Занятие по развитию речи в средней группе "Путешествие Колобка"

Загайнова Татьяна Геннадьевна

 

Программное содержание:

  1. Учить детей  использовать глаголы, прилагательные, согласовывать их с существительными в числе, роде, падеже; умение использовать предлоги "над, под, около, с".
  2. Развивать у детей разговорную речь.
  3. Совершенствовать навыки общей и мелкой моторики, используя разные материалы.
  4. Воспитывать интерес к русским народным сказкам.
  5. Формирование навыков учебной деятельности.

 

Предварительная работа:

- чтение сказок "Колосок", "Три медведя", "Колобок",

- обыгрывание отрывков из сказок на фланелеграфе, игры в настольный театр.

 

 Материал для занятия:

Демонстрационный: фланелеграф, персонажи сказки "Колосок" (плоскостные), "Три медведя" (атрибуты к сказке), настольный театр "Колобок", сюжетное панно, искусственная ель, волшебный мешок, пластиковые шары на каждого ребенка.

Раздаточный: Картинки с изображением животных (заяц, волк, медведь, лиса) на каждого ребенка, колобок, прищепки, изображение ежика на каждого ребенка, треугольники 3-х размеров зеленого цвета на каждого ребенка.

Ход занятия:

Дети под музыку по дорожке входят в группу и становятся полукругом.

Воспитатель:

По дорожке мы пойдем,

Прямо в сказку попадем.

Раз, два, три, четыре, пять -

Будем в сказку мы играть.

- Дорогие мои ребятки! Вы любите слушать сказки? Я тоже очень люблю сказки, а вы мне поможете их рассказать?

- Мы сейчас поиграем в игру " Сказки с дырками". Я буду читать сказку, а если я что-то забуду, вы мне подскажите.

(Воспитатель подходит к фланелеграфу, где выставлены герои сказки

"Колосок")

- Кто любил играть и петь?

Два мышонка Круть и... (Верть)

 Кто мышат с утра будил?

 Кто на мельницу:.. (ходил)

 Намолол муки мешок?

 Это- Петя: …(Петушок)

 Пирогов напек он много

 И спросил друзей он строго:

 "Что вы делали мышата,

 От рассвет до: … (заката)?

 А теперь за стол садитесь,

 Подаете голосок.

 Нет! Сначала потрудитесь

 И прочтите: …("Колосок")

 

(Воспитатель вместе с детьми подходит к столу, на котором стоят атрибуты к сказке «Три медведя»)

Чашки три и три постели.

Стульев тоже три, смотри,

И жильцов здесь, в самом деле

Проживает ровно: … (три)

Как увидишь, сразу ясно:

В гости к ним ходить: … (опасно)

Убегай, скорей, сестричка,

Из окна лети, как: …  (птичка)

Убежала. Молодец!

Значит сказке всей: …(конец)

По слогам читает Федя:

Это сказка: … ("Три медведя")

(воспитатель подводит детей к столику, где выставлены персонажи настольного театра "Колобок")

Из муки он был печен,

На сметане был мешен,

На окошке он студился

По дорожке:.. (укатился)

Был он весел, был он смел,

И в пути он песню : … (пел)

Кто же это?... (Колобок)

- Ребята! А какую же песню пел колобок?

Пальчиковая игра "Колобок"

Я, колобок, колобок! (катают в руках воображаемый колобок)

По сусекам скребен, (правой ладонью скребут по левой ладони)

По амбару метен, (имитируют подметание пола)

На сметане мешен, (делают круговые движения кистью правой руки)

В печку сажен, (показывают обе руки, вытянутые вперед)

На окошке стужен. (показывают руками окно)

Я от бабушки ушел, (перебирают средним и указательными пальцами правой руки по ладони левой)

Я от дедушки ушел.

- А как вы думаете, куда покатился колобок по дорожке? (ответы детей)

- Давайте вспомним, кого встретил колобок в лесу.

(дети садятся за столы, на которых лежат карточки с изображением зайца, волка, медведя, лисы и отдельно колобок на дорожке)

- Что-то я совсем забыла, кого колобок встретил первым?

- Поставьте зайчика рядом с колобком.  Затем  кого он встретил? (волка)

- Поставьте волка за зайчиком. За кем стоит волк? (за зайчиком)

- Что сказал ему волк? ("Колобок, колобок! Я тебя съем!")

- Встретился колобку медведь (дети ставят медведя за волком) и сказал ему тоненьким голосом: "Колобок, колобок! Я тебя съем!"

- Или я что-то напутала, помогите мне. Медведь сказал толстым, грубым голосом. Правильно, ребята!

- Кто встретился колобку за медведем? (лиса) посадите лисичку на дорожку.

- Но наш колобок непростой, он после встречи с лисой убежал от нее и покатился дальше.

 

- И мы с вами ребята пойдем дальше.

- Катился колобок, катился, а навстречу ему :.. (еж).

- Посмотрел колобок на ежа и удивился. Как колобок удивился, покажите.

(Ой! - дети показывают удивление)

- Ребята с нашим ежиком случилась беда - потерял он иголки, давайте поможем ему их собрать…  из прищепок. У каждого ежа иголки будут своего цвета... (дети выкладывают колючки ежу из прищепок).

- Какого цвета иголки у твоего ежа? и т.д.

- Какие у нас с вами ежики  замечательные получились! Колобок решил полюбоваться на ежат. Давайте посмотрим, как он это сделал (дети садятся к мольберту, на котором изображено панно с изображением леса)

- Ребята,  посмотрите какой красивый лес, а Колобок уже нас ждет! Какой по размеру колобок? маленький, а еж какой? большой. Давайте предложим колобку посмотреть на ежа с пенька. Подкатился колобок к:…( пеньку), взобрался на: … (пенек), посмотрел на ежа с: …(пенька). Очень понравился колобку еж, и он улыбнулся. И  мы сейчас тоже с вами порадуемся вместе с колобком и отдохнем.

(дети выходят из-за столов и делают физкультминутку)

 

- Попрощался колобок с ежом и покатился дальше, - и мы тоже отправляемся  вместе с колобком (дети садятся за столы)

- Катился, катился  колобок и увидел вокруг себя странные деревья похожие на его друга ежа. Как вы думаете, какие деревья он увидел? (ели)

- Да,  у ели тоже есть иголки. Молодцы! А давайте сделаем ели для каждого вашего колобка, я предлагаю использовать для этого треугольники желтого цвета (дети исправляют воспитателя, нужны треугольники зеленого цвета)

- Я очень рада, что вы у меня такие внимательные! (дети выкладывают ель, используя нарисованный ствол)

- Наши ребята просто молодцы, целый лес еловый посадили! Из каких геометрических фигур мы вырастили елочки?

- Какого размера треугольники мы использовали для выкладывания елочек? (В центре группы появляется искусственная ель)

- Посмотрите, в нашей группе тоже выросла ель, давайте подойдем к ней.

(дети подходят к ели и становятся в круг)

- Это, наверное, колобок сделал нам какой-то сюрприз. Давайте его поищем. Где же он мог его оставить? Посмотрим сначала на : (ель), потом под: (ель). (дети находят волшебный мешок)

- Вам хочется узнать что там? (Дети ощупывают, делают предположения, воспитатель высыпает из мешка разноцветные мячики)

- Мячики!  И все они похожи на кого? (на колобка). Я предлагаю вам поиграть с мячиками (включается музыка).