Главные вкладки

    Сюжетно - ролевая игра для детей дошкольного возраста.

    Юнусова Елена Евгеньевна

    Консультация для воспитателей дошкольных образовательных учреждений.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon syuzhetno_-_rolevaya.doc40.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация для воспитателей на тему:

    «Сюжетно – ролевая игра в ознакомлении детей с социальной действительностью»

    Сюжетно – ролевая игра в ознакомлении детей с социальной действительностью.

    Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. В этот период возникает и приобретает наиболее развитую форму особый вид детской игры, который в психологии и педагогике получил название сюжетно-ролевой. Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя трудовые или социальные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) жизнь взрослых и отношения между ними.

    Согласно концепции детской игры Д.Б.Эльконина, ролевая игра является выражением возрастающей связи ребенка с обществом — особой связи, характерной для дошкольного возраста. В ролевой игре выражается такое стремление ребенка к участию в жизни взрослых, которое не может быть реализовано непосредственно, в силу сложности орудий труда и их недоступности для ребенка

    В игре дошкольник приближает мир взрослых к себе, различает видимые и смысловые поля, научается действовать в плане представления: палочка становится ложкой, а обычный стул лодкой, плывущей по волнам.

    Центральным моментом ролевой игры является роль, которую берет на себя ребенок. При этом он не просто называет себя именем соответствующего взрослого человека («Я — космонавт», «Я — мама», «Я доктор»), но, что самое главное, действует как взрослый человек, роль которого он взял на себя. Действуя как взрослый, ребенок как бы отождествляет себя с ним. Через выполнение игровой роли осуществляется связь ребенка с миром взрослых. Именно игровая роль в концентрированной форме воплощает связь ребенка с обществом

    Наиболее характерным моментом роли является то, что она не может осуществляться вне практического игрового действия. Игровое действие является способом осуществления роли. Невозможно представить себе ребенка, который, взяв на себя роль взрослого, оставался бы бездеятельным и действовал бы только в умственном плане — в представлении и воображении. Роль всадника, доктора или шофера невозможно выполнять только в уме, без реальных, практических игровых действий.

    Что же составляет основное содержание ролей, которые берут на себя дети и которые они реализуют посредством игровых действий?

    На основное содержание ролевой игры, решающее значение оказывает окружающая ребенка действительность. Дети играют в то, что они воспринимают вокруг и что является для них особенно привлекательным.

     В игре, как нигде, отражается стремление детей участвовать в жизни взрослых. Сюжетно-ролевая игра не хаотична, а подчинена вполне определенной структуре (в ней различают  сюжет и содержание; так, в сюжете отражается широкая сфера жизни, например, больница, а содержание игры охватывает лишь часть этой сферы, например, прием больного).

    Главная задача сюжетно – ролевой игры – это приобретение социального зрения, чутья (социализация ребенка). А основным смыслом сюжетно-ролевой игры является переживание дошкольником своей роли, сюжета, наполнение их собственными эмоциями, приближение их к себе и предугадывания ответного поведения партнера и его переживаний.

    Что малыш приобретает в этой игре? Прежде всего, ребенок в этой игре отражает отношения, специфические для общества, в котором он живет. В сюжетно-ролевой игре основное внимание ребенка направлено на социальные отношения людей. Именно поэтому ребенок и начинает обыгрывать знакомые темы — магазин, больница, школа, транспорт и многие другие.

     И если раньше эти игры были очень богаты по содержанию, то теперь они больше похожи на схемы, чем на красочные описания тех или иных событий. Это произошло в первую очередь потому, что большинство ребят не знакомы или плохо знакомы с различными сторонами жизни. Усложнилось производство; труд взрослых, раньше такой понятный и доступный детям, оказался для них за семью печатями. Многие дошкольники не знают, чем занимаются их родители, кто они по профессии. И если раньше первое, что обыгрывали дети, был труд их родителей, а естественное желание быть «как мама» или «как папа» воплощалось в исполнении профессий, то теперь малыши вынуждены свести все к «семейному быту». И так сложилось, что основной игрой детей стала игра в «дочки-матери». Конечно, ничего плохого в этом нет, однако все богатство сюжетов и взаимоотношений между людьми сводится лишь к семейным сценам, а остальные стороны действительности и отношения внутри них оказываются вне поля зрения ребенка. Это, безусловно, обедняет игру и плохо сказывается на развитии воображения. Что же можно сделать в этой ситуации? Выход есть. Если раньше дети не нуждались в специальной работе по ознакомлению их с окружающим, то теперь обстоятельства изменились и от взрослых требуются дополнительные усилия.

    Сюжетно-ролевая игра - это модель взрослого общества, но связи между детьми в ней серьезные. Нередко можно наблюдать конфликтные ситуации на почве нежелания того или иного ребенка играть свою роль. Роль у младших дошкольников зачастую получает тот, у кого в данный момент находится необходимый с точки зрения детей для нее атрибут. И тогда получаются ситуации, когда на машине едут два шофера или на кухне готовят сразу две мамы. У детей среднего дошкольного возраста роли формируются уже до начала игры. Все ссоры из-за ролей. У старших дошкольников игра начинается с договора, с совместного планирования, кто кем будет играть, а основные вопросы теперь уже «Бывает так или нет?». Так, дети учатся общественным связям в процессе игры. Заметно сглаживается процесс социализации, дети постепенно вливаются в коллектив.

    В игре воспитывается интерес и уважение к труду взрослых: дети изображают людей разных профессий и при этом подражают не только их действиям, но и отношению к труду, к людям. Часто игра служит побудителем к работе: изготовлению необходимых атрибутов, конструированию.

    В развернутой форме игра - это коллективная деятельность, в которой осваивается детьми социальный опыт, мир человеческих отношений. Усвоение этого опыта способствует развитию у детей самостоятельности, инициативы, организаторских навыков.


     

    Комментарии

    Елена Евгеньевна, согласна с Вами, что сюжетно-ролевая игра имеет неоценимое значение, прежде всего для социального, интеллектуального развития ребенка, она раскрывает для него смысл существования в обществе, смысл общения. Сюжет в игре - это то основание, на котором, взрослый строит свои целенаправленные воздействия. Мы пытаемся создать такие сюжеты, чтобы играя, ребенок посмотрел на мир с точки зрения своего будущего, с точки зрения социальной перспективы. Это способствует переходу на новый уровень развития не только интеллекта, но и личности, воображения, памяти.
    В сюжетно-ролевых играх средней группы мы используем следующие
    Методы и приемы:
    • Способствующие обогащению содержания игры:
    Создание игровой ситуации, внесение образных игрушек; Прием параллельной игры; Активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленное на пробуждение и самостоятельное применение детьми новых способов решения игровой задачи; Разыгрывание с детьми воображаемых ситуаций. Приём ролевой игры с продолжением.
    • Способствующие регулированию игровых взаимоотношений:
    Участие воспитателя в игре; Использование многоперсонажного сюжета
    (2 механика, 2 повара, 2 шофера»; Постановка правил от лица игрового персонажа;
    • Косвенные приемы руководства:
    Организация предметно - игровой среды; Создание воображаемой ситуации в развернутом виде: с ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием. Объяснение, вопросы к детям, пояснение, советы по ходу игры.
    Конечно, очень большую роль играет предварительная работа, интеграция образовательных областей: Социализация, Познание, Безопасность, Здоровье, Коммуникация, Труд, Чтение художественной литературы, Художественное творчество, Физическое развитие, Музыкальное развитие.
    В нашем ДОУ, таким играм уделяется очень большое значение. Кому интересна наша работа – можете зайти на сайт нашего учреждения http://mdou17proletar.narod.ru/foto.htm
    в разделе: Открытый просмотр педагогической деятельности

    Юнусова Елена Евгеньевна

    Уважаемая Валентина Михайловна! Благодарю Вас, за внимание к моей статье.Да, большая роль отводится предварительной работе с детьми. Воспитатель должен терпеливо и умело , подвести самого ребенка к решению , а не предлагать уже готовые ситуации.Все образовательные области переплетаются, нужно быть развитым профессионалом.
    Обязательно зайду к вам на сайт.Спасибо