Конспект логопедического занятия в старшей группе "Посуда".

Зуева Юлия Юрьевна

 

                 Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей

 с нарушением зрения.

Тема: «Посуда».

Программное содержание.

Коррекционно-образовательные задачи:

-         активизация и актуализация словаря по теме «Посуда»;

-         закреплять знания детей о классификации посуды: чайная, столовая, кухонная;

-         закреплять знания основных названий предметов посуды, из чего они сделаны;

-         совершенствовать грамматический строй речи: учить образовывать однокоренные слова, прилагательные от существительных;

-         учить составлять предложения с предлогами;

-         учить правильно артикулировать, чётко произносить слова;

-         формировать культуру сервировки стола к чаю;

-         вырабатывать диафрагмальное дыхание.

 

Коррекционно-развивающие задачи:

-         развивать умение анализировать, рассуждать;

-         развивать мимические движения;

-         развивать мелкую и общую моторику;

-         развивать зрительное внимание, прослеживающую функцию глаза;

-         развивать внимание, мышление, память;

-         развивать координацию движений в соответствии с музыкой.

 

Коррекционно-воспитательные задачи:

-         формировать интерес к окружающему миру;

-         совершенствовать произвольность поведения и концентрацию на деятельности;

-         воспитывать умение договариваться, распределять обязанности;

-         телесно раскрепостить детей, снять внутренние зажимы.

 

Оборудование: предметные картинки и предметы посуды, карточки с точечными контурами предметов посуды: чайник, чашка, блюдца, сковорода, нож, вилка, кофейник, ложка. Фломастеры на каждого ребёнка. CD со спокойной музыкой, массажный мяч среднего размера, два стола.

 

Предварительная работа:  чтение сказки К. Чуковского «Федорино горе». Обучение сервировке стола к чаю.

 

Ход занятия.

1.      Вводная часть.

Дети стоят около логопеда произвольно.

- Сегодня мы с вами отправимся в страну сказок. И сказка наша о бабушке, которая была очень ленивая и не любила наводить порядок. Как вы думаете, что это за сказка? («Федорино горе»).

Дети выполняют движения под музыку.

 

Скачет сито по полям,              подскоки,

А корыто по лугам.

За лопатою метла                      ходьба,

Вдоль по улице прошла.

И кастрюлька на бегу                бег на месте,

Закричала утюгу:

«Я бегу, бегу, бегу.

Удержаться не могу».

Из окошка вышел стол              ходьба с высоким подниманием ног,

И пошёл, пошёл, пошёл.

 

2.     Основная часть.

-         Что в сказке убежало от Федоры?

-         Как одним словом можно назвать все эти предметы?

-         Почему посуда убежала?

-         Давайте выясним, какая посуда убежала от Федоры.

 

Дидактическая игра «Какая посуда убежала от Федоры».

Детям раздаются карточки с точечными контурами предметов посуды: чайник, блюдце, сковорода, нож, вилка, ложка, чашка, кофейник  (у всех детей разные предметы).

Нужно обвести точечный контур и определить, какой предмет получился.

После выполнения задания логопед читает четверостишья, а дети показывают свои картинки в соответствии с текстом.

 

Вот и чайник за кофейником бежит,

Тараторит, тараторит, дребезжит.

 

                                                                      А за ними блюдца, блюдца…

                                                                      Вдоль по улице несутся.

 

И помчались по улице ножи:

«Эй! Держи, держи, держи!»

 

                                                                      И бежит, и бренчит сковорода:

                                                                     «Вы куда? Вы куда? Вы куда?»

 

А за нею вилки…

Чашки да ложки

Скачут по дорожке.

 

-         Много разной посуду убежало от Федоры.

-         А какие ещё предметы посуды вы знаете?

 

Игра с мячом (массажным) с элементами самомассажа кистей рук «Не повторись».

Дети стоят в кругу, передают друг другу мяч, одновременно называя предмет посуды. Важно не повторить уже названный предмет.

 

После игры дети садятся на стулья. Перед ним картинки с изображениями различной посуды.

Беседа о посуде.

-         вы назвали много различных предметов посуды, а теперь ответьте на мои вопросы.

-         Где готовят пищу? (на кухне)

-         В какой посуде готовят пищу?

-         Как называется эта посуда? (кухонная)

-         Какой посудой пользуются, когда пьют чай?

-         Как называется эта посуда? (чайная)

-         Из какой посуды мы едим?

-         Как называется эта посуда? (столовая)

-         Как называются предметы , с помощью которых мы едим? )столовые приборы)

-         Назовите их.

-         посуда бывает разная и делают её из различных материалов.

 

Игра «Из чего сделан предмет» (образование прилагательных от существительных).

Сковорода из чугуна – чугунная сковорода.

Чайник из фарфора – фарфоровый чайник.

Стакан из стекла - …

Горшочек из глины - …

Хлебница из дерева - …

Вилка из железа - …

 

- Много различных предметов ставится на стол при разных приёмах пищи. Каждый из них предназначен для определённого блюда или продукта. и от этого возникает название этих предметов посуды.

 

Игра «Найди слово».

Логопед предлагает детям определить, какое название предметов посуды произошло от определённых названий продуктов или блюд.

Посуда для сахара – сахарница.

                    соли – солонка;

                    хлеба – хлебница;

                    масла - …

                    молока - …

                    сухарей - …

                    супа - …

                    фруктов - …

                    торта - …

                    бульона - …

- А у Федоры не осталось ни одного предмета посуды. Ни чаю попить, ни обед сварить.

 

Упражнение на развитие чувства ритма и дыхания «Чайник».

(выполняется под спокойную музыку).

-         Ой, как плакала Федора! (дети в ритме музыки качают головой, держась руками за голову).

-         Плохо было Федоре без посуды. И поняла она, что посуду надо любить и о ней заботиться.  (кивают головой).

-         Ребята, посмотрите, чайник закипел. Он приглашает нас к столу. Покажем, как закипает чайник?. (дети присаживаются на корточки, постепенно встают, руки поднимают вверх и делают глубокий вдох, на выдохе руки разводят в стороны и произносят звук  ф-ф-ф).

-         Чайник вскипел, пора накрывать на стол.

 

Игра на формирование культуры сервировки стола и развитие связной речи                          «Накрой стол». 

Приготовлены два стола: на одном разложена разнообразная посуда (чайная, столовая, кухонная и т.п.), другой стол пустой. Дети должны договориться между собой, какая посуда им нужна для чая, как правильно сервировать стол, распределиться, кто какие действия выполняет. После того, как будет накрыт стол, каждый ребёнок рассказывает, что он делал. («Я постелил скатерть на стол». «Я поставил блюдца под чашки» и т. п.)

 

- Стол сервирован, а к чаю есть вкусные конфеты.

Упражнение на развитие речевых и мимических движений «Конфета».

Логопед показывает детям воображаемую конфету и протягивает её детям. Дети берут конфету и кладут её в рот. Мимикой, выражением лица показывают, что она им нравится. потом дети пробуют чай, он горячий (показывают мимикой). Затем дети отпивают чай.

 

- Ещё к чаю есть пироги.

Фонетическая ритмика «Пироги».

Ги-ги-ги,                                    дети делают руками движение «гуси гогочут»,

Испекли мы пироги.                 как бы перекладывают пироги из одной руки в другую,

Га-га-га,                                     движение «гуси гогочут»,

Хочешь с мясом пирога?         выставляют руку вперёд ладонью вверх,

Ага,                                             кивают головой,

Го-го-го,                                     движение «гуси гогочут»,

Мы наелись пирогов,                гладят живот,

Ги-ги-ги,                                     движение «гуси гогочут»,

Где же наши пироги?                вопросительное пожимание плечами, затем поглаживание

                                                     живота.

3.     Заключение.

 

-         Наше путешествие в страну сказок закончилось. Как вы помните, Федора поняла, что за посудой нужно ухаживать и поддерживать чистоту в доме. И тогда посуда будет служить долго, а дома будет чисто и красиво.

 

Комментарии

Скачкова Тамара Владимировна

Занятие очень понравилось. Конспект грамотно составлен, много разнообразных заданий и игр.