Рекомендации логопеда родителям по развитию речи детей в домашних условиях

Запорожченко Любовь Владимировна

Ребенок не рождается со сложившейся речью. Постепенно, шаг за шагом, он учится правильно и четко произносить звуки, связывать между собой слова, строить предложения, ясно и последовательно излагать свои мысли. Но, к сожалению, иногда речевое развитие происходит с опозданием или с особенностями развития. В этом случае поможет логопед. Но это не означает, что всю работу по развитию речи надо возложить на этого специалиста. Родители тоже многое могут сделать. Ведь именно мамы и папы самые лучшие учителя своих детей.

Что же понадобится для домашних занятий с ребенком? Конечно же, ваше теперние, чувство меры, внимательность ко всему, что делает ребенок. А также:

- зеркало (для выполнения артикуляционной гимнастики)

- "лото" различной тематики

- наборы игрушечных животных, насекомых, транспортных средств, кукольной посуды; муляжи овощей и фруктов

- разрезные картинки из двух и более частей

-разнообразные картинки (времена года, деревья, грибы, продукты,...). Их можно вырезать из различных журналов.

- пластелин, различные шнуровки, пазлы, вкладыши, пирамидки, мозаика, конструкторы,...

- разные крупы в баночках (гречка, манка, горох, фасоль,...)

Важное правило всех занятий с ребенком - все занятия строяться по правилам игры!

Итак, вы заняты приготовлением еды, а ребенок в это время (не смотрит мультфильмы) находится рядом с вами, в кухне. Сидит в своем стульчике (если он еще маленький) или за столом. Вы все свои действия проговариваете, переиодически обращаясь к ребенку (в зависимости от его речевой активности). Дайте ему потрогать продукты, при этом не забывая спрашивать, какие они по цвету, по форме, какие на ощупь. Спросите, что из них можно приготовить. Затем сообщите, что вы сейчас будете готовить. Спросите у ребенка, что нужно сделать сначала, что потом. Если видите, что ребенок устал отвечать на вопросы, предложите ему нарисовать этот продукт, или слепить из пластилина, или сделать аппликацию (из заранее вырезанных деталей). В конце приготовления блюда (и вашего занятия) не забудьте подвести итог (что вы сейчас делали, зачем, что с этим будете потом делать). И обязательно похвалите малыша, скажите ему, какой он молодец, как внимательно слушал, какой красивый рисунок у него получился!

Во время чтения ребенку (конечно, все произведения должны соответствовать возрасту ребенка) старайтесь, чтобы весь текст звучал четко (если совсем маленький ребенок, он должен видеть движения ваших губ), внятно, обязательно с выражением. После прочтения задайте вопросы по тексту, по иллюстрациям, про главных героев (покажи собачку, как она лает, куда она побежала, зачем...)