Новые информационные технологии в дошкольном образовании

Слабикова Лариса Анатольевна

Дошкольный уровень образования переживает время перемен, вызванных общественным осознанием самоценности детства. Научная психология сегодня уже ясно говорит о зависимости будущего каждого человека от качества, прожитого детства. Успешность осуществления позитивных для общества перемен связана, прежде всего, с обновлением научной, методической и материальной базы воспитания и обучения на всех уровнях образования, и на дошкольном в первую очередь.

Важнейшим условием такого обновления является использование новых информационных технологий. Под НИТ в первую очередь понимаем все, что связано с компьютерами: программное обеспечение, инструкции и т.д.

В нашем детском саду НИТ в ограниченном сочетании с традиционными средствами воспитания входит в жизнь ребёнка, повышая качество его воспитания, способствуя развитию ребёнка как творческой личности.

Всегда нужно следовать, внедряя что – то новое  принципу « Помоги, но не навреди!».

Для первого этапа была свойственна осторожность в оценках целесообразности применения компьютеров («Не навреди!»).

Первоначальный этап внедрения компьютеров был связан с разработкой подходов к пониманию места компьютера в ряду других развивающих средств дошкольной дидактики. Применительно к детской познавательной деятельности, средством которой является компьютер, система может быть обозначена отношением «ребёнок – компьютер – цель» , где цель понимается как более развёрнутый и обобщённый внутренний образ мира, ориентирующий деятельность, т.е. дающий её содержание, определённое качество.

В результате критического анализа опыта информации образования было признано целесообразным приобщение дошкольников к «мини – информатике».  Под «новыми информационными технологиями» для наших детей следует понимать не обучение детей  адаптированным школьным «основам информатики»,  «детской алгоритмике» , а комплексное преобразование «среды обитания»  детей, создание новых обоснованных средств для развития ребёнка. Его активной творческой деятельности.

На втором этапе ведётся комплексная оценка развивающей среды, разработка программно – методических средств, дидактических пособий, осуществляется программа подготовки специалистов. Начинается формироваться уровневая база знаний.

Важнейшая задача этого этапа – не замена средствами НИТ традиционных средств дидактики игры, а включение их в общую систему на основе идеи взаимного обогащения.

В нашем детском саду создан компьютерно – игровой комплекс . В его состав входят:

  •  6 компьютеров снабжённые программно – методической системой развивающих, обучающих и диагностических игр, размещены компьютеры на специальной мебели и может использоваться для всех возрастных групп ,
  • в другом зале: специальное спортивное оборудование, предназначенное для активных движений и
  • комната психологической разгрузки.

Всё это (вы видите на схеме) примыкает к компьютерному классу и может использоваться как общий игровой комплекс.

Оборудование КИК соответствует санитарно – гигиеническим, эргономическим и психолого – педагогическим требованиям, обеспечивает безопасную и  комфортную деятельность детей.

Работа в детском саду включает три направления:

  1. Работа с детьми.
  2. Работа с воспитателями.
  3. Работа с родителями.
  1. Работа с детьми.

 Отобрать детей по медицинским показателям к работе с компьютерами, разбить на подгруппы, вписать в сетку занятий, постепенно приобщать к новой для них деятельности – компьютерным играм. Совершенствовать методику организации компьютерных игр с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, а так же содержания развивающих компьютерных игр.

  1. Работа с воспитателями.

Другим очень существенным направлением работы является деятельность, связанная с установлением содержательных деловых контактов с воспитателями, специалистами. В первый год освоения компьютеров в детском саду (обычно педагоги незнакомы с возможностями компьютеров) возникла  необходимость не только в конкретной работе над  компьютерами программами, но и в более широком знакомстве педагогического коллектива с вопросами компьютеризации на дошкольном уровне образования.

Сначала, чтобы ускорить внедрение компьютера в жизнь, семинары проводили 2 – 3 раза в полугодие, затем на втором году функционирования КИК, примерно 1 раз в полугодие. Темы семинаров:

  • «Компьютерно – игровой комплекс в условиях детского сада»;
  • «Комплексный метод  руководство игрой»;
  • «Организация меж предметных связей в учебно – воспитательном  процессе»;
  • «Развитие творческих /или психических/ процессов с помощью НИТ».

Например, компьютерная поддержка занятий по математике, развитию речи, изодеятельности. Познавательного цикла. На таких занятиях педагоги не только получают теорию, но обучаются работе с компьютером сами, анализируют, какие задачи решает та или иная программа и как лучше её использовать в повседневной учебно – воспитательной работе.

Систематическая связь с воспитателями осуществляется и путём индивидуальных консультаций, бесед в связи  с календарным и перспективным планированием. Для работы с компьютерными играми и что – бы пользоваться в любое время программами в методическом кабинете подготовлен материал по КИК: картотека программ, использование их во время занятий и в какой части, описание игр  и какие решаются задачи.

Работа с педагогическим коллективом позволяет установить общие подходы в воспитательно – образовательной работе с детьми.

            Третье направление в деятельности НИТ – работа с родителями.

Согласно плану работы дошкольного учреждения для родителей каждой возрастной группы детей, занимающихся в КИК (это дети с 5 до 7 лет  старших подготовительных групп) организуются родительские собрания. Где педагог показывает те или иные компьютерные игры, демонстрирует методику освоения детьми компьютерных игр, влияние их на психические процессы, большое внимание уделяется времени занятий на компьютере. Даётся анкета родителям (анкета прилагается), где родители отвечают на вопросы у кого есть компьютер, время отведённое на занятия детей, кто желает, чтобы в детском саду обучали детей.

Объясняем родителям и воспитателям, что использование компьютера дошкольником не цель, а средство воспитания и развития творческих способностей ребёнка, формирование личности, обогащения интеллектуальной сферы дошкольника.

Особое значение для развития дошкольника имеет его ведущая деятельность – игра, поэтому компьютер в детском саду используется прежде всего как средство игры, сложная, интересная и управляемая самим ребёнком игрушка, с помощью которой он решает самые разнообразные игровые задачи.

Компьютерные игры не изолированы в детском саду от педагогического процесса, они в сочетании с традиционными средствами дидактики помогают понять и усвоить трудное или невозможное. Этот подход  к применению новых информационных технологий предполагает формирование инновационной, интеллектуальной и операционной готовности ребёнка к использованию НИТ в своей деятельности. Главный ориентир – ребёнок, его деятельность, перспективы развития его личности в информационном обществе. Что решает ряд задач:

  • обогащение когнитивной (познавательной) основы личности ребёнка, что является важным условием и поддержкой развития его одарённости;
  • обеспечивает достижение дошкольниками высокого уровня общего интеллектуального развития, необходимого не только для успешной учебной деятельности в школе, но и для всей последующей жизни;
  • даёт возможность выявления и поддержки одаренных детей, а также широкий диагностики и коррекции развития детей с ограничениями умственного и физического развития;
  • является педагогическим средством постоянного совершенствования содержания и методов воспитания ребёнка в современных условиях;
  • обеспечивает доступ к передовым методам воспитания детей.

Введение новых технологий в детском саду связано со значительными изменениями привычных условий жизни коллектива сотрудников. Подгрупповые формы работы в компьютерном зале быстро вошли в быт детского сада. Однако для поиска путей и методов включения компьютерных игр  в содержание воспитательно – образовательной работы потребовалось много времени.