ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

 

«Игралочка» - сюжетно – ролевая игра как средство социализации детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_bobova-miheeva_detskiy_sad_no17.doc477.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

 учреждение детский сад компенсирующего вида №17 «Ладушки»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Игралочка» - сюжетно – ролевая игра как средство социализации детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.

Автор-составитель:

Бобова-Михеева Валентина Геннадьевна

  воспитатель МБДОУ ДСКВ № 17,

                                                       высшей квалификационной категории

г. Нижневартовск, 2012

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Тема проекта

Проект «Игралочка» - сюжетно – ролевая игра как средство социализации детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.

Автор проекта

Бобова-Михеева Валентина Геннадьевна, воспитатель высшей квалификационной категории муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад компенсирующего вида № 17 «Ладушки»

Организация исполнитель

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 17 «Ладушки»

Адрес организации исполнителя, телефон/факс

 г. Нижневартовск, ул. Пермская 17

География

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 17 «Ладушки»  

Целевые группы

15 детей с нарушениями зрения

Тип проекта

Практико - ориентированный

Сроки реализации

2 года

Цель

Теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние сюжетно-ролевой игры на социализацию детей  с нарушениями зрения, а также выравнивание стартовых возможностей детей при поступлении в  школу.

Задачи

  1. Изучить и проанализировать методическую литературу по развитию сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.
  2. Подобрать, систематизировать и выявить наиболее эффективные средства,  методы и приемы развития сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.
  3. Активизировать самостоятельную деятельность детей в игре, развивать игровой опыт воспитанников.
  4. Сформировать     навыки     моделирования     взаимоотношений     с     взрослыми     и сверстниками посредством сюжетно-ролевой игры.
  5. Повысить педагогическую компетентность педагогов,  приобщить родителей к взаимодействию с дошкольным образовательным учреждением в вопросах формирования представлений дошкольников об окружающем мире. 

Ожидаемые результаты

  1.  Высокий уровень развития сюжетно-ролевой игры у дошкольников с нарушениями зрения составит  76%.
  2. Сформируются     навыки     моделирования     взаимоотношений     с     взрослыми     и сверстниками.
  3. Педагогическая компетентность педагогов в вопросах организации работы по формированию представлений дошкольников об окружающем мире повысится на 25%.
  4.  Удовлетворенность родителей качеством образовательных       услуг составит 98%.

Пояснительная записка

 В педагогике понятие «социализация» связано с такими понятиями как «воспитание», «обучение», «развитие личности». Социализация - это процесс формирования и развития личности, происходящее под влиянием воспитательной и учебной деятельности.

 Степень социализации личности является важным критерием ее адаптации к жизни в обществе. Л.С. Выготский в теории культурно-исторического развития психики обращал внимание на то, что «Социальная ситуация развития представляет собой исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии в течение определенного периода. Она определяет те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые свойства личности, черпая их из действительности, как из основного источника развития, тот путь, по которому социальное развитие становится индивидуальным».     

    Проблема социализации в дошкольном  возрасте у детей с нарушениями зрения является определяющей в их абилитации. Именно отсутствие таких качеств, как самостоятельность в передвижении и самообслуживании, несформированность навыков общения с детьми и взрослыми, как знакомыми, так и незнакомыми, неумение пользоваться современной бытовой техникой, приводит к дезадаптации детей с нарушениями зрения, выявляет их неприспособленность к самостоятельной жизни в обществе, затрудняет интеграцию в массовые учебные заведения. В последние годы в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями зрения больше всего внимания уделялось развитию познавательных процессов, что привело к значительным успехам интеллектуального развития детей, но ослабило их социальную адаптацию. Зависимость от взрослых и товарищей, боязнь новых условий и перемен, отстранение от общества - вот то, что формируется при отсутствии должного внимания к социализации детей с нарушениями зрения с раннего возраста. В дошкольный период, когда у обычного ребенка развивается процесс расширения знаний и представлений об обществе, у ребенка с нарушениями зрения наблюдается задержка (медленность) этих процессов. Для такого ребенка требуется больше времени для адаптации к новым условиям, более глубокое и детальное знакомство с объектом, тем самым компенсируя недостаток визуального восприятия информации. В общении с людьми ребенок с таким недостатком использует полисенсорный характер восприятия. В некоторых случаях при знакомстве с людьми и окружением, у ребенка возникает страх при встречи с новыми предметами.

Игра - одно из замечательных явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Невольно чаруя и привлекая к себе как жизненное явление, игра оказывается весьма серьёзной и трудной проблемой для научной мысли. (С.Л. Рубинштейн).   Старший дошкольный возраст - конечный этап начального звена социализации ребенка на уровне дошкольного учебного заведения. На этом этапе происходят существенные изменения в его жизни. Приход в детский сад требует от ребенка овладения системой таких составляющих социальной адаптации: умение приспосабливаться к жизни в новых социальных условиях, осознание новой социальной роли «Я-дошкольник», понимание нового периода своей жизни, личностная активность в установлении гармоничных связей с социальным окружением , соблюдение определенных правил группы, требует умения нормировано вести, отстаивать собственные мысли, позицию (Н.Д. Ватутина, А.Л. Кононко, С. Куринная, И.П. Печенко и др.). Игра имеет неоценимое значение прежде всего для социального развития ребенка, она раскрывает для него смысл существования в обществе, смысл общения. Ролевую игру в дошкольном возрасте невозможно заменить какой - либо другой деятельностью. Если ребенок не играет, значит у него не развивается социальная мотивация, не формируются социальные позиции. А это в свою очередь, ведет к снижению и недоразвитию познавательных способностей, умению общаться. И наоборот, овладев социальными позициями и смыслами в игре, дошкольник способен к преодолению трудностей в учебе и общении.

В творческих играх, как правило, используются различные предметы. В ходе игры дети сравнивают их, мысленно отвлекаются от одних качеств, домысливают другие, упражняя свою способность к образному мышлению и воображению. Она возникает из условий жизни ребенка в жизни общества и отражает, воспроизводит эти условия. Игра — подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому столь актуальна для дошкольной педагогики проблема использования игры в целях все стороннего развития ребенка, формирования его положительных личностных качеств и социализации как члена сообщества людей. Игра ориентирует ребёнка на соблюдение определённых правил взрослой жизни. В игре ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает, моделирует через призму своего сознания окружающий его мир.

Таким образом, актуальность выбранной темы вызвана малой разработанностью теоретического аспекта социализации дошкольников с нарушениями зрения, отсутствием системного, комплексного подхода к процессу социализации, тогда как именно в дошкольном возрасте необходимо закладывать основы жизни в обществе. Среди средств и способов, способствующих социализации детей данной группы, особо важным является сюжетно-ролевая игра. Для того чтобы игра стала действенным средством воспитания детей с нарушением зрения, педагог должен знать особенности формирования игровой деятельности в условиях зрительной недостаточности, уметь определить уровень развития у каждого ребенка интереса к игре, к выигрышу, мотивов, побуждающих его к игре, и владеть приемами педагогического воздействия на игру детей.

Цель проекта: Теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние сюжетно-ролевой игры на социализацию детей старшего дошкольного возраста, а также выравнивание стартовых возможностей детей с нарушениями зрения при поступлении в  школу.

      Задачи проекта: 

  1. Изучить и проанализировать методическую литературу по развитию сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.
  2. Подобрать, систематизировать и выявить наиболее эффективные средства,  методы и приемы развития сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.
  3. Активизировать самостоятельную деятельность детей в игре, развивать игровой опыт воспитанников.
  4. Сформировать     навыки     моделирования     взаимоотношений     с     взрослыми     и сверстниками посредством сюжетно-ролевой игры.

Повысить педагогическую компетентность педагогов,  приобщить родителей к взаимодействию с ДОУ в вопросах формирования представлений дошкольников об окружающем мире.

Объект социализация детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.

Предмет –  система работы по организации сюжетно-ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.

Гипотеза проекта: предполагается, что целенаправленная работа по развитию сюжетно-ролевой игры окажет положительное влияние на успешную социализацию детей старшего дошкольного возраста, а также выравнивание стартовых возможностей детей при поступлении в школу.

                       

Характеристика условий реализации проекта (ресурсы)

Ресурсное обеспечение проекта:

  1. Конспекты непосредственно-образовательной деятельности, сценарии праздников, конспекты сюжетно-ролевых игр.
  2. Предметно-развивающая среда группы, микроцентр «Книжкин дом», мини-уголки: «Дом мод», «Театральная страна», «Игротека», зимний сад.
  3. Беседы на этические темы.
  4. Подбор  художественной литературы.
  5. Видеофильмы.
  6. Подбор методической литературы.

Программно-методическое  обеспечение:

- Программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада «Радуга» под редакцией Т.Н.Доронова, С.Г.Якобсон, Е.В.Соловьёва, Т.И.Гризик, В.В.Гербова.

- цикл консультаций для педагогов и родителей;

- перспективный план сюжетно-ролевых игр;

- разработан комплекс мини – проектов по организации сюжетно – ролевых игр.

Нормативно-правовые ресурсы: 

  1. Международная Конвенция «О правах ребенка» (1989г.).
  2. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992г. № 3266-1 с изменениями и дополнениями.
  3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 N 91 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях».
  4.  Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2008г. №666.
  5. Приказ от 23 ноября 2009  года № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования».
  6.   Закон Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре» от 28.10.2005г (редакции Закона ХМАО-Югры от 29.06.2006г № 65-03) с изменениями и дополнениями.
  7. Региональная (окружная) программа развития образования Ханты-Мансийского автономного округа на 2007-2011 годы.
  8. Целевая программа «Развитие системы образования города Нижневартовска на 2007-2011 годы   от 06.07.2006г.
  9. Программа развития муниципального дошкольного образовательного учреждения № 17 «Ладушки» на 2007-2011 годы.

Материально-техническое обеспечение: групповая комната разделена на функциональные зоны: игровую, речевую, сенсорную, релаксационную, предметно-развивающую. Имеются в наличии необходимые информационно – технические средства, пособия, игрушки, инвентарь.

Партнеры. Партнерами в реализации настоящего педагогического проекта  являются  воспитатель, родители (законные представители) детей группы компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения речи шестого и седьмого года жизни.

Целевой аудиторией педагогического опыта являются 15 воспитанников детского сада компенсирующего вида № 17 «Ладушки», для детей с нарушением зрения, посещающие дошкольное образовательное учреждение на основании заключения Территориальной психолого-медикопедагогической комиссии г. Нижневартовска.

План реализации проекта

Мероприятия

Сроки

Итоговый продукт

I этап: планово-прогностический

Задачи: детальная и  комплексная оценка ситуации, выработка концепции

1.1 Изучение нормативно-правовой документации

Сентябрь 2010

Пакет нормативно-правовых документов

1.2 Изучение методической и специальной литературы по проблеме развития сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста

Сентябрь 2010

выводы о степени разработанности и об особенностях развития сюжетно-ролевой игры в образовательной работе

1.3 Разработка концепции применения системы развития сюжетно-ролевой игры

Сентябрь 2010

Педагогический проект

1.4 Анализ условий реализации проекта

Сентябрь

Ресурсная база проекта

1.5 Определение критериев оценки и способов мониторинга

Сентябрь

Механизм мониторинга реализации проекта

II этап: организационно-исполнительский

Задачи: изучить уровень развития  сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста со зрительными  нарушениями, провести анализ; разработать и апробировать технологию развития  сюжетно-ролевой игры.

2.1 Обследование детей, диагностика развития  сюжетно-ролевой игры

Сентябрь

Результаты обследования

2.2 Фиксация результатов обследования в протоколах

Сентябрь

Протоколы обследования

2.3 Определение количественных показателей уровня развития сюжетно-ролевой игры воспитанников.

Сентябрь

Графики, диаграммы

2.4 Разработка технологии развития сюжетно-ролевой игры

1этап-подготовительный:

 расширение у детей представлений о социальном мире посредством проведения экскурсий знакомства с профессиями, подведение детей к сюжетно-ролевой игре: ознакомление с окружающим, просмотр видиофильмов, бесед, чтение художественной литературы.

2 этап – основной: знакомство детей с основными моментами организации игры, приобретение и изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм, проговаривание диалогов между партнерами, обыгрывание атрибутов  детьми с нарушениями зрения, работа над обогащением словаря.

3 этап - творческий:  распределение ролей, самостоятельная творческая игра дошкольников с нарушениями зрения, обогащение содержания игры, придумывание детьми событий для своих игр, использование полученного во время игры социального опыта в повседневной жизни.




Сентябрь-ноябрь2010









Ноябрь-апрель2010-2011,








Сентябрь-апрель 2011-2012





Мотивационная готовность ребенка, ,

Разработка моделей непосредственно-образовательной деятельности, дидактических игр, бесед на этические темы видеофильмы, художественная литература.


Диалоги между партнерами по игре, атрибуты к сюжетно-ролевым играм, основные моменты организации игры.



Распределение ролей детьми, самостоятельные творческие игры детей, обогащение содержания игры, применение в повседневной жизни социального опыта полученного во время игры, улучшение положения ребенка в коллективе сверстников.

III этап: описательно-итоговый

Задачи: произвести анализ и систематизацию полученных результатов

 3.1Мониторинг уровня развития сюжетно-ролевой игры

 Итоговая оценка

Май 2011

Сентябрь 2011

Май 2012

Результаты обследования с фиксацией в протоколах обследования.

3.2 Анализ полученных данных, их сопоставление с прогнозируемыми  результатами

Май 2011

Графическое отображение

3.3Оформление и описание хода и результатов эксперимента

Май 2012

Аналитическая справка, педагогический проект

Ожидаемые результаты и социальный эффект

Анализ сравнительных результатов: сентябрь 2010-11 учебный год и май 2011-12 учебный год позволяет говорить о положительной динамики в данном направлении.

          Ур-и р - я

год

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

2010 – 2011  год

24%

76%

-

2011 – 2012 год

76%

24%

-

 Таким образом, система работы развития сюжетно-ролевой игры в процессе обучения способствует успешной социализации детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения, а также выравниванию стартовых возможностей воспитанников при поступлении в школу

Все поставленные задачи выполнены в ходе реализации проекта.

  1.  Доказана актуальность использования сюжетно – ролевой игры как средства социализации детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
  2. Подобранные и систематизированные средства, методы и приемы развития сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения, способствовали: ведению простого диалога с взрослыми и сверстниками, взаимодействию в системах «ребенок—ребенок», «ребенок - взрослый»; самостоятельному распределению ролей с учетом возможностей, интересов и желаний каждого ребенка; умению выстраивать сюжетную линию до начала игры (обговорить, учитывать желания сверстников.

3.   Разработана и реализована система работы по организации  сюжетно- ролевой игры детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.

4.   Удалось добиться положительной динамики  в развитии сюжетно-ролевой игры детей старшего возраста с нарушениями зрения, успешной социализации воспитанников с данными нарушениями.

Практическая значимость проекта заключается в разработке и реализации системы развития сюжетно-ролевой игры старших дошкольников с нарушениями зрения, которая может быть использована воспитателями дошкольных учреждений для совершенствования образовательной работы с детьми.

Выдвинутая гипотеза педагогического проекта подтвердилась: целенаправленное развитие сюжетно-ролевой игры влияет на успешную социализацию детей старшего дошкольного возраста, а также выравнивание стартовых возможностей при поступлении  ребенка в школу.

Литература

1. Комарова Н.Ф. "Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в детском саду". Москва. Изд.  "Скрипторий", 2003.

3.Моргулис И.С. Педагогическое руководство игровой деятельностью детей с нарушением зрения дошкольного возраста. Киев. 1981.

4. Михйленко Н., Н. Короткова "Организация  сюжетной игры в детском саду". Москва. Линка - пресс, 2009.

6. Плаксина Л.И.  «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений четвертого вида (для слабовидящих детей)» 7.«Программа    воспитания    и     обучения    дошкольников     с     интеллектуальной недостаточностью». Л.Б.Баряева О.П.Гаврилушкина, А.П.Зорин, Н.Д.Соколова

8. Люблинская А.А. Детская психология: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. - М.: Просвещение, 1971.

9. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М.: Тривола, 1995.

10. Пидкасистый П.И. «Технология игры в обучении» - М.Просвещение, 1992 г.

11. Эльконин Д.Б. Психология игры. 2-е изд. – м.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 1999

12. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений /С.А. Козлова, Т.А. Кушкова. 5-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2004

13. Козлова С.А. Я – человек. Программа социального развития ребенка. – М.: Школь. пресса, 2004