Загадки для детей на разные звуки

Олту Снежана Павловна

 

Загадки – один из древнейших видов народного творчества. Загадка строится по принципу описания свойств предмета и описания его функций. И в древности и сейчас загадки проверяют нашу сообразительность (мышление) и кругозор.

В логопедической работе загадка позволяет быстро включить детей в занятие, привлечь их внимание, вызвать активный интерес. Поэтому логопед использует загадку в самом начале занятия. Иногда, получив отгадку-слово, сразу можно перейти  к звуковому анализу этого слова, выделению звука, допустим, в начале слова, и дальше перейти собственно к теме урока.

Другой способ использования загадок – автоматизация звука в слове. Именно поэтому в этом разделе загадки подобраны по звуковому принципу – слова-отгадки начинаются на автоматизируемые звуки.

Кроме того, загадки хороши для развития словарного запаса ребенка, наполняет слово-понятие эмоциями, ассоциациями, включает слово в большое количество семантических полей, что позволяет проще актуализировать (выбирать) слово – это особенно актуально при ОНР.

Существует 2 основных способа предъявления загадок ребенку.

В первом случае мы сначала изучаем предметы, о которых в дальнейшем будет говориться в загадках. Изучаем признаки предметов, их действия, которые будут зашифрованы в загадке, рассматриваем изображения этих предметов. Тогда ребенку будет проще услышать в загадке «зашифрованное послание» и разгадать его. «Посмотри, это лампочка. На что она похожа? Да, на грушу». «Висит груша – нельзя скушать» - «Лампочка! Потому что похожа, но несъедобная».

Во втором случае сначала дается загадка, и если ребенок не отгадал сразу – даем постепенно подсказки: Это животное, он смотрит на всех свысока, значит он очень высокий, какое самое высокое животное ты знаешь? Так ребенок придет к отгадке – «Жираф!»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zagadki.docx23.37 КБ

Предварительный просмотр:

А

На страницах букваря

Тридцать три богатыря.

Мудрецов богатырей

Знает каждый грамотей.

(алфавит)

Листья клена пожелтели.

В страны юга улетели

Быстрокрылые стрижи.

Что за месяц, подскажи!

(август)

Внутри я красный, очень сладкий,

а ну, кто съест меня, ребятки?

(арбуз)

Что за чудо – синий дом!

Ребятишек много в нем.

Носит обувь из резины

И питается бензином.

(автобус)

Посмотрите, дом стоит,

До краев водой налит.

Без окошек, но не мрачный,

С четырех сторон прозрачный.

В этом домике жильцы –

Все умелые пловцы.

(аквариум)

 

О

 

Без крыльев летит,

Без ног бежит,

Без паруса плывет.

(облако)

 

Не моторы, а шумят,

Не пилоты, а летят,

Не змеи, а жалят.

(осы)

 

Много соседей рядом живут,

А никогда не видятся.

(окна)

 

Ветер лист бросает оземь,

Значит, наступила …

(осень)

 

Э

Вверх и вниз, не зная лени,

Сами бегают ступени.

(эскалатор)

К нам во двор забрался крот.

Роет землю у ворот.

Тонна в рот земли войдет,

Если крот раскроет рот.

(экскаватор)

Живет без тела,

Говорит без языка.

Никто его не видит,

А всякий слышит.

(эхо)

Провела я солнце

За свое оконце.

К потолку подвесила.

Стало дома весело.

(электролампочка)

На лучинке, в бумажке,

В шоколадной рубашке,

В руки просится само.

Что же это? …

(эскимо)

К дальним селам, городам

Кто идет по проводам?

Светлое величество.

Это….(электричество)

И

Кудри в речку опустила

И о чем-то загрустила,

А о чем она грустит,

Никому не говорит.

(ива)

Теплый, длинный-длинный день,

В полдень – крохотная тень.

Зацветает в поле колос,

Подает кузнечик голос,

Дозревает земляника.

Что за месяц, подскажи-ка?

(июнь)

Жаркий, знойный, душный день,

Даже куры ищут тень.

Началась косьба хлебов,

Время ягод и грибов.

Дни его – вершина лета.

Что, скажи, за месяц это?

(июль)

Без него не так вкусны

Сдоба и ватрушки.

С этой ягодкой пекутся

Куличи и плюшки.

(изюм)

Всех на свете обшивает,

Что сошьет – не надевает.

(иголка)

У

На длинной палке язычок,

На конце червячок.

В воду язычок пускаешь –

Может, рыбицу поймаешь.

(удочка)

Удивительный ребенок!

Только вышел из пеленок,

Может плавать и нырять,

Как его вторая мать.

(утенок) 

Две антенны на макушке,

А сама сидит в избушке,

На себе ее везет,

Очень медленно ползет.

(улитка)

В полотняной стране, по реке Простыне

Плывет пароход то назад, то вперед,

А за ним такая гладь –

Ни морщинки не видать.

(утюг)

Пестрая крякушка

Ловит лягушек,

Ходит вразвалочку,

Спотыкалочкой.

(утка)

Б

Спал цветок и вдруг проснулся —

больше спать не захотел,

шевельнулся, встрепенулся,

взвился вверх и улетел

(бабочка)

У маленькой Катюшки

Уселся на макушке.

Не мотылек, не птичка –

Держит две косички.

(бант)

Сам пустой,

Голос густой,

Дробь отбивает,

Шагать помогает.

(барабан)

 Был тугим он кулачком,

А разжался – стал цветком.

(бутон)

Тридцать три родных сестрички –

Писаных красавицы.

На одной живут страничке,

А повсюду славятся.

(буквы)

Бь

Зверька узнаем мы с тобой

По этим двум приметам:

Он в шубке серенькой зимой,

А в рыжей шубке – летом.

(белка)

 

Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит,

А в один из теплых дней

Май сережки дарит ей.

(береза)

 

Два братца в оду глядятся,

Век не сойдутся.

(берега)

 

Мь

Он упрямый и пузатый,

Больно бьют его ребята.

Отчего беднягу бьют?

Оттого, что он надут.

(мяч 

У бабушки над избушкой

Висит хлеба краюшка.

Собаки лают,

А достать не могут.

(месяц)

Белый камешек растаял

На доске следы оставил.

(мел)

Все говорят, что похож я на папу –

Такой темно-бурый,

Такой косолапый.

(медвежонок)

Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал,

А проснувшись, стал реветь.

Этот зверь – лесной …

(медведь) 

Многолюден, шумен, молод,

Под землей грохочет город.

А дома с народом тут

Вдоль по улице бегут.

(метро)

М

Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи.

(малина)

Маленький рост,

Длинный хвост

Серая шубка

Острые зубки.

(мышь)

Целый день летает,

Всем надоедает

Ночь настанет,

Тогда перестанет.

(муха)

Красный нос в землю врос,

А зеленый хвост снаружи

Нам зеленый хвост не нужен,

Нужен только красный нос.

(морковь)

Какой это мастер на стекла нанес

И листья, и травы, и заросли роз?

(мороз)

Ускользает как живое,

 но не выпущу его я.

Белой пеной пенится,

Руки мыть не ленится.(мыло)

П

 

Пять братье вместе родятся,

А росту разного.

(пальцы)

 

Кто пасет овец и коз,

Там, где луг травой зарос?

(пастух)

 

Наткет, наплетет,

Сядет и добычи ждет.

(паук)

 

Золотое решето

Черных домиков полно.

(подсолнух)

 

Из-под снега  вышел друг,

И весной запахло вдруг.

(Подснежник)

 

Я родился в день дождливый

Под осинкой молодой.

Круглый, гладкий и красивый,

С ножкой тонкой и прямой.

(подосиновик)

 

Два ушка,

Четыре брюшка.

(подушка)

 

В поле лестница лежит,

Дом по лестнице бежит.

(поезд)

 

Новый дом несу в руке,

Дверца дома на замке.

Тут жильцы бумажные,

Все ужасно важные.

(портфель)

 

Домовитая хозяйка

Пролетает над лужайкой.

Похлопочет над цветком –

Он поделится медком.

(пчела)

 

Он с хвостом резиновым,

С желудком парусиновым.

Как загудит его мотор,

Глотает он и пыль и сор.

(пылесос)

Пь

 

Хвост  узорами,

Сапоги со шпорами.

Песни распевает,

Время считает

(петух)

 

Ела, ела дуб, дуб.

Поломала зуб, зуб.

(пила)

 

Черное семя руками сеют,

Губами снимают.

(письмо)

 

Стоит в лесу без ног табуретка.

Когда-то на ней были сучья да ветки.

(пень)

 

Карандашей и ручек дом

Как по-иному назовем?

(пенал)

 

Пять мальчиков, пять чуланчиков.

Разошлися мальчики в темные чуланчики.

Каждый мальчик в свой чуланчик.

(перчатки)

 

Я хотел устроить бал,

И гостей к себе позвал.

Купил муку, купил творог,

Испек рассыпчатый …

(пирог)

 

Что за объеденье:

Бархатные щечки,

В середине косточка,

Ядрышко в мешочке?

(персик)

В

 

В тихую погоду

нет нас нигде,

как ветер подует —

бежим по воде.

 (волны)

Меня пьют, 

меня льют.

Всем нужна я.

Кто я такая?

 (вода) 

На дереве сидела я

и сыр во рту держала,

а мимо дерева лиса

близёхонько бежала.

Кто я? Знаете?

А ну отгадайте!

(ворона)

Как зовут меня, скажи —

часто прячусь я во ржи,

скромный полевой цветок,

синеглазый ...

(василек)

Плещет теплая волна

В берега из чугуна.

Отгадайте, вспомните:

Что за море в комнате?(ванна)

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый и все же

Без него мы жить не можем.

(воздух)

Маленький мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крошки собирает.

(воробей)

 

Кто зимой холодной

Бродит злой, голодный?

(волк)

 

На овчарку он похож.

Что ни зуб – то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть.

На овцу готов напасть.

(волк)

 

Не ботинки, не сапожки,

Но их тоже носят ножки.

В них мы бегаем зимой:

Утром – в школу, днем – домой.

(валенки)