Управленческий опыт заведующей Устиновой Е.С.

Устинова Елена Сергеевна

Руководитель ДОУ не только профессия - то высокая миссия, предназначение которой – сотворение личности. Жизнь в педагогической профессии – это неустанный труд души. Именно жизнь в педагогической профессии, а не работа в образовательном учреждении. Нельзя работать руководителем, нужно быть педагогом, наставником, хозяйственником. Ведь жизнь руководителя состоит из будней, полных тревог и волнений, радостей и печалей, дерзаний и поисков. Жизнь руководителя – это вечное испытание на мудрость и терпение, профессиональное мастерство и человеческую незаурядность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управленческий опыт Устиновой Елены Сергеевны

заведующей ГБДОУ д/с № 3

Руководитель ДОУ не только профессия - то высокая миссия, предназначение которой – сотворение личности. Жизнь в педагогической профессии – это неустанный труд души. Именно жизнь в педагогической профессии, а не работа в образовательном учреждении. Нельзя работать руководителем, нужно быть педагогом, наставником, хозяйственником. Ведь жизнь руководителя состоит из будней, полных тревог и волнений, радостей и печалей, дерзаний и поисков. Жизнь руководителя – это вечное испытание на мудрость и терпение, профессиональное мастерство и человеческую незаурядность.

Я стала заведующей в 2006 году.  Мой путь был последовательным и осознанным. Сначала я работала воспитателем, а затем после ухода заведующей на заслуженный отдых, я возглавила наш любимый детский сад. Заведующей я стала в 25 лет и это вызывало некоторые трудности. Все сотрудники детского сада были намного старше меня и некоторым из них было сложно свыкнуться с мыслью, что возглавляет коллектив девочка, годившаяся им в дочери. Если говорить о системе управления творческим коллективом ДОУ, необходимо иметь ввиду то, что сам коллектив является частью системы образования, и то, что каждый член коллектива – это отдельная система. Когда мною была начата инновационная политика  я на себе ощутили сопротивление системы, когда некоторые сотрудники предприняли тактику “бегства” и ушли на пенсию, другие проявляли пассивность, игнорировали перемены (скрытый уход). Другие занимали оборонительную позицию, отказывались от внедрения новаций, объясняя это разными причинами: “Детям это неинтересно”, “Нас этому не учили” и т.п.

Вот уже пролетело 6 лет. За эти годы было много трудностей. Самой большой трудностью был капитальный ремонт детского сада  и укомплектованность штата детского сада с нуля. Несмотря на организованные трудности, все почему – то складывалось удачно, наверное, потому что все, с кем я работала, были молодыми, задорными, азартными. Сделать предстояло много, но все удалось. Люди, с которыми соприкасалась, мне очень симпатичны, интересны, трудолюбивы. Многие из них прошли испытание в трудные для нас время – это ремонт в детском саду. В течении 1,5 лет когда проводился ремонт я узнала много нового для своего самообразования: как самостоятельно провести аукцион, как утвердить проект, у кого получить разрешение на проведение тех или иных ремонтных работ, что такое ФАС и еще многое другое. Во время  ремонта от старого здания  остались только несущие стены и лестничные марши, все остальное было отстроено заново. Было страшно, но очень интересно. После окончания ремонта детский сад был укомплектован новым монтируемым и немонтируемым оборудованием, закуплено новая мебель, игрушки, посуда, оргтехника и т.д. Но трудности на этом не закончились. Бывший коллектив за время ремонта разбежался кто куда и мне пришлось проводить набор коллектива заново. Мы все выстояли, выдержали первые удары реального. Одна из главных моих задач  – это организация учебно-воспитательной работы с детьми, где я тоже должна добиться успехов вместе со своей командой. Всегда радуюсь за каждый маленький шаг коллектива вперед, поэтому стараюсь развивать в каждом позитивное мышление, то есть способность превращать неудачу в успех.

Для меня очень значимо не столько поделиться знаниями, которыми владею сама, но, в большей мере, моя задача помочь педагогам увидеть и раскрыть тот творческий потенциал, который заложен в них природой. Одной из важных задач в деятельности руководителя ДОУ по организации методической работы является мобилизация всех членов педагогического коллектива на активное участие в повышении квалификации и формирование у педагогического коллектива технологии профессиональной деятельности. Для этого руководитель ДОУ внимательно изучает личность педагогов, их отношение к методическим проблемам и трудностям дошкольного образовательного учреждения для детей с нарушением в развитии.

Современное общество настолько сложно, что любой ребенок нуждается в определенном психологическом «запасе прочности» для вступления в его ряды. Специальное дошкольное образование – это не только подготовка к обучению в школе, но и подготовка к жизни в обществе.

И тогда поставила перед собой цель: развитие профессионально-личностной готовности педагогов к реализации индивидуально-дифференцированного подхода в вопросах обучения, воспитания и оздоровления воспитанников, повышение профессиональной компетентности по данной проблеме.

Для осуществления этой цели я перед собой поставила следующие задачи:

1) проанализировать трудности и проблемы взаимодействия педагогов с воспитанниками в соответствии с требованиями индивидуально-дифференцированого подхода, выявить причины трудностей, определить их характер;

2) обеспечить целенаправленную и планомерную учебу педагогических кадров, направленную на повышение профессионального и педагогического мастерства, качественного творческого роста

3) стимулировать обобщение и распространение опыта работы через участие педагогов в научно-практических конференциях, мастер-классах; публикациях в СМИ и т. д.

4) совершенствовать материально-техническое оснащение педагогического процесса для сохранения и укрепления здоровья воспитанников.

Совместно с педагогами детского сада участвую в преобразовании предметно-развивающей среды с учетом потребностей детей разных возрастов. Регулирую и оцениваю результативность их труда.

С помощью технических средств обучения: ноутбуки, компьютеры, проектор, экран на треноге, принтеры, магнитофоны, телевизоры, фотоаппарат, синтезатор, музыкальный центр, DVD, цифровая видеокамера проводили организацию воспитательной. Группировали весь учебный материал в разных разделах программы по лексическим темам: «Давайте познакомимся», «Я человек», «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Комнатные растения», «Домашние животные и их детеныши», «Дикие животные и их детеныши», «Наше село» и т. д.

Все базисные компоненты развивающей предметной среды включают оптимальные условия для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития детей. К ним относятся: уголки природы, изоуголки, материалы и оборудование для продуктивной и творческой деятельности детей, сухой бассейн, уголки уединения, книжные уголки, уголок для экспериментальной деятельности: игрушки для самостоятельного и совместного со взрослым восприятия, имеются сюжетные игрушки и игровой материал для сюжетных игр детей, детские музыкальные, озвученные игрушки, имеются игровой материал для познавательного развития детей. В группах имеются дидактический материал, изготовленный сотрудниками (для сенсорного развития, тонкой моторики рук, сюжетных игр и т. д, созданы условия для развития театрализованной деятельности, для формирования у детей элементарных математических представлений, для конструктивной деятельности, также в группах созданы условия для физического развития детей, созданы условия для развития игровой деятельности детей.

В детском саду уделяется особое внимание эстетическому оформлению помещений, т. к. среда играет большую роль в формировании личностных качеств дошкольников. Ребенок находится в детском саду весь день и необходимо, чтобы окружающая обстановка радовала его, способствовала пробуждению положительных эмоций, воспитанию хорошего вкуса.

В наш детский сад в 2012 году поступили дети, имеющие различные диагнозы. Наш детский сад посещает ребенок с сахарным диабетом, ребенок страдающий целиакией, ребенок с синдромом Дауна. Мы стараемся не делать акцента на их диагнозе и относится к ним, как к детям с нормой.

В нашем детском саду создадутся равные условия для формирования познавательного интереса, сосредоточенности, работоспособности. Созданы условия для проявления свободы выбора, формирования умения успешно действовать в коллективе, формирования умения доводить начатую деятельность до результата. Повысится результативность логопедической работы, т. к. сенсомоторное развитие неотъемлемо связано с речевым развитием ребёнка.

Человек должен жить среди людей, и ребенок с нарушением опорно-двигательного аппарата – прежде всего человек. Дети с особыми потребностями должны найти свое место в обществе и занять в нем достойное положение. И педагогам неважно, какую дорогу выберет каждый ребенок, повзрослев, главное не погасить его внутреннюю искорку в настоящем. В этом и заключается профессионализм педагога. Ведь, что такое педагог – это человек, который имеет определенную подготовку и профессионально занимается вопросами воспитания, образования и обучения. От результатов работы педагога зависит и то, как будет развиваться общество завтра. А значит, от нас, от педагогического коллектива зависит будущее. Никого не удивит, что для хорошей результативности необходим стимул в форме поощрений.

Как ни покажется странным, но очень действенно такое поощрение работников, как повышение их ответственности и самостоятельности. Работа, дающая возможность более свободно принимать решения и организовывать свой труд, ценится сотрудниками очень высоко. Самостоятельность нравится всем и я постаралась доказать, что при таком стиле руководства педагоги, решая текущие задачи, используют часто непроторенные пути, прибегая к выдумке, инициативе, проявляют большую заинтересованность в работе. Главное, чтобы педагогам была понятна цель коллективной деятельности, задачи конкретны, а заинтересованность руководителей неподдельна. Воспитатели – люди творческие, обладающие тонким интуитивным чутьем, поэтому с легкостью разоблачат “работу для галочки”.

НЕ смотря на то, что работаем мы единым коллективом всего год нами были выделено 6 составляющих. Которые важны при формировании хорошего коллектива:

  1. Забота о положительном психологическом климате. Для этого мы изучаем потенциальные возможности педагогов, степень психологической готовности к инновациям.
  2. Сочетание контроля с само- и взаимоконтролем. Любой контроль всегда волнителен и неприятен, даже если он объективен и доброжелателен.
  3. Предоставление свободного пространства для инициативы работника, его самовыражения (в плане дизайна группы, желание применять конкретную технологию и т.п.). Каждый на своем рабочем месте должен быть самому себе шефом.
  4. Помощь в реализации любой идеи сотрудников, будь то проведение внепланового досуга, выставки, либо написание научного труда.
  5. Порционное введение инноваций. Постоянное введение новшеств хоть и обеспечивает развитие образовательного учреждения, но выводит его сотрудников из здорового равновесия. Невозможно постоянно бежать, необходимо дать возможность пройти, даже постоять, отдышаться.
  6. Поддержка традиций. В нашем коллективе традиционно проводятся: “Празднования дней рождений”, “Празднование юбилеев”, “Новогодние посиделки”, “Празднование Дня воспитателя”. У нас есть даже специальная группа по организации корпоративных вечеринок.

Поэтому я стараюсь быть для своего коллектива не только управленцем, но и тем, который всегда готов прийти на помощь в трудную минуту. Поэтому к самой себе нужно предъявлять особые требования.

Таким образом, необходимо руководителю постоянно стремиться к самосовершенствованию, приобретению всё новых знаний и умений, обогащению деятельности. А также вызвать у педагогов волну личных стараний, разбудить их внутреннюю активность. Успешное решение данных задач требует от руководителя сформированной эмпатии, то есть способности видеть ситуацию глазами другого человека, уметь поставить себя на место своего педагога.