Доклад"Ребенок и его права".

Андронникова Татьяна Витальевна

История возникновения проблемы защиты прав человека.

Права человека, их социальные корни, назначение-одна извечных проблем исторического, социального и культурного развития человечества, прошедшая через тысячелетия и неизменно находившаяся в центре внимания политической, правовой, этической, религиозной, философской мысли. Права человека - сложное, многомерное явление. В различные эпохи проблема прав человека, неизменно оставаясь политико – правовой, приобретала либо религиозное, либо этическое, либо философское звучание в зависимости от социальной позиции находившихся у власти классов.

     Само зарождение прав человека в 4 – 5 вв. до н. э. в древних полисах (Афинах, Риме), появление принципа гражданства было крупным шагом на пути движения к прогрессу и свободе. Неравномерность распределения прав человека между различными классовыми и сословными структурами, а то и полное лишение этих прав рабов было неизбежным для тех этапов общественного развития. Каждая новая ступень такого развития добавляла новые качества правам человека, распространяла их на более широкий круг субъектов. И происходило это не стихийно, а в результате борьбы классов и сословий за свои права и свободу, за ее расширение и обогащение.

     Проблема прав человека всегда была предметом острых классовых битв, которые велись за обладание правами, расширение прав, фиксировавших положение человека в обществе.      Известно, что правила поведения в первобытном обществе носили синкретический (соединительный) характер. Эти правила в научной литературе получили наименование «мононормы».

     По своему характеру – это правила, выражающие устойчивые привычки, убеждающие своей целесообразностью. Они концентрировали стихийно складывающиеся представления о полезном и вредном для рода или племени и, в конечном счете, были связаны со становлением общественного труда. Целью таких норм было поддержание и сохранение кровнородственной семьи.

    Родовые нормы содержали в зачаточном состоянии представление о добре и зле, так как они предусматривали правила взаимопомощи и взаимозащиты. Но в целом это были жесткие предписания, продиктованные необычно трудными условиями существования человека, примитивному сознанию которого противостояли суровые силы природы, необходимость обороняться от враждебных племен. Поэтому и правила первобытного общества, как мононормы, в которых еще четко не проступают ни признаки морали, ни признаки религии, ни правовые свойства, в наибольшей степени выражают их характер и социальное назначение – поддержание целостности общины, рода, орды.

    Однако возникновение мононорм было свидетельством грандиозной эволюции человечества, вышедшего из животного царства. Сам факт появления норм – это признак сугубо человеческого бытия, его социальности. Через освоение мононорм культивировались формы поведения, которые были необходимы человеческому обществу для дальнейшего пргресса. Ведь даже самые консервативные и жесткие социальные нормы пришли на смену стадным инстинктам и свидетельствовали об осознании человеческим  сообществам особенности своего существования к остальному миру и необходимости поддержания и сохранения своей общности. В рамках первобытной морали, обычаев, традиций, ритуалов, выраставших из мононорм, происходило становление человеческой социальности. Люди на практическом опыте убеждались в полезности и целесообразности определенных правил, запретов, предписаний.

    На последнем этапе распада первобытнообщинного строя в эпоху классообразования возникают нормы права. Однако формирование норм права и прав человека- явления разновременные. Правовые системы большинства регионов мира формируются в связи с крупными общественными разделениями труда, ростом его производительности, которые создали возможность появления избыточного продукта и сосредоточения общественного богатства в руках уже сформировавшейся привилигированной верхушки, осуществлявшей процесс управления в родовых организациях. Они были основаны преимущесвенно на методах насилия, принуждения, применявшихся носителями верховной власти по отношению к большинству общества. Уровень свободы был минимальный и охватывал, разве что правящую верхушку. В таких условиях притязания индивидов на обеспечение нормальной жизнедеятельности были нереальны. Люди видели в представителях верховной власти либо ставленников Бога на земле, либо просто владык, требующих беспрекословного подчинения.

     Свой вклад в развитие гражданских свобод внесли римляне, которые ввели разделение властей, приняли и разработали идеи естественного права. В период средневековья свобода была крайне ограничена, поскольку федеральное общество – это общество всеобщей зависимости. И развития каталога прав человека

     Петиция о праве 1628г., относящаяся к периоду формирования буржуазного строя в Англии, возлагала определенные обязанности на короля, которые призваны защищать подданных от произвола королевской администрации. Актом, закрепившим компромисс между упрочившейся буржуазией и правящей верхушкой землевладельцев, утверждением конституционной монархии, стал Биль о правах 1689г. Биль отводил значительную роль парламенту, взыскивал налоги в пользу короны.

     Декларация прав Вирджинии 1776г. была первым государственным определением прав человека. Карл Маркс, оценивая этот исторический документ, писал, что Америка – это страна, «где возникла впервые…идея великой демократической республики, где была провозглашена первая декларация прав человека и был дан первый толчок европейской революции 18 века».

     Дальнейшим этапом углубления и развития каталога прав человека стала вторая половина 20 века.

 

Комментарии

Римма Ивановна Борисова

Ребенку необходимо знать его права и обязанности. Предлагаю знакомить деток в игровой форме.

Андронникова Татьяна Витальевна

Римма Ивановна, спасибо, что прочитали мой доклад. Я с вами полностью согласна, что знакомить детей со всей информацией нужно в игровой форме ,так лучше усваивается материал. Все занятия, в том числе и по правам ребенка, я стараюсь проводить в игровой форме.

Римма Ивановна Борисова

Спасибо!