ситуации; социальная компетентность в общении с другими детьми и взрослыми

3.Компетентностный подход выступает перспективным, поскольку в контексте современных представлений о цели образования ключевые компетентности являются актуальными для дошкольников и фиксируют степень их готовности к включению в новую – школьную жизнь. При оценке качества образования в рамках данного подхода осуществляется выявление степени овладения компетентностями (интеллектуальной, языковой, социальной и физической), а также способы поведения (произвольность, самостоятельность, инициативность, креативность, способность к выбору) и его отношение к самому себе (образ самого себя, уровень самооценки, наличие или отсутствие чувства собственного достоинства).

Комплексное применение охарактеризованных подходов делает проблему оценивания и измерения развития ребенка принципиально разрешимой и позволяет привлекать родителей (не специалистов) к оценке качества ДОУ как независимых субъектов оценки.

Модель оценки качества дошкольного образования в ДОУ – это совокупность взаимосвязанных между собой функций, объекта, субъектов и предмета оценки, показателей и критериев, процедуры и результата оценки. Разрабатывая проблемы научно-методического обеспечения качества дошкольного образования, М.В. Крулехт обращает внимание на соответствие оценки качества дошкольного образования целям воспитания и развития детей дошкольного возраста, образовательному стандарту, запросам потребителей образовательных услуг.

Слайд 9. Функции оценки качества дошкольного образования:

1. Инструктивно-методическая функция заключается в создании регламентов оценки учреждений разных форм, реализующих программы дошкольного образования.

2. Контрольная функция включает проведение оценочных процедур в отдельных образовательных учреждениях и организациях.

3. Аналитическая функция включает сбор и анализ данных по ДОУ, построения на этой основе рейтинга учреждений, реализующих программы дошкольного образования, по параметру «качество образования».

4. Информационная функция может решать три задачи.

Во-первых, информация адресована педагогическому сообществу с целью формирования современных представлений о качестве образования в ДОУ.

Во-вторых, информация адресована родителям, для которых она может стать основанием для выбора формы и места получения дошкольного образования для ребенка.

В-третьих, одной из задач информирования о результатах оценки качества может стать координация усилий ДОУ и школы.

Слайд 10. Объекты, субъекты и предмет оценки:

При оценке качества образования необходимо четко определять, что оценивается (объект), кто оценивает (субъект) и зачем оценивает (предмет). В данной связи оценка качества образования (система оценок) должна быть подразделена на оценки качества образования со стороны внешней среды (то есть оценки потребителей образовательных услуг) и внутренние оценки качества в самой системе образования.

Слайд 11. Всю совокупность подходов к выделению параметров оценки можно свести к следующим пяти кластерам:

1. Образовательная деятельность.

Оценивается уровень качества образовательных программ и их методического обеспечения, содержание которых позволяет педагогам строить воспитательно-образовательный процесс в соответствии с современными требованиями и уровнем развития общества и одновременно без излишней нагрузки для воспитанников.

2. Развивающая среда.

Оценивается степень обогащения предметно-пространственной среды, наполнение которой предоставляет ребенку возможности для саморазвития. Показателями являются количественное соотношение «воспитатель– дети», образование и профессиональный опыт педагогического персонала, особенности помещения, в котором находятся дети.

3. Психологический комфорт ребенка.

Только хорошее, т.е. содержательное, разнообразное образование, ориентированное на детское развитие, может дать положительное качество педагогическое работы. Оценивается уровень обеспечения психологического комфорта ребенка в образовательном учреждении сцелью сохранения его физического и психического здоровья. Наиболее оптимальными характеристиками поведения воспитателя, обеспечивающего качественное сопровождение, являются: ответственная позиция, принятие ребенка, содержательное общение, способность к сочувствию.

4. Здоровьесберегающая деятельность.

Хорошее качество физического контекста жизни ребенка в учреждении определяется не количеством предметов, а их качеством, разнообразием, ясно структурированным  пространством, его стимулирующим влиянием. Осуществляется оценка качества использования здоровьесберегающих образовательных технологий, которые позволяют организовать процесс воспитания в ДОУ таким образом, чтобы ребенок мог участвовать в образовательной деятельности без излишнего физического и психического напряжения, подрывающего здоровье.

5.Удовлетворение потребности семьи и ребенка в услугах дошкольного образовательного учреждения.

Таким образом, можно выделить следующие интегральные критерии оценки дошкольного образовательного учреждения, которые определяют качество дошкольного образования:

- обеспечение благополучия ребенка, его комфортного пребывания в детском саду;

- готовность детского сада к сохранению здоровья ребенка, обеспечению необходимой коррекции недостатков развития;

- ориентированность дошкольного образования на успешность ребенка на следующей ступени образования;

- удовлетворение потребностей семьи и ребенка в услугах дошкольных образовательных учреждений.

Решение проблем повышения качества дошкольного образования в ДОУ требует системного подхода к его оценке. Важным условием объективности являются систематичность и регулярность процедур сбора и экспертизы данных о качестве образовательной деятельности дошкольного учреждения.

Слайд 12. Методы оценки

Основными методами оценки являются следующие:

- изучение представленных материалов самоанализа, нормативной правовой документации;

- анализ программного, учебно-методического и кадрового обеспечения заявленной направленности образовательной программы;

- наблюдение;

- исследование предметно развивающей среды, а также условий, обеспечивающих максимальное удовлетворение запросов родителей воспитанников;

- анализ планирования, результатов диагностики.

Слайд 13. Этапы оценки

Оценка качества дошкольного образования в ДОУ включает несколько этапов:

- выделение показателей качества;

- определение критериев оценки (эталона, требования или стандарта), на основе

чего будет оцениваться данный показатель;

- формирование шкалы уровней достижения критерия качества;

- разработка инструментария;

- организация сбора, обработки, анализа, интерпретации полученных данных;

- представление и распространение обобщенной информации для разных категорий пользователей;

- организация широкого общественного и профессионального обсуждения;

- подготовка рекомендаций по совершенствованию системы образования и принятия управленческих решений.

Слайд 14. Результаты оценки.

Обобщенная оценка делается по нескольким оцениваемым направлениям:

- уровню реализации образовательной программы соответствующей направленности;

- уровню организации предметно развивающей среды ДОУ с учетом заявленной направленности образовательной программы;

- характеру взаимодействия педагогов с детьми.

Перспективное соотнесение достигнутых в ДОУ результатов с моделируемым портретом ребенка 6,5–7 лет, на выходе из дошкольного образования.

Адресность результатов оценки:

- педагогические коллективы учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования и ответственных за ее успешную (эффективную) реализацию;

- родители ребенка, осваивающего основную общеобразовательную программу дошкольного образования;

- руководители учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

Предлагаемая модель  обеспечивает повышение  качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным    потребностям    личности    и    общества    в    целом.

ВАЖНО!

- оценить цели, которые ставит образовательная программа – не декларирует, а реально преследует (анализ процесса, соответствие целевым ориентирам Стандарта);

- оценить условия ( в том числе, психолого-педагогические)  которые создаются для достижения этих целей;

- образовательный результат задается как ориентир развития;

- дети не являются объектом формализованной проверки, в центре стоит экспертная оценка.

Августовское совещание педагогических работников Нижневартовского района 2014