Эссе "Моя педагогическая философия"
Эссе «Моя педагогическая философия»
«Голодному человеку дайте не рыбу,
а невод»
народная мудрость
Раннее утро. Город ещё спит. Я иду по заснеженным улицам. Вот и крыльцо моего детского сада. Бегу вверх по лестнице. Дверь. Поворот ключа. Вхожу в родную группу. Тишина… Но вот хлопает дверь. Быстрые шаги. Хохот. Мои идут! Слышу звенящие голоса: «Здравствуйте, Наталья Александровна!». На душе - хорошо и тепло… Я - воспитатель!
У каждого человека есть свой Путь, который он выбирает и сознательно идёт по нему всю жизнь. Мой путь – это детский сад, дети - дошкольники. Часто слышу: «Работу надо любить». Это правильно. Я от работы получаю удовольствие и наслаждение. А как же иначе, когда вокруг тебя всё движется, ликует, щебечет, звенит, восторгается и радуется жизни?!
Работая воспитателем, я участвую в судьбе каждого ребёнка. В моём представлении воспитатель – это, прежде всего, друг по отношению к детям, их помощник, союзник. Любовь, доброта, тепло, осознание своей необходимости в большом мире необходимы детям в первую очередь. Если воспитатель сможет дать это, связь с детьми долго не прервётся, станет многолетней.
Философия… В дословном переводе с древнегреческого это слово означает «любовь и мудрость». Я не новичок в своей профессии, но вопросы «Чего в моей профессии должно быть больше: любви или мудрости? А на своём ли я месте в этой жизни? Как донести до детей, что такое доброта и дружба? Как сделать жизнь человека светлой и интересной?» - задаю себе довольно часто.
Каждому человеку необходим хороший учитель и наставник. Но ещё очень важно найти к каждому маленькому человечку свой, особый индивидуальный подход, ведь стандартные и традиционные занятия, беседы, педагогические технологии не преломляются на особые случаи. Тогда приходится принимать решения прямо «на ходу» или «по ходу». Вот тут-то и выкладываются на чашу весов профессионализма любовь и мудрость.
А ещё очень важно не потерять доверие детей, умея подсказать, убедить их, что каждый из них – личность. Всё, что важно для них, важно и для меня. С.Л. Соловейчик сказал: «Нет двух отношений к ребёнку – педагогического и человеческого. Есть одно, и только одно, - человеческое». В этом-то и состоит педагогический талант - в умении почувствовать в ребёнке равного себе душой. «Один миг общения даёт для воспитания больше, чем целые часы поучения».
У В. А. Сухомлинского когда-то прочитала, что «если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессии; если ребёнка постоянно критиковать, он учится ненависти; если ребёнка высмеивать, он стремится к замкнутости; если ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины, но, в то же время, если ребёнок растёт в терпимости, он учится понимать других; если ребёнка подбадривают, он учится верить в себя; если ребёнка хвалят, он учится быть благодарным; если ребёнок растёт в безопасности, он учится верить в людей; если ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире». Эти слова стали для меня главными в воспитательной деятельности.
Стараюсь жить и работать по следующим принципам:
-относись к детям так, как бы ты хотела, чтобы они относились к тебе;
- стремлюсь принимать детей такими, какие они есть;
- стараюсь быть терпимой к ошибкам детей и прощать их;
- я не всезнайка, постоянно учусь сама, чтобы научить детей;
- я давно рассталась с детством, но позволяю детям учить меня тому, что знают и умеют они.
…Играют в «Школу». Смотрю на них, прислушиваюсь. Чем не учителя, чем не философы? Как много приходится им решать самим, опираясь на свой, еще небольшой опыт. Как играть? С кем играть? С кем дружить? А кому «войну» объявить? Бегут к тебе, с широко открытыми глазами, а в них восторг или отчаяние. И мне нужно быстро попасть в эти «глаза – мир», успокоить, прикоснуться, чтобы прожить это мгновение и решить проблему вместе.
…Тихий час. Лежат, поглядывают, ждут, когда подойду, поглажу по головке, поцелую. Сопят. И во сне-то они все разные. Кристина улыбается, Данил лежит на спине, раскинув руки – независимый! А Ксеня вздрагивает, наверно, что-то беспокоит. Мои ангелочки!
И опять есть время подумать, убедиться, что сегодня мы друг друга дополняли и учились вместе постигать жизнь.
Пишу план. И снова думаю, чем завтра усложнить задание для Лизы и Кирилла, а с Катюшкой нужно поговорить и понять, почему была грустной. К каждому нужно подобрать свой «ключик». Все ли мы, причастные к образованию детей, умеем пользоваться этим «ключом»? Я попытаюсь это сделать.
Постоянно анализирую, насколько уютно моим воспитанникам в детском саду. И когда вижу, как дети не хотят уходить домой, целуют меня на прощание, делятся со мной своими тайнами и мечтами, я начинаю верить, что всё у нас получится. Я смогу научить их быть добрыми и справедливыми, уметь дружить и радоваться жизни. Я хочу, да нет, я просто обязана научить их понимать мир, в котором они живут, осознавать себя в этом мире. И пусть я сама ещё не всё знаю, не всё умею, но я поделюсь тем опытом, которым обладаю. Я буду, счастлива, если мои знания помогут моим воспитанникам.
...Проснулись! Такие смешные! Взъерошенные! Снова слышен весёлый смех! Мы опять на равных: вместе рисуем, конструируем, вырезаем, обмениваемся впечатлениями о прошедшем дне. Спрашивают, что интересное будет завтра, о чём-то думают. Вместе с ними весело смеюсь, слушая их забавные истории. И все они рядом. Все близко. Кто висит на плече, кто сидит на коленях, укутавшись в мой любимый палантин, кто просто облокотился на стол и дышит в ухо.
Вот оно, моё счастье!
Вспоминая народную мудрость о неводе, думаю о том, что завтра мы снова вместе будем тянуть «невод», чтобы УЧИТЬ И УЧИТЬСЯ!