Психологическая готовность ребенка к школе.

Поступление ребенка в школу - качественно новый этап в развитии  ребенка, связанный с изменением социальной ситуации и личностными  преобразованиями, которые называют  кризисом семи лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psihologicheskaya_gotovnost_k_shkole.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с родителями

Тема: «Психологическая готовность ребенка к школе. Адаптация к школе».

  Поступление ребенка в школу – серьезный этап в жизни каждого ребенка. И не секрет, что многие испытывают трудности в период адаптации к школе, новому распорядку дня, коллективу, новому учителю. Нелегко приходится и родителям. За лето ребенок вырос, ему необходимо купить ранец, обувь, одежду, учебники. А главное - определиться  со школой, в которой он будет учиться.

  Но при всем уважении к родительским хлопотам можно уверенно сказать, что у будущего первоклассника забот куда больше, чем у папы с мамой: он открывает для себя совершенно новый мир.

Поступление ребенка в школу – качественно новый этап в развитии ребенка, связанный с изменением социальной ситуации и личностными преобразованиями, которые называют кризисом семи лет. 

Основная симптоматика кризиза:

  1. потеря непосредственности;
  2. манерничание (ребенок что-то из себя строит, но  душа закрыта);
  3. симптом «горькой конфеты» (ребенок не показывает, что ему плохо)

дошкольники замыкаются и становятся неуправляемыми. Возникает внутренняя жизнь. Кризис связан с осознанием своего Я в системе общественных отношений.

  Что такое учиться? Весело это или скучно? Трудно или легко? Прежде всего, это ответственность. Теперь ребенок должен забыть  слово «хочу» ради слова «надо».

   Начальный период обучения связан с перестройкой образа жизни и деятельности ребенка. В качестве основных проблем, с которыми ему придется столкнуться в школе, можно выделить:

- смену режима дня и питания;

-увеличение времени, проводимого  без движения, сидя за столом;

- смену стиля общения с взрослыми (учитель зачастую не ориентирован нпа опеку, похвалу и защиту);

- необходимость организовать свое рабочее место за партой;

- требования правильно реагировать на звонки с урока и на урок, следовать правилам поведения на уроке, сдерживать и произвольно контролировать двигательную, речевую и эмоциональную реакцию;

- необходимость устанавливать контакты с незнакомыми сверстниками;

- возможный неуспех в деятельности;

- увеличение объема интеллектуальной нагрузки.

Период адаптации к школе занимает от месяца до полугода. Все жизненные ситуации, связанные с поступлением в школу, их переживания требуют от ребенка пересмотра, а иногда и серьезной корректировки созданной им картины мира.

Главное, что необходимо ребенку, - положительная мотивация к учению. Большинство будущих первоклассников хотят идти в школу, но у них складывается определенное представление, которое можно сформулировать примерно так: настоящий школьник – это счастливый обладатель портфеля и школьной формы, старательный  исполнитель школьных правил, он слушает учителя, поднимает руку и получает оценки.

Причем  «оценка»  и  «пятерка»  для будущего ученика почти одно и то же. Ребенок уверен, что будет хорошим учеником, т.к. видел, что мама купила для него все самое необходимое к школе.  Подобные детские надежды хранят в себе большую  опасность: ребенок воспринимает школу как очередную игру, которая может оказаться совсем не такой привлекательной, если не превратится со временем в учебное сотрудничество с учителем и со сверстниками.

Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. И здесь главную роль играет информация о школе и способ ее подачи родителями и воспитателями ДОУ. Многие родители стараются создать привлекательный образ школы: « ты будешь у нас отличником», « у тебя появятся новые друзья», « учителя любят таких умненьких как ты».

Взрослые полагают, что таким образом прививают  ребенку заинтересованное отношение к школе, в действительности же будущий школьник, настроенный на радостную деятельность, может надолго потерять интерес к учебе, испытав даже незначительные негативные эмоции. Причин для переживания подобных эмоций школа предоставляет предостаточно:

- неудачи на фоне кажущейся всеобщей успешности;

- трудности в поиске друзей среди одноклассников;

 - расхождение оценки учителя и привычной родительской похвалы и т. Д.

Иногда родители и воспитатели используют образ школы как устрашение, не задумываясь о последствиях: « за такое поведение тебя в школе сразу в хулиганы запишут», « ты же двух слов связать не можешь, как ты в школу пойдешь» и т. д. Такие напутствия вряд ли воодушевят ребенка.

Таким образом, исключительно позитивный и или, напротив, негативный  образ школы не принесут пользы. Важно настроить ребенка на ежедневный труд и внушить ему, что он сможет все, если постарается. 

В настоящее время школа решает сложные задачи образования и воспитания подрастающего поколения. Успехи школьного обучения в немалой степени зависят от  уровня подготовленности ребенка к школьному обучению.

В психолого-педагогических исследованиях  рассматриваются  вопросы специальной  и общей психологической готовности ребенка к школе.

Основным критерием психологической готовности  к школе выступает новообразование этого возраста «внутренняя позиция школьника» - сплав познавательной потребности  и потребности в общении со взрослыми на новом уровне.

Традиционно выделяют три  аспекта школьной зрелости:

  1. Интеллектуальный.

Успешно справиться с учебной нагрузкой ребенок может лишь в том случае, если он:

 - обладает способностью анализировать и синтезировать полученную информацию;

- концентрировать  внимание;

- устанавливать основные связи  между явлениями;

- логическое запоминание;

- умение воспринимать речь;

-развитие речи самого ребенка, отсутствие у него дефектов звукопроизношения;

- умение воспроизводить образец;

 - развитие тонких движений рук для освоения письма.

  1. Эмоциональный.

Об эмоциональной зрелости говорят:

- уменьшение импульсивных реакций, т.е. произвольная регуляция психической деятельности. На начальном этапе ребенку трудно справиться с учебной нагрузкой. Ребенок еще зависим от посторонних раздражителей, он отвлекается.  Взрослые нередко расценивают это как непослушание. Ребенок еще не умеет и не знает как удержать себя, поскольку анатомическая и функциональная готовность лобных отделов мозга, которые отвечают за эту деятельность, только-только оформляется к семи годам.

- возможность длительное время выполнять не очень привлекательные задания.

  1. Социальный аспект.

О социальной зрелости свидетельствуют:

- потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп;

- способность  выполнять  роль  ученика в ситуации школьного обучения.

- определенный уровень мотивационного развития ребенка к обучению в школе.

Психологическая готовность  к школе – это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в группе сверстников.

Высокий уровень интеллектуального развития детей не всегда совпадает с их личностной готовностью к школе. У дошкольника может быть не сформировано положительное отношение к школе, мотивация к школьному обучению. Это несоответствие отмечают и учителя школ.

В связи с этим нами был разработан долгосрочный  проект «Скоро в школу!». Участниками проекта стали дети, воспитателями и родители, учитель  начальных классов.

Основная цель проекта – воспитание положительного отношения к школе у детей подготовительной группы. Исходя из этого, были сформулированы следующие задачи:

  1. Знакомство детей со школой  (зданием школы, школьной библиотекой) и профессией учителя;
  2. Создание предметно - развивающей среды для ознакомления воспитанников   со школой (дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, наглядный материал, художественная литература по теме);
  3. Экскурсия с детьми в школу;
  4. Работа с родителями: выставка поделок «Школьные принадлежности», выпуск газеты, семинар – практикум «Игры для подготовки детей к школе», семинар-практикум совместно с логопедом, анкетирование.