Особенности логопедической работы с "особыми" детьми

Булатова Эльвира Юрьевна

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobye_deti.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности логопедической работы с «особыми» детьми

По мнению всех специалистов и нашему глубокому убеждению, наиболее эффективным, а иногда и единственным методом коррекционной работы с детьми, является игра. Поэтому все занятия, вся коррекционная работа осуществляется в игровой форме.

 В моделировании игры учитываются наиболее любимые и доступные образы и персонажи (животные, сказочные герои, машины и пр.). Коррекционная и развивающая нагрузка сочетается с отдыхом. Главная идея коррекционно-развивающего процесса — это не тренировка и коррекция отдельных функций ребенка, а развитие и обогащение личности ребенка в целом.

Специфика логопедической работы

 Работа логопеда в группах имеет определенную специфику.

 Логопедическая работа базируется на следующих принципах:

  1. Личностное ориентирование — ориентация на ребенка, его психоэмоциональные особенности.
  2. Эмоциональный резонанс и поддержка — создание на занятиях эмоционально комфортной обстановки.
  3. Взаимодействие с родителями, воспитателем и педагогом-дефектологом.
  4. Игровой контекст занятий — формирование положительной мотивации обучения.

Специфические особенности логопедической работы с «особыми» детьми.

1.Постоянный поиск индивидуальных подходов к ребенку.

 Каждый ребенок в полном смысле «особый»; у него разный тип восприятия, внимания, памяти, разный характер и темперамент. Все психические проявления у «особых» детей выражены ярче, рельефнее по сравнению с обычными детьми. Это делает невозможным работу по стандартной технологии: каждый ребенок требует своего подхода. Кто-то лучше работает один на один, когда ничто не мешает сосредоточиться, не отвлекают ни шум, ни другие дети.

 С таким ребенком наиболее продуктивными будут занятия в логопедическом кабинете. А кто-то лучше раскрывается в привычной для ребенка обстановке группы.

2.Логопедические занятия носят комбинированный и игровой характер.

 Занятия включают в себя работу над подвижностью артикуляционного аппарата, звуками, развитие фонематического слуха и лексико-грамматического строя речи. Все занятия проходят в игровой форме. Используются речевые игры, яркие, интересные игрушки. Игра является необходимостью, без которой невозможны положительные результаты. Комбинированное занятие, проводимое в игровой форме, позволяет гибко переключать внимание ребенка с одного вида деятельности на другой, не допуская потери внимания и снижения интереса.

3.Формирование подражательной способности у детей.

 Первый шаг коррекционной работы — развитие произвольного внимания. Важно, чтобы ребенок «увидел», «услышал», привык вслушиваться в речь, реагировать на слова. Поэтому логопед начинает работу с развития подражательной способности ребенка, учит его подражать действиям с предметами (мячом, кубиками и пр.), движениям рук, ног, головы. Это основа для перехода к подражанию артикуляционным движениям, звукам, словам.

4.Специфика занятий.

 Известно, что удержать произвольное внимание у таких детей чрезвычайно сложно. Здесь важна каждая мелочь: расположение оборудования, отсутствие лишних предметов в поле зрения ребенка, использование игрушек, к которым у него есть особое отношение и специфический интерес, местоположение логопеда.

Важно отметить, что «особые» дети очень ригидны. То, к чему они привыкают, влияет на успешность занятий. Поэтому важно знать их привычки, предпочтения и использовать это в организации контекста занятий.

5.Наблюдение за внутренним состоянием ребенка.

 На занятиях важна динамика внимания ребенка. Чтобы не довести внимание ребенка до истощения, необходимо хотя бы на один шаг «опережать» его внутренние события. Важно вовремя заметить, когда и как переключить внимание ребенка. Когда ребенок начинает отвлекаться — уже поздно. Разрушается атмосфера занятия, эмоциональная связь нарушается.

6.Моделирование ситуаций достижения.

 «Особый» ребенок привыкает к тому, что все взрослые — от родителей до педагогов — стремятся понять его как бы «с полуслова». С одной стороны, это прекрасно, с другой стороны, у него может утрачиваться мотив, желание научиться (насколько это возможно для его уровня развития) говорить правильно. Именно поэтому на занятиях надо создавать ребенку такие условия, чтобы у него возникала потребность говорить. Например, ребенок самостоятельно не может достать понравившуюся игрушку, и ему нужна помощь. В этом случае необходимо сделать вид, что его не понимают, когда он использует невербальные сигналы (жесты, гримасы, звуки и пр.), а понимают лишь слова. Мотивация достижения игрушки настолько сильна, что ребенок начинает произносить слова.

 Правда, для того, чтобы вербальная коммуникация стала для него привычной и необходимой, потребуется много времени.

7.Медленный темп формирования новых навыков.

 Может показаться, что работа логопеда ни к чему не приводит, идет впустую. Это может повергнуть (особенно начинающего) логопеда в отчаянье. От «особых» детей невозможно ожидать быстрого результата. У них нет оперативного реагирования. Они длительное время «поглощают» информацию, как будто «записывают» ее на свой внутренний «магнитофон». Иногда результат работы может проявиться через 2—3 года. Эта особенность восприятия и обратной связи детей не должна пугать педагогов.

8.Востребованность приобретенных навыков.

 Вся логопедическая работа проходила бы впустую при отсутствии тесного контакта с родителями, дефектологом, воспитателем, психологом. Именно они обеспечивают востребованность тех навыков, над которыми идет работа на логопедических занятиях. Совместно проговариваются мельчайшие изменения в поведении ребенка, логопед просит родителей дома, а педагогов на занятиях провоцировать ребенка на применение отрабатываемых им навыков. От педагогов логопед получает обратную связь о состоянии ребенка после занятий и с учетом этого планирует стратегию занятий. Особенно это важно при работе с безречевыми детьми. Если же ребенок владеет речью, то здесь сотрудничество с педагогами заключается в работе над автоматизацией звуков, развитием лексико-грамматического строя речи. У «особых» детей процесс автоматизации навыков очень труден и длителен. Если поставленный звук не закрепляется ежедневно, если постоянно не следить за правильностью его произношения в различных видах деятельности, в которые включен ребенок в школе и дома, результат логопедической работы обесценивается. То, что не может отследить логопед, могут контролировать педагоги и родители. И в этом тоже заключается их огромная помощь. Следует вести логопедические тетради, по которым родители могут заниматься с детьми в иной обстановке. В этом смысле перенесение опыта, полученного на логопедическом занятии, домой — в реальную жизнь. Безусловно, все указанные особенности работы логопеда предполагают огромное терпение и творчество. В связи с этим на первый план выходит личность логопеда. Люди, работающие с «особыми» детьми, должны обладать и особыми качествами. Конечно, это колоссальное терпение, способность сопереживать и понимать, выдумка, психологическая гибкость — черты, которые способствуют успеху в этой трудной, но очень важной работе, благодаря которой «особый» ребенок получает дополнительные возможности коммуникации и адаптации в окружающем мире.